Урок математики "Уравнение с неизвестным вычитаемым". 1 класс
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Золина Надежда Александровна

Урок математики по образовательной системе "Школа 2000", по учебнику Математика (автор Л.Г.Петерсон). Используется технология деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uravnenie_s_neizvestnym_vychitaemym_1_kl..doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Аксубаевская средняя общеобразовательная школа №3»

Урок:  математика.        

 Тема:  Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Класс:  1.

Учитель начальных классов  I  квалификационной категории Золина Надежда Александровна

Тема урока: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

Основные цели:

  1. Сформировать способность к нахождению неизвестного вычитаемого, формировать умение применять полученные знания при решении уравнений.
  2. Повторить названия компонентов действий сложения и вычитания, алгоритм решения уравнений с неизвестным слагаемым, закрепить умение решать текстовые задачи.
  3. Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, обобщение, классификация.

Демонстрационный материал:

- алгоритм решения уравнений с неизвестным слагаемым;

- иллюстрации;

- названия компонентов действия вычитания;

- эталон для самопроверки, подробный эталон.

Оборудование: презентация 

Ход урока:

  1. Мотивация учебной деятельности(1-2 мин.)

Цель:

  1. Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
  2. Определить содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на этапе I.

 Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт;

 Не фонарь, а ярко светит;

                                                        И не пекарь, а печёт?   (солнце)

   - Мы скучали по тёплому весеннему солнышку. И вот оно! Мы ему улыбаемся и дарим свои улыбки друзьям, родным. Ребята у вас хорошее настроение? Значит, вы будете активно работать. Вам по плечу любая работа. Вы справитесь, я в вас верю.

   - Да природа пробуждается. Вот-вот прилетят наши пернатые друзья. Зимой мы для птиц готовили кормушки, подкармливали их, чтобы им было легче перезимовать.  А весной готовим для них скворечники, чтобы они смогли в них вывести птенцов. Только они, почему-то, закрыты на замочек.

 Хватит ли у нас умений, знаний, чтобы «открыть» замочки?

( Если не будем лениться, а будем хорошо трудиться!)

  1. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности   (5-6 мин.)

Цель:

  1. Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторить названия компонентов действия вычитания, повторить алгоритм нахождения части и целого.
  2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия. Обобщение, анализ.
  3. Зафиксировать необходимость выведения правила нахождения неизвестного вычитаемого.

Организация учебного процесса на этапе  II.

- Чем же мы занимались на прошлом уроке?  (Решали  уравнения).

- Что такое уравнение ?  (Равенство, в котором есть неизвестное число).

- Чему мы научились ?  ( Решать уравнения с неизвестным слагаемым).

- Сегодня мы опять будем решать уравнения. Неужели мы ещё не всё про них знаем?  Нужно это выяснить! Хотите?

- Но урок у нас необычный, нужно поработать так хорошо, чтобы замочки сами

 « раскрылись» от наших хороших ответов. Сумеем ли мы помочь птичкам ?  (Вместе сумеем всё!)

- А для начала нужно всего лишь вспомнить, как находят целое и часть.

Учитель демонстрирует необходимый эталон – словесную форму способа действия:  

3 слайд

Чтобы найти часть,

надо из целого вычесть другую часть.


- Давайте выполним первое задание.  (задание проецируется на экране)

4 слайд

- Первое препятствие мы преодолели , и, я думаю, первый замочек со скворечника «сняли».

- Давайте выполним следующее задание.  (задание на экране)

5 слайд

- Вот и второй скворечник готов встретить своих питомцев. Но работы ещё много.

6 слйд

x + 5 = 9

- Что это?   (Уравнение)

- Решите это уравнение, пользуясь эталоном

        x + а = b

       x = b - а

( Учащиеся решают уравнение самостоятельно, один ученик решает у доски)

- Вот и ещё один «ключик». Вы молодцы!

- Вот летят скворцы, а между ними один воробей, никак не угомонится, не пускает птиц. Приготовил нам ещё одно задание. Если мы сумеем выполнить его задание, может быть, и он успокоится и полетит устраивать своё жильё.

7 слайд

                                                        ?      

- Что это такое?  (Равенство).

- Можно ли его назвать уравнением?  Оно похоже на те , что мы уже решали?

  ( Нет, действие вычитание ).

- А как называются компоненты при вычитании ? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность)

- А вы сможете сказать, какими фигурами можно заполнить этот неизвестный мешочек? Как узнали?  ( Методом подбора).

- А здесь?

8 слайд

                                                                                 

- Каким будет здесь ответ? Скажите так  же быстро,  не медля.

- Какой ответ у вас получился?

Дети называют ответы, учитель фиксирует результаты на доске.

- Почему ответы получились разные? Как же вы рассуждали?

III. Постановка проблемы (2 мин.)

Цель:

  1. Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения алгоритма нахождения неизвестного вычитаемого.
  2. Согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе III.

- Трудновато стало ! Почему? У нас возникла проблема!

Что в этом уравнении необычно?  Чем является неизвестное число? (Вычитаемым).

- Умеем ли мы решать уравнения с неизвестным вычитаемым?

- А хотите научиться?

- Какую поставим перед собой задачу? (Научиться решать новые уравнения)

- Какова же тема урока? ( Решение уравнений с неизвестным вычитаемым).

IV. Проектирование и фиксация нового знания (10 мин.)

Цель:

  1. Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма нахождения неизвестного вычитаемого.
  2. Зафиксировать новый способ действия в знаковой форме.

Организация учебного процесса на этапе IV:

- Да, мешочки получились переполненными. Как же нам быть?

Попробуем найти такой «ключик», который поможет найти решение.

(Выслушиваются мнения учеников).

Строится алгоритм нахождения вычитаемого:

- На что нужно посмотреть в первую очередь?  (На знак).

9 слайд

Смотрю на знак арифметического действия.

 - Теперь можно безошибочно определить, где целое, а где части.

Найду части и целое.

- Чем же является неизвестная величина?

Определю, что неизвестно: целое или часть.

- Как же найти часть? (Нужно из целого убрать известную часть).

- Как определили целое? (Вычитать можно только из целого).

Применю правило.

- Как будем вычитать? (Зачёркивать). Значит нужно произвести вычисления.

Произведу вычисления.

- Какие фигуры остались? Проверим.

Сделаю проверку.

- Итак, как найти вычитаемое? (Надо из целого вычесть часть, т.е. из уменьшаемого вычесть разность).

- Но мы также находили неизвестное слагаемое? Почему так произошло? (В обоих случаях мы находим часть).

- Ребята, посмотрите, какое интересное уравнение предлагает вам решить автор учебника:     а – х = b

-Чему равен   х  в таком уравнении? Можно пользоваться алгоритмом.

Учитель предлагает учащимся эталон, знаковую фиксацию способа действия:  

  а – х = b

  х = а - b

10 слайд

- Вернёмся к нашему уравнению. Какой же ответ должен получиться?

Физкультминутка. Релаксация.

- Ребята, вы молодцы! Вы на славу потрудились. Хорошо встретили птичек, приготовили скворечники. Пусть им будет хорошо и спокойно. И мы тоже с вами  отдохнём.

Вот солнечный зайчик заглянул и к вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щёчках. Аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть. Погладьте и голову, шею, животик, он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник, он любит вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему. 

V. Первичное закрепление  (5 мин.)

Цель:

Зафиксировать правило нахождения неизвестного вычитаемого в громкой речи.

Организация учебного процесса на этапе  V.

- Отдохнули, пора за работу!

Работа по учебнику: с. 24, № 2.

  1. Задание (а) учащиеся выполняют под руководством учителя, комментируя решение в громкой речи.

- Ребята, а теперь заменим графическое изображение числовым. Сколько фигур составляют целое ? Чему равна известная часть ? Озвучьте числовое уравнение и прокомментируйте решение.

    2.  Задание (б) учащиеся выполняют, работая в парах, поочерёдно комментируя его в устной речи.

VI. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (5 мин.)

Цель:

  1. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
  2. Проверить умение решать уравнения с неизвестным вычитаемым.

Организация учебного процесса на этапе VI.

- Я думаю, что теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание. Решите уравнения под № 3, на стр. 24.  Первый вариант решит 1-ое уравнение, второй вариант – 2-ое. Я уверена, вы все справитесь. Желаю успеха!                                       11 слайд

Эталон для самопроверки на новый способ  действия:

8 – х = 3                а – х = b

х = 8 – 3                                     х = а - b

х = 5

8 – 5 = 3

3 = 3

Ответ: х=5

      Эталон для самопроверки на новый способ  действия:

9 – х = 8                      а – х = b

х = 9 – 8                                     х = а - b

х = 1

9 – 8 = 1

1 = 1

      Ответ: х=1                                                                     

- Кто допустил ошибки при решении уравнений? Определите место ошибки  и причину.

- Над чем надо поработать? Подчеркните место ошибки.

- Ребята, я советую вам дома ещё раз поработать самостоятельно: решить третье уравнение.

- А кто сделал правильно, тот поставит рядом с уравнением знак «+». Молодцы! Вам я предлагаю придумать уравнение с неизвестной частью.

- А вот и солнышко появилось «на небе», оно рассеяло все наши сомнения.

VII. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.).

Цель:

  1. Оценить результаты собственной деятельности.
  2. Согласовать  д/з

Организация учебного процесса на этапе VII.

- Огромное трудолюбие и ваше доброе сердце помогли нам совершить так много хороших дел и очень многому научиться.

- Вы помните, какую цель мы ставили перед собой? (Научиться решать уравнения с неизвестным вычитаемым).

- Достигли ли мы этой цели?

- Как же найти неизвестное вычитаемое, или часть? (Из целого вычесть другую часть, или из уменьшаемого вычесть разность).

- Вы думаете, что вы научились решать уравнения? Оцените свою работу следующими знаками:

- Кто испытывал трудности при выполнении заданий, но старался , быстро находил место ошибки, всё исправил, то на солнышке ставит точку и говорит себе: «Я работал хорошо».

- Кому на уроке работать было трудно, и остался вопрос, который вам хочется мне задать, напишите на солнышке вопросительный знак и скажите: «У меня обязательно всё получится».

- Кому всё было понятно, кто активно работал, может помочь товарищу решить уравнение, поставьте себе восклицательный знак и скажите: «Я молодец!».

- Молодцы! Я вижу, как солнышко дарит свои тёплые лучи каждому из вас. Оно живёт в каждом человеке, и от этого мы становимся добрее, ласковее внимательнее.

- Урок окончен, всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: "Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого"

Фанный урок построен с учетом ФГОС -2 и направлен на:Познакомить детей с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения.Совершенствовать навыки у...

Конспект урока по математике. 4 класс ТЕМА: НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО УМЕНЬШАЕМОГО, НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО.

ТЕМА: НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО УМЕНЬШАЕМОГО, НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО.ЦЕЛИ: Образовательные: познакомить  с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженн...

Тема урока: Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого

ЦЕЛЬ: Выделять  неизвестный  компонент  арифметического действия и находить его значение;Задачи:Научиться определять, как связаны между собой числа при вычитании;Находить неизвестное ум...

Конспект урока по математике на тему "Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого" 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с решением уравнений на основе связи уменьшаемого свычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что так...

Конспект урока математики для 4 класса: «Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.»

Конспект урока математики для 4 класса: «Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.» Материал поможет познакомить детей с решением уравнений на основе связи уменьшаемо...

Технологическая карта урока математики "Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об решении уравнений на  основе связи уменьшаемого свычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения.Задачи урокаДидактические:Познак...