Коррекционная работа на уроках математике
материал по математике на тему

Дмитриева Оксана Анатольевна

Выступление на МО

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа-интернат для учащихся

с ограниченными возможностями здоровья № 22  г. Томска

Выступление на МО по теме

«Коррекционная работа в обучении школьников математике».

                                                     Подготовила: Дмитриева Оксана Анатольевна

Томск 2017

«Коррекционная работа в обучении школьников математике».

В общей системе подготовки школьников с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни большое место занимают уроки математики, на которых учащиеся получают начальные математические знания, овладевают необходимыми вычислительными умениями, учатся логически мыслить. Однако усвоение математики для детей с умственной отсталостью представляет большие трудности. Дети в силу присущих им особенностей психического развития (интеллектуальная недостаточность, инертность мышления, рассеянность внимания, бедность представлений, нарушения речи и др.) слабо ориентируются в содержании математического задания, не могут его выполнить самостоятельно и поэтому нуждаются в постоянной помощи. Математика в коррекционной школе является одним из основных учебных предметов. Однако для многих ребят он является сложным, хотя при всем этом математика входит в число любимых предметов учащихся. Они с удовольствием выходят отвечать к доске, выполняют задания по карточкам. Правда ,  работать совершенно самостоятельно умеет мало кто, и поэтому на уроках математики так необходим индивидуальных подход к учащимся. Работая дифференцированно с каждой группой учащихся, учителю легче осуществлять индивидуальный подход к детям с различными математическими способностями.

Задачи преподавания математики по вспомогательной школе состоят в том, чтобы дать (слайд 2) 

учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

- через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся вспомогательных школ и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;

-воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Можно использовать следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики:(Слайд 4)

Объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдение, работа с книгой, игра, упражнение,

практическая работа, самостоятельная работа, применение технических средств обучения, проблемное обучение

- Объяснительно - иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)

- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)

- Частично - поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)

- Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

- Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.

На каждом уроке математики можно провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус. И это не мешает обучению детей, а, наоборот, помогает детям знакомиться с новым для них учебным материалом, закреплять изученный. Игровые моменты включать в урок необходимо, но обращаться с игрой в учебной деятельности нужно аккуратно, тщательно обдумывая сюжет игры, отбирая задания, которые помогут достигнуть поставленной на уроке цели с максимальной эффективностью. На уроках можно использовать стихи или просто рифмованные тексты.
Введение такого материала оживляет урок, делая его занимательным, и дети, слушая стихи, незаметно включаются в учебный процесс и приобретают новые знания.

Итак, в работе необходимо применять эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально - дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививать и поддерживать интерес к своему предмету по-разному: использовать занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки.

  На уроках необходимо решать главную задачу - активизация и развитие познавательных интересов учащихся в ходе обучения математике, тем самым добиваясь овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.

     Использование разнообразных методов и форм работы на уроках математики с умственно отсталыми учащимися, положительно влияют на познавательную активность и способствуют активизации мыслительной деятельности. Через использование занимательного материала можно активизировать и развивать познавательные интересы.

      Задача специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы  создать такую модель обучения детей с особыми образовательными потребностями, в процессе которой у каждого учащегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Система коррекционно - развивающего обучения  направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает нравственное и эстетическое воспитание.

На сегодняшний день в области специального образования одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Своеобразие познавательной деятельности учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида, по мнению многих педагогов (М.С.Певзнер, В.В.Эк, М.Н.Перова, Э.В.Воронкова, С.Д.Забрамная,

 Е.Д. Худенко и др.) определило коррекционную направленность их обучения математике.

Практика школьного обучения и наблюдения за математическими навыками учащихся с особыми образовательными потребностями свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности математических знаний, что выражается в типовых ошибках, бедном и зачастую, недифференцированном словаре, слабых вычислительных навыках и т.д.

Для эффективного усвоения учебной программы необходимы специальные упражнения, предполагающие комплексную работу сразу нескольких анализаторов. Проблема заключается в том, что в коррекционной подготовке не существует готовых коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие высших психических функций детей с нарушением интеллекта, либо выполняющих компенсаторную функцию, а использование просто дидактических приёмов и методов передачи учебной информации не всегда позволяет справиться с поставленной задачей.

Урокам математики   принадлежит  особая роль в решении этой задачи.  

Структура урока определенного типа не является статичной. Набор структурных элементов, их порядок и количество может меняться. Важно, чтобы это многообразие, динамичность были целенаправленны, обоснованы, взаимосвязаны и давали высокие результаты в развитии учащихся, в восприятии у них базисных знаний по математике, которыми они могли бы пользоваться в изменяющихся условиях повседневной жизни и трудовой деятельности.

 Рассмотрим коррекционно - развивающие упражнения, которые можно применять на каждом этапе урока.

    Организационный   момент  —   это   статичная   часть   урока,   всегда проводится   в   начале   урока,   а      быстрота   и   четкость   его      проведения свидетельствуют о высокой организованности учащихся. Можно использовать следующие упражнения:

1.Большой интерес     вызывают у учащихся  начальных классов упражнения    

   вида: «Первым сядет тот, кто...» варианты заданий различные и могут  

   варьироваться   от урока к уроку:

   а)        «...кто назовет состав числа 9»;
(тема урока «Умножение числа 9».

     Каждый ученик называет по одному примеру.

   б) - Назвать число, следующее за числом 8.
- Назвать число, предшествующее числу 10.
- Назвать число, стоящее между числами 8 и 10.
- Назвать наибольшее однозначное число и т.д.

   

    Проверка   домашнего   задания   может   проводиться   в   начале, середине, конце урока, либо не проводиться вообще. Задания для проверки также составляет учитель, они зависят от темы урока и состава класса.

  а) прочитать примеры

  б) назвать  только четные числа, которые получились в ответах

     ( нечетные, однозначные...);

  в) хлопком определить правильный ответ из названных учителем.

  Устные задания предъявляются учащимися в слуховой, зрительной форме с учетом особенностей восприятия каждого ребенка. Поэтому задания воспринимаются детьми на слух и проходят в виде беглого счета, слухового диктанта, работе с разрезными цифрами.

  1. Задания на развитие внимания.

 Внимание – это самый первичный познавательный процесс, с которым рождается ребенок, благодаря которому он удивляется новизне окружающего мира и творчески исследует его. Для развития этого вида творческой деятельности можно использовать всевозможные лабиринтные задания, задания-путаницы, разнообразные игры, требующие от ученика для их правильного выполнения сосредоточенности, наблюдательности, усидчивости.

                       а) «Веселый счет».

Назовите и покажите все числа от 1 до 10 по порядку.

Назовите все однозначные (двузначные) числа, которые здесь встречаются.

Чем двузначные числа отличаются от однозначных?

  1. «Разговор по телефону».

 В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили лиса, волк, коза. В другом доме жили белка, баран, лошадь. Однажды вечером лиса, волк и коза решили позвонить своим соседям. Узнайте кто кому звонил.

        

Б)Например: на доске расположены примеры на карточках. 25-20;   14+9;   46-26;  50+12;

задание: записать примеры в два столбика: в первый со знаком «+», во второй со знаком « - «.

В) Многофункционально упражнение «Числовой ряд».

   Один ученик на доске записывает числа под диктовку учителя, затем ведется  

   работа с данным числовым рядом:

      1, 12, 6, 50, 31, 7

  -назвать только однозначные;

  -назвать только двузначные;

  -прочитать числа в прямом порядке;

  -число, которое стоит третьим по счету;

  -прочитать числа в обратном порядке;

  -записать по памяти.

                                           

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Г) число потерялось

1  2  …4 … .6  7 ..8   9 …

в) упражнение «Магический квадрат».

3

6

12

5

10

7

  Задания:                    

                 1. Определить зависимость в записи чисел.                        

    2. Вставить пропущенные числа.

   3. Дать характеристику числам.

   4. Записать числа по памяти.

  Определить тему урока на этапе изучения нового материала поможет игра «Алфавит». Учитель называет номер, дети определяют букву и составляют тему урока.

А-1

Б-2

В-3

Г-4

Д-5

Е-6

Ё-7

Ж-8

3-9

И-10

Й-11

К-12

Л-13

М-14

Н-15

О-16

П-17

Р-18

С-19

Т-20

У-21

Ф-22

Х-23

Ц-24

4-25

Ш-26

Щ-27

Ъ-28

Ы-29

Ь-30

Э-31

Ю-32

Я-33

21,14,15.16,8,6,15,10,6.    Умножение

 Главной задачей  этапа закрепление знаний является уточнение и закрепление нового материала в тренировочных упражнениях. Учащиеся применяют знания в аналогичных ситуациях. Решают примеры, задачи такой же степени трудности, отрабатывают приемы вычислительных, чертежных, графических действий, закрепляют выводы, правила, алгоритмы.

На этом этапе урока появляются широкие возможности организации самостоятельной работы. При этом каждый ребенок в доступном ему темпе выполняет посильный для него объем работы разной степени сложности.

 Очень хорошим приемом, по моему мнению, являются задания тестового характера, которые классифицируются следующим образом:

Тесты с выбором одного правильного ответа.

Пример

Тема. Все действия в пределах 100.

Задание

Ответ

1

Если 10 увеличить в 2 раза, будет

12

20

22

2

Если из 14 вычесть 4, будет

10

14

18

3

Если из 42 вычесть 0, будет

40

42

44

4

Если к 13 прибавить 3, будет

10

13

16

5

Если к 25 прибавить 0, будет

20

22

25

6

Если 37 уменьшить на 7, будет

30

37

44

Тесты с выбором всех правильных ответов.

Пример.

  1. В каких числах 3 единицы?

               а) 30;  б) 23;  в) 3;  г) 53;  д) 12

2. Произведение каких чисел равны 24?

        А) 6 и 4; б) 2 и 8; в) 4 и 6; г) 3 и 8; д) 20 и 4

   Тесты на установление соответствия.

Пример.

Соедини линиями прямоугольники, в которых записаны выражения с теми прямоугольниками, в которых записаны их значения.

Задачи на развитие памяти.

Развитие произвольной памяти – одна из главных задач современной школы. Для формирования произвольного запоминания можно использовать задания на основе геометрического и счетного материала. Детям предлагается зрительно или на слух запомнить как можно больше фигур и чисел или порядок их расположения и нумерацию. Задания можно усложнить путем введения большого числа предметов, которые надо запомнить.

  1. «Память на числа».

В жизни на приходится часто запоминать адрес, номер телефона, посчитать деньги при покупке. И всегда в этих случаях нам надо запомнить числа. Вот и сейчас мы будем запоминать числа на слух. Я вам их медленно прочитаю, а вы должны их затем назвать, не нарушая порядка следования: 1, 7, 9, 2, 3, 5.

  1. «Память на фигуры».

Запомните как можно больше фигур и зарисуйте их.

Решение арифметических задач, как известно, является одним из самых трудных разделов программы по математике. От ребёнка требуется осуществление довольно сложной аналитико – синтетической  деятельности. Младшие школьники часто не знают, в какой последовательности нужно работать над задачей. Их приходится учить, с чего начинать, как анализировать текст задачи, как устанавливать решение, как формулировать ответ, т.е. формировать умение мысленно составлять план работы над любой задачей. Для этого полезно приучать детей пользоваться памяткой следующего типа:

ПАМЯТКА.

1. Внимательно причитай задачу 2 раза.

2. Подумай, что в задаче известно.

3. Что спрашивается в задаче?

4. Запиши задачу кратко.

5. Рассмотри краткую запись задачи и подумай, как найти неизвестное

6. Реши задачу. Объясни решение.

7. Проверь правильность решения.

Учитывая индивидуальные возможности уч-ся, на каждом этапе  урока предусматриваю задания различной степени трудности.

Цель индивидуальной работы – помочь регулировать темп продвижения подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем за их выполнением, оказанием своевременной помощи в разрешении затруднений.

При организации индивидуальной деятельности соблюдаю следующие условия:

- подробная инструкция к выполнению задач;

- задания должны быть дифференцированными, то есть посильными для каждого ребёнка;

- направляющая помощь учителя;

- проверка результатов и построение коррекционной работы.

Нарушение абстрактного и логического мышления, зрительно - пространственной ориентировки особенно сильно сказывается при изучении геометрического материала. Возможно, поэтому в школе  изучению геометрического материала уделяется недостаточно внимания, а ведь именно этот раздел математики способствует развитию всех высших психических функций детей с ограниченными возможностями. Учителю необходимо правильно определить место на уроке. Особенно это сделать нелегко в младших классах, где нет специально организованных уроков геометрии, но к геометрическому материалу приходится обращаться почти на каждом уроке математики. Поэтому важно, чтобы, где это возможно, геометрический материал сочетался с арифметическим. Развитие пространственных и геометрических представлений будут способствовать лучшему усвоению математики.

  Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод:

  Использование коррекционно - развивающих упражнений  в практике решает задачи обучения детей с особыми образовательными потребностями, а также является средством самообразования и саморазвития учителя.

  В заключении хочется отметить, что изучение математики должно обогащать ум и душу ребенка, помогать нашим маленьким гражданам жить полноценной, богатой духовно и успешной жизнью сейчас и быть способным в будущем найти свое достойное место в этом сложном, меняющемся мире

Литература:

1.Е. Д. Худенко и др  коррекционная направленность  обучения математике

http://baraguzina.ucoz.ru/_-____.doc

2.Перова, М.Н.  Методика преподавания математики в коррекционной школе/М.Н. Перова. - М.: Владос, 1999


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Коррекционная работа в обучении школьников математике»

Слайд 2

Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству

Слайд 3

Задачи преподавания математики в школе дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся вспомогательных школ и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств; воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Слайд 5

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации) Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения) Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы) Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

Слайд 6

Условия для развития познавательных интересов избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка; не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов; стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.); специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Слайд 10

Назовите и покажите все числа от 1 до 10 по порядку. Назовите все однозначные (двузначные) числа, которые здесь встречаются.

Слайд 12

Например : на доске расположены примеры на карточках. 25-20 ; 14+9; 46-26; 50+12; задание: записать примеры в два столбика: в первый со знаком «+», во второй со знаком « - «. В) Многофункционально упражнение «Числовой ряд». Один ученик на доске записывает числа под диктовку учителя, затем ведется работа с данным числовым рядом: 1, 12, 6, 50, 31, 7 -назвать только однозначные; -назвать только двузначные; -прочитать числа в прямом порядке; -число, которое стоит третьим по счету; -прочитать числа в обратном порядке; -записать по памяти.

Слайд 13

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 число потерялось 1 2 …4 … .6 7 ..8 9 …

Слайд 16

игра «Алфавит». Учитель называет номер, дети определяют букву и составляют тему урока. 21,14,15.16,8,6,15,10,6.

Слайд 18

Тема. Все действия в пределах 100. Задание Ответ 1 Если 10 увеличить в 2 раза, будет 12 20 22 2 Если из 14 вычесть 4, будет 10 14 18 3 Если из 42 вычесть 0, будет 40 42 44 4 Если к 13 прибавить 3, будет 10 13 16 5 Если к 25 прибавить 0, будет 20 22 25 6 Если 37 уменьшить на 7, будет 30 37 44 Тесты с выбором одного правильного ответа. Пример

Слайд 19

«Память на фигуры». Запомните как можно больше фигур и зарисуйте их.

Слайд 20

ПАМЯТКА. 1. Внимательно причитай задачу 2 раза . 2. Подумай, что в задаче известно . 3. Что спрашивается в задаче ? 4. Запиши задачу кратко . 5. Рассмотри краткую запись задачи и подумай, как найти неизвестное. 6. Реши задачу. Объясни решение . 7. Проверь правильность решения.

Слайд 30

III . Изучение нового. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» - писал Л.Н.Толстой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление коррекционной работы на уроках в начальной школе

В педагогике понятие коррекции определяется как исправление (полное или частичное) недостатков психического или физического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью специально...

Доклад на тему « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

В докладе раскрывается суть коррекционной работы на уроках русского языка, её актуальность, виды,методы и приемы работы....

Методическая разработка "Коррекционная работа на уроках математики"

Данный материал поможет учителю узнать причины и трудности в усвоении  предмета математики.  Рассскажет о способах и формах организации деятельности детей с низким уровнем готовности..Познак...

Коррекционная работа на уроках чтения в начальной школе

коррекционная направленность урока...

Коррекционная работа на уроках СБО

Коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами образования является основной функцией коррекционной школы. Эффективность исправления недостатков развития зависит от правильной постановк...

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Огромной проблемой в науке методика преподавания русского языка является обучение устной речи учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида с общими речевыми нарушениями. Эта проблема вполне ...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.

Уроки русского языка занимают одно из основных мест в общей системе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.Дети с ограниченными возможностями здоровья и говорят и слышат, н...