Технологическая карта по учебному предмету «Математика» во 2 классе на тему «Площадь фигуры. Единицы площади" Манзебур Валентина Ивановна
методическая разработка по математике (2 класс) на тему

Манзебур Валентина Ивановна

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Авторы УМК

УМК «Начальная школа XXI века», Рудницкая В.Н. Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в  2 ч. – М.: Вентана - Граф, 2016.- 128 с.

Цель урока:

Формирование способности учащихся к новому способу действия: использование способов нахождения площади фигуры

Задачи урока:

Образовательная:

ü  создать условия для формирования умения находить площадь фигуры с помощью мерки – квадратного сантиметра;

ü  начать систематизировать представления о способах сравнения и измерения площадей.

Развивающая:

ü  побудить познавательный интерес к изучению математики;

ü  создать условия для развития монологической речи;

ü  создать условия для развития умений сравнивать, анализировать.

Воспитательная:

ü  содействовать воспитанию у учащихся самостоятельности, познавательной активности.

Планируемые образовательные результаты:

- личностные

- предметные

- метапредметные

Личностные:

- формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации, самооценки и самовосприятия;

- умение анализировать свои возможности;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Предметные:

- умение  использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь»;

-  умение находить площадь фигуры разными способами;

- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- умение работать в информационном поле.

Метапредметные

Познавательные:

 - уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии;

Коммуникативные:

- строить монологические и диалогические высказывания в соответствии с учебной задачей;

- принимать участие в  работе  группы, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные:

- понимание и принятие учебной задачи;

-  умение ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Манзебур Валентина Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №1»

г. Ноябрьск

Технологическая карта по учебному предмету «Математика» во 2 классе на тему «Площадь фигуры. Единицы площади"

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Авторы УМК

УМК «Начальная школа XXI века», Рудницкая В.Н. Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в  2 ч. – М.: Вентана - Граф, 2016.- 128 с.

Цель урока:

Формирование способности учащихся к новому способу действия: использование способов нахождения площади фигуры

Задачи урока:

Образовательная:

  • создать условия для формирования умения находить площадь фигуры с помощью мерки – квадратного сантиметра;
  • начать систематизировать представления о способах сравнения и измерения площадей.

Развивающая:

  • побудить познавательный интерес к изучению математики;
  • создать условия для развития монологической речи;
  • создать условия для развития умений сравнивать, анализировать.

Воспитательная:

  • содействовать воспитанию у учащихся самостоятельности, познавательной активности.

Планируемые образовательные результаты:

- личностные

- предметные

- метапредметные

Личностные:

- формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации, самооценки и самовосприятия;

- умение анализировать свои возможности;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Предметные:

- умение  использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь»;

-  умение находить площадь фигуры разными способами;

- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- умение работать в информационном поле.

Метапредметные

Познавательные:

 - уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии;

Коммуникативные:

- строить монологические и диалогические высказывания в соответствии с учебной задачей;

- принимать участие в  работе  группы, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные:  

- понимание и принятие учебной задачи;

-  умение ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность.

Используемое оборудование

Интерактивная доска, сигнальные карточки, конструктор «ТИКО». Толковый словарь С.И. Ожегова


Содержание работы

Этап урока

Содержание учебного материала:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

- Какие ученики пришли на урок?

 Речевка:

Мы - умные!

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы - старательные!

Мы - отлично учимся!

Все у нас получится!

Актуализация знаний.

Целеполагание.

- Прочитайте записи на доске, надо оставить  только карточки с единицами длины:

Час,  пядь,  минута, пуд,  дециметр,  килограмм, метр,  аршин,  сантиметр.

- Называйте лишнее, доказывайте, я буду убирать.

- Из оставшихся единиц длины уберем старинные единицы длины.

- Назовем единицы длины, начиная с самой большой.

- Восстановим записи, вспомним соотношения  между единицами длины:

1 дм =       см  

1 м =       дм

1 м =   см

- Час, пуд, минута, килограмм.

- Пядь, аршин.

- Метр, дециметр, сантиметр.

- Учащиеся показывают сигнальными карточками:

 10

10

100

Мотивация (встреча с проблемой, постановка учебной задачи).

- У вас на партах геометрические фигуры. Подумайте, по какому признаку их можно разделить на 2 группы, и сделайте это.

- Как можно проверить, что фигуры из одной группы действительно меньше фигур из другой группы?

- Кто может это продемонстрировать?          

- Какая фигура меньше занимает места на плоскости?

- Правильно, в математике говорят, что треугольник имеет меньшую площадь, чем четырёхугольник.

- Площадь какой фигуры больше?

Площадь – свойство фигуры, занимать место на плоскости.  Площадь – это внутренняя часть фигуры.

- Мы видим, что одна фигура меньше другой. В этом случае говорят, что площадь одной фигуры меньше площади другой фигуры.

- Сравните фигуры по размеру.

-Какой способ может помочь?

- А как в математике называют сравнение фигур по размеру, занимаемому фигурой на плоскости?

- В этом случае говорят, что площадь  одной фигуры меньше площади другой фигуры. Как вы думаете, над какой темой будем работать?

-При помощи слов помощников, объясните, чему мы будем учиться  на уроке.

- Сегодня мы знакомимся с новым для нас понятием «Площадь фигур». Это новое для вас слово, прочитайте его про себя на карточке и старайтесь включить его в свои ответы.                                                              

- Давайте сравним оставшиеся фигуры,  используя в своих ответах слово «площадь». Следите за ответами ребят и не повторяйтесь.

- Молодцы! Справились с работой.

- А как вы думаете, что такое «ПЛОЩАДЬ»?  

-  Вы ребята уже знаете, что многие слова в русском языке имеют несколько значений. Слово «площадь» тоже многозначное. Откуда можно узнать значение этого слова? 

 - Правильно ребята. Найдем в словаре С.И.Ожегова значение слова «площадь».

  - Наша самая главная площадь?

- Приведите пример

- Все ли фигуры можно сравнить способом наложения? Какие способы сравнения  площади  фигур Вы знаете?  

Учащиеся работают самостоятельно с деталями конструктора «ТИКО»

- по размеру: большие и маленькие

- по наличию углов: многоугольники и круги.

- Наложением одной фигуры на другую.

-Ученик у доски сравнивает фигуры наложением.

- Треугольник.

- Четырехугольника.

Ученик у доски сравнивает фигуры наложением

- Способ наложения фигуры на фигуру.

- Учащиеся  выдвигают предположения

- Площадь фигур.

- Познакомимся…

- Учиться находить…

- Использовать…

Учащиеся сравнивают фигуры:

- Площадь четырёхугольника больше, чем площадь треугольника. Это видно на глаз.

- Площадь квадрата больше, чем площадь круга. - Площадь двух кругов одинаковая.

Учащиеся высказывают предположения.

- Из словаря.

Учащиеся самостоятельно работают со словарями:

1. Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.

- Красная площадь в Москве.

2. Площадь- это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.

 - Жилая площадь. Полезная площадь в доме.

3. Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Площадь фигуры.

-  на глаз,

- способом наложения одной фигуры на другую,

- с помощью мерок

Поисково-исследовательский этап

- Давайте сравним  площади зеленого и синего прямоугольников.

- Что можем сделать, чтобы узнать площадь фигуры?

- Измерьте длины сторон большого квадрата. Чему равна длина сторон в дм?

- Ребята, длина каждой стороны квадрата равна 1 дм. Его площадь считают равной 1дм2.   Цифра «2» вверху справа заменяет слово «квадратный».

- Запишите на цветной стороне своего квадрата – 1дм2.

- У вас на парте лежит красный квадрат, вы делали его на технологии. Чему равна длина сторон этого квадрата?

- Кто догадался, чему равна его площадь?

- Площадь квадрата с длиной сторон 1см называют квадратным сантиметром и записывают так: 1 см2

- Что показывает цифра – 2?

- У меня есть еще один квадрат. Измерим длины его сторон. Чем удобнее воспользоваться?

- Как будет называться его площадь?

- Правильно и записываем так: 1м2

- А теперь сравните все единицы площади, как велика между ними разница. Назовите их, начиная с наименьшей.

- Подумайте, в каких единицах будете измерять площадь стены в классе?

- картины на стене?  

- закладки  

- Давайте узнаем, сколько кв. сантиметров содержится в 1кв.дм. Как это можно сделать?

- На белой стороне 1дм2 с помощью линейки проведем отрезки через 1см, разделим на квадраты площадью 1см2, а потом пересчитаем эти квадраты.

- Работаем самостоятельно. Сначала ставим точки через 1см на каждой стороне квадрата.

- Как будем узнавать количество всех получившихся квадратов?

- Так чему равна площадь нашего квадрата в кв. сантиметрах?

- Какой способ мы использовали для нахождения площади?

- Сравнить наложение не можем.

- Посчитать сколько одинаковых мерок помещается в каждой фигуре.

1 дециметр

- 1 см

- 1 см2

- квадратный

- Метром.

- Квадратный метр

- квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр

- квадратный метр

- квадратный дециметр

- квадратный сантиметр

- Дети предлагают свои способы

- Учащиеся работают самостоятельно

- Посчитаем десятками.

1дм2=100см2

- Делим фигуру отрезками на квадраты с длиной сторон 1см и находили их количество.

Первичное усвоение новых знаний

Нахождение площади фигур ( р.т. стр. 12-13)

- Площадь каких фигур  мы можем измерять такими мерками???  А удобно ли ими измерять площадь больших фигур? Площадь крышки стола, площадь доски, площадь стены?

Работа в парах

Первичная проверка новых знаний

- Фигуры у всех разные, но что у них одинаковое?

- Образуйте фигуры, площадь которой 5 кв. см (4 кв.см) Назовите площадь.

Чтение правила по учебнику стр. 27.

– Сформулируйте определение квадратного метра.

– Квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр – это единицы площади.

Их обозначают так: см2, дм2, м2.

– Рассмотрите вырезанные из бумаги квадраты площадью 1 дм2, 1 см2 и 1 м2.

– Сравните попарно площади этих квадратов.

– В квадрате площадью 1 дм2 может уместиться ровно 100 квадратов площадью 1 см2, а в квадрате площадью 1 м2 – ровно 100 квадратов площадью 1 дм2.

- У наших фигур одинаковые площади.

- Читают определение квадратного дециметра, формулируют определение квадратного сантиметра, метра.

- Квадратным сантиметром называют площадь квадрата с длиной стороны 1 см.

- Сравнивают попарно площади этих квадратов, накладывая меньший квадрат на больший.

Домашнее задание.

Рабочая тетрадь стр.12, №2

Учащиеся записывают домашнее задание.

Рефлексия

- Я благодарю Вас за работу на уроке.

- Пригодится ли вам в жизни умение  находить площадь фигур? Где и зачем?

- Что не получилось? Почему?

Учащиеся проводят рефлексию своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по предмету «Математика». 2 класс."Конкретный смысл умножения"

Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи на деление и умножение, развивать внимание и логическое мышление...

Технологическая карта урока.Учебный предмет: физическая культура. Класс: 2 класс

Тема урока:. Игра как средство повышения двигательной активности учащихсяТип урока: Комплексный...

Урок математики по теме «Площадь фигуры. Единицы площади» 2 класс ( УМК «Начальная школа 21 века»)

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)Цель урока: создание условий для совместной познавательной деятельности по определению способов нахождения площади фигуры...

Урок математики в 3 классе по теме "Площадь фигуры. Единицы площади".

Урок составлен по комплекту учебников "Перспектива". Соответствует ФГОС НОО....

Урок математики во 2 классе по теме "Площадь фигуры. Единицы площади".

Учащиеся знакомятся с нахождением площади фигуры, с единицами её измерения....

Конспект урока по математике (2 класс). Тема: "Площадь фигуры, единицы площади" (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя:-Формирование понятия “площадь”, “единицы площади” и умения измерять площадь фигур заданными мерками.Планируемые  результатыПредметные:уметь испо...

Технологическая карта открытого урока по математике 2 класс по теме "Закрепление. Решение задач изученных видов".

Предоставляю технологическую карту открытого урока по математике во 2 классе. Тема урока "Закрепление и решение задач изученных видов. Урок интегрированный (окружающий мир) и содержит много интер...