Конспект урока по математике по теме "Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого" 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс)

Зыкова Алла Ивановна

Урок-путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока по математике391.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 им. Героя Советского Союза. Д. Т. Доева»

Урок математики в 4 классе

на тему:

«Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого».

(Урок – путешествие)

Подготовила учитель высшей категории

Зыкова Алла Ивановна

Урок № 41


Тема: Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого


     (учебник, с. 63)

Цель деятельности учителя

Ознакомить с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения, совершенствовать навыки сложения и вычитания многозначных чисел; закрепить представления о планетах Солнечной системы, , развивать интерес к предмету «Окружающий мир».

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения; научатся складывать и вычитать многозначные числа.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности

Целевые приоритеты воспитания

к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека

Тип урока

комбинированный урок.

Интегрированный блок

Математика, окружающий мир

Оборудование

Телевизор, компьютер, индивидуальные карточки

Ход  урока

I. Оргмомент

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

 - Сегодня у нас на уроке гости. Давайте их поприветствуем.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем,

Наш урок сейчас начнем

 - Откройте тетради и запишите число (18 ноября) и классная работа

II. Актуализация знаний

Учитель.

- Урок у нас сегодня необычный, потому что мы с вами отправляемся в космическое путешествие. В этом путешествие вам понадобятся все ваши математические знания.

- А что ещё нужно для путешествия в космос?   (Сила, выдержка, взаимопомощь)

- Оценивать ваши знания я буду звездочками. В конце урока мы подведем итог.

1. Устный счет.

Учитель.

- Перед стартом экипаж должен пройти проверку.

Перед вами задания устного счета.

  • Выполните задание. Найдите в ряду лишнее число. Объясните свой выбор  

                  А)     100,     900,     202,     500,     800

                  Б)      873,     524,     1004,     678,     346

                  В)      8004,     4567,     2345,     908,     7853

  • Назовите число, которое при счете идет за числом 998, стоит  перед числом 500,

следует за числом 359, стоит перед числом 1000.

  • Назовите число, в котором:

3сот. 7дес.;  1сот. 9ед.;  6сот. 3дес. 8 ед.;  4сот. 2 дес. 3 ед.

  - Ребята, на чём мы отправимся в космос?  (На ракете)

  - Верно. Мы построим свою ракету, на которой и отправимся в космос.

2. Игра «Танграм»

   Решив пример, ученики прикрепляют геометрическую фигуру к магнитной доске с верным ответом

Желтый:      5600· 10 : 100 = 560

Голубой:     600· 30 : 1000 = 18

Зелёный:      510 : 30 = 17

Красный:     (5640 + 299) · 0 = 0

Оранжевый:  60 000 – 1 = 59999

Синий:           899 999+1= 900 000

Коричневый:  2100 : 70 =  30

  III. Самоопределение к деятельности

- Проверим исправность приборов космического корабля.

- Найдите лишнее выражение

159 – 104 = 55,             Х + 15 = 22,             70 · 4 =280,             120 : 6 = 20

- Объясните свой ответ (это уравнение).  Что такое уравнение?

Уравнение — это равенство, содержащее в себе переменную, значение которой требуется найти.  

Разделите данные уравнения на две группы  (карточки на доске):

85 + Х = 100,       230 – Х = 135,       Х – 9820 = 518,        Х + 436 = 1024

- Объясните свой выбор  (наблюдаем сложение и вычитание).

- Вспомните как называются компоненты арифметического действия «сложение»  (слагаемое + слагаемое = сумма).

- А что предлагается найти во второй группе уравнений? (уменьшаемое и вычитаемое).

-Какие уравнения решали на прошлом уроке? (На нахождение неизвестного слагаемого)

- Скажите, как вы думаете, какая тема нашего урока?

   (Решение уравнений на нахождение уменьшаемого и вычитаемого)

- Решите уравнение на нахождение неизвестного вычитаемого.

  (Один ученик решает у доски, стальные в тетради)

      230 – х = 135           х – вычитаемое

       х = 230 – 135

     х = 95 

     230 – 95 =135

           135 = 135

Ответ: х = 95.

IV. Работа по теме урока

- Неисправности устранены.

- Экипаж к полету готов?

- Надеть шлемы!

- Пристегнуть ремни!

Начинаем отсчет:  10, 9, 8, 7, 6….. (видеоролик)

 Несколько вопросов о Солнечной системе

  1. Что такое  Солнечная система? ( Солнце и  планеты.)
  2. Какие планеты являются ближайшими соседями планеты Земля? ( Венера и Марс)
  3. Что такое Луна? ( Это спутник Земли.)

- Первая планета на нашем пути – Марс .

- Что вы знаете о Марсе?  (Сообщение ученика)

Марс – четвёртая от Солнца планета названа в честь римского бога войны за свой красный цвет. Поверхность  Марса содержит большое количество железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет. Ночью температура на Марсе опускается до минус 85°.

На планете Марс перед нами стоит задача объяснить решение уравнений.

Первое уравнение объясняет учитель (записано на доске)

х – 34 = 48 : 3           х - уменьшаемое

х – 34 = 16

х = 34 + 16

х = 50                

50 – 34 = 48 : 3

        16 = 16

– В уравнении х – 34 = 48 : 3 неизвестно уменьшаемое, вычитаемое 34, а разность выражена частным чисел 48 и 3. Найдем сначала разность (48 : 3 = 16). Значит, разность равна 16. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо разность и вычитаемое сложить. Вычисляем: 34 + 16 = 50.

Значит, х = 50. Выполним проверку, подставив вместо х найденное число: 50 – 34 = 16 и 48 : 3 = 16. В левой и правой части уравнения получили одно и то же число. Значит, уравнение решено верно.

– Откройте учебник на странице 63 и объясните решение второго уравнения и проверку к нему, у доски объясняет ученик

Следующая планета, которую мы пролетаем – это Юпитер .

(Сообщение ученика)  Юпитер – самая большая планета в Солнечной системе.

                                      Названа в честь главного римского бога Юпитера. Состоит

                                      главным образом из различных газов. В атмосфере Юпитера

                                      постоянно бушуют мощные ураганы.

Учитель:  Задание Юпитера – решить уравнение

    У доски решает….

      64 – х  = 91 : 7               х- вычитаемое

    64 – х = 13              

   х = 64 – 13

   х = 51

   64 – 51 = 91 : 7

           13 = 13

Ответ: х = 51

Проверка: Что в уравнении неизвестно?

                     Как найти вычитаемое?

                     Чему равно вычитаемое? Сверим решение уравнения  

Учитель: Ребята, мы в космосе не одни.

 Наш  корреспондент ведёт прямую трансляцию с орбитальной станции. С нами на связи Рубцов Глеб Богданович.

Здравствуйте, Глеб.

Корреспондент: 

  – Здравствуйте, Алла Ивановна! Здравствуйте, ребята!

Учитель:  Как проходит  ваш  полёт?

Корреспондент: 

 К сожалению произошла авария с кислородным баллоном, мы потеряли часть кислорода. Ребята, нам  нужна ваша помощь в проведении расчётов. Пока экипаж устраняет поломку, помогите высчитать объём  заполненных баллонов.

Потери составили  320 куб.метров.

Остаток – 590 куб.метров.    

Надо вычислить:  на сколько был заполнен баллон?

Учитель: Ребята, составьте и решите уравнение.

                 Обратите внимание на алгоритм решения уравнение (слайд №    )

Алгоритм  решения  уравнений:

  1. Определить компоненты действий;
  2. Выяснить какой из компонентов является неизвестным;
  3. Применить правило его нахождения;
  4. Выполнить действия и получить ответ;
  5. Выполнить проверку.

(Показывает карточки : Потери – 320

                                           Остаток – 590 )

Уравнение:  х – 320 = 590       х – уменьшаемое

                    х = 590+320

                   х = 910

                  910 – 320 = 590

                           590 = 590

(Проверка)

- Так на сколько были заполнены баллоны кислородом? (910 кубических метров)

Учитель: Следующая планета: Сатурн  

(Сообщение ученика) Сатурн - планета названа в честь римского бога

                                      земледелия. Окружена множеством ярких колец, которые

                                     состоят из обломков льда и камней. Сатурн состоит в

                                     основном из газов и не имеет твёрдой поверхности. На

                                     Сатурне дуют самые сильные ветра в Солнечной системе

                                     (500 м/с). Легко видим невооруженным глазом с Земли.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Планета Сатурн приглашает нас немного отдохнуть

(Музыкальный видеоролик)

Учитель: Следующая планета – это Уран

(Сообщение ученика)

Уран - эта планета-гигант названа в честь греческого бога неба Урана. Недра Урана состоят в основном изо льдов и горных пород. Из-за большого удаления от Солнца Уран получает от него очень мало света и тепла – почти в 370 раз меньше, чем Земля.

Учитель:  Планета Уран предлагает нам решить задачу?

                   (Решение задачи по учебнику – стр. 63 № 287)

№ 287 (Ученик под руководством учителя у доски)

Всего – 300 м.

Занято – 8 рядов по ? м.

Осталось – 140 м.

                   Решение

1) 300 – 140 = 160 (м.) – занято.

2) 160 : 8 = 20 (м.).

Ответ: 20 мест в каждом ряду.

Учитель: Следующая планета – Нептун  

(Сообщение ученика) 

Нептун - планета носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна – минус 200°С. На планете свирепствуют самые сильные бури во всей Солнечной системе.

Учитель: - Внимание экипажу! Впереди метеоритный дождь! Чтобы пройти его, произведём математические расчёты. Некоторые дети работают по карточке

(Работа по карточкам)

60 005 + (36 006 – 28 097) =  67 914                             100 105 – (87 007 – 679) = 13 777

Учитель: Остальные ребята выполняют на стр. 63 № 289 (2 столбик)

  400 + 80 : 4 · 5 = 500

  800 –  640 : 2 : 4 = 720           (Взаимопроверка)

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Скажите ребята, какие планеты Солнечной системы мы не посетили?

         Меркурий  и  Венера

 Что вы знаете о них?

Меркурий – это ближайшая к Солнцу планета.  Она получила своё название в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днём на Меркурии жара, а ночью ледяной холод. Поверхность планеты каменистая и пустынная

Венера-вторая планета от солнца. Носит имя богини красоты.

            Выглядит как очень яркая звезда

(Карточки, с которыми работали ученики, остаются на парте после урока

мне сдадите.)

Учитель: А сейчас посмотрите на наши сенсорные углы.  

(Под потолком, в разных углах висят разноцветные круги: зелёный, синий, оранжевый, красный.) 

Внимание. Зелёный круг. Все видят. Синий круг. Все видят. Красный круг. Все видят. Оранжевый круг. Все видят. Запомнили, какие где?

Расслабьтесь и  по моей команде: синий, зелёный, красный, синий, оранжевый, зелёный, красный.

 Молодцы!

IV. Подведение итогов. Рефлексия

             – Наше путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся на нашу планету Земля. Понравился вам наш урок? В начале урока мы ставили перед собой цели. Как думаете, мы достигли поставленных целей?

            Давайте подведём  итог урока (Закончите фразу)

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я смог…

Мне захотелось…

Вы хорошо поработали сегодня. Подсчёт звездочек .

Выставление отметок      

Домашнее задание : стр.63 № 286, № 289. 

Урок нам бы хотелось закончить такими словами:

Моя планета – человеческий дом,
Но как же жить под данным колпаком?
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан.
Где места нет ни аисту, ни льву.
Где стонут травы: больше не могу!..
Вот она летит , маленькая такая!
Всё ещё  живёт !
Всё ещё людям верит!
Вот она плывёт  сквозь грозовую полночь.
Всех людей зовёт, просит прийти на помощь.
Просит прийти на помощь.
Просит прийти на помощь.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике. 4 класс ТЕМА: НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО УМЕНЬШАЕМОГО, НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО.

ТЕМА: НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО УМЕНЬШАЕМОГО, НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО.ЦЕЛИ: Образовательные: познакомить  с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженн...

Конспект урока по математике по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность" 1 класс Программа "Школа 2100"

Данный урок полностью соответствует ФГОС, выдержана новая структура урока с учетом  формируемых УУД. Прилагается самоанализ современого урока....

Конспект урока по математике на тему: "Уменьшаемое.  Вычитаемое. Разность" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Уменьшаемое.  Вычитаемое. Разность" 1 класс...

Конспект урока по математике 3 класс. Как найти неизвестный делитель. Как найти неизвестное делимое .

Предмет: математикаКласс: 3-2Тема урока: Как найти неизвестный делитель. Как найти неизвестное делимое .Цели урока: учить находить неизвестное делимое; закреплять умение решать уравнения; формировать ...

Конспект и презентация на тему: "Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого".

Цель:Познакомить с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения;Совершенствовать навыки учащихся складывать и вычитать многозначные числа;Закре...

Конспект урока по математике на тему:"Уменьшаемое.Вычитаемое.Разность." 1 класс

Конспект урока по математике на тему:"Уменьшаемое.Вычитаемое.Разность." 1 класс...