Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе
материал по русскому языку по теме

Зеленкова Галина Анатольевна

В работе рассказывается о проблемах, которые оказывают негативное влияние на состояние здоровья школьников. А также рассмотрены сдоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках пись и чтения в коррекционной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное)образовательное  учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат 8 вида пгт.Кумены

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ.

                                                                             Зеленкова Галина Анатольевна-  учитель русского языка

                                                                   

                                                       

                                                              2013 год

  Забота о здоровье – это важнейший труд педагога

                                                                         От жизнедеятельности, бодрости детей зависит

                                                                          их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

                                                                        прочность знаний, вера в свои силы…»

                                                                                                                           В.А. Сухомлинский

          В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохранения здоровья должна волновать каждого человека. Однако в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Также в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития. По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.

     В МС(К)О  С(К)ОVIII вида поселка Кумёны  обучается 92 ребенка  с особыми образовательными потребностями. У 5 человек из них установлена инвалидность. Основная масса учеников нашей школы имеет лёгкую степень умственной отсталости. У отдельной группы учащихся отмечается умеренная степень умственной отсталости. Среди наших учеников есть дети с задержкой развития речи, заиканием, эпилепсией, отсталостью в физическом развитии, синдромом двигательной расторможенности. Почти у каждого ребёнка отмечается крайне низкий уровень каждого из вышеперечисленных компонентов здоровья. В 2012-13 учебном году количество ребят с плохим зрением увеличилось  .

       Среди проблем, которые оказывают негативное влияние на состояние здоровья школьников, выделяются:

 -ухудшение социального положения семей в микросоциуме;

 -необеспеченность детей полноценным питанием в большинстве семей ;

 -достаточно высокий процент семей, уделяющих мало внимания проблемам  воспитания и развития своих детей;

 -высокий уровень безработицы родителей.

          Педагогический коллектив применяет различные формы работы с детьми, направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников: ежедневная утренняя зарядка, физкультминутки, закаливание через мытье ног, подвижные перемены, мини-соревнования в школе, занятия в спортивных кружках, занятия спортом в свободное время, участие в общешкольных спортивных мероприятиях, трудовые дела, санпросветработа медика через проведение бесед с учащимися, педколлективом и родителями, система медосмотров с последующим пролечиванием  детей в стационаре, в школе и дома.

      Несмотря на проводимую работу по сохранению и укреплению здоровья детей, не изжиты вредные привычки учащихся (курение, склонность к бродяжничеству у отдельных детей, имеются случаи употребления спиртных напитков.)  

              Поэтому в нашей работе очень важно использовать педагогические технологии, нацеленные на охрану здоровья школьников.

        В процессе воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья  руководствуемся основным принципом здоровьесберегающего обучения и воспитания - принципом психологической комфортности. Это позволяет нашим педагогам не только укрепить эмоциональное состояние своих воспитанников, но и повысить их работоспособность и творческую активность. С целью повышения умственной активности в школе организован часовой перерыв между 7 и 8 уроками, час здоровья или прогулка перед выполнением домашнего задания, активная пауза перед сном на свежем воздухе.

     Главное правило, которого придерживаются все работники школы: «Сделай так, чтобы ребенку стало полезно находиться в школе, чтобы он совершенствовался и физически, и духовно».

Конкретными задачами работы в данном направлении являются:

1.                здоровьесберегающее обучение (построение урока на здоровье сберегающей основе);

2.                активизация физической деятельности;

3.                соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

4.                пропаганда здорового образа жизни.

     Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении уроков  в коррекционной школе  VIII вида, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, но и на сохранность их психического состояния  и развитие и коррекцию высших психических функций.

       Русский язык и чтение  – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать и читать, а потому учитель  должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения физкультминутки провожу примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса, иногда в конце урока). Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за чередованием видов деятельности  в течение урока.

Проводя уроки русского языка и чтения, соблюдаю требования включения  оздоровительного компонента в содержании учебных предметов.

  1. Гигиенические условия в классе : чистота, температура и свежесть воздуха, рациональное освещение класса и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей. Отмечу, что утомляемость школьников и риск психологических  расстройств в немалой степени зависят от соблюдения  этих простых условий.

  1. Психологический настрой на урок:

      3.Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы. Чередую  виды учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия и др. - 4 – 7 видов за урок т .к. однообразность урока способствует утомлению школьников.

       4.Физкультминутки и физкультпаузы  являются обязательной составной частью урока. Использую  различные виды физкультминуток.

     Оздоровительно – гигиенические. Мы их выполняем как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ногами».

     Физкультурно – спортивные. Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счёт. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определённой группы мышц. Сюда включаем бег, прыжки, приседания, ходьба на месте и по классу и т. д.

Подражательные. Показываю  схематические изображения «человечков», выполняющих гимнастику, ученики повторяют движения. Использую мимические упражнения. На карточках нарисованы лица  с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, смеющиеся, испуганные, удивлённые.Дети копируют. Здесь можно проявить свою фантазию и творчество

     . Двигательно – речевые.Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения.

                Утром встал гусак на лапки, (потянулись, руки вверх - вдох-выдох)

                Приготовился  к зарядке. (рывки рук перед грудью)

                Повернулся влево, вправо, (повороты влево-вправо)

                Приседанье сделал справно, (приседания)

                Клювиком почистил пух, (наклоны головы влево-вправо)

                Поскорей за парту – плюх! (присели)

            Чаще всего провожу физпаузы в режиме работы урока.

      «Найти слова».  По классу размещаются слова, а ученикам даётся задание. Дети ходят по классу, выполняя задание.

       Игра – соревнование. Дети выбегают по очереди  к доске и выполняют задание.

               Для профилактики и коррекции нарушений зрения. На каждом уроке стараюсь использовать упражнения для глаз с целью профилактики улучшения зрения.

Использую гимнастику для глаз:     «Вверх – вниз, влево – вправо».  Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

     «Круг».  Следить за рукой учителя, выводящей круг . Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

     «Рисование  носом»,  «Раскрашивание», «Часики» и другие.

Использую различные формы организации деятельности учащихся на уроках:

- работа в группах;

- работа в парах;

- фронтальный опрос с использованием игровых ситуаций .

Элементы игры  использую  также в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:

- хлопанье в ладоши;

- поднятие руки;

- сигнальные карточки различного цвета.

             

                               Объем домашнего задания и его сложность надо соизмерять с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому предлагаю учащимся разноуровневые задания.

Например, при написании  изложения

 – 1-я  группа получает задание – написать изложение по заданному тексту;

- 2-я группа - ответить на вопросы по заданному тексту;

- 3-я группа – переписать текст.

          Важен и сам подбор заданий по определенной тематике, связанной с укреплением здоровья, спортом. В учебниках по русскому языку в среднем звене  школьникам предлагается в разделе «Деловое письмо» выполнить такие задания:

  1. Составить открытое письмо к своим одноклассникам «За что надо любить спорт?»
  2. Составление  заметки в стенгазету  «Что такое отдых?», « Мой любимый вид спорта».
  3. Написать письмо другу о лыжной секции и т.д.

                Школьной программой предусмотрено выполнение   творческих работ на спортивную тематику. Так в 6 классе ученики учатся составлять спортивный репортаж, в 7 классе школьникам предлагается написать сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской "Утро", в 8 классе сочинение-интервью по картине А.Сайкиной "Детская спортивная школа". Начиная с 6 класса выполняем много письменных работ с заданием  «Продолжи предложение»:

- Чтобы иметь хорошую осанку ,нужно…    

- Если тебе не нравится болеть, желательно…

- Если ты хочешь  быть сильным, необходимо…..

                С целью сохранения здоровья использую дидактический и раздаточный материал, имеющий здоровьесберегающую направленность, куда включаю упражнения на развитие:

- связной устной и письменной речи;

- орфографической зоркости;

- творческих способностей;

- а также материал информационного характера, направленный на формирование ЗОЖ.

     Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.

     

       Конечно, это все требует от учителя больших затрат времени,  душевных сил и эмоциональной нагрузки. Но если в школе все будут прилагать усилия в решении детских проблем, если в школах будут специалисты, работающие над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся, то можно надеяться, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не будет падать.

     

                               

 

     Большое значение имеет организация урока. Учитель  должен строить  урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая  время для каждого задания, чередуя  виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.

     Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов  ( от 70до 80 слов) , текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.

         Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. Русский язык – богатый язык, он вмещает в себя всю мудрость и весь исторический опыт народа. В нем найдутся крылатые выражения и поговорки на все случаи жизни. Их можно объединить в "Словарь мудрых мыслей".

               Желательно, чтобы ученики завели такой "Словарь…"и делали в нем записи:

"Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды",

"По яблоку в день – и доктор не нужен",

"Ешь просто - доживёшь лет до ста",

"Здоров на еду, да хил на работу".

"Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест".

                Без применения здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка не обойтись, т.к. они, в свою очередь, "работают" на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Этот вопрос необходимо рассматривать в комплексе. Большое зн ачение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.

      Во избежание усталости учащихся необходимо на каждом уроке разнообразить виды работ: ввести игровые моменты, работу с учебником (устную или письменную), комментированное письмо, выполнение  небольших творческих заданий. Все это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Тут важен и сам подбор заданий по определенной тематике, связанной с укреплением здоровья, спортом.

             Также с помощью подбора  текста можно развить определенные орфографические и пунктуационные навыки, решить учебные методологические задачи. Пропаганда здорового образа жизни, занятия физкультурой и спортом – неотъемлемая часть и воспитательного процесса.

  Также школьникам предлагается выполнить задания по Деловому письму:

  1. Составить открытое письмо к своим одноклассникам «За что надо любить спорт?»
  2. Составление  заметки в стенгазету  «Что такое отдых?», « Мой любимый вид спорта».
  3. Письмо другу о лыжной секции.
  4. Творческий словарный диктант.

-  Вид спортивной гимнастики   (аэробика)

- Система физических упражнений, способствующая общему развитию организма и укреплению здоровья    (гимнастика)

- Расслабление и снятие психического напряжения     (релаксация).

-  Правила времяпровождения  (режим  дня)

     Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках в 6-8 классах блочно-модульной системы снижает нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. Например, при написании  изложения

 – 1-я  группа получает задание – написать изложение по заданному тексту;

- 2-я группа - ответить на вопросы по заданному тексту;

- 3-я группа – переписать текст.

                Школьной программой предусмотрено выполнение   творческих работ на спортивную тематику. Так в 6 классе ученики учатся составлять спортивный репортаж, в 7 классе школьникам предлагается написать сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской "Утро", в 8 классе сочинение-интервью по картине А.Сайкиной "Детская спортивная школа". Начиная с 6 класса выполняем много письменных работ с заданием  «Продолжи предложение»:

- Чтобы иметь хорошую осанку нужно…    

- Если тебе не нравится болеть, желательно…

- Если ты хочешь  быть сильным, необходимо…..

     Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Использование ИКТ дает возможность сэкономить время и провести его интересно, избегая перегрузки, тем самым повышая мотивацию к учению.

     Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.

     На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые  паузы («В лес на лыжах), зрительную гимнастику  и, конечно,  эмоциональную  разгрузку (2-3 минуты) – послушать хорошую музыку, связанную с темой урока, посмотреть слайд с изображением пейзажа, обсудить увиденное и услышанное.

     Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. Конечно, это все требует от учителя больших затрат времени,  душевных сил и эмоциональной нагрузки.

       И все же цель таких уроков -  обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения.

     Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Ответственность за то, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя российская школа. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

         Если в школе все будут об этом помнить, прилагать усилия в решении детских проблем, если в школах будут специалисты, работающие над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся, то можно надеяться, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не будет падать.

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка в начальной школе

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.

Опыт работы учителя начальных классов  МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым  Довбня Светланы Владимировны...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе

Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе

Данная презентация поможет учителям начальных классов правильно выстроить урок в контексте здовьясбережения....

"Словарная работа на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе".

quot;Словарная работа на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе"....

"Словарная работа на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе".

quot;Словарная работа на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе"....