Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме «Слово как единица языка. Значение слова»
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме «Слово как единица языка. Значение слова»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку :«Слово как единица языка. Значение слова»
Класс: 1Б
Учитель: Ерзамаева Елена Анатольевна
Тип урока : открытие новых знаний.
Цель: сформировать у учащихся представление о слове как единице языка; познакомить с лексическим значением слова.
Задачи:
Образовательные.
- сформировать представления о слове как единице языка;
- расширить представлений учащихся о речевом общении на основе коммуникативно-речевых ситуаций;
Развивающие.
-развивать лексических и грамматических навыков, умений вычленять слова из предложений;
- развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;
Воспитательные.
- воспитывать эстетические чувства, уважительное отношение к сверстникам.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Сформировать умение внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему. Закрепить умения вычленять слова из предложений. Обогащение словарного запаса учащихся.
Метапредметные: - Регулятивные : Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать коллективно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, планировать и выполнять учебные действия. Контролировать ход и результаты деятельности (своей и чужой); использовать речь для регуляции своих действий. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления.
- Коммуникативные : Участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе; распределять роли, договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь. Строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других. Пересказывать и создавать небольшие тексты повествовательного характера, строить короткие деловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем.
- Познавательные : Осознавать общий способ решения задач, понимать необходимость новых знаний для применения этого способа в конкретных ситуациях; черпать необходимую информацию из учебника, при этом понимать информацию, представленную как словесно, так и знаково-символическими средствами, в том числе в виде моделей и схем, использовать приобретённую информацию для решения задач. Переносить имеющиеся знания и умения в новые условия, действовать по аналогии. Осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения. На основе выводов и обобщений проводить синтез, сравнение, классификацию и группировку материала, подбирать свои примеры.
Личностные: Сформировать умения общаться, как умение говорить и слушать, читать и писать. Сформировать представления о многообразии языкового и культурного пространства России, первоначальных навыков общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Ориентация на социальные, учебно-познавательные и личностные мотивы, на понимание причин успеха и неудач в учебной деятельности. Готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения; осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма. Учебно-познавательный интерес к процессу учения, к способам решения возникающих задач. Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.
Оборудование: текст стихотворения А. Шибаева: «Веселая грамматика. Сказка о буквах и словах.», наглядные картинки на доску ( коробка, книга, набор слов ), коробка и предметы к игре: «Пойми меня», карточки со словами для разбора, карточки с предложением, толковые словари, аудио /видеоматериал, презентация, компьютер.
Ход урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы, приёмы, техники, технологии | УУД |
I. Организацион-ный момент | 2 мин | Слайд 1. - Ребята давайте закроем глаза и подставим щечки теплому солнышку. Пусть уходит волнение. Открываем глаза. Улыбнемся нашим гостям и мне. А теперь разотрем ладошки и подарим тепло и хорошее настроение соседу по парте. -Присаживаемся. -Настроимся на работу Мы сидим за партой стройно И ведем себя достойно. -Хотелось бы начать работу с высказывания известного писателя. А кого…Узнаете, прослушав эпизоды из его биографии . -Этот писатель принадлежит к древнему дворянскому роду. Писал он как для взрослых, так и для детей. В Ясной Поляне открыл первую школу для крестьянских детей и написал « Азбуку». Слайд2. 3 Л.Н. Тостой сказал : « Школа – это творческая лаборатория». Я надеюсь, что мы будем творить, отвечать и увлекательно работать. Пусть это высказывание будет девизом нашего урока. | Настраивают-ся на выполнение работы. Проговарива-ют стихотворение Отвечают на вопрос | Словесный метод: приветствие. Наглядный метод: прослушивание музыки, просмотр презентации. Практический метод: тренинг. | Р.: волевая саморегуляция. К.:умение слушать учителя и выполнять его требования . |
II. Постановка учебной задачи | 3 мин | Слайд 4. -Ребята, послушайте стихотворение А. Шибаева и попробуйте определить, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке. Всему название дано - -Итак, о чем мы будем говорить на уроке. -Давайте вспомним, из чего состоят слова. Слайд 5. -Ребята, посмотрите, что мы видим на экране? Запись : светит, ярко, солнце, бубашка, створог. -Какие записи лишние? Почему? Можем ли мы составить из слов предложение? Что нужно изменить в записи, чтобы получилось предложение? Можно ли составить предложение из остальных записей? Слайд 6 Итак, тема нашего сегодняшнего урока « Слово как единица языка. Значение слова». Давайте поставим перед собой цель урока: познакомиться с лексическим значением слов в русском языке. Слайд 7 Сформулируйте задачи с помощью опорных слов. (- Научиться определять лексическое значение слова; - Развивать умение аккуратно писать; -Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.) Ребята, так же мы должны с вами обозначить разницу между словом и предметом. Слайд 8. - Достичь всего, что мы задумали нам помогут карточки: « Шкала успеха». Если вы полностью выполнили задание, то раскрашиваете шкалу карандашом красного цвета , если выполнили, но не полностью, то – зеленым, если затруднились выполнить - синим. | Слушают стихотворение Отвечают на вопросы. Составление предложений. Формулируют цель урока Ставят задачи урока | Словесный, наглядный. Чтение учителем стихотворения. Постановка проблемных вопросов. | Р.: постановка учебной задачи, планирование деятельности П.: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания
|
III. Пальчиковая гимнастика IV. Минутка чистописания | 5 минут (2 минуты на подготовку, 3 минуты на письмо) | Слайд 9. - Открываем тетради. Послушайте внимательно и догадайтесь, какую букву мы пропишем на « Минутке чистописания». ( Прослушивание отрывка А.Шибаева. «Веселая грамматика. Сказка о буквах и словах») Ребята, догадались, о какой букве идет речь? (М) Слайд 10 На что похожа буква м в стихотворении ( На рожки). Давайте подготовим наши пальчики к письму с помощью пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика « Улитка». Итак, сели правильно. Спинки выпрямили. Тетради под наклоном. Нарисуем узор. - Узор не выходит за границы рабочей строки. - Прописываем соединение заглавной и строчную буквы М. Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. - Дайте анализ букве М. -Обозначаем на «Шкале успеха» наши достижения. | Отгадывают загадку. Отвечают на вопрос Выполняют действия под слова. Прописывают узор и соединение заглавной и строчной буквы м. Отвечают на вопрос Оценивают свои действия. | Словесный, наглядный , практический. Словесный, наглядный . Письмо по образцу. Самооценка | К.:умение слушать учителя и выполнять его требования . |
V. Открытие новых знаний | 13 мин | На доске иллюстрация: корзина и клубочки. - Ребята, посмотрите на доску. Бабушка решила связать носки, но ей нужны только те клубочки, на которых записаны слова. Какие клубочки вы сложите в корзину? (Весна, луч, капель.) - Почему вы выбрали именно эти клубочки? (Это слова.) - Почему остальные клубочки не подошли? (Они состоят не только из букв, в записи используются и другие знаки, это не слова.) - Из чего состоят слова? (Из букв.) - Опишите то, что называют эти слова. - Ваши рассказы раскрыли смысл слов — их лексическое значение. Итак, слово состоит из букв и имеет лексическое значение. - Как вы думаете, а есть ли в языке слова, которые ничего не обозначают? - Каждое слово в языке что-то означает, слово — это звуковое изображение чего-то. - Как вы думаете, всё ли в мире можно обозначить словами? (Да.) - Верно! Всё можно обозначить словами. Значит, чем больше слов мы знаем, тем … ? (Лучше и больше знаем мир вокруг нас.) - Как вы думаете, сейчас вы уже знаете значения всех слов в русскому языке? (Нет.) - А как же тогда понять, слово перед вами или нет, если значение его вам неизвестно? Как узнать, что означает слово? (Спросить у взрослого; посмотреть в учебнике, в словаре к учебнику; найти в словаре.) - Вы правы! Слайд 11 - Прочитайте, что перед вами? (Словари.) - Толковый словарь объясняет значение слова. Заглянем в толковый словарь. Слова в словаре расположены по алфавиту. Слайд 12. - Страница с какой буквой открыта на доске? (С буквой С.) - Значение какого слова можно здесь прочитать? Прочитайте значение слова. (Скворец— небольшая перелётная птица с темным оперением.) - Возьмите карточку Разберем слово скворец. Один ученик у доски. - отметьте на « Шкале успеха» свои достижения. - Ребята, а теперь поработаем в парах. Давайте вспомним правила работы в паре. - Вместе с соседом по парте выбираете одно любое слово из толкового словаря и читает значение нам , а мы должны назвать загаданное слово. - Как вы думаете, слово и его значение — это одно и то же? - Давайте подумаем вместе. Игра « Пойми меня» Учитель показывает предмет, дети называют ( клубок, ручка, тетрадь) - Все предметы вам хорошо знакомы? Положу их в эту коробку. Я Задумала один из предметов, который лежит в этой коробке. Подойди и подай мне этот предмет.( Я не могу этого сделать .В не назвали этот предмет)Что мне надо использовать, чтобы назвать этот предмет?( Слово) Подай мне , пожалуйста, клубок. - Что можно делать с клубком ? Я прячу этот предмет, называю слово. Можно ли со словом сделать то же самое , что и с клубком?(Нет)А что можно сделать со словом? ( Произнести, записать, услышать)Чем отличается предмет от слова ?( С предметом можно совершать какие то действия) знаком) | Отвечают на вопросы. Находят слова. Размышляют Отвечают на вопросы. Работают самостоятель но в карточках. Анализируют свои действия Разбирают слово. Работа в паре . | Игра « Собери клубочки» Проблемный вопрос Постановка проблемной ситуации. Самостоятельная работа. Самоанализ Разбор слова. Работа с толковыми словарями. Игра « Пойми меня» | П.: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. К.: умение слушать учителя и выполнять его требования . П.: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; Л.: умение оценивать себя, границы своего знания и незнания . |
VI. Физкультминутка | 2 мин | Слайд 13 - Ребята, предлагаю немного отдохнуть. - Встаньте, пожалуйста, возле своего рабочего места. Я буду называть слова, а вы — показывать их значение. Например, я назову слово дом, а вы покажете руками , как можно изобразить дом. Показывать можно руками, телом, лицом, но обязательно беззвучно. Начинаем. - Море, заяц, рюкзак, чайник, фотограф, книга, водитель, ученик, еда, телефон, сон. Стряхнем усталость. Подтянулись. Сели - Вы отлично справились! Продолжаем урок! | Выполняют действия под слова | ||
VII. Закрепление изученной темы | 10 мин | На доске иллюстрация : книга, ящик, слова и предметы. - Вы уже знаете, что слова и предметы — это не одно и то же. Посмотрите на задание. Нужно распределить слова и предметы на две группы. - Куда мы поместим слова? (В книгу.) - Куда поместим предметы? (В ящик.) - Задание для вас: выйти по очереди к доске, указать на слово или предмет и объяснить, в какую группу его поместить. - Приведите пример: когда мы используем слова, а когда — предметы. -Что общего у всех слов из задания? ( Они из сказки) - Назовите сказку, в которой встречаются все эти слова.( « Курочка Ряба») Слайд14. - Прочитайте запись на доске. ( Грачиприлетеливесной) - Чего не знает ученик, который сделал такую запись? (Слова в предложении отделяются друг от друга пробелом.) - Отлично! Вы совершенно правы! В письменной речи мы отделяем слова друг от друга пробелом. - Давайте исправим это предложение. Проведём вертикальную черту, чтобы отделить друг от друга слова в предложении. - Какое слово будет первым? (Грачи.) - Какое слово следующее? (Прилетели.) - Какое слово последнее? (Весной.) - Какую еще ошибку совершил ученик?( Не поставил знаки препинания) У каждого ученика карточка с записью - Сколько слов в этом предложении? Давайте составим схему данного предложения. Поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте задание. Если все верно, то поставьте галочку красным цветом, если есть ошибка – зеленым. - Ребята, дайте анализ этому предложению. ( Предложение состоит из трех слов. Повествовательное) Почему? Что мы можем изменить в данном предложении?( Заменить точку другим знаком). С какой интонацией мы прочитаем предложение? ( Вопросительной, восклицательной). _- Отмечаем на шкале свои успехи. | Выполняют задания игры. Составляют схему предложения. | Словесный, наглядный, практический. Игра « Слова- предметы». Работа у доски. Самостоятель ное выполнение задания. Взаимопроверка Самоанализ | К.: планирование учебного сотрудничества П.: поиск и выделение необходимой информации – смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения |
VIII. Итоги урока. Рефлексия | 5 мин | - Давайте подведём итоги. Всех ли целей нам удалось сегодня достичь? Блиц -опрос. - Что вы теперь знаете о словах? - В чём разница между словом и предметом? - В чём важность слов? - Как в предложении слова отделяются друг от друга (В письменной речи слова отделяются друг от друга пробелом.) - Как называется словарь, который объясняет значение слов? (Толковый.) - Оцените свою работу на уроке. Если вам все удалось и все на уроке понравилось, то рисуете веселый смайлик. Если были сложности, то задумчивый смайлик, если вам многое что не понятно, то грустный смайлик. Слайд 15 - Перед вами карта настроения. На каком острове вы сегодня пребывали: Радости, Интереса, Скуки или Грусти? - Поместите смайлики на ваш остров. - Объясните выбор смайлика. Слайд 16. - Ребята, мне понравилась ваша работа на уроке. У нас пока нет оценок, но, думаю, что каждый из вас ждет свою пятерку. | Отвечают на вопросы . Рисуют. Оценивают. | Блиц – опрос. | П.: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности Р.: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению К.: умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."
В технологической карте предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".
В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...
Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.
Тема урока: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Познакомить с ролью слов в речи;Формировать умение вычленять слова из предложения;Способствовать развитию н...

Технологическая карта по русскому языку 2 класс на тему "Группа слов, объединённые общим значением"
технологическая карта по русскому языку 2 класс...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Формы слова. Окончание." УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формирование умения находить окончания в словах.Планируемые результаты:предметные: уметь наход...

Технологическая карта по русскому языку 2 класс по теме Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы -ник –ниц-.
Технологическая карта по русскому языку по теме: " как делаются слова. Снова суффиксы, называющие предметы -ник, -ниц-"...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс на тему : "Слова помощники"
Технологическая карта урока русского языка 1 класс на тему : "Слова помощники"...
