1 |
Организационный момент | Организационный настрой на урок
Словесный метод | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Вадимовна, сегодня я у вас проведу урок математики. А чтобы наша работа была продуктивной, давайте повернемся к соседу по парте, улыбнемся и пожелаем отличной работы на уроке. Молодцы, а теперь все повернулись и посмотрели на меня, сели правильно, руки положили перед собой и приготовились работать. Я тоже вам желаю больших успехов на уроке!
| Переключать внимание на учителя. Приветствовать учителя. Настраиваться на работу. | Л: самоопределение к учебной деятельности Р: самоорганизация
|
2 |
Актуализация знаний | Устный счет (фронтальная работа)
Наглядный метод Словесный метод
Наглядный Фронтальный
Фронтальная работа Работа по учебнику С.60, 104.
№260 Словесный метод
Практический | Организация устного счета с целью актуализации знаний. Устный счет. Определите, сколько единиц каждого разряда в каждом числе: 34 265 (5 ед, 6 дес, 2 сот 1 кл, 4 ед, 3 дес 2 кл); 56 070 (единицы 1 кл отсутствуют, 7 дес, сотни 1 кл отсутствуют, 6 ед, 5 дес 2 кл); 604 736 ( 6 ед, 3 дес, 7 сот 1 кл, 4 ед, дес 2 кл отсутствуют, 6 сотен 2 кл); 32 069 ( 9 ед, 6 дес, сот 1 кл отсутствуют, 2 ед, 3 дес 2 кл); 8 605 ( 5 ед, дес 1 кл отсутствуют, 6 сот 1 кл, 8 ед 2 кл). Определите, сколько единиц каждого класса в числе: 34 265 ( 265 ед 1 кл, 34 ед 2 кл), 56 070 (70 ед 1 кл, 56 ед 2 кл), 604 736 ( 736 ед 1 кл, 604 ед 2 кл), 32 069 ( 69 ед 1 кл, 32 ед 2 кл), 8 605 (605 ед 1 кл, 8 ед 2 кл). - Молодцы, ребята! ВЫ отлично справились с устным счетом. - Вы уже знакомы со свойствами сложения. Кто мне напомнит, какие свойства сложения бывают? ( уч. с. 60, под красной чертой) - Давайте обратимся на с. 104 в учебнике и вспомним свойства сложения. 1. От перестановки слагаемых сумма не изменяется. 6+3=3+6; 320+115=115+320 (425) 2. Два соседних слагаемых можно заменить их суммой. (80+17)+3=80+(17+3) 2+98+804+96=(2+98)+(804+96) Примените правила сложения, выполнив задание на с.60 №260 ( устно вычисли наиболее легким способом) - Как мы выберем легкий способ? ( чтобы в сумме получились круглые десятки или сотни). -Хорошо. Свойства сложения вы помните! 2+96+98+904=(2+98)+(96+904)=100+1000=1100 257+18+12+3=(257+3)+(18+12)=300+30=330 48+530+70+52=(48+52)+(530+70)=100+600=700 33+34+35+36+37=(33+37)+(34+36)+35=70+70+35=140+35=175 - Отлично справились с заданием. - Молодцы, отличная работа! |
Выполнять задания устного счета
Вспоминать свойства сложения
Устно выполнять задание
| Л: смыслообразование;
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; П: извлечение необходимо информации из текста;
Р: выполнение пробного учебного действия; |
3 | Мотивационный (сообщение темы урока) | Сообщение темы урока. Определение цели урока. (фронтальная работа) Словесный метод
Наглядный Словесный Практический
Словесный
Словесный | - Сейчас мы с вами устно выполняли действия с выражениями удобным способом. - Всегда ли мы можем вычислять выражения устно? (нет) - Почему? ( есть большие числа, которые посчитать в уме очень сложно) - Правильно. -Как вы думаете, письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел? - Давайте вспомним алгоритм действий трехзначных чисел при сложении и вычитании столбиком. - Посмотрите на доску, все ли верно в записи? - Давайте вспомним алгоритм письменного сложения трехзначных чисел. Алгоритм 1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. 2. Складываю единицы 3. Складываю десятки 4. Складываю сотни 5. Читаю ответ (аналогично с вычитанием) - Молодцы! - Кто уже может сформулировать тему урока. О чем мы сегодня будем говорить? - Выполнять устные и письменные приемы вычислений. - Какие задачи на урок поставим? ( совершенствовать навыки устных и письменных вычислений, вспоминать алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел) |
Слушать учителя
Отвечать на вопрос учителя
Вспоминать алгоритм действий трехзначных чисел при сложении и вычитании.
Формулировать тему и задачи урока
| Р: Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. К:владеть монологической и диалогичной речью:
Р: уметь ориентироваться в учебнике; выполнять пробные учебные действия; оценка, взаимопроверка; П: подведение под понятие; П: структурирование знаний;
П: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания; |
4 | Постановка учебной задачи и ее решение (изучение нового материала) |
Работа по учебнику с.60 правило
Работа с учебником (рамочки на полях)
с. 60 №262
Практический
Наглядный (алгоритм) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников, проверяет выполнение задания в рабочей тетради. - Откройте уч. на с.60. - Кто прочитает правило ниже №260? - А теперь вернемся к моему вопросу, письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел? (да) - Давайте вместе проверим ваши предположения, прокомментировав примеры из учебника, используя уже знакомый нам алгоритм письменного сложения. - Комментируем 1 выражение. (Пишу число 3126. Данное число состоит из 4 разрядов. Следующее число 4292 состоит тоже из 4 разрядов. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями, тысячи под тысячами. Начинаю складывать единицы 6+2=8 ед, теперь складываю десятки 2+9=11, пишу 1 единицу и 1 десяток в уме ( пишу над сотнями. Складываю сотни 1+2=3, да еще мы 1 запоминали, 4. Складываю тысячи 3+4=7. Читаю ответ 7418. Теперь будем вычитать. В числе 25346 – 25 тысяч: 2дес класса тысяч, 5 ед. класса тысяч. 3 сотни, 4 дес, 6 ед. Пишу число 25346. Из него буду вычитать 3407. В этом числе 3 тысячи, 4 сот, 0 дес и 7ед. Пишу ед под ед, дес под дес, сот под сот, тыс под тыс. Обратите внимание, что в уменьшаемом в классе тысяч есть и десятки и единицы, а в вычитаемом только единицы, поэтому единицы тысяч пишу под единицами тысяч. Вычитаю из ед –ед. Из 6 вычесть 7 не могу, поэтому у десятков занимаю 1 ед. Ставлю точку над десятками, чтобы не забыть, что я занимала. Тогда из 16-7=9, пишу под ед. Вычитаю десятки из 4-0=4,да мы занимали из 4 десяток, поэтому осталось 3. Дес пишу под дес. Вычитаю сотни из сотен 3-4. Из 3 вычесть не могу, поэтому занимаю у большего соседнего разряда 1, чтобы не забыть ставлю точку. Из 13-4=9. Сотни пишу под сотнями. Вычитаю тысячи. Из 5-3=2, да я занимала у 5, поэтому, 4-3=1. Осталось 2 тысячи, из нее ничего не вычитаю, поэтому ее так и переписываю. Читаю ответ 21939. - Ребята, а посмотрите на поля на с.60. - Кто может объяснить, что означает 1 запись: (в+0=в) – если к числу прибавить 0, то получится то же самое число. - Верно. Что обозначает 2 запись? ( 0+с=с) – если 0 прибавить к числу, то получится то же самое число. - Верно. Объясните, что означает 3 рамочка. (а-0=а) – если из числа вычесть0, то получится то же самое число. - Верно. Последняя: (к-к=0) – если из числа вычесть это же самое число, то получится 0. - Молодцы! - Теперь давайте попробуем письменно решать выражения на сложение и вычитание с многозначными числами. -Откройте тетради. Отступите 4 кл от предыдущей записи. Запишите число, классная работа. №262. - Найдите в уч. №262. Кто прочитает задание? - Есть желающие пойти решать у доски? Запишите 1 выражение в столбик, проговаривая, как делала это я.
Проверка:
- Молодцы! Все, кто работал у доски, получают отметки. |
Читать правило в учебнике
2 ученика комментируют примеры выражений по алгоритму
Выполнять задание из учебника
4 ученика по очереди выходят к доске, остальные решают в своей тетради |
Р: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.
Л: осознавать свои возможности в учении; судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;
П: выполнение действий по алгоритму; П: построение логической цепи рассуждений, доказательств; К: использование критериев для обоснования своего суждения |
5 | Решение частных задач (первичное осмысление и закрепление) | Работа по учебнику ( с. 60 № 264)
Наглядный метод
Словесный метод
Практический метод
Самостоятельная работа
| Запишите в тетради № 264. - Кто прочитает задачу? - Что нам здесь нужно сделать? - Есть желающие пойти к доске? - Остальные записывают у себя в тетради. - О чем говориться в задаче? (о книгах) - Что известно? (сколько было выдано, сколько осталось) -Что нужно найти? ( сколько всего книг в библиотеке) - Как запишем это в краткой записи? Выдано | 327 кн | Осталось | ? на 246 кн < | Всего | ? |
- Какой главный вопрос задачи? ( сколько всего книг в библиотеке) - Можем ли мы сразу ответить на 1 вопрос задачи? (нет) - Почему? - Что на сначала нужно узнать? ( нужно узнать, сколько осталось книг после выдачи) - Каким действием мы это узнаем?(вычитанием) - Каким выражением запишем? 1) 327-246= 81 (кн) – осталось - Зная, сколько книг было выдано и сколько осталось, можем узнать, сколько всего книг ? - - Каким действием мы это узнаем? (сложением) - Каким выражением запишем? 2) 327+81= 408 (кн) –всего. - Запишите ответ. О т в е т: в библиотеке 408 книг. - Хорошая работа! Умники и умницы! - Итак, сегодня мы вспоминали устные и письменные приемы сложения и вычитания. Сейчас мы с вами выполним небольшую работу. У каждого на парте лежат карточки. На них 2 задания. Работа по вариантам. В обоих вариантах 2 задания. 1 вариант. - Вычислите удобным способом
75+13+425+37=(75+225)+(13+37)=300+50=350 - Вычисли, записывая решение столбиком.
+4235 _36798 1943 19467 6178 17331 - вариант.
- Вычислите удобным способом
374+126+273+27=500+300=800 - Вычисли, записывая решение столбиком.
18506 _14238 +32993 2387 51499 11851 - Молодцы! Передайте ваши карточки с последней парты на первую. Каждый получит отметку за эту работу. |
Работать над задачей
Беседовать с учителем
Составлять краткую запись
Выполнять решение задачи
Самостоятельно выполнять задание
|
Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; самоопределение к деятельности; П: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла; определять план выполнения задний на уроке под руководством учителя; П: установление причинно-следственных связей; Р: контроль; план выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
К: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных;
П: установление причинно-следственных связей;
|
7 | Итоги урока. Рефлексия
| Обобщение полученных знаний
фронтальная работа
| - Напомните, какие задачи мы ставили на урок? - Достигли мы их? - Что нового вы узнали на уроке? - Кому было что – то не понятно? Поднимите руку - Что было самым трудным? - Встаньте те, кто хорошо понял тему и может объяснить своему другу / однокласснику. Спасибо за урок! |
Оценивать свою работу.
Беседовать с учителем Проводить самооценку, рефлексию | К: выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания П: осознавать качество и уровень усвоения; Л: оценивать результаты работы. |