Пособие для учителей "Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
методическая разработка по русскому языку по теме

Гайнанова Эльмира Амирхановна

Словарная работа в коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_dlya_uchitelya_slovarnaya_rabota_.docx123.4 КБ

Предварительный просмотр:

МКСКОУ школа-интернат VIII вида

Пособие для учителей

Словарная работа на уроках русского языка

в специальной (коррекционной) школе VIII вида

                                                                                                                                Выполнила:

учитель нач. классов

Гайнанова Э.А.

2013 – 2014гг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………стр.3

Глава I. 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ

В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ……………………………………………………… стр. 4

1.1. Цели и задачи словарной работы………………………………………………… стр.5

1.2. Требования к проведению словарной работы в специальной

(коррекционной) школе………………………………………………………………...стр.6

1.3. Методика работы над словарными словами…………………………………… стр.6-8

Глава II    КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА 

2.1. Виды диктантов, используемые при изучении словарных слов…………… стр. 9 - 12

2.2. Коррекционные игры, упражнения,

используемые при работе со словарными словами………………………………стр. 12-17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. стр.18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… стр. 19

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Речь, выступая как средство общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта. Поэтому развитие речи у таких детей являются одной из актуальных проблем олигофренопедагогики.

Одной из главных работ на уроке письма в коррекционной школе является словарная работа, которая проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению. Каждому учителю известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь. Поэтому словарная работа в коррекционной школе должна носить не случайный, эпизодический характер, а систематический хорошо организованный процесс.

Глава I.    

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.

Ведущей и основной задачей обучения русскому языку в специальной коррекционной школе VIII вида является коррекция мышления и речи учащихся с недостатком интеллекта. Специфические задачи обучения грамматике и правописанию (выработка достаточно прочных навыков грамотного письма, умений последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме) решаются во взаимодействии с другими, направленными на коррекцию и развитие речи, познавательной деятельности, воспитание, социальную адаптацию и реабилитацию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Программа по русскому языку в специальной коррекционной школе для каждого класса предусматривает обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение учащимися их написания достигается путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях, связанных с изучаемой темой.

При изучении словарных слов следует опираться на 4 вида памяти детей: зрительную, слуховую, кинестетическую (послоговое проговаривание или орфографическое чтение), моторную.

Выбор словесных, наглядных или практических методов и приемов, использование их в разнообразных сочетаниях при организации и проведении словарной работы зависят от характера лексического материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Учитель определяет количество новых слов и слов для повторения на каждый урок, ориентируясь на учебную программу, а также исходя из реализации принципа расширения межпредметных связей в обучении и связи с жизнью, - это слова, необходимые для изучения математики, географии, истории и т.д., современная лексика из газетных и журнальных статей. Все слова, изучаемые на уроке, должны быть отработаны в лексическом и грамматико-орфографическом плане.

1.1. Цели и задачи словарной работы.

Словарная работа способствует развитию лексической стороны речи учащихся, грамматическому ее оформлению, развитию орфографической зоркости.

В зависимости от того, какие трудности возникают у учащихся при работе со словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию и преследовать различные цели. Словарная работа может:

- быть направлена на изучение лексического значения нового слова и тем самым на расширение и углубление словаря;

- преследовать грамматические цели;

-проводиться с целью обучения детей правильному произношению отдельных слов.

Программа по русскому языку определяет задачи работы над словом следующим образом:

обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые школьники не знали, новых значений слов;

уточнение словаря, т.е. углубления понимания уже известных слов;

активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;

устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений. Все четыре направления работы тесно связаны между собой.

Для коррекционного воздействия важно ознакомление учащихся с определённым минимумом отвлеченной лексики, вызывающей у них наибольшие трудности в понимании, в вычленении тех свойств и отношений, которые выражаются словами, связанными не только с жизненным опытом, но и с деятельностью.

Постоянно возрастает количество понимаемых слов, формируется структура их значения, закрепляются связи. Такая система обучения эффективна позволяет значительно улучшить понимание и практическое употребление слов, представляющих разные лексико-грамматические категории, активизировать речевую и познавательную деятельность, ускорить процесс развития речевых навыков.

1.2. Требования к проведению словарной работы

в специальной (коррекционной) школе.

Существуют общие требования к проведению словарной работы в специальной (коррекционной) школе.

1. Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени.

2. Необходимо стремиться к конкретному объяснению новых слов.

3. Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов.

4. Объяснение значения слова - это только начальный этап работы над лексикой. Для введения слова в речь необходимы система упражнений, постоянное повторение слова, включение его в различные контексты.

5. При активизации лексики важно соблюдать естественность условий. Составляемые учениками предложения должны отражать либо содержание прочитанного текста, либо ситуацию, которая задается учителем.

6. Работа над лексикой должна быть тесно связана с работой над грамматической, фонетической и другими сторонами языка.

7. Для облегчения работы целесообразно расположить слова, подлежащие изучению, по возрастающей трудности. Сначала изучать слова, которые содержат одну непроверяемую гласную, а затем постепенно включать слова с двумя и более непроверяемыми гласными.

8. Словарная работа должна органически вписываться в урок в соответствии с темой. Она может служить переходом от одного вида работы к другому, являясь в то же время самостоятельным элементом урока.

1.3. Методика работы над словарными словами.

1) Введение нового слова (через картинку, загадку, ребус и т.д.)

При введении нового слова необходимо использовать иллюстрации или натуральные объекты. Если у слова абстрактное значение, то рекомендуется использовать загадки, стихотворения, короткие рассказы.

2) Чтение слова с доски или с карточки. Зрительное и слуховое восприятие слова.

Необходимо, чтобы учащиеся видели написание слова, оно должно быть записано чётко, каллиграфически правильно.

- чтение слова учителем;

- чтение слова учащимися «про себя»;

- проговаривание слова вслух.

2) Объяснение значения слова (детьми и учителем)

Учитель выслушивает объяснение учащихся и дает научное объяснение. Можно предложить детям найти научное объяснение в толковом словаре.

Основным приемом раскрытия значения новых слов или уточнения уже известных в коррекционной школе является показ соответствующего предмета или действия.

Организуемые наблюдения учащихся в процессе демонстрацией наглядных пособий должны быть активными. Учитель предлагает детям самостоятельно назвать части, признаки предмета или явления. При этом помощь, оказываемая детям, может быть различной: направляющие вопросы учителя, план наблюдения. Показ другого, резко отличного предмета при сравнении двух сходных и др.

Другим весьма действенным приемом объяснения значения слов является прием использования контекста, в котором находится это слово.

3) Орфографическая работа над словом:

- постановка ударения;

- выделение непроверяемого написания;

-  звукобуквенный анализ слова;

- деление слова на слоги и на слоги для переноса;

4)  Запись слова в тетрадь или в орфографический словарик. Целесообразно вести один словарь с первого по четвёртый класс. Дети к концу обучения в начальных классах будут иметь у себя все изученные слова и смогут выполнять с ними разнообразную работу.

5) Закрепление правописания данного слова:

- подбор родственных слов;

- составление словосочетаний, предложения с этим словом;

- подбор синонимов, антонимов, загадок, поговорок с данным словом;

- разбор по составу (с 5 класса).

6) Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.

7) Задание на дом – выучить написание слова.

Словарная работа проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся, грамматическому ее оформлению, развитию орфографической зоркости. Она является одним из видов закрепления знаний на уроке.

Учитель определяет количество новых слов и слов для повторения на каждый урок, ориентируясь на учебную программу, а также исходя из реализации принципа расширения межпредметных связей в обучении и связи с жизнью, - это слова, необходимые для изучения математики, географии, истории и т.д., современная лексика из газетных и журнальных статей. Все слова, изучаемые на уроке, должны быть отработаны в лексическом и грамматико-орфографическом плане. Систематическая словарная работа способствует формированию не только обще-учебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, мышления, внимания, памяти и т.д.

При изучении словарных слов следует опираться на 4 вида памяти детей: зрительную, слуховую, кинестетическую (послоговое проговаривание или орфографическое чтение), моторную.

Выбор словесных, наглядных или практических методов и приемов, использование их в разнообразных сочетаниях при организации и проведении словарной работы зависят от характера лексического материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Глава II    КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

В ходе проведения словарной работы можно использовать следующие приёмы: упражнения и дидактические игры, загадки, сравнение предметов (по зрительному восприятию и по памяти). Значимым методом активизации словаря является дидактическая игра. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, например закрепление знаний о временах года, цвете, пространстве и т.д. В связи этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должны усвоить дети.

В дидактической игре можно косвенно добиться активности всех детей (давать по ходу игры задания: сказать хором, вспомнить загадку о предмете и т.д).

Кроме дидактических игр с наглядным материалом, используются словесные упражнения и игры. Игровая задача упражнений заключается в быстром подборе точного слова - ответа учителя. Упражнения должны быть кратковременны, в среднем 5-10 минут. В таких упражнениях каждый ребёнок отвечает одним или несколькими подходящими словами. Он должен быть внимательным к ответам товарищей, чтобы не повториться.

В словесных играх очень важно объяснение игры, оно обычно включает 2-3 примера выполнения задание (ответа).

1.1. Виды диктантов, используемые при изучении словарных слов.

Наиболее распространенный вид словарно-орфографических упражнений это - диктанты. Они могут быть использованы для знакомства с новым словом, для закрепления изученных слов, а также как контролирующий вид работы над трудными словами.

Зрительный диктант

Учитель показывает детям карточку – слово с выделенной безударной гласной. Ученики проговаривают его орфоэпически и орфографически, а затем записывают его по памяти. Аналогично проводится работа с группой слов.

Картинный диктант

1) Учитель показывает детям картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание слова и записывают его.

2) Учитель показывает картинку, а дети записывают слово самостоятельно, затем слово открывают, дети проверяют.

3) Закрывается только безударная гласная, дети записывают слова, затем буква открывается.

Выборочный диктант (может быть картинный, слуховой, зрительный).

Учитель предлагает детям карточки-картинки, либо карточки-слова, либо слова на слух.

1) Карточки-картинки.

- Запишите в первый столбик слова – названия животных, во второй слова – названия птиц.

2) Карточки–слова.

- Запишите в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную – "о", во второй – слова, в написании которых надо запомнить гласную "а".

3) Письмо по слуху.

- В левый столбик запишите слова, отвечающие на вопрос что?, а в правый – кто?

4) Выписать из текста словарные слова.

Урожай!  урожай! Наше лето провожай!

Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор!

На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!

Пробежишься огородом – съешь морковку мимоходом. (Е. Трутнева).

Диктант "Молчанка" - контрольный диктант. Вывесив картинку "Овощи" или "Посуда", учитель показывает изображения предмета, дети пишут название этого предмета.

Диктант с использованием загадок.

1) Учитель читает детям загадку, дети сначала проговаривают отгадку, а затем записывают ее.

2) Учитель читает детям загадку, а отгадку – словарное слово дети записывают самостоятельно.

3) Подбор загадок, требующих хорового ответа.

Например:

Трещала с самого утра:

- Пор-р-ра! Пор- р-ра!

Такая с ней морока,

Когда трещит …… (Сорока).

4) «Загадай товарищу».

- Вспомните загадки, отгадками в которых являются слова из "Словаря". Загадайте их товарищу.

 

Диктант по памяти.

1) Запись по памяти слов, обозначающих названия инструментов (молоток, лопата), или названия одежды (пальто, сапоги).

2) Запись слов, в написании которых нужно запомнить безударную гласную (е,о,а,и,я).

3) Слова записаны на доске. Ученики повторяют слова, слова закрываются - дети пишут их по памяти.

4) Текст записывается  на доске.

- Назовите из текста все словарные слова, запомните их.

Текст закрывается, дети пишут слова по памяти.

Например: "Школа".

С какой радостью мы возвратились осенью в родной класс! Приятно открыть тетрадь, взять ручку или карандаш и выполнить задание. С каким вниманием мы слушаем объяснение учителя! Все ученики хотят больше знать.

Диктант с комментированием.

Учитель диктует слова из "Словаря", один ученик комментирует их написание, все записывают.

 

Творческий диктант.

1) Замените развернутое определение одним словом.

Например:

а) Сшитые листы чистой бумаги (тетрадь).

б) Маленький ящичек для хранения ручек и карандашей (пенал)

2) Учитель показывает детям картинку, например, с изображением лисицы, медведя.  

-  Расскажите об этих животных. Составьте и запишите 2-3 предложения с этим словом.

3) На доске - предложения с пропущенными словами.

- Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из "Словаря".

а) Сапоги, ботинки – это обувь, а … - это одежда.

б) Лисица, … - это звери, а … , … - это птицы.

в) Тетрадь, … - это учебные принадлежности, а … , … - это инструменты.

1.2. Коррекционные игры и упражнения,

используемые при работе со словарными словами.

Игра "Не подведи свой ряд". 

На доске записаны слова с пропущенными гласными в 3 столбика. Ученики с каждого ряда встают по одному и вставляют буквы. Побеждает тот, чей ряд справится быстрее.

Игра "Догадайся". 

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки

От слов начало откусили,

Их мышки в норку утащили.

На доске записаны слова:

… льто

… нал

… пор

Игра "Угадай слово".

к.п.ст.      (капуста)

в.р.б.й     (воробей)

м.с.ц        (месяц)

г … д       (город)

д … вня   (деревня)

Игра "Волшебные яблоки".

На доске написаны слова:

л . сица

м . роз

р . бята

м . шина

за .ц

Рядом – яблоня, на ней яблоки, на некоторых из них написаны буквы (а, е, и, я, о)

- Это не простые яблоки, а волшебные, сорвать яблоко с буквой может тот, кто правильно подберет для него подходящее слово.

Игра "Буквы заблудились". 

- Помогите буквам встать на свои места. Какие слова получились?

т, р, е, т, а, ь, д (тетрадь)

м, л, о, к, о (молоко)

Игра «Ученик – учитель».

К доске выходят 2-3 ученика. Они и весь класс пишут слова под диктовку учителя. После окончания работы к доске выходят 2-3 "учителя" и проверяют работу учеников.

Сочетание словарной работы с минуткой чистописания.

При написании строчных букв записываются словарные слова, начинающиеся с этой буквы. Например: м …(молоток) и т.п.

 

Подбор слов, в которых надо вставить одинаковую букву (а, о, е).

- Вставьте одну букву (карандаш, молоко и т.д.).

 Группировка слов по темам "Одежда", "Мебель", "Звери", "Птицы".

- Выпишите слова из темы "Звери". Можно это задание выполнять так:

1) учитель диктует слова, ученики их записывают или

2) вспоминают слова самостоятельно и записывают, или

3) называют слова вслух и записывают;

4) на доске - слова – карточки с закрытой безударной гласной по теме, дети записывают слова и вставляют нужную букву;

5) аналогично организуется работа с карточками – картинками.

 

Группировка по буквам. 

- Запишите слова, начинающиеся на букву "к":

1) найдите слова на эту букву в словаре, запишите их;

2) вспомните и запишите словарные слова, начинающиеся с этой буквы;

3) можно организовать коллективную работу, дети называют слово, а потом записывают;

4) можно использовать слова – карточки. На доску вывешиваются слова, в том числе начинающиеся на эту букву, с закрытой безударной гласной.

- Выпишите слова начинающиеся на букву "к";

5) аналогично можно организовать работу с карточками – картинками.

Использование перфокарт. Перфокарты позволяют проверить знания всех учащихся при малой затрате времени.

Работа с кроссвордом.

1) Узнайте, какие слова надо вписать. Запишите словарное слово.

2) Разгадайте кроссворд "Спрятанные слова";

3) Кроссворды типа "Заполните таблицу";

4) Составь свой кроссворд, предложи его товарищу.

Шутливые стихи.

Например: При изучении слова лимон, можно использовать шутку Г. Сапгира. "Ли-мон":

Что за ли?

 В звуках нету смысла

Что за мон?

Но едва шепнут лимон –

сразу станет кисло.

При изучении слова "топор"-  считалку И. Демьянова:

Взял Егор в углу топор

С топором пошел во двор

Стал чинить Егор забор,

Потерял Егор топор.

Вот и ищет до сих пор.

Поищи и ты топор.

Творческое домашнее задание.

Подобрать загадки, отгадками к которым являются слова из "Словаря". Загадайте их товарищам.

Подобрать пословицы, считалки в которых встречаются слова из "Словаря".

 

Задание "Ответь на вопросы":

1) Кто живет в лесу?

2) Кто следит за чистотой в классе?

3) Что дает нам корова?

Такое задание выполняется по-разному:

1 уровень сложности - учитель диктует вопрос, дети записывают полные ответы;

2 уровень сложности - 3-4 вопроса написаны на доске,  дети записывают полные ответы, опираясь на слова вопроса;

3 уровень сложности -  учитель диктует вопросы, дети пишут только ответы - словарные слова.

Задание "Допиши предложение"

1) Весело чирикает … (воробей).

2) В лесу живут … и … (заяц и медведь)..

Такой вид работы тоже проводится по-разному.

а) на доске записываются 3-4 предложения,  ученики вместо точек дописывают словарные слова.

б) слова для вставок записываются на доске. Диктуются предложения, дети выбирают нужные по смыслу слова и дописывают предложения.

в) ученики пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.

Задание "Цепочка слов" 

Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.

Например: береза, автобус, сахар, рисунок, коньки и т.д.

Задание «Столбики слов». Учитель называет или записывает на доске несколько букв и предлагает детям под каждой буквой написать 3-4 словарных слова, начинающихся с этих букв.

Работу можно организовать:

- коллективно;

- самостоятельно.

Учитель перечисляет слова, дети записывают слово в нужный столбик.

Коллективно эту работу можно провести так: на доске цветок, на его лепестках словарные слова с пропущенной безударной гласной, ученик срывает лепесток, говорит слово вслух и записывает его в нужный столбик, ученики - в тетради.

Составление по опорным словам рассказа и его озаглавливание. 

1) Зима, мороз, коньки, каток.

2) Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, класс.

Вставка словарных слов в текст.

1) Петя с вечера собирается в школу. Он кладет в портфель…. (Карандаш, пенал, тетрадь).

2) Таня пошла в огород за овощами для борща. Она принесет… (Картофель, капусту, помидоры, морковь).

Восстановление деформированного текста или предложения.

ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины.

Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).

Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

Шёл, ар-буз, ба-ра-бан, ав-то-мо-биль.

Работа с сигнальными карточками.

Учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно. Учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой.

Выписывание словарных слов по столбикам:

по родам;

по числам;

по склонениям;

по частям речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Систематическая словарная работа способствует формированию не только обще-учебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, мышления, внимания, памяти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М.: Владес, 2002.
  2. Дмитриева Л. И. Формирование словаря учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. - М., 2002.
  3. Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. Пособие для учителя.  1–4 класс. - М., 2004.
  4. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение», 2004.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточки для индивидуальной работы.

И

Н

С

Н

А

Г

А

М

Р

А

НАЧАЛО

СЛОВА

КОНЕЦ

СЛОВА

Ж

У

Е

И

З

У

Б

О

И

Т

А

Д

Р

А

К

С

У

Т

К

Р

Н

И

К

Л

Ц

И

Л

В

В

А

Б

В

Н

Е

А

Н

О

А

Е

Т

Е

О

Д

З

Е

М

Ф

Е

Л

А

Ш

Л

А

Р

Ь

Л

Я

Н

И

К

Разгадай и  напиши  зашифрованные  слова.

Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

И

Н

С

Н

А

Г

А

М

Р

А

НАЧАЛО

СЛОВА

КОНЕЦ

СЛОВА

Ж

У

Е

И

З

У

Б

О

И

Т

А

Д

Р

А

К

С

У

Т

К

Р

Н

И

К

Л

Ц

И

Л

В

В

А

Б

В

Н

Е

А

Н

О

А

Е

Т

Е

О

Д

З

Е

М

Ф

Е

Л

А

Ш

Л

А

Р

Ь

Л

Я

Н

И

К

Разгадай и  напиши  зашифрованные  слова.

Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

И

Н

С

Н

А

Г

А

М

Р

А

НАЧАЛО

СЛОВА

КОНЕЦ

СЛОВА

Ж

У

Е

И

З

У

Б

О

И

Т

А

Д

Р

А

К

С

У

Т

К

Р

Н

И

К

Л

Ц

И

Л

В

В

А

Б

В

Н

Е

А

Н

О

А

Е

Т

Е

О

Д

З

Е

М

Ф

Е

Л

А

Ш

Л

А

Р

Ь

Л

Я

Н

И

К

Разгадай и  напиши  зашифрованные  слова.

Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

Т

Е

Е

Й

Е

Б

О

В

А

Й

НАЧАЛО

СЛОВА

КОНЕЦ

СЛОВА

Т

А

К

Я

Д

С

Е

М

Е

М

Р

О

К

Н

Д

О

Г

А

С

Я

Е

Т

О

Х

А

Р

Н

Р

Т

Ц

Ц

А

К

О

Ж

Г

И

Б

Я

Р

Б

Л

А

К

Д

А

Н

И

Ы

Д

О

А

Р

Е

Н

И

Р

Н

А

Ж

Д

Н

У

Ч

Т

К

А

С

С

А

А

Ф

Б

О

И

Ф

Л

А

К

Н

Ш

У

Т

Л

В

А

А

З

О

Д

Разгадай и  напиши зашифрованные  слова.

Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

Т

Е

Е

Й

Е

Б

О

В

А

Й

НАЧАЛО

СЛОВА

КОНЕЦ

СЛОВА

Т

А

К

Я

Д

С

Е

М

Е

М

Р

О

К

Н

Д

О

Г

А

С

Я

Е

Т

О

Х

А

Р

Н

Р

Т

Ц

Ц

А

К

О

Ж

Г

И

Б

Я

Р

Б

Л

А

К

Д

А

Н

И

Ы

Д

О

А

Р

Е

Н

И

Р

Н

А

Ж

Д

Н

У

Ч

Т

К

А

С

С

А

А

Ф

Б

О

И

Ф

Л

А

К

Н

Ш

У

Т

Л

В

А

А

З

О

Д

Разгадай и  напиши зашифрованные  слова.

Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

1. Найди спрятавшиеся слова. 2. Напиши 5 слов, которые тебе кажутся самыми сложными для запоминания.

А

К

П

У

Т

Е

Ш

Е

С

Т

В

З

И

Н

А

П

Р

О

Ф

Е

С

И

О

Н

И

Н

А

К

О

М

П

С

Е

К

Д

Щ

И

М

А

Т

В

Ь

И

М

Е

З

Н

Ч

О

Б

Л

И

Ю

Я

Е

Р

А

Е

Ж

Р

О

А

Н

Т

Ч

С

Т

Р

Ж

У

А

О

К

Е

Е

У

Я

С

П

А

М

Т

Е

Р

Г

Р

В

Ц

Н

Е

Ц

И

Н

Т

С

Е

Л

С

П

Й

Ь

Т

С

А

Ч

С

О

В

Т

О

Е

С

С

А

Б

К

И

Н

Щ

О

М

в

е

н

т

ш

т

п

м

и

е

о

т

к

ц

з

р

ж

г

й

д

и

г

щ

о

а

г

к

п

д

и

е

й

к

р

д

у

у

е

н

р

г

г

р

к

р

и

н

м

н

в

м

у

г

п

к

в

ш

о

л

д

и

и

а

л

а

ч

т

с

и

с

ш

ё

у

о

б

м

к

а

п

м

б

в

ж

н

е

о

х

с

м

щ

ч

ч

а

к

а

е

н

о

о

у

д

я

т

п

ш

к

г

р

е

к

м

о

р

о

ы

р

т

е

ы

с

р

в

а

и

к

а

н

а

а

а

а

к

а

о

а

щ

м

с

а

д

ч

й

м

с

и

п

л

в

н

ы

д

з

ц

ь

ы

о

д

р

е

н

ш

с

к

с

ь

р

д

к

о

п

п

я

а

б

ь

у

л

щ

т

к

о

р

ч

п

а

п

р

б

а

з

м

а

д

г

о

х

е

а

с

д

и

е

ш

р

о

з

р

ы

в

к

о

л

в

ь

а

з

г

о

к

а

м

у

г

г

н

к

р

а

н

ж

е

т

т

ю

о

р

о

г

а

п

а

а

в

т

п

п

в

э

к

б

р

э

в

е

н

т

ш

т

п

м

и

е

о

т

к

ц

з

р

ж

г

й

д

и

г

щ

о

а

г

к

п

д

и

е

й

к

р

д

у

у

е

н

р

г

г

р

к

р

и

н

м

н

в

м

у

г

п

к

в

ш

о

л

д

и

и

а

л

а

ч

т

с

и

с

ш

ё

у

о

б

м

к

а

п

м

б

в

ж

н

е

о

х

с

м

щ

ч

ч

а

к

а

е

н

о

о

у

д

я

т

п

ш

к

г

р

е

к

м

о

р

о

ы

р

т

е

ы

с

р

в

а

и

к

а

н

а

а

а

а

к

а

о

а

щ

м

с

а

д

ч

й

м

с

и

п

л

в

н

ы

д

з

ц

ь

ы

о

д

р

е

н

ш

с

к

с

ь

р

д

к

о

п

п

я

а

б

ь

у

л

щ

т

к

о

р

ч

п

а

п

р

б

а

з

м

а

д

г

о

х

е

а

с

д

и

е

ш

р

о

з

р

ы

в

к

о

л

в

ь

а

з

г

о

к

а

м

у

г

г

н

к

р

а

н

ж

е

т

т

ю

о

р

о

г

а

п

а

а

в

т

п

п

в

э

к

б

р

э

Допиши месяцы  по временам года.

Зима………………………………………………………………………………………………..   

Весна……………………………………………………………………………………………….   

Лето………………………………………………………………………………………………..     

Осень……………………………………………………………………………………………..f_48158067944e6

сентябрь   декабрь    март    июнь  январь  июль  f_48158067944e6

октябрь   апрель  февраль   май  август   ноябрь  

Допиши месяцы  по временам года.

Зима………………………………………………………………………………………………..   

Весна……………………………………………………………………………………………….   

Лето………………………………………………………………………………………………..     

Осень……………………………………………………………………………………………..f_48158067944e6

сентябрь   декабрь    март    июнь  январь  июль  f_48158067944e6

октябрь   апрель  февраль   май  август   ноябрь  

Допиши месяцы  по временам года.

Зима………………………………………………………………………………………………..   

Весна……………………………………………………………………………………………….   

Лето………………………………………………………………………………………………..     

Осень……………………………………………………………………………………………..f_48158067944e6

сентябрь   декабрь    март    июнь  январь  июль  f_48158067944e6

октябрь   апрель  февраль   май  август   ноябрь  

Допиши месяцы  по временам года.

Зима………………………………………………………………………………………………..   

Весна……………………………………………………………………………………………….   

Лето………………………………………………………………………………………………..     

Осень……………………………………………………………………………………………..f_48158067944e6

сентябрь   декабрь    март    июнь  январь  июль  f_48158067944e6

октябрь   апрель  февраль   май  август   ноябрь  

Допиши месяцы  по временам года.

Зима………………………………………………………………………………………………..   

Весна……………………………………………………………………………………………….   

Лето………………………………………………………………………………………………..     

Осень……………………………………………………………………………………………..f_48158067944e6

сентябрь   декабрь    март    июнь  январь  июль  f_48158067944e6

октябрь   апрель  февраль   май  август   ноябрь  

Допиши месяцы  по временам года.

Зима………………………………………………………………………………………………..   

Весна……………………………………………………………………………………………….   

Лето………………………………………………………………………………………………..     

Осень……………………………………………………………………………………………..f_48158067944e6

сентябрь   декабрь    март    июнь  январь  июль  f_48158067944e6

октябрь   апрель  февраль   май  август   ноябрь  

й

в

е

т

е

р

е

н

г

ш

ц

у

к

к

о

р

з

и

н

а

ж

б

а

г

а

ж

г

ш

щ

з

д

ш

ё

л

о

ъ

х

ч

т

о

э

р

п

а

з

а

я

ц

в

ы

р

е

б

я

т

а

с

ч

я

ф

т

и

м

б

а

р

а

б

а

н

ь

б

я

г

о

д

а

ю

э

д

г

й

ц

р

л

т

о

п

о

р

в

ы

у

к

к

а

р

т

о

н

у

ч

и

т

е

л

ь

в

ц

б

Здесь спрятались  12 словарных  слов.

Напиши их, поставь ударение.

у

й

к

в

н

г

о

щ

з

х

ю

к

с

о

ч

м

б

д

э

ъ

ь

о

б

р

я

и

е

к

л

р

и

н

а

о

э

к

д

а

р

я

с

ь

р

б

ж

о

п

п

я

б

а

к

а

е

о

р

ю

у

б

и

п

и

н

й

г

о

г

с

л

н

о

ы

в

а

о

в

о

т

о

а

г

ф

е

п

р

а

р

а

к

т

и

я

щ

р

о

д

о

в

о

д

с

ч

ё

о

д

л

д

у

й

ч

Здесь спрятались  12 словарных  слов.

Напиши их, поставь ударение.

л

з

д

е

в

о

ч

к

а

я

б

л

о

н

я

й

к

а

п

й

ц

х

о

р

о

ш

о

у

к

е

н

г

ш

с

о

б

а

к

а

щ

з

п

о

м

и

д

о

р

х

р

ч

е

м

о

д

а

н

э

ъ

м

а

ш

и

н

а

о

л

д

ж

п

а

к

а

р

т

и

н

а

в

с

о

р

о

к

а

ы

ф

ф

я

ч

с

м

с

у

б

б

о

т

а

б

ю

д

и

в

а

н

и

т

ь

Здесь спрятались  11 словарных  слов.

Напиши их, поставь ударение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы работы по формированию навыка письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Практика  работы в данной школе показала, что значительная часть детей, по­ступающих в школу,  имеют не только специфические нарушения в развитии,  но и...

Использование Наглядного материала на уроках русского языка в специальной коррекционной школе 8 вида”

В данной работе рассмотрена методика использования схем на уроках русского языка в коррекционных классах...

конспект урока для 1 класса Специальная коррекционная школа VIII вида "Число и цифра 5"

Аннотация Тема: Число и цифра 5 Аудитория: 1 класс специальная коррекционная школа VIII вида Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых  знаний   ...

Пособие для учителя: Сборник диктантов Для обучающихся 2-4 классов Специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данный сборник диктантов является примерным пособием для учителей  II –  IV классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Составлен в соответствии с учебной программой по письму и раз...

Контрольная работа по математике для 3 класса специальной (коррекционной школы) VIII вида

Контрольная работа по математике для 3 класса 1 четверти специальной (корекционной) школы 8 вида....

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

В данной статье рассматривается значение  дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах  специальных (коррекционных) школ ,их структура,особенности проведения. Приведены дид...