"Словарная работа на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе".
методическая разработка по русскому языку

Янова Марина Леонидовна

"Словарная работа на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota_na_urokah_russkogo_yazyka_i_chteniya.docx47.01 КБ

Предварительный просмотр:

"Словарная работа на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе".

Главная задача коррекционной школы состоит в том, чтобы дать детям необходимый для успешной адаптации и социализации объём знаний, умений, навыков и подготовить их к самостоятельной жизни в обществе. Чтобы жить в обществе, нужно уметь взаимодействовать с людьми, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам, реализовать себя в динамичных условиях. Грамотная речь всегда являлась залогом успешного продвижения человека в жизни. Уроки письма и развития речи и чтения и развития речи создают наиболее благоприятные условия для речевого развития детей с ОВЗ.

Из общепринятой характеристики словаря учащихся с нарушением интеллекта известно, что словарный запас умственно отсталого школьника беден, однообразен, неточен, невыразителен. В словаре преобладают обще обиходные конкретные слова. Большая часть слов, даже относящихся к общеупотребительной лексике, находится в пассивном словаре.

Существенную роль играют также ограниченность их социальных и вербальных контактов, недостаточная сформированность интересов и низкий уровень словесно-логической памяти.

В процессе работы с детьми всё чаще наблюдаются серьёзные расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, поэтому у детей с ОВЗ снижена потребность в речевом общении. Решать эту проблему можно, работая над развитием речи обучающихся как на уроках письма и развития речи, так и на уроках чтения и развития речи.

Выбор словесных, наглядных или практических методов и приёмов, использование их в разнообразных сочетаниях при организации и проведении работы над словом зависят от характера лексического материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Вот почему работа над словом имеет серьезное значение для коррекции и развития психики ребенка с нарушением интеллекта, для более успешного включения его в сферу общения с окружающими.

Используя словесные, наглядные, практические методы и приёмы, используя их в разнообразных сочетаниях при организации и проведении работы над словом (словарная работа) я в своем опыте попыталась показать, как развиваю лексическую сторону речи учащихся и ее грамматическое оформление.

Словарная работа включается в любой урок письма и развития речи и чтения и развития речи в коррекционной школе. Только систематическая словарная работа способствует формированию не только учебных умений и навыков, но и коррекции речи, памяти, внимания, мышления. Проведение словарной работы зависит не только от характера лексического материала, но и возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

При работе со словарём проводится большая коррекционная работа. Эта работа повышает уровень активности учащихся на уроке, заставляет думать и искать варианты ответа, мыслить, анализировать учебный материал, находить различные пути решения проблемы, выбирать правильные варианты ответов, дифференцировать знания, запоминать стихи и загадки, значения слов, проговаривать правила и основные понятия, подбирать подходящие слова и выражения, делать выводы и обобщения.

Словарная работа в коррекционной школе представляет собой совокупность целенаправленных и систематически проводимых упражнений, способствующих усвоению учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.

Цель словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать (перенести из пассивного словаря в активный) как можно большее количество слов, научить обучающихся использовать их правильно, к месту, научить выбирать нужное слово.

Проблема обучения детей с нарушениями интеллектуального развития всегда была актуальной. Она остаётся таковой и сейчас, несмотря на большое число теоретических и практических работ, посвящённых детям со сниженным интеллектом.

Уже первая ступень познания детей с ОВЗ – восприятие, оказывается дефектной. Восприятие страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. Ребёнку с нарушением интеллекта требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый материал (слово, предложение, текст.) Ученики часто путают графически сходные буквы (и - ш, ш – щ), сходные по звучанию звуки, слова.

Вторичным дефектом детей с интеллектуальной недостаточностью является как раз нарушения в развитии речи. Клиническими проявлениями таких нарушений могут быть: позднее развитие речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения.

У детей с ОВЗ страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Речевой опыт наших детей весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Поэтому их разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определённой ситуацией.

Наступает время, когда недостатки речевого развития тормозят познавательную деятельность ребёнка. Педагог становится посредником между детьми и окружающим миром. Его задача – активизировать речевую деятельность.

Одна из основных задач учителя русского языка состоит в том, чтобы сформировать орфографическую грамотность учащихся и их речевое развитие. Формировать навыки практического владения языком, т.е. умения правильно говорить и писать в соответствии с нормами современного русского языка, поскольку владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта аномального ребёнка в обществе.

Формирование у школьников коммуникативной компетенции особенно актуально сегодня. Речь учащихся и выпускников коррекционных школ примитивна, шаблонна, недостаточно точна, особенно беден и ограничен их словарь. Эмоциональный и звуковой строй речи тоже страдают. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует самореализации ребёнка, его личностному росту, процессам адаптации и интеграции. Выпускники не умеют использовать имеющиеся знания, не могут найти себя в жизни, выстроить общение с окружающими.

Важной работой в коррекционной школе VIII вида является словарная работа, которая проводится на уроках русского языка и чтения способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению. Только систематическая словарная работа способствует формированию не только учебных умений и навыков, но и коррекции речи, памяти, внимания, мышления. Проведение словарной работы зависит не только от характера лексического материала, но и возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

При работе со словарём проводится большая коррекционная работа. Эта работа повышает уровень активности учащихся на уроке, заставляет думать и искать варианты ответа, мыслить, анализировать учебный материал, находить различные пути решения проблемы, выбирать правильные варианты ответов, дифференцировать знания, запоминать стихи и загадки, значения слов, проговаривать правила и основные понятия, подбирать подходящие слова и выражения, делать выводы и обобщения.

Учитывая основные недостатки лексической стороны речи учащихся (ограниченность словаря, его неточность, значительное преобладание пассивного словаря над активным) программа по русскому языку в коррекционной школе VIII вида следующим образом определяет задачи работы над словом:

1.Обогащение словаря.

2.Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.

3. Активизация словаря

Решение двух первых задач реализуется в следующих направлениях:

- работа над понятиями;

- работа над многозначностью слов,

- работа над образным сравнением;

- работа с пословицами и поговорками.

Развитие речи у учащихся процесс управляемый, который идет по пути расширения их словарного запаса. Поэтому учитель на всех уроках, сообщая новый материал, включает в него и те новые слова, которые являются понятиями. Раскрывая при этом их значение, следует опираться на уже сложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные слова не забывались, а вновь усваиваемые – лучше понимались и сохранялись в памяти.

Основным источником обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в книгах для чтения, в учебниках русского языка, а также речь учителя.

Учебные книги играют особенно важную роль: они составлены так, чтобы каждый новый текст, материал каждого урока содержал, с одной стороны, несколько слов, которые для большинства учащихся могут оказаться новыми, с другой стороны, доступную лексику. При подготовке к уроку учитель выявляет те слова, которые войдут в словарь учащихся в результате чтения, пересказа, бесед и т. п. Планируя урок, учитель намечает, какая именно работа будет проведена с теми или иными словами или понятиями.

Специфической особенностью обучения на уроках русского языка и чтения в школе VIII вида является их коррекционная направленность. Коррекционно-развивающая задача в педагогической деятельности автора опыта предполагает развитие всех сторон речи ученика: фонетической, лексической, морфологической, синтаксической; коррекция психических процессов, мыслительных операций, эмоционально-волевой сферы.

Задача педагога коррекционной школы состоит в том, чтобы научить детей осознанно применять правила орфографии на письме не только на уроках русского языка под контролем учителя, но и на других школьных предметах. Учить грамматическому значению слова. Добиваться, чтобы дети с интеллектуальной недостаточностью не путали ед. и мн. число, падежные формы, управление, согласование. Учить говорить детей по-русски. Сегодня из разных источников школьники получают много информации, которая несёт в себе поток новой, не всегда понятной для детей лексики. Активизация словаря поможет детям с ОВЗ усваивать эту информацию и работать с ней гораздо быстрее. Развитие словарного запаса ребёнка является одним из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, его саморазвитие, его способности общаться. Кроме того, речевая деятельность и словарный запас являются первоосновой любой деятельности человека.

Требования к проведению словарной работы в коррекционнной школе VIII вида:

1. Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени.

2. Необходимо контекстное объяснение слов, т.к. процесс запоминания эффективнее, если они включены в предложения, объединены в тематические группы.

3. Процесс объяснения слов должен опираться на все возможные анализаторы школьника с интеллектуальной недостаточностью. Каждое слово провести через сознание ученика несколько раз, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.

4. Для введения нового слова в речь необходима система упражнений, постоянное повторение слов.

5. Работа над лексикой должна быть тесно связана с работой над грамматикой, фонетикой и другими сторонами языка.

Систематическое проведение словарной работы повышает уровень общего развития школьника с интеллектуальной недостаточностью.

Как известно, формирование орфографических навыков – сложный и длительный процесс. Объём знаний по орфографии определён школьной программой по русскому языку. В младших и средних классах орфографические навыки формируются, в старших совершенствуются.

При проведении словарной работы необходимо заботиться не только о количественном пополнении, но и о качественном его совершенствовании, т. е. о воспитании «орфографической зоркости». Этой цели служат словарно – орфографические упражнения в учебнике, а также нетрадиционные задания в игровой форме. Словарную работу провожу обычно в начале урока, так как при этом условии могу включить новые слова в тренировочные упражнения.

На протяжении всего учебного года изучаются слова с непроверяемыми безударными гласными, правописание которых нельзя подвести под какое-либо правило. Фактически следует изучать каждое из них в отдельности. Поэтому усвоение их написания распределено по всем годам обучения. Программой коррекционной школы по русскому языку определяется количество и последовательность изучения трудных для детей с ОВЗ словарных слов. Трудности усвоения и написания слов связаны с неотчётливым восприятием зрительного образа у детей с нарушениями интеллектуального развития, недостатками моторного акта, т.е. слабостью выработки связей между зрительным восприятием и движением руки во время письма. В результате этого наступает быстрое забывание, потеря полученного навыка. Об этом говорит тот факт, что, даже списывая с доски словарное слово за учителем, ребёнок допускает ошибку.

Лучшему усвоению написания слов будут способствовать, прежде всего, значительное количество упражнений. Для формирования более точного зрительного образа слова нужно выделять орфограммы другим цветом. Немаловажное значение следует придавать орфографическому проговариванию слова.

Однако работа над словом не дает должного результата, если будет осуществляться без опоры на наблюдение детей, на их практическую деятельность. Только тогда значение слова будет воспринято и усвоено ребенком точно и полно, когда полными будут его представления об изученном предмете. Учитывая это положение, основным приемом уточнения или раскрытия значения нового слова учитель должен сделать показ соответствующего предмета, признака или действия.

Методические рекомендации работы при первоначальном знакомстве со словом:

1. Прослушивание загадки с выбором картинки отгадки, называние слова.

2. Уточнение семантики слова: учащиеся объясняют значение слова путем словотолкования.

3. Демонстрация карточки со словом, где орфограмма выделена красным цветом, прикрепление карточки под соответствующей картинкой.

4. Проговаривание этого слова по слогам индивидуально и хором.

5. Запись слова в тетрадях.

6. Подбор родственных слов и запись их.

7. Составление предложения с новым словом.

Чтобы словарная работа была интересная и давала результат, ее надо разнообразить. Для первоначального знакомства со словом собрала загадки, ребусы и предметные картинки, а также демонстрационные карточки со словарными словами. В каждом классе – свой набор. В кабинете русского языка изучаемые слова вывешиваются на специальные стенды. Зрительный образ слова способствует его прочному усвоению.

Представление нового слова из «Словаря» должно формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей работе. С помощью нетрадиционных заданий школьники могут сами определить слово, с которым им предстоит познакомиться на уроке, например:

- Внимательно посмотрите на данную запись. Установите последовательность соединения букв. Назовите словарные слова, с которыми мы должны познакомиться на уроке.

у к р л о а к с с (урок, класс)

Такие задания корригируют интеллектуальные способности учащихся, развивают наблюдательность, волю, заставляют детей мыслить самостоятельно.

Качество словарной работы достигается при соблюдении таких методических рекомендаций, как:

- Систематическая работа со словарными словами на каждом уроке;

- Контроль за усвоением словарных слов (проведение словарных диктантов, включение словарных слов в разные виды самостоятельной работы);

- Работа с орфографическим словарём, словарем учебника на уроке и дома.

Учитель не должен перегружать урок работой в ущерб прохождения основной темы.

Словарная работа должна проводиться не только на уроках русского языка и чтения , но и на всех без исключения уроках в коррекционной школе. В предметных кабинетах  должны находиться постоянно действующие стенды словарных слов по данному предмету, особенно терминологических.

Работа над словарным словом

6 класс. Пример слово - помидор.

1.     Вначале учитель читает слово с постановкой ударения.

2.     Учащимся предлагается устно составить предложение с данным словом.

3.     Учитель показывает табличку со словом помидор, на котором красным цветом выделена непроверяемая ударение безударная гласная О.

5.     Учащиеся под руководством учителя проводят фонетический разбор слова.

6.     Ученики записывают родственные слова, вставляя пропущенные орфограммы, объясняют их правописание.

7.     Ученики должны составить предложения с данным словосочетанием.

Для закрепления правописания словарных слов учитель может использовать следующие виды работ:

·        Проговаривание последующая запись;

·        Запись слов под диктовку учащихся с комментированием;

·        Взаимопроверка написанных слов;

·        Запись слов изученных на предыдущих уроках;

·        Запись словарных слов на определенную тему;

·        Запись слов, в которые нужно вставить пропущенные буквы;

·        Картинный диктант;

·        Запись отгадок;

·        Выборочный диктант;

·        Дополнение предложений нужными словарными словами;

·        Составление предложений с включением словарных слов;

·        Запись слов по памяти после прочтения их учителем;

·        Словарные диктанты.

Методы работы над правописанием трудных слов

Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске.

Вставка слова в классное наборное полотно.

Чтение слова учителем.

Объяснение значения слова (учителем или детьми).

Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).

Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом).

Запись слова в орфографический словарик.

Задание на дом – выучить написание слова.

Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.

Виды словарных работ

Загадки (ответы загадок являются словарными словами).

Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).

Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).

Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).

Запись слов по теме.

Составление рассказа из группы словарных слов.

Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).

Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).

Образование другой части речи (береза – березовая).

Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).

Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты.

 
Работа над понятиями

Методика работы по формированию понятий у умственно отсталых учащихся включает четыре взаимосвязанных этапа:

- первичное объяснение понятия, осознание его сущности учащимися;

- выделение существенных признаков данного понятия в ходе аналитико-синтетической деятельности, их словесное выражение для понимания и заучивания определения понятия;

- закрепление и периодическое осмысливание сформированного понятия в различных контекстах учебного материала;

- выработка на основе полученных знаний прочных умений и навыков.

Такой путь формирования понятий раскрывается во многих работах по дидактике и считается основной закономерностью развития мыслительной деятельностью учащихся. Кратко остановимся на дидактических характеристиках каждого этапа.

Первичное объяснение понятия проводится только учителем, обращается внимание на звуко - произносительную сторону. Обязательно дается четкая формулировка понятия. Разбирая трудное слово, учитель должен не только записать его, но и разделить на слоги, поставить ударение, а потом уже включить в речь.

Иногда объяснение трудных слов сопровождается грамматическим разбором, то есть к нему подбираются однокоренные слова. После того, как значение слова объяснено и смысл его понят учащимися, оно записывается в тетрадь или словарь.

Следующий этап работы над понятием - работа по дифференциации существенных и несущественных признаков понятия.

Для дифференциации существенных признаков понятия используются следующие виды упражнений:

  1. Выделение существенных признаков:

чтение - … (глаза, книга, текст, очки, слово)

  1. Исключение четвертого лишнего:

Учитель, класс, пенал, огурец

  1. Определение отношений между понятиями:

пенал -… (учебные вещи)

Для закрепления изучаемой терминологии можно использовать следующие виды работ:

  1. Словарный диктант.
  2. Репродуктивные или программированные задания (заполнить в тексте пустые пространства).
  3. Для активизации запоминания школьниками с интеллектуальной недостаточностью научных терминологий можно использовать различные игровые приемы. Существенное значение имеет то, в какой форме оно протекает. Эту задачу лучше всего решает работа с кроссвордами. Запоминание осуществляется как бы само собой, непроизвольно, в результате волевой сознательной деятельности школьников при решении кроссвордов. Кроссворды заставляют учащихся думать над ответом, требуют от них сообразительности, пытливости, повышает интерес к учебной деятельности.

Кроме кроссвордов можно использовать шарады. Это сложные игровые упражнения. Но при четком объяснении условий ученики справляются с заданием.

Например: задание « Составить слово»

Выполнив задание по словообразованию, учащиеся раскрывают значение вновь полученных слов.

Задание нужно давать дифференцированно с учетом индивидуальных возможностей детей. Более сильным учащимся можно предложить ребусы (прочитать зашифрованное слово).

Включение в урок таких моментов делает урок интересным, занимательным, создает у детей эмоциональный настрой, облегчает преодоление трудностей в усвоении сложной лексики.

Для того, чтобы работа в этом направлении имела более четкую коррекционную направленность, необходимо:

- уделять больше внимания формированию тех слов и понятий, которые имеют важное значение для социальной адаптации детей с ОВЗ;

- систематически и целенаправленно работать над обогащением словаря за счет увеличения числа существенных признаков понятий на основе разнообразного дидактического и наглядного материала.

Усвоение важных социальных понятий способствует нравственному воспитанию, содействует социальной адаптации учащихся и подготавливает их к самостоятельной жизни и труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в коррекционной школе

Данный материал представляет разные формы работы со словарными словами, помогает сделать урок более интересным и увлекательным....

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе

В работе рассказывается о проблемах, которые оказывают негативное влияние на состояние здоровья школьников. А также рассмотрены сдоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках пись и чтения в ко...

Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"

Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.

Уроки русского языка занимают одно из основных мест в общей системе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.Дети с ограниченными возможностями здоровья и говорят и слышат, н...

"Словарная работа на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе".

quot;Словарная работа на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе"....