Этапы работы по формированию навыка письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

     Практика  работы в данной школе показала, что значительная часть детей, по­ступающих в школу,  имеют не только специфические нарушения в развитии,  но и  испытывают  ряд других трудностей, мешающих им в полном объёме овладеть учебным материалом и, в частности, навыком письма. Так, у детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, навыков рисования, несовершенна коорди­нация движений руки, наблюдается низкий уровень зрительно-мотор­ных координаций, пространственного восприятия и зри­тельной памяти. Большинство учащихся неправильно держат ручку и карандаш, не сформирована осанка, не владеют навыками работы с тетрадью. Всё это затруд­няет формирование навыка письма и создает много про­блем в процессе обучения.  Именно поэтому передо мной встал вопрос включения в учебный процесс комплекса заданий и упражнений, направленных на формирование навыка письма и развития мелкой моторики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_variant.iz_opyta_raboty._formirovanie_navyka_pisma.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы работы по формированию навыка письма

в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Макарова Светлана Алексеевна,

учитель начальных классов.

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Возможность»

г. Дубны Московской области» (Школа «Возможность»)

Практика  работы в данной школе показала, что значительная часть детей, поступающих в школу,  имеют не только специфические нарушения в развитии,  но и  испытывают  ряд других трудностей, мешающих им в полном объёме овладеть учебным материалом и, в частности, навыком письма. Так, у детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, навыков рисования, несовершенна координация движений руки, наблюдается низкий уровень зрительно-моторных координаций, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство учащихся неправильно держат ручку и карандаш, не сформирована осанка, не владеют навыками работы с тетрадью. Всё это затрудняет формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения.  Именно поэтому передо мной встал вопрос включения в учебный процесс комплекса заданий и упражнений, направленных на формирование навыка письма и развития мелкой моторики.

Цель данной работы - создание комплекса заданий и упражнений, направленных на развитие и формирование навыка письма.

      Задачи:

  • Анализ литературы по данному вопросу.
  • Выявление индивидуальных способностей детей в развитии мелкой моторики.
  • Подбор и систематизация заданий и упражнений.
  • Развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики  рук детей.
  • Формирование элементарных специфических  графических  навыков.
  • Формирование навыка ориентировки в пространстве и на плоскости.
  • Развитие межполушарного взаимодействия.
  • Развитие концентрации и устойчивости внимания.
  • Формирование операций анализа и синтеза.
  • Повышение уровня мотивации обучения.

Этапы работы:

  1. Анализ литературы, подбор и систематизация заданий и упражнений.
  2. Развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики  для подготовки руки к письму.
  3. Развитие графических навыков.
  4. Развитие языкового анализа и синтеза.

    На первом этапе мною была отобрана  и изучена учебно – методическая литература по формированию навыка письма, развитию мелкой моторики и понимания грамматического строя слова и предложения.

     Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «… Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

     Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых  зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Таким образом, для успешного общего развития  ребенка и его мозговых структур в частности,  необходимо уделять особое внимание  тренировке  руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

     Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в своей работе я уделила большое внимание  этапу подготовки  руки  к письму.

На втором этапе задача заключалась  в следующем:

-найти возможность реализации подобранного развивающего учебного материала на занятиях;

-каждое задание подбирать исходя из индивидуальных особенностей ребёнка.  

   Сразу на первом этапе возникла необходимость формировать навыки  правильной осанки, умения  держать ручку и лист бумаги. Ребёнок  должен был зафиксировать свое внимание именно на том, как сидит, как держит ручку, как лежит лист бумаги (тетрадь).

    Параллельно с этим приступили к работе над формированием и развитием мелкой моторики рук.

    В своей практике  я считаю целесообразным использовать следующие разнообразные приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук:

  • Пальчиковая гимнастика, показ при помощи рук различных изображений, которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок; физические упражнения, основанные на хватательных движениях.
  • Кинезиологические упражнения (комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизацию работы полушарий). Эти упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий (дополнительные движения, которые в непроизвольной форме привязаны к самим  движениям (например, движения рук при ходьбе), устраняют  дезадаптацию  в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения должны выполняться вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.

    Данные упражнения могут эффективно использоваться  в работе педагогов любых образовательных учреждений.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия (упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Кулак—ребро—ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола; Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произнося их вслух или про себя.

3. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки.

4. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

5. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе.

6. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе

1. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

2. Положите ладошки на парту. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в обратном порядке.

3. Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

4. Сожмите пальцы в кулак и вращайте кисть в разных направлениях. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

5. Положите на стол 10—15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

6. Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.

7. Горизонтальная восьмерка. Соедините руки на уровне глаз «домиком». Наклоните голову к правому плечу. Нарисуйте в воздухе соединенными руками на весь возможный «размах крыльев» горизонтальную восьмерку. Повторите в другую сторону, положив голову на левое плечо.

  • На уроках труда обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона), сминание пальцами комочков из бумаги; симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок.
  • Перебирание и сортировка круп и семян мелких, средних и крупных (пшено, рис, гречка, горох, фасоль и др.); нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн".
  • Выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров).
  • Выполнение аппликаций из природного материала (семян, ореха, яичной скорлупы и т.д); плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок.
  • Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей - ниткопись.
  • Шнуровка на различных предметах, сматывание шерстяной пряжи в клубки;
  • Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой
  • Конструирование из палочек, полосок узоров.
  • Выкладывание из шнуров изображений по контуру;
  • Игры с мозаикой, с конструкторами, требующими закручивание шурупов, гаек.
  • Лепка.
  • Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т. д.).

      На третьем этапе  проводилась работа по формированию элементарных специфических графических навыков и подготовки руки ребенка к письму.

     Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, помогают выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха), развивают зрительное восприятие и внимание.

     Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, память, внимание.

     Работа по формированию графических навыков начиналась с ориентирования на листе бумаги, где предлагались различные упражнения, например:

1. Положить перед ребенком листок бумаги и предложить, чтобы  показал, где у него верх, низ, правую и левую стороны, все его углы (правый верхний, левый верхний, правый и  левый нижний).

2. Обвести листок по контуру пальчиком, а затем карандашом (нарисовать большой прямоугольник), затем выделить на листе центр — нарисовать в нем  круг.

3. Нарисуй овал (круг), поставь точку сверху, снизу, справа, слева;

Нарисуй квадрат, а теперь поставь две точки сверху и снизу и по одной справа и слева, расположи их так, чтобы они были симметричны (дать понятие о симметрии).

4. Рисование по устным инструкциям: нарисуй в центре большой круг, в верхнем левом углу —  маленький круг, ровно посередине между ними круг среднего размера; теперь в правом  верхнем углу нарисуй квадрат средних размеров, в правом нижнем большой квадрат, а между ними маленький. Это же упражнение выполняется иначе, без указания конкретно того места на листе бумаги, где нужно нарисовать ту или иную фигуру: нарисуй квадрат, неподалеку от него нарисуй круг, рядом с кругом треугольник, неподалеку от квадрата овал. Необходимо сказать ребенку, чтобы он не лепил рисунки друг к другу, а располагал их равномерно.

5. Нарисуй на листе бумаги в несколько рядов большие геометрические фигуры (как бы строчками) и назови их по порядку (слева направо). Когда ребёнок дойдет до конца «строки», ему нужно перевести взгляд на начало следующей и продолжить перечисление.

     Детям давались задания для тренировки способности вести руку по необходимой траектории,       планировать своё движение, например:

6. Поставить точки, с которых начинается движение, затем рисовать стрелочки, которые указывают, куда движется рука (лучше использовать большие листы нелинованной бумаги). Самое главное — зафиксировать внимание на правильном направлении движения (по стрелке) и основном требовании: линии должны быть равными (длину штриха каждый ребенок выбирает сам).

7.  Расположи 10—15 точек и звездочек на листе нелинованной бумаги и соедини разноцветными карандашами все звездочки, а потом точки, нарисованные на листе. (Задание можно  усложнить: а теперь соедини так, чтобы линии не пересекались.)

8. «Раскрутить» спираль вправо и влево.

      Детям предлагается перейти к заданиям на прописывание различных видов линий (вертикальные,  горизонтальные, наклонные, полуовалы, овалы), например:

9. Начерти по образцу на своем листе: вертикальные, горизонтальные, диагональные линии (рисунок не должен быть мелким).

10. Нарисуй по образцу на листе бумаги вертикальные линии (достаточно длинные): частые, редкие, средние по частоте. (То же самое сделай с горизонтальными и диагональными линиями).

11. На образце нарисован ряд вертикальных линий. Зачеркни их через одну, затем — через две и через три линии. (Это же упражнение выполни с горизонтальными и диагональными линиями).

12. Ребенок должен вести карандашом по строке, соблюдая клеточный ряд (не выходя за его пределы). Проведи линию от самого начала строки до самого конца (слева направо). (Это же упражнение выполняйте с вертикальным рядом клеток. Линию нужно вести сверху вниз. Подобные предыдущим линии нужно провести в каждом следующем ряду клеток, через ряд, через два ряда.)

13. Нарисуй по образцу несколько вертикальных черточек (таких же, как и раньше), но одну с нажимом, а другую — без (нажим должен выделяться на бумаге более жирной линией). (При выполнении этого задания необходимо показать, что такое нажим, взяв руку ребёнка в свою и нарисовать несколько черточек. Объяснить ему, что писать «с нажимом» нужно, посильней нажимая на карандаш, чтобы черточка вышла без нажима, карандаш нужно держать более свободно. При выполнении подобных этому упражнений ребенок учится ощущать контраст между разными степенями напряженности мышц и управлять ими.)

     Далее идёт непосредственно этап подготовки к написанию элементов букв. Этот этап подготовки уже приближает учащихся к письму как к таковому. Письмо букв связано с достаточно жесткими ограничениями высоты и ширины каждого графического элемента, и при обучении дети пишут на разлинованных листах. Поэтому необходимо было объяснять, что такое строка, как располагаются элементы, где середина строки, где верхняя линия, ограничивающая строку, и где нижняя.

    Следующим шагом будет слитное написание элементов письменных букв:

  1. Продолжи по образцу ряд, состоящий из слитных крючочков.
  2. Это же упражнение можно выполнить с остальными элементами букв: палочками и овалами — простыми и разомкнутыми (которые должны соединяться между собой черточками); зигзагами — с острыми и закругленными кончиками; палочками с петлями. (Здесь необходимо обращать внимание не на качество письма, а на слитность изображаемых фрагментов.)
  3. Нарисуй ряд, состоящий из комбинаций каких-нибудь трех элементов букв (например: овал, палочка, крючочек; крючочек, зигзаг, хвостик с петлей; палочка, волнистая линия, разомкнутый овал и т. п.).
  4. «Диктант элементов букв»:  назвать учащемуся, какой элемент буквы нужно изобразить, он рисует его, вы называете следующий, учащийся пририсовывает его к предыдущему слитно.

     Для отработки написания графических элементов буквы можно предложить следующие упражнения на комбинирование между собой уже известных ребенку элементов букв так, чтобы получалась какая-нибудь новая буква, например:

  • Нарисуйте овал и пририсуйте к нему крючочек. Скажите ребенку, что получилась буква А. Пусть закончит ряд.
  • Пусть ребенок нарисует овал. Пририсуйте к нему хвостик с петлей. Скажите ребенку, что получилась буква Д.
  • Пусть ребенок нарисует крючочек, пририсуйте к нему хвостик с петлей, скажите, что получилась буква У.
  • Нарисуйте палочку, к ней пририсуйте зигзаг с закругленными концами. Скажите ребенку, что получилась буква П. После этого нарисуйте ряд палочек (через три клетки), пусть ребенок «превратит» их в буквы П.
  • Нарисуйте длинную палочку (выходящую за нижний предел строки), скажите ребенку, чтобы он пририсовал к ней букву Г (зигзаг), точно так же, как он пририсовывал ее к короткой палочке. Скажите ему, что получилась буква Р. После этого пусть закончит ряд, как в предыдущем упражнении.
  • Нарисуйте два овала. Их нужно «превратить» в буквы А и Д.
  • Нарисуйте две палочки, пусть ребенок допишет буквы П и Н.
  • Нарисуйте пять крючочков. Попросите ребенка «превратить» их в разные буквы

      (И, Ш, А, У, Н).

После отработки написания элементов букв переходим к освоению написания элементов письменных букв.  Прежде всего, здесь необходимо было показать сходство и различия в начертании печатных и письменных букв, объяснить, что есть основные элементы (части), из которых состоят буквы. При этом необходимо было учитывать некоторые правила при объяснении написания графических элементов буквы.

  1. Объяснить, как пишется графический элемент (буква), — в какой точке начинается движение, направление движения, изменение траектории, окончание движения. При этом важно выделить специфические особенности (например, в овалах движение заканчивается в той же точке, где начинается).
  2. В объяснении не должно быть  ни одного неполного и незнакомого слова. В тех случаях, когда это необходимо, предварительно надо объяснить, что значит «чуть-чуть» или «немного не доводя».  Также, кроме объяснения,  необходимо  показывать движения.
  3. Следующий этап — замедленное выполнение «под диктовку».  После ее окончания необходимо проводить подробную разборку написанного, все ли сделано правильно.
  4. Самостоятельное выполнение учащимся действия. Те элементы (части элемента), которые выполняются неправильно, необходимо  разобрать и зафиксировать внимание на правильном способе написания и правильном результате. Действие выполняется под контролем взрослого, но при условии самостоятельной оценки правильности написания.

      При этом необходимо уделять специальное внимание способу соединения отдельных букв при письме, объяснить ученику, как соединяются буквы при письме с помощью присоединительного элемента —  небольшой черточки  (штриха),  в каких случаях штрих необходим  ,  а  в  каких  —  нет  (  ) и т.д. Так же надо следить за соблюдением требований при написании одинаковых элементов.

Следующий этап — буквы заглавные и строчные, их отличие, расположение на строке.

Если ребенок «не видит» линию, не соблюдает размерность и соотношение различных элементов, не доводит штрихи букв д, з, р, ф, то можно провести работу по такому плану:

  1. Выделить буквы, которые пишутся только на рабочей строке (а, г, е, ё, ж, и, и, к, л, м, н, о, п, с, т, х, ч, ш, э, ю, я).
  2. Выделить буквы, которые выходят за строку сверху (б, в).
  3. Выделить буквы, которые выходят за строку снизу (д, з, р, у, ф, ц, щ).

      Для развития зрительного восприятия буквы можно проводить работу по дифференциации сходных буквенных знаков, например: сгруппировать буквы: М, м; Т, т; П, п и т.д., опираясь на сходство очертаний , независимо от их величины.

 (Подбираются буквы, у которых сходны строчный и прописной варианты.) Например: ш – щ,

п – т, л – м, х – ж .

  Очень эффективно для закрепления зрительного образа буквы, понимания его составных частей (графических элементов) такое лото, где каждый квадрат только часть букв, разрезанных по горизонтали. Можно усложнить задание и сделать квадратики не из частей букв, а из элементов (деталей). Здесь уже не ограничивается количество деталей. Фишек может быть много, а играть могут несколько человек, как в лото.

Очень хорошей тренировкой для запоминания формы буквы — соотношения ее частей, пропорций — может быть игра со шнурком (или толстой упругой нитью).

Задание: разложи шнурок так, чтобы получилась буква.

     Для  соотнесения и дифференциации печатного и письменного шрифтов применяются следующие игры и игровые приёмы, например:

  1. Игра « Где здесь правильно составлена буква, а где неправильно?»  Выкладываются буквы, где соединены в некоторых случаях элементы печатного и письменного шрифтов.
  2. Игра « Какая буква спряталась в окошке?» Узнавание буквы по её элементам и подбор к ней печатного варианта.
  3. Игра « Сортировка букв». Раскладывается по 3 – 4 буквы в рукописном и печатном варианте, написанных по 1 на карточке. Предлагается разложить буквы столбиком, чтобы в каждом столбике была одна и та же буква в разном написании (т.е. должно быть по 2 буквы в столбике).

      Например: р – р    

                         п – п   

                         в – в

                         а – а

  1. Показ букв в печатном варианте и нахождение к ним в письменном, и наоборот.
  2. Выкладывание печатного варианта слога или слова по письменному  варианту и наоборот.
  3. Работа по списыванию с рукописного и печатного шрифтов.

      Очень важно научить учащихся контролировать свое письмо, для этого проводятся специальные упражнения, например:

Упражнение на развитие самоконтроля при списывании.

« Что здесь не так, исправь». Раздается карточка с написанным на ней предложением.

а) Слова написаны разными шрифтами – печатным и рукописным. Надо выделить тот и другой.

б) Части слова были написаны разными шрифтами. Нужно печатный шрифт заменить рукописным.

     «Исправим ошибки». Раздается по 2 карточки: на одной написано предложение без ошибок, на другой – с ошибками  (пропуски, замены букв). Надо внимательно прочитать первое предложение, а потом второе и исправить ошибки. ( Но дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма).

Четвёртый этап. Развитие языкового анализа и синтеза.

     Эти упражнения направлены на профилактику нарушения письменной речи (умение проводить фонематический анализ и синтез слова, работать с деформированным словом (текстом), определять границы слова (текста) и т.д. При помощи этих упражнений происходит обогащение и расширение словарного запаса у детей; активизация устной учебной лексики у учащихся; совершенствование навыков звукобуквенного анализа и письменной речи; развитие фонематического восприятия устной речи, развитие памяти, внимания, восприятия, мышления.

  • Упражнения на фонематический анализ и синтез.

Упражнение "Корректурная правка".
    Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
   Затем предлагается самостоятельно записать слова, предложения только согласными.
Школа, улица, сумка. Ветер по морю гуляет.
Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.

Упражнение «Будь внимательным». 
Цель: - развитие умения определять количество звуков в слове.
Ход игры: педагог, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество звуков в слове.
На начальных этапах называть слова, состоящие не более чем из 4 звуков. Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.

Упражнение «Проверь написанное по количеству букв».

Списывается текст (шрифт печатный или рукописный). Над каждым словом учитель ставит цифру, обозначающую количество букв в слове и предлагает проверить, столько ли букв в тех же словах, списанных в тетрадь.

а) Учащиеся обозначают цифрой количество букв в слове, а затем называют каждую букву.

б) Учащиеся обозначают цифрой количество букв в слове, а затем сверяют эту цифру с поставленной учителем.

в) Перепиши, пожалуйста, без ошибок следующие строчки:

    АДСЕЛАНОГРИВАНТИБЮДАРОЧАН;

    БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕНАТУРЕП-ВАДИОЛЮЗГАНИЧЕВЯН.

  • Упражнения на развитие фонематического слуха.

Упражнение "Пишем вслух". 
    Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей. Например: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком). Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". (Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют.)

     В этом упражнении приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

Упражнение «Любопытный». 
Цель: развитие фонематических представлений и воображения, развитие навыков структурирования предложений.
Ход игры: педагог объясняет суть игры и показывает образец. Выбирается звук, на который будут начинаться слова в предложении. Педагог задаёт вопрос и бросает мяч ребёнку. Учащиеся должны ответить так, чтобы слова ответа начинались с заданного звука.

Например,  КТО ЧТО СДЕЛАЛ КОМУ ЧТО
Дима дал другу дневник.
Соня связала сестре свитер.
Повар приготовил приятелям пирог.

Задание.  Выбери и подчеркни те буквосочетания и слова, которые написаны на образце:

              се             се ее со се ее со се се ос ее се

              ша             ша аш ам ащ ша ща ап ца ша аш ащ аш

              об             бо би об ов ба бо ба об во об бо бо

               ты             ты ит ти ты ти тб ть ыт ть ты ит ты

              он             но оп от по он оп но то он он но по

 Задание. Найди 10 слов, которые оканчиваются на с, например: вопрос.

 Найди 10 слов, которые имеют в середине с, например: пересказ.

 Найди 10 слов, которые начинаются на ф.

 Найди 5 слов, которые оканчиваются на ф.

  • Упражнения на работу с деформированным словом.

     Игры с буквами, их перестановка, узнавание дают свободу действия, побуждают к творчеству. Можно дать задание составить из определенных букв как можно больше слов, можно перепутать буквы в словах и попросить привести их в порядок. Например, дать «перепутанные» названия животных: кашок (кошка), бакоса (собака), ловк (волк), исал (лиса), вакоро (корова) и т.п. — или домашних вещей: лост (стол), реслок (кресло), тусл (стул),   палма   (лампа)   —   и   попросить  написать  их  правильно.

          Задание. На этой странице ты найдешь много вещей из дома. К сожалению, буквы сильно  

      перемешались — постарайся привести их в порядок:

ЛОСТ = РЕСЛОК = СНУДКУ = АРТАКИН = ТУСЛ = ОВКЕР = ЗАВАНЕКСИ

  • Упражнения на выделение границы слова.

        Задание.  В этих строчках спрятаны названия животных, выбери их и подчеркни:

неалиндабелкавиндобезьяналима;

венгдентрукроликизаблдрелисанкратиплль;

торгдулькностраусиквантупроагипль.

  • Упражнение на развитие пространства.

Упражнение "Арабское письмо".

     Записать слова, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперёд, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Начинать с коротких слов например, карандаш, окно, книга, домик.

Задание.  Напиши наоборот слова:

                ЯБЛОНЯ, ПЕТУХ, БРЮКИ, ВАГОН, ЗЕРКАЛО, ШКОЛА.

Задание.   Этот текст написан  наоборот  — попробуй  каждую строчку прочитать справа налево и записать правильно.

                .икнитрак и ихитс маТ. угинк алипук амаМ

                .кичям и янаТ тут А .акйаз и акшим тоВ

                .ихитс  итэ ьтатич юлбюл Я

     Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в работе по формированию навыка письма.

Список литературы:

  1. М.М. Безруких, С.П. Ефимова «Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму». Москва: Издательство «Айсберг», 1991 г.
  2. В.В. Воронкова «Обучение грамоте и правописанию» в 1 – 4 классах вспомогательной школы. Москва: Издательство «ШКОЛА-ПРЕСС», 1995 г.
  3. В.А. Янова «Обучение умственно отсталых первоклассников списыванию с печатного и рукописного шрифтов».  Журнал дефектология  №2, 1994 г. Стр.28-32.
  4. А.Л. Сиротюк «Коррекция обучения и развития школьников» (Адаптация «Леворукого «ребёнка. Кинезиология на уроках физкультуры. Тренинг межполушарного    взаимодействия). Москва: ТЦ «Сфера», 2001 г.
  5. С. Гаврилина, Н. Кутявина «Рисуем по линиям» (готовим руку к письму).
  6. О.Н. Земцова «Послушный карандаш» (развиваем мелкую моторику).
  7. Л.М. Козырева «Как подготовить руку к письму».
  8. О.И. Крупенчук «Учим буквы» (игры с буквами, развитие мелкой моторики, тренировка наблюдательности, предупреждение нарушений чтения и письма).
  9. Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова «Дидактический материал к урокам чистописания».
  10. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина  «Тесты для дошколят» (подготовка руки к письму).
  11. Д. Тонконогая «Учимся писать». Выпуск 1, Выпуск 2.
  12. П.Е. Антоненков, М.Н. Антоненкова, Н.В. Масберг, А.В. Махотина «Готовимся к письму» (прописи, раскраски, упражнения).
  13. И.В. Мальцева «Прописи для правшей и левшей».
  14. «Прописи для леворуких детей».

 

·

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Работа по коррекции нарушения речи у детей с отклонениями в развитии имеет свою специфику, обусловленную особенностями сенсомоторного и психологического развития. В процессе коррекционного воздействия...

Коррекционно- развивающая работа вна уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида

содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....

Коррекционно- развивающая работа на уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида

содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....

Контрольная работа по математике для 3 класса специальной (коррекционной школы) VIII вида

Контрольная работа по математике для 3 класса 1 четверти специальной (корекционной) школы 8 вида....

«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

«Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...