ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
статья на тему

Голубева Ольга Сергеевна

В данной статье рассматривается значение  дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах  специальных (коррекционных) школ ,их структура,особенности проведения. Приведены дидактические игры по теме " Мягкий знак на конце и в середине слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучению языку обуславливает его специфику. Знания, которые учащиеся получают на уроках русского языка, крайне важны в практическом плане для их социальной адаптации.

Однако русский язык является одним из самых  сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. А уж в начальной школе такое проведение уроков вообще недопустимо . Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах – один из важнейших факторов успешности обучения, особенно в специальных (коррекционных школах).

При формировании интереса учитель должен руководствоваться основными правилами:

— необходимо постепенно переходить от естественных интересов к прививаемым;

— объект, предлагаемый детям для изучения, не должен быть для них совершенно новым, ни хорошо известным:

— материал целесообразно располагать по концентрам, «группировать его вокруг одного содержания» (Л.С. Выготский).

Из огромного многообразия методов  формирования познавательных интересов в особую группу выделяют методы стимулирования и мотивации учения.

Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности.

Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире, игры, осмысленно ориентированные на обучение ребенка- дидактические игры.

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение этого метода – стимулировать процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Как уже было сказано выше, игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

1) Игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения (об этом свидетельствует и тот факт, что дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Львом Семеновичем Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

2) Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).

3) Имеются возрастные особенности детей. Связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти. Преобладание наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз способствуют развитию у детей психических процессов.

4) Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу.

Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе. Существуют различные трудности адаптации при поступлении ребёнка в школу (освоение им новой роли – роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

2) игровая задача;

3) игровые действия;

4) правила игры;

5) результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. они связаны с игровым замыслом средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием. Игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей. К выполнению ими норм поведения. В игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание определение команды-победительницы и т. д. необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше.

В младших классах специальной (коррекционной) школы дидактическая игра является одним из эффективных методов (1 класс) и приемов (последующие классы), активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу. Игра способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

Остановимся на некоторых особенностях детей с нарушением интеллекта, влияющих на характер и методику проведения игр на уроках русского языка в специальной школе. В исследованиях психологов и педагогов отмечается запоздалое по сравнению с нормой развитие познавательного интереса у умственно отсталых детей, неустойчивость этого интереса, малая его глубина. Вместе с тем ученые и практики отмечают, что появление заинтересованности в обучении у учащихся специальной школы в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов.

На уроках русского языка речь, язык становятся предметом обучения и изучения. Это предполагает, как отмечал К. Д. Ушинский, опору на логическую способность ребенка, на его умение «отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить между ними сходные и различающие признаки, сливать их в одно общее суждение».

Речевое недоразвитие умственно отсталых детей, отсутствие у них внимания к единице языка любого уровня, несформированность первоначальных языковых обобщений, которые в норме появляются в период от 2 до 5 лет, недостатки мыслительной деятельности и сенсомоторной сферы делают предельно сложным преподавание русского языка в специальной (коррекционной) школе. Эти трудности особенно четко проявляются на первоначальном этапе обучения.

Использование игры в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению определенного интереса к русскому языку как учебному предмету.

В практике работы специальной (коррекционной) школы дидактическая игра заняла достаточно прочное место на уроках русского языка. Однако в методике ее проведения имеются некоторые недостатки.

Игра достаточно часто оказывается обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

Не всегда учитываются особенности умственно отсталых детей при выработке правил игры.

Не подводятся результаты игры, в связи с чем она теряет одно из своих привлекательных свойств: выявление победителя или победителей.

Игра выпадает из общих целей урока, не содействуя их реализации.

Смешение дидактической игры и упражнений с использованием наглядных средств чаще всего возникает в связи с общностью учебных задач, которые решают эти методы обучения. Упускается при этом из виду тот факт, что дидактическая игра, кроме познавательных, имеет игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Так, в игре «Чей домик?» игровой задачей будет определение домика для изображенного на картинке предмета; в игре «Где спрятался звук?» — постановка фишки на соответствующий квадрат; в «Цепочке» — умение ее не порвать; в «Звуковой линейке» — освобождение квадратов от закрывающей их бумажной ленты.

Учебной задачей во всех этих играх является формирование
фонематического восприятия в различных его проявлениях: умение слышать изучаемый звук в слове («Чей домик?»), определение места звука («Где спрятался звук?»), выделение первого конечного звука в слове («Цепочка»), установление звукового ряда слова («Звуковая линейка»).

Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Так, называя предмет, изображенный на картинке, учащиеся вслушиваются в звучание слова, определяют наличие или отсутствие в нем изучаемого звука, в результате чего помещают картинку в домик того или иного цвета.

Мыслительные операции, которые осуществляются учениками специальной школы, должны быть подготовлены и дозированы. В противном случае игра становится для них либо утомительной, либо вообще недоступной. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество одним-тремя условиями в зависимости от года обучения и временной стадии игры. На этапе овладения учащимися игрой после показа игровых действий целесообразно их выполнить совместно с учителем. Надо отметить, что роль учителя остается значительной на всем протяжении игры.

Эффективность дидактической игры во многом зависит от эмоционального отношения педагога к игровым действиям детей, от заинтересованности в ее результатах. Кроме того, не все школьники одновременно усваивают игровые правила, поэтому учитель продолжает помогать таким учащимся в процессе игровой ситуации. Однако эта помощь должна быть, по возможности, скрытой от других учеников так, чтобы у всех детей, и у слабых, и у сильных, создавалось впечатление равноценности их участия в игре. Ребенку с затруднениями в обучении можно и нужно во время помочь, упростив материал игры, напомнив последовательность выполнения задания или сократив объем мыслительных операций. Например, при изучении темы «Слова, обозначающие предметы» во втором классе можно использовать игровое лото. На карточках лото изображены предметы одного назначения, но в различных сочетаниях. Например: кружка, чашка, стакан/, чайник, чашка, сахарница/, миска, глубокая тарелка, салатница/, миска, салатница, мелкая тарелка/, портфель, ранец, сумка/, ранец, сумка, пакет и т. д. На карточках, которые даются слабым учащимся, подбор картинок должен быть таков, чтобы они могли узнать каждый из нарисованных предметов. Лучше, если их будет на карточке не более двух. В случае выигрыша учащиеся должны их назвать и записать названия на доске. Уменьшение содержания работы, знакомые на картинках предметы облегчают решение игровой задачи слабоуспевающим школьникам. Доступный материал помогает этим им не чувствовать себя ущемленными, играть наравне с другими, не терять интереса к игре и даже выигрывать. После неоднократного возвращения к данному заданию и при накоплении опыта в выполнении условий игры все дети играют без дополнительной помощи. Можно привести и другой пример дифференцированного подхода к подбору игрового материала и заданий к нему. Так, первоклассники, участвуя в игре «Каждому свое место», получают по три картинки, в названиях которых необходимо установить место заданного звука. При этом сильная группа школьников может выделить звуки в любой позиции, а слабоуспевающие дети, имея соответствующий подбор двух картинок, узнают этот звук только в начале и конце слов.

Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введения новых правил. Так, в разделе «Слог» есть игра «Купи игрушку». Учащиеся получают игрушку (или картинку с ее изображением), если четко произнесут ее название, разделят слово на слоги, определят количество слогов. В дальнейшем можно предложить детям «покупать» сначала те игрушки, названия которых состоят из одного слога, затем — из двух и, наконец, из трех. Количество мыслительных операций остается прежним, усложнение идет за счет вынужденного выбора, требующего мысленного разграничения названий картинок в соответствии с новыми игровыми условиями. Игра будет еще более сложной (это вариант для сильных учащихся), если после деления трехсложных слов останутся игрушки, названия которых состоят из четырех слогов.

Подведение итогов работы проходит при активном участии всего класса. Важный эмоциональный момент — поздравление победителя: вручение вымпела, игровых фишек, жетонов и т. д. Забвение этого условия ведет к угасанию интереса, к потере игровой задачи.

Выбор дидактической игры определяется целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, речевые, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательным элементом занятий. Учащиеся разгадывают загадки и записывают слова-отгадки, ориентируясь на изученное ранее правило. Здесь коррекционно-развивающие и познавательные поурочные цели прослеживаются достаточно четко. Дети переключаются на новый вид деятельности: выбирают картинки-отгадки, доказывают правильность выбора. Образуется пауза, заполненная интересным и полезным для учащихся занятием, после чего следует выполнение учебной задачи: запись слов-отгадок.

Та же игра с загадками во время знакомства с орфографическим правилом отвлекает внимание школьников от решения основной цели урока: усвоения нового материала. В результате возникает ложная занимательность, ничего общего не имеющая с пробуждением интереса к самому орфографическому явлению.

Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Так, во время проверки домашнего задания возможно провести игру «Кто вернее и быстрее?»., Учащимся дается время для прочтения по тетради слов, в которых дома нужно было вставить пропущенную орфограмму, подчеркнуть и проверить ее. Затем по команде учителя ребята, по одному из каждого ряда, на доске записывают столбиком слова в порядке их следования в упражнении. Осуществляется перекрестная проверка записанных слов, выявляются ошибки, подсчитываются очки, определяется ряд-победитель, который награждается за быстрое и верное выполнение задания игровыми жетонами. Далее каждый ученик сверяет с записью на доске, правильно ли он выполнил домашнее задание. Учитель проходит по рядам, наблюдая за действиями детей. Школьникам, успешно выполнившим домашнее задание, а также тем, кто правильно осуществил проверку, вручаются дополнительные жетоны. Если, в ходе урока используется несколько игр, в конце его жетоны предъявляются учителю для получения соответствующей оценки (например, 5 жетонов — отличная отметка, 4—хорошая).

В виде игры может быть проведена и подготовительная работа к усвоению нового материала. Например, изучение звука предваряется его узнаванием в стихотворении, которое читает учитель, в названиях картинок, которые произносят дети с утрированным выделением звука.

Особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления. Но и на этом этапе место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости или излишней заторможенности, из-за сложности того материала, с которым будут работать школьники.

Если какое-то задание требует от учащихся большого интеллектуального напряжения, лучше отделить его от следующего упражнения, используя для этой цели игру, которая повысит эмоциональный тонус детей, внесет определенную разрядку в общий ход урока.

В случае вялости, общей заторможенности класса дидактическая игра может неоднократно повторяться, сопровождая закрепление или повторение темы.

При излишней возбудимости учащихся класса игре лучше отвести заключительную часть урока, особенно, если ее проводить в виде соревнования. Если каждый ученик совершает игровые действия самостоятельно, вне зависимости от окружающих детей в этом случае игру можно использовать и на других этапах урока.

Роль и значение дидактических игр, используемых на уроках русского языка трудно переоценить. Они становятся не только источником активизации учебной деятельности школьников, имеющих нарушение интеллекта, но и открывают возможности для приобретения знаний, умений и навыков, а также создают благоприятные условия для коррекции имеющихся у детей отклонений.

Ниже приводятся различные виды дидактических игр по одной из тем в начальных классах на уроках русского языка.

МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

Лото.

Цель. Развитие фонематического слуха; умение определять в слове последний согласный по твердости и мягкости.

Оборудование. У каждого ученика карточки лото с буквами в шести квадратиках; пять фишек.

Ход игры. Учитель называет слова с мягким и твердым согласным на конце. Учащиеся закрывают соответствующие квадратики. После того как карточка лото (кроме одного квадрата) закрыта фишками, учащиеся вспоминают, какие слова названы учителем, определяют, какой квадратик не нужно было закрывать. Называются победители, т. е. те, кто правильно закрыл пять квадратиков.

Примерный материал. Слова: пень, пыль, сухарь, комар, пенал, кран.

Найди картинке место.

Цель. Развитие фонематического слуха; умение определять в слове последний согласный по твердости-мягкости.

Оборудование. В каждом ряду карточка лото с твердыми и мягкими согласными в квадратиках и набор предметных картинок с конечным твердым или мягким согласным в их названии. (У каждого ученика по одной картинке.)

Ход игры. По команде учащиеся берут каждый свою картинку и кладут ее на квадратик с буквой (или буквами, например пь), соответствующей конечному согласному в названии картинки. При этом каждый ученик имеет право переложить любую картинку на карточке лото своего ряда, если считает, что место ей выбрано неправильно. Выигрывает ряд, который быстрее закончил работу и правильно ее выполнил.

Пять названий.

Цель. Закрепление написания слов с мягким знаком; развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные.

Оборудование. Таблица с изображением животных.

Ход игры. Учащиеся называют животных, затем записывают в тетрадь только пять из этих названий. Слова нужно выбрать такие, в которых звуков меньше, чем букв (только те, что оканчиваются на мягкий согласный).

Представители каждого ряда проверяют правильность выполнения правил игры рядом-соперником. Выигрывает ряд, получивший больше жетонов.

Примерный материал. Картинки: лось, волк, хорь, слон, крот, олень, рысь, лев, медведь, тигр, гусь, конь, лань, носорог.

Картинное лото.

Цель. Активизация словаря учащихся; развитие умения писать
слова с ь на конце.

Оборудование. У каждого ученика карточка лото с картинками (гусь, конь, мальчик, деньги, цепь, пальто, морковь, кисть, будильник, коньки, кольцог фасоль, пальцы, ель, альбом), сгруппированными в различных сочетаниях по три на каждой карточке: предметные картинки с названиями для ведущего; по три фишки у каждого ученика. (См. Приложение.)

Ход игры. Ведущий берет маленькую картинку и называет предмет, изображенный на ней, или читает подпись. Ученики ищут соответствующую картинку на своих карточках лото. Кто нашел, поднимает руку. Отвечающий четко произносит слово, выделяет мягкий согласный, мягкость которого на письме обозначается мягким знаком. После правильного ответа все ученики, нашедшие у себя на карточке названный предмет, закрывают его фишкой. Выигрывает тот, кто первым закрыл всю карточку лото. Выигравшему предоставляется право в следующей игре быть ведущим.

Заполни квадраты.

Цель. Активизация словаря учащихся; развитие умения писать слова с ь на конце.

Оборудование. Прямоугольники, поделенные на клетки по количеству букв в слове. В начале каждой строчки картинка.

Ход игры. Каждый ряд получает карточку и выбирает представителя. По сигналу ученики, сидящие на передних партах, вписывают одно слово в клетки верхней строчки и передают карточку сзади сидящим ученикам и т. д. Заполненная карточка возвращается представителю своего ряда, который проверяет ее, исправляет ошибки и передает учителю.

Очки начисляются: за каждое верно написанное слово — по одному очку, два очка - за выполнение работы первыми.

Ромашка.

Цель. Закрепление умения объяснить орфограмму. Оборудование. Ромашка, сделанная из цветной бумаги картона. С обратной стороны лепестков приклеены предметные картинки, в названиях которых пишется мягкий знак (на конце и в середине слова). Лепестки легко отрываются.

Ход игры. Ромашка прикрепляется к доске. Ученики по порядку выходят к доске, отрывают один лепесток ромашки, называют картинку, проговаривают слово по слогам и объясняют орфограмму. При правильном выполнении задания ответивший ученик забирает лепесток. Выигрывает тот ряд, у которого больше лепестков.

Укрась елку.

Цель. Закрепление умения объяснить орфограмму.

Оборудование. Две объемные или картонные плоские елки; елочные игрушки (два комплекта), сделанные школьниками на уроках труда из бумаги, картона, ниток, пластилина, природного материала: гусь, конь, рысь, олень, карась, медведь, морковь, фасоль, будильник, сосулька, апельсин, мальчик, кровать.

Ход игры. Ученики по порядку, от каждой из двух команд выходят, берут со стола игрушку, называют ее и объясняют, после какой согласной пишется мягкий знак в данном слове. Если объяснение верное, ученик вешает игрушку на елку. Выигрывает команда, первой украсившая елку.

Пешеходы.

Цель. Закрепление умения объяснить орфограмму.

Оборудование. Прикрепленный к доске лист бархатной бумаги, на которой отмечено место перехода улицы; две-три человеческие фигурки разного цвета, также вырезанные из бархатной бумаги; у учителя набор предметных картинок, имеющих в названиях мягкие согласные, мягкость которых на письме обозначается ь.

Ход игры. К доске выходят представители команд для передвижения фигур по пешеходной дорожке. Учитель показывает предметные картинки каждой команде по очереди. Ученики должны назвать их и объяснить изучаемую орфограмму. Если ответы правильные, представители передвигают фигурки на одну полоску вперед. Неточный ответ лишает команду права передвинуть фигурку по переходу. Выигрывает та команда, которая быстрее перейдет улицу. Комментарий для учителя. Игра может быть использована на уроках по другим темам, где требуется объяснение любой изучаемой орфограммы.

Сажаем деревца.

Цель. Активизация словаря на изучаемое правило.

Оборудование. У каждого ряда наборное полотно и плоские фигурки елочек (можно использовать для этого счетный материал).

Ход игры. Учитель объявляет условия игры: «Чтобы посадить деревце, нужно назвать слово, которое пишется с мягким знаком».

Сидящий впереди ученик первого ряда называет слово, выделяет мягкий согласный и ставит фигурку елочки на наборное полотно своей команды. Затем идет первый ученик второго ряда, затем -третьего. Дальше работу продолжают ребята, сидящие за второй партой каждого ряда, и т. д. Если ученик затрудняется назвать Ислово, команда пропускает свой ход. Игра продолжается до заранее назначенного времени или до тех пор, пока не ответят все желающие в порядке очереди. Выигрывает ряд, «посадивший» больше елочек.

Выйди на крылечко — назови словечко.

Цель. Активизация словаря на изучаемое правило.

Оборудование. Карточки с парами букв: рь, сь, ть, нь, ль.

Ход игры. Ведущий показывает всем по порядку одну и ту же карточку и предлагает: «Выйди на крылечко — назови словечко». Ученик встает и называет слово с требуемой орфограммой. Если ребенок не смог назвать слово, он «не выходит на крылечко», т. е. садится на место, а ведущий предлагает назвать слово со следующей парой букв представителю другого ряда.

Игра продолжается до тех пор, пока за партой не останется сидящим ни одного ученика. Если же в игре окажутся ребята, не сумевшие назвать ни одного слова, тогда можно подвести итоги игры по рядам. Выигрывает ряд, у которого осталось меньше сидящих учеников.

Фанты.

Цель. Расширение круга слов на изучаемое правило; отработка умения объяснить их написание.

Оборудование. Коробка с фантами; набор карточек с краткими определениями различных предметов или явлений.

Ход игры. Класс делится на две команды. Учитель предлагает одну из карточек с выражением, которое нужно заменить одним словом, содержащим изучаемую орфограмму. Если слово найдено и правильно объяснено, отвечающий берет из коробки фант. Если первая команда не может дать правильного ответа, учитель обращается с той же карточкой к ее соперникам и за правильный ответ награждает их фантом. Право же первой команды на очередной ответ не теряется. По окончании игры производится подсчет фантов и выявляется победитель.

Комментарий для учителя. Право оценивать ответы можно предоставить противоположной команде. Если соперники дали ошибочную оценку, они возвращают в коробку один фант.

Примерный материал.

Часть растения под землей. (Корень.)

Часть лестницы, на которую ставят ногу. (Ступенька.)

Рабочий, который вытачивает металлические изделия. (Токарь.)

Кусок ткани, которым покрывают стол. (Скатерть.)

Число, большее шести, но меньшее восьми. (Семь.)

Первый месяц года. (Январь.)

Домашнее животное, на котором ездят или возят что-нибудь. (Лошадь.)

Площадка со ступеньками перед входом в дом. (Крыльцо.)

Широкая аллея в середине улицы. (Бульвар.)

Часть суток. (День.)

Хвойное дерево с короткими иглами. (Ель.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Наглядного материала на уроках русского языка в специальной коррекционной школе 8 вида”

В данной работе рассмотрена методика использования схем на уроках русского языка в коррекционных классах...

конспект урока для 1 класса Специальная коррекционная школа VIII вида "Число и цифра 5"

Аннотация Тема: Число и цифра 5 Аудитория: 1 класс специальная коррекционная школа VIII вида Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых  знаний   ...

Доклад: «Современные требования к уроку и занятиям в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Урок – одна из форм организации учебного процесса. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия....

Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

•Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида•••••Подготовила учитель начальных классов Куз...