Урок математики по теме "Нахождение неизвестного слагаемого"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Биккулова  Ольга  Владимировна

Конспект урока матемактики для 1 класса УМК "Перспектива". Составлен на основе системно-деятельностного подхода. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Нахождение неизвестного слагаемого».

Основные цели:

1) сформировать представление о нахождении неизвестного слагаемого;

2) актуализировать умение решать примеры на нахождение неизвестного компонента способом подбора, актуализировать состав чисел 1-9, умение решать задачи на нахождение целого и части.

Планируемый результат:

Универсальные учебные действия.

Личностные: осознание математических составляющих окружающего мира.

Регулятивные: освоение способов вычисления и установление взаимосвязи между компонентами сложения и вычитания.

Познавательные: осмысление математических действий.

Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос, умение анализировать,  сравнивать и обобщать, работая в парах.

Предметные умения: складывать и вычитать однозначные числа;

устанавливать взаимосвязь между действиями сложения и вычитания;

решать задачи в одно и два действия;

правильно употреблять в речи математические понятия.

Оборудование: демонстрационный и раздаточный материал, учебник, средства обратной информации.

                                                                 Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;

2) определить содержательные рамки урока: сложение двузначных чисел.

На доске вывешены картинки с изображением шагов учебной деятельности .

- Ребята, что вы видите на доске? ( На доске расположены  картинки с 2  шагами учебной деятельности.)

- Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Будем открывать что-то новое.)

- Какое главное умение вы развиваете на уроках математики? (Мы учимся считать и решать задачи.)

- Сегодня вы продолжите работать с числами. Как вы думаете, зачем на доске зафиксированы эти два шага? (Мы должны постараться сами «открыть» новое знание.)

- Я вижу, что вы готовы к работе. Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

1) актуализировать правила нахождения части и целого, решение примеров с «окошками» способом подбора;

2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

1) Актуализация правила нахождения «части и целого».

Кролик пригласил Пятачка в гости. А живет он в доме № 5. По какой дорожке идти Пятачок не знает. Помогите ему.

У детей карточка с изображением трех дорожек.

Учащиеся работают самостоятельно.

- Проверяем ваши результаты. (Проводится фронтальная проверка.)

- По какой дорожке нужно идти Пятачку?    (По третьей)

- Побежал Пятачок, а впереди новое испытание. Поможем?

- Какие номера у остальных домиков?        (8 и 3)

- Используя номера трёх домиков, составьте 2 примера  на сложение и 2 примера на вычитание.  

3 + 5 = 8

5 + 3 = 8

8 – 3 = 5

8 – 5 = 3

- Выделите целое и подчеркните части. Объясните запись каждого примера.

- Каким правилом вы пользовались? (Правилами нахождения «части и целого».)

Учитель открывает эталон.

-  Подошел Пятачок к домику Кролика, а в какое окошко постучать - не знает.

2) Актуализация состава чисел  до 9, решение примеров с «окошками».

Учитель открывает на доске задание.

- Кто общего у этих примеров?   (Все на сложение)

- Как называются компоненты действия сложения?

- Что особенного в записи этих примеров? (Один из компонентов неизвестен.)

- Как он обозначен? (На его месте нарисовано «окошко».)

- Вставьте числа в «окошки».

Учащиеся работают самостоятельно. Проверка проводится фронтально. Пример комментирования:

- Нужно подобрать такое число, которое в сумме с числом 5 дает 7. Это число 2.

Аналогично проводиться проверка оставшихся примеров.

3) Пробное действие.

- Какой способ использовали при решении примеров?            (Способ подбора)

- А если пример будет с многозначными числами, подойдет ли для решения способ подбора?

- Как быть?   (Нужно придумать новый способ)

- Попробуйте это сделать.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: 

  1. выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

- Получилось?

- Как вы думаете, часто ли возникают случаи, когда неудобен способ подбора? (Да.)

- Почему же будут возникать подобные затруднения? (Известный способ не подходит, а другого способа нет.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

построить проект выхода из затруднения;

- Сформулируйте цель вашей деятельности? (Открыть способ решения примеров с «окошками».)

- Какой компонент неизвестен в этом примере? (Неизвестно слагаемое, часть.)

- Вспомните, что вы повторяли в начале урока. (Правило нахождения «целого и части».)

- Как это правило вам может помочь? (Мы можем применить правило нахождения части.)

- Составим план наших действий. Какой будет первый шаг? (Определим компоненты действия, подберем правило.)

Физкультминутка.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

- Я предлагаю поработать вам в группах. Назовите правила работы. (Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны его выслушать. В каждой группе должен быть ответственный. Он отвечает за работу всей группы, за результат. Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам.)

- Выполните в группах первый и второй пункты плана.

Ответственные от каждой группы получают листы, на которых будет выполняться указанные пункты плана.

- Какие результаты у вас получились?

На доске выставляются результаты работы групп.

- Каким правилом вы воспользовались? (Чтобы узнать слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.)

- В какой группе были допущены ошибки?

Проводиться рефлексия результатов.

- Какой шаг осталось выполнить? (Проанализировать наши действия и сформулировать способ.)

- Как проверить, верно, ли вы рассуждали? (Сравнить с выводом в учебнике)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: 

создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

- Что теперь нам надо сделать? (Потренироваться в решении примеров на нахождение неизвестного слагаемого.)

Учебник № 3, стр. 45.

Выполняют с комментированием по цепочке

- Вы поработали все вместе, как вы будете сейчас работать? (В парах.)

Учебник № 2, стр. 45.

Проверка проводится с помощью веера с цифрами.

- Кто допустил ошибку? В чем она? (Неправильно применил правило, ошибся в вычислениях.)

- Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.

- Кто выполнил все верно? Сделайте вывод.

- Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: 

организовать самопроверку и самооценку учащимися умения решать примеры на сложение с неизвестным слагаемым.

Учитель раздает детям карточки с заданием для самостоятельной работы.

На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

- Проверьте.

Учитель открывает на доске эталон для самопроверки.  Проводиться вербальная поэтапная проверка. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность своего хода решения и вычислений.

- У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)

- Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в решении примеров, в вычислениях.)

- У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем применять новый способ.)

Физкультминутка.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: 

организовать повторение  задач на нахождение целого и части.

Учебник   5, стр. 46.

-  Прочитайте задачу.

- Чего не хватает в задаче?   (Вопроса)

- Посмотрите на схему к задаче и задайте вопрос.

- Что будете искать в задаче?   (Часть)

- Каким правилом воспользуетесь?   (Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть известную часть)

- Запишите решение и ответ задачи.         (Проверка сигнальными карточками)

Учебник   6, стр. 46.  Составление задач по схемам.

Анализ задач и решение у доски отдельными учащимися, остальные работают в тетради.

Дополнительные задания № 4 стр.45, № 7 стр. 46.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 

1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: решение примеров с неизвестным слагаемым;

2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

3) оценить собственную деятельность на уроке.

- Какова была цель сегодняшнего урока? (Построить способ решения примеров с неизвестным слагаемым .)

- Достигли ли цели? Докажите.

- Давайте вернемся к шагам учебной деятельности. Кто может сказать, что сумел сам сделать «открытие». Докажите.

- Кому не удалось, почему?

- Оцените свою деятельность на лестнице успеха.

- Пятачок с Кроликом хорошо провели время и многому у вас научились.  В знак благодарности они дарят вам картинки  для раскрашивания с изображением героев из мультфильма про Винни- Пуха.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

5 +        = 8                           + 3 = 7                     2 +          = 9

       + 4 = 6                      1 +       = 5                            + 8 = 9

5 +        = 8                           + 3 = 7                     2 +          = 9

       + 4 = 6                      1 +       = 5                            + 8 = 9

5 +        = 8                           + 3 = 7                     2 +          = 9

       + 4 = 6                      1 +       = 5                            + 8 = 9

5 +        = 8                           + 3 = 7                     2 +          = 9

       + 4 = 6                      1 +       = 5                            + 8 = 9

5 +        = 8                           + 3 = 7                     2 +          = 9

       + 4 = 6                      1 +       = 5                            + 8 = 9

5 +        = 8                           + 3 = 7                     2 +          = 9

       + 4 = 6                      1 +       = 5                            + 8 = 9

5 +        = 8                           + 3 = 7                     2 +          = 9

       + 4 = 6                      1 +       = 5                            + 8 = 9



Предварительный просмотр:

                                                                                 

                                                                             


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Эталон проверки

3     4      7

2     4      1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Уравнение с неизвестным вычитаемым". 1 класс

Урок математики по образовательной системе "Школа 2000", по учебнику Математика (автор Л.Г.Петерсон). Используется технология деятельностного метода....

Презентация к уроку математики "Уравнение с неизвестным вычитаемым"1 класс

Презентация к уроку математики по теме "Уравнения с неизвестным вычитаемым". На уроке дети сами ставят цель, формулируют тему урока, "открывают ноые знания". Учитель помогает, подводит их к этому...

Открытый урок. Сравнение чисел. Нахождение неизвестного слагаемого.

Открытый урок будет хорошей помощью при проведении урока математики в коррекционной школе VIII вида....

Технологическая карта урока математики «Как найти неизвестное слагаемое»

Технологическая карта урока математики, 2 класс  Перспективная начальная школа...

Презентация к уроку математики «Как найти неизвестное слагаемое»

Презентация к уроку математики 2 класс, Перспективная начальная школа «Как найти неизвестное слагаемое»...

Открытый урок по математике тема :"Нахождение неизвестного слагаемого" 4кл.

Открытый урок по математике по теме " Наождение неизвестного слагаемого " 4 класс Школа России...

Конспект урока математики "Как найти неизвестное делимое"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения записывать решение задачи с помощью уравнения с неизвестным делимым; формирование умения нахождения неизвестного делимого; формирование алгоритмического ...