КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.
статья

Уроки русского языка занимают одно из основных мест в общей системе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и говорят и слышат, но слуховое восприятие их несовершенно. Школьники путают сходные по произношению звуки ( особенно согласные), часто заменяют отдельные звуки другими, для них труден звуковой анализ слов. Из-за слабости фонематического анализа слов дети плохо различают на слух окончания слов, что препятствует усвоению грамматических форм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.

УЧИТЕЛЬ ГОЛИКОВА В.М.

Уроки русского языка занимают одно из основных мест в общей системе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и говорят и слышат, но слуховое восприятие их несовершенно. Школьники путают сходные по произношению звуки ( особенно согласные), часто заменяют отдельные звуки другими, для них труден звуковой анализ слов. Из-за слабости фонематического анализа слов дети плохо различают на слух окончания слов, что препятствует усвоению грамматических форм.

Речь детей с ограниченными возможностями здоровья бедна и несовершенна: их активный словарь крайне ограничен, они мало используют в своей речи имена прилагательные, глаголы, союзы, редко пользуются соподчинёнными предложениями, затрудняются в подборе слов для выражения оттенков мысли. У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушена согласованность в предложении, последовательность изложения.

Правильное различие звуков на слух способствует правильности произношения, а правильность собственного произношения способствует в свою очередь лучшему различию звуков на слух. А всё это вместе влияет на правильное развитие устной и письменной речи. Так как речь детей с ограниченными возможностями здоровья крайне недоразвито, то и мышление их  на очень низком уровне. Мышление учащихся конкретное, им недоступно обобщение, что влияет на процесс усвоения правил. Дети не умеют пользоваться уже усвоенными грамматическими правилами. Слабость мышления мешает им выделить существенное в материале, который они должны усвоить, связать между собой отдельные элементы, мешает отбросить несущественное, случайное, побочное в материале – всё это резко снижает качество памяти. Учащимся трудно сочетать наглядность, теоретический материал со словесным объяснением учителя. Дети стараются  заучивать наизусть правила, стихи, не пытаясь вникнуть в их смысл. Что, во-первых, затрудняет заучивание, а самое главное такое « заучивание» крайне непрочно.

Например, учащиеся 4 класса изучали правило проверки сомнительных  и непроизносимых согласных, а затем перешли к правописанию безударных гласных. Объясняя правописание согласных, ребята могли сказать: для проверки согласного подбираем проверочное слово, чтобы на него падало ударение и, наоборот, для проверки безударной гласной – чтобы после неё стояла гласная.

Другим недостатком в восприятии учебного материала детей с ограниченными возможностями здоровья является их невнимательность. Часто, составляя характеристику ученика, мы отмечаем: « часто отвлекается, не умеет следить за ходом урока, невнимателен». Внимание у учащихся может быть воспитано, сформировано в процессе обучения. Процесс этот сложен и долог. Но учитель должен приучить учащихся проверять правильность своих работ. Дети не видят своих ошибок , не умеют следить за своей речью, не любят перечитывать написанное. Для развития внимания учащихся использую следующие приёмы: обмен тетрадями, слоговое чтение, чтение лучших и худших работ с указанием ошибок, индивидуальный разбор работ, работа над ошибками – найди ошибки на определённое правило; на уроках чтения – продолжи чтение рассказа, пересказ товарища.

« Вниманию, как действию самоконтроля, можно и нужно специально обучать»  говорил Рубинштейн.

Учитель русского языка ( совместно с логопедом)  должен помочь учащимся исправить недостатки произношения, способствовать увеличению словарного запаса и совершенствованию грамматического строя речи. Уроки русского языка направлены на то, чтобы упорядочить речевые навыки и умения, которыми учащиеся уже владеют, а также способствовать дальнейшему развитию речи учащихся. Речь детей с ограниченными возможностями здоровья косноязычна, аграмматична. И здесь на помощь учителю приходит логопед. Занятия у логопеда помогают учащимся овладеть фонематическим анализом слов, исправить произношения, что обязательно положительно скажется на развитии речи учащихся, на понимании ими речи окружающих, а, следовательно, повлияет на развитие их фонематического слуха. Для развития фонематического  слуха на уроках русского языка провожу фонетический разбор слова: делим слово на слоги, выделяем гласные и согласные звуки, даём характеристику звуков, сравниваем мягкие-твёрдые, звонкие и глухие согласные.

Для обогащения словарного запаса и активизации словаря учащихся провожу разнообразные виды работ со словом. Словарная работа должна иметь место на каждом уроке. На уроках русского языка разбирается правописание трудных слов. Разбирая правописание нового словарного необходимо выяснить знают ли учащиеся его значение, затем находим ударную и безударную гласные, подбираем слова, близкие по смыслу, составляем предложения с этим словом. Затем словарные слова встречаются в текстах, используются при составлении рассказов по вопросам учителя, по картинам, вставляются в предложение. Для обогащения активного словаря учащихся, очень полезно проводить работу по подбору синонимов и антонимов, работать над многозначностью слова для развития речи учащихся.

Например, при прохождении темы в 4 классе « сомнительные согласные», подбираем слова , противоположного значения:

широкий-узкий

горький-сладкий

частый-редкий

и подбираем проверочные слова. При изучении темы « правописание ь» проводила работы со словом, которые помогали учащимся понять, что неправильное употребление «ь» изменяет смысл-значение слова, а, следовательно, и смысл всего предложения. ( Коля-колья, семя-семья и др.) Проводила игру « Найди ошибку», которая способствует развитию внимания учащихся. Например, « Пароход сел на мел…. В топку положили угол… Эта работа носит игровой характер, учащиеся с удовольствием ею занимаются, повышается активность ребят на уроке, их интерес к предмету. Использование дидактических игр « Третий лишний», « Цепочка слов», « Закончи или узнай слово» и др. так же способствуют обогащению и активизации словаря учащихся.

Большое поле деятельности в работе со словом открывается на уроках чтения. Дети с ограниченными возможностями здоровья с большим трудом осмысливают переносное значение слова. Работа на переносным смыслом слова является одним из методов развивающего коррегирующего обучения. Работая над текстом на уроке чтения, обязательно обращаю внимание ребят на слова, которые автор употребляет в переносном значении ( если можно, прошу подобрать слово, близкое по значению, чтобы выяснить, правильно ли учащиеся поняли слово, выражение) Например:

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из под чёрных кудрей.

Здесь же разбирается художественное сравнение. Ставлю вопрос: как автор относится к лесу?  Докажите, что лес для автора живое существо. Художественные сравнения, которые встречаются в рассказах, стихотворениях, разбираем подробно, а затем даю ребятам задание выписать эти сравнения и использовать их в своих пересказах или небольших сочинениях, которые мы пишем на уроках русского языка.  Здесь же осуществляется межпредметная связь. Например, на уроках чтения рассказы « Зима в лесу», « Зимняя ночь» и др., выбирали сравнения: « Чистой белой скатертью покрылась земля», « Снег лежит полотном», « По алмазной скатерти» и др. Прошу ребят подобрать другие сравнения, о чём ещё можно сравнить выпавший снег, какой он. Учащиеся приводят примеры из ранее прочитанных рассказов, сравнивая снег с одеялом, с пушистым ковром и т.д. Всё это способствует обогащению словаря, развитию речи и мышления учащихся. Сравнения, которые мы выбрали и разобрали на уроках чтения, учащиеся использовали в своих небольших рассказах о зиме. Конечно это доступно не всем учащимся, но постепенно при повторении и в последующие годы и другие ребята смогут использовать сравнительные обороты в своих работах.

Для работы над совершенствованием  грамматического строя речи, большое место отводится работе над предложением. Здесь так же можно проводить разнообразные виды работ. Об одном виде работы я уже говорила – составление предложений со словарными словами. Составление предложений из отдельных слов. Этот вид помогает учащимся правильно установить связь слов в предложении. Затруднение вызывает построение предложений с абстрактными недостаточно точно понимаемыми существительными, союзами. Составление предложений по картине с предварительным кратким разбором сюжета картины, по действию с определённым знакомым предметом, ответы на вопросы, постановке вопросов к предложению и к отдельным словам предложения, дополнение предложений, распространение предложений, запись предложений по памяти (на слух), перефразировка предложений, т.е. передать смысл предложения своими словами, из одного большого предложения сделать  два предложения. Составление предложений с синонимами и антонимами ( На улице холодная « морозная» погода. На улице солнечная « пасмурная» погода), нахождение ошибки в предложении: отсутствие согласования, лишние слова, тавтология. Изучая темы « Названия предмета», « Действие предмета», « Признак предмета», использую 1-2 вида перечисленных работ с предложением: к предмету подобрать действие, признак или по действиям узнать предмет, дополнить признаком и т.д.

Учащиеся 4  класса ещё не знают членов предложения , но тем не менее я провожу разбор предложений. Учащиеся ищут и подчёркивают главные слова в предложении ( о ком говорится в предложении? Какое действие совершает предмет?). А затем уже находят слова на изучаемую орфограмму и объясняет правописание. Другой вид разбора – постановка вопросов к отдельным словам предложения, начиная с главных слов. Этот вид работы помогает установить смысловую связь слов в предложении.

Для развития речи учащихся и совершенствования грамматического строя речи необходимо проводить работы с деформированным текстом.( Составление предложений из слов, деление текста на предложения, последовательность предложений и целых абзацев, составление предложений из слов с дописыванием ударных окончаний). Эти виды работ готовят учащихся к работе над сочинением и изложением, развивает их речь и логическое мышление.

Самостоятельные работы учащихся часто оказываются логически не выдержанными, в них наблюдается нарушение последовательности изложения, пропуск существенных моментов в излагаемом материале, многократные повторения. Задача учителя помочь учащимся ликвидировать эти недостатки. Все виды работ над словом и предложением во всём их многообразии будут способствовать коррекции мышления, речи, памяти учащихся специальной коррекционной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе специальной коррекционной школы 8 вида "Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы кто? что?"

Материал содержит конспект урока с элементами личностно-ориентированного обучения, коррекционно-развивающими упражнениями и заданиями...

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Огромной проблемой в науке методика преподавания русского языка является обучение устной речи учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида с общими речевыми нарушениями. Эта проблема вполне ...

Урок русского языка в 1 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида по теме: «Звук и буква Пп».

На уроке учащиеся познакомятся с буквой и звуком Пп, научатся соотносить звук и букву; уточнят артикуляцию....

"Словарная работа на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе".

quot;Словарная работа на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе"....