Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме «Слово как единица языка. Значение слова»
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Ерзамаева Елена Анатольевна

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме «Слово как единица языка. Значение слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_1b.docx42.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку :«Слово как единица языка. Значение слова»

Класс: 1Б

Учитель: Ерзамаева Елена Анатольевна

Тип урока : открытие новых знаний.

Цель: сформировать   у учащихся представление  о слове как единице языка; познакомить с  лексическим  значением  слова.

Задачи:

Образовательные.

- сформировать представления о слове как единице языка;

- расширить представлений учащихся о речевом общении на основе коммуникативно-речевых ситуаций;

Развивающие.

  -развивать лексических и грамматических навыков, умений вычленять слова из предложений;

  - развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;

Воспитательные.

 - воспитывать эстетические чувства, уважительное отношение к сверстникам.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Сформировать умение внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему. Закрепить умения вычленять слова из предложений. Обогащение словарного запаса учащихся.

Метапредметные: - Регулятивные : Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать коллективно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, планировать и выполнять учебные действия.  Контролировать ход и результаты деятельности (своей и чужой); использовать речь для регуляции своих действий. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления.

- Коммуникативные : Участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе; распределять роли, договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь. Строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других. Пересказывать и создавать небольшие тексты повествовательного характера, строить  короткие деловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем.

- Познавательные : Осознавать общий способ решения  задач,  понимать необходимость новых знаний для применения этого способа в конкретных ситуациях; черпать необходимую информацию из учебника, при этом понимать информацию, представленную как словесно, так и знаково-символическими средствами, в том числе в виде  моделей и схем, использовать приобретённую информацию для решения задач. Переносить имеющиеся знания и умения в новые условия, действовать по аналогии.  Осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения. На основе выводов и обобщений проводить синтез, сравнение, классификацию и группировку материала, подбирать свои примеры.

Личностные: Сформировать умения общаться, как умение говорить и слушать, читать и писать. Сформировать представления о многообразии языкового и культурного пространства России, первоначальных навыков общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Ориентация на социальные, учебно-познавательные и личностные мотивы, на понимание причин успеха и неудач в учебной деятельности. Готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения;  осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма. Учебно-познавательный интерес к процессу учения, к способам решения возникающих задач. Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

  Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный.

  Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.

Оборудование: текст стихотворения А. Шибаева: «Веселая грамматика. Сказка о буквах и словах.», наглядные картинки на доску  ( коробка, книга, набор слов ), коробка и предметы к игре: «Пойми меня», карточки со словами для разбора, карточки с предложением, толковые словари, аудио /видеоматериал, презентация, компьютер.

Ход урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, приёмы, техники, технологии

УУД

I. Организацион-ный момент

2 мин

Слайд 1.

- Ребята давайте закроем глаза и подставим щечки теплому солнышку. Пусть уходит волнение. Открываем глаза. Улыбнемся нашим гостям  и мне. А теперь разотрем ладошки и подарим тепло и хорошее настроение соседу по парте.

-Присаживаемся.

-Настроимся на работу

Мы сидим за партой стройно

И ведем себя достойно.

-Хотелось бы начать работу с высказывания известного писателя. А кого…Узнаете, прослушав эпизоды из его биографии .

-Этот писатель принадлежит к древнему дворянскому роду. Писал он как для взрослых, так и для детей. В Ясной Поляне открыл первую школу для крестьянских детей и написал « Азбуку».

Слайд2. 3

Л.Н. Тостой сказал : « Школа – это творческая лаборатория». Я надеюсь, что мы будем творить, отвечать  и увлекательно работать.

Пусть это высказывание будет девизом нашего урока.

Настраивают-ся на выполнение работы.

Проговарива-ют стихотворение

Отвечают на вопрос

Словесный метод: приветствие.

Наглядный метод: прослушивание музыки, просмотр презентации.

Практический метод:

тренинг.

Р.: волевая саморегуляция.

К.:умение слушать учителя и выполнять его требования .

II. Постановка учебной задачи

3 мин

Слайд 4.

-Ребята, послушайте стихотворение А.     Шибаева и попробуйте определить, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

Всему название дано -
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных - нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас. –
Означено словами.

-Итак, о чем мы будем говорить на уроке.

-Давайте вспомним, из чего состоят слова.

Слайд 5.

-Ребята, посмотрите, что мы видим на экране?

Запись : светит, ярко, солнце, бубашка, створог.

-Какие записи лишние? Почему?

Можем ли мы составить из слов предложение? Что нужно изменить в записи, чтобы получилось предложение? Можно ли составить предложение из остальных записей?

Слайд 6

Итак, тема нашего сегодняшнего урока « Слово как единица языка. Значение слова».

Давайте поставим перед собой цель урока: познакомиться с лексическим значением слов в русском языке.

Слайд 7

Сформулируйте задачи с помощью опорных слов.

(- Научиться  определять лексическое значение слова;

- Развивать умение аккуратно писать;

-Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.)

Ребята, так же мы должны с вами обозначить разницу между словом и предметом.

Слайд 8.

- Достичь всего, что мы задумали нам помогут карточки: « Шкала успеха». Если вы полностью выполнили задание, то раскрашиваете шкалу карандашом красного цвета , если выполнили, но не полностью, то  – зеленым, если затруднились выполнить - синим.

Слушают стихотворение

Отвечают на вопросы.

Составление предложений.

Формулируют цель урока

Ставят задачи урока

Словесный,        наглядный. Чтение учителем стихотворения.

Постановка проблемных вопросов.

Р.: постановка учебной задачи, планирование деятельности

П.: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

 

III.  Пальчиковая гимнастика

IV.  Минутка чистописания

5 минут (2 минуты на подготовку, 3 минуты на письмо)

Слайд 9.

- Открываем тетради. Послушайте внимательно и догадайтесь, какую букву мы пропишем на

 « Минутке чистописания».

( Прослушивание отрывка А.Шибаева. «Веселая грамматика. Сказка  о буквах и словах»)

Ребята, догадались, о какой букве идет речь?

(М)

Слайд 10

На что похожа буква м в стихотворении

( На рожки).

Давайте подготовим наши пальчики к письму с помощью пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика « Улитка».

Итак, сели правильно. Спинки выпрямили. Тетради под наклоном.

Нарисуем узор.

- Узор  не выходит за границы рабочей строки.

- Прописываем соединение  заглавной и строчную буквы М. Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки.

- Дайте анализ букве М.

-Обозначаем на «Шкале успеха» наши достижения.

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопрос

Выполняют действия под слова.

Прописывают узор и соединение заглавной и строчной буквы м. Отвечают на вопрос

Оценивают свои действия.

Словесный,        наглядный , практический.

Словесный,        наглядный . Письмо по образцу.

Самооценка

К.:умение слушать учителя и выполнять его требования .

V.  Открытие новых знаний

13 мин

На доске иллюстрация: корзина и клубочки.

 - Ребята, посмотрите на доску. Бабушка решила связать носки, но ей нужны только те клубочки, на которых записаны слова. Какие клубочки  вы сложите в корзину? (Весна, луч, капель.)

- Почему вы выбрали именно эти клубочки? (Это слова.)

- Почему остальные клубочки не подошли? (Они состоят не только из букв, в записи используются и другие знаки, это не слова.)

- Из чего состоят слова? (Из букв.)

- Опишите то, что называют эти слова.

- Ваши рассказы раскрыли смысл слов — их лексическое значение.

 Итак, слово состоит из букв  и имеет лексическое значение.

- Как вы думаете, а есть ли в языке слова, которые ничего не обозначают?

- Каждое слово в языке что-то означает, слово — это звуковое изображение чего-то.

- Как вы думаете, всё ли в мире можно обозначить словами? (Да.)

- Верно! Всё можно обозначить словами. Значит, чем больше слов мы знаем, тем … ? (Лучше и больше знаем мир вокруг нас.)

-  Как вы думаете, сейчас вы уже знаете значения всех слов в русскому языке? (Нет.)

- А как же тогда понять, слово перед вами или нет, если значение его вам неизвестно? Как узнать, что означает слово? (Спросить у взрослого; посмотреть в учебнике, в словаре к учебнику; найти в словаре.)

- Вы правы!

Слайд 11

- Прочитайте, что перед вами? (Словари.)

- Толковый словарь объясняет значение слова. Заглянем в толковый словарь.

Слова в словаре расположены по алфавиту.

Слайд 12.

- Страница с какой буквой открыта на доске? (С буквой С.)

- Значение какого слова можно здесь прочитать? Прочитайте значение слова. (Скворец—  небольшая перелётная птица с темным оперением.)

- Возьмите карточку  Разберем слово скворец. Один ученик у доски.

- отметьте на « Шкале успеха» свои достижения.

- Ребята, а теперь поработаем в парах. Давайте вспомним правила работы в паре.

- Вместе с соседом по парте выбираете одно любое слово из толкового словаря и читает значение нам , а мы должны назвать загаданное слово.

- Как вы думаете, слово и его значение — это одно и то же?

- Давайте подумаем вместе.

Игра « Пойми меня»

Учитель показывает предмет, дети называют ( клубок, ручка, тетрадь)

- Все предметы вам хорошо знакомы? Положу их в эту коробку. Я Задумала один из предметов, который лежит в этой коробке. Подойди и подай мне этот предмет.( Я не могу этого сделать .В не назвали этот предмет)Что мне надо использовать, чтобы назвать этот предмет?( Слово)

Подай мне , пожалуйста, клубок.

- Что можно делать с клубком ?

Я прячу этот предмет, называю слово. Можно ли со словом сделать то же самое , что и с клубком?(Нет)А что можно сделать со словом? ( Произнести, записать, услышать)Чем отличается предмет от слова ?( С предметом можно совершать какие то действия)

знаком)

Отвечают на вопросы. Находят слова.

Размышляют

Отвечают на вопросы.

Работают самостоятель

но в карточках.

Анализируют свои действия

Разбирают слово.

Работа в паре .

Игра « Собери клубочки»

Проблемный вопрос

Постановка проблемной ситуации.

Самостоятельная работа.

Самоанализ

Разбор слова.

Работа с толковыми словарями.

Игра « Пойми меня»

П.: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

К.: умение слушать учителя и выполнять его требования .

П.: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Л.: умение оценивать себя, границы своего знания и незнания .

VI.  Физкультминутка

2 мин

Слайд 13

- Ребята, предлагаю немного отдохнуть.

- Встаньте, пожалуйста, возле своего рабочего места. Я буду называть слова, а вы — показывать их значение. Например, я назову слово дом, а вы покажете руками  , как можно изобразить дом. Показывать можно руками, телом, лицом, но обязательно беззвучно. Начинаем.

- Море, заяц, рюкзак, чайник, фотограф, книга, водитель, ученик, еда, телефон, сон.

Стряхнем усталость. Подтянулись. Сели

- Вы отлично справились! Продолжаем урок!

Выполняют действия под слова

VII.  Закрепление изученной темы

10 мин

На доске иллюстрация : книга, ящик, слова и предметы.

- Вы уже знаете, что слова и предметы — это не одно и то же. Посмотрите на задание. Нужно распределить слова и предметы на две группы.

-  Куда мы поместим слова? (В книгу.)

- Куда поместим предметы? (В ящик.)

- Задание для вас: выйти по очереди к доске, указать на слово или предмет и объяснить, в какую группу его поместить.

- Приведите пример: когда мы используем слова, а когда — предметы.

-Что общего у всех слов из задания? ( Они из сказки)

- Назовите сказку, в которой встречаются все эти слова.( « Курочка Ряба»)

Слайд14.

- Прочитайте запись на доске.

( Грачиприлетеливесной)

- Чего не знает ученик, который сделал такую запись? (Слова в предложении отделяются друг от друга пробелом.)

- Отлично! Вы совершенно правы! В письменной речи мы отделяем слова друг от друга пробелом.

- Давайте исправим это предложение. Проведём вертикальную черту, чтобы отделить друг от друга слова в предложении.

 - Какое слово будет первым? (Грачи.)

-  Какое слово следующее? (Прилетели.)

-  Какое слово последнее? (Весной.)

 - Какую еще ошибку совершил ученик?( Не поставил знаки препинания)

У каждого ученика  карточка с записью

-  Сколько слов в этом предложении?

Давайте составим схему данного предложения.

Поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте задание. Если все верно, то поставьте галочку красным цветом, если есть ошибка – зеленым.

- Ребята, дайте анализ этому предложению. ( Предложение состоит из трех слов. Повествовательное)

Почему?

Что мы можем изменить в данном предложении?( Заменить точку другим знаком). С какой интонацией мы прочитаем предложение? ( Вопросительной, восклицательной).

_- Отмечаем на шкале свои успехи.

Выполняют задания игры.

Составляют схему предложения.

Словесный, наглядный,  практический.

Игра « Слова- предметы». Работа у доски.

Самостоятель

ное выполнение задания.

Взаимопроверка

Самоанализ

К.: планирование учебного сотрудничества

П.: поиск и выделение необходимой информации – смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения

VIII. Итоги урока. Рефлексия

5 мин

-  Давайте подведём итоги. Всех ли целей нам удалось сегодня достичь?

Блиц -опрос.

-  Что вы теперь знаете о словах?

-  В чём разница между словом и предметом?

-  В чём важность слов?

-  Как в предложении слова отделяются друг от друга (В письменной речи слова отделяются друг от друга пробелом.)

- Как называется словарь, который объясняет значение слов? (Толковый.)

- Оцените свою работу на уроке. Если вам все удалось и все на уроке понравилось, то рисуете веселый смайлик. Если были сложности, то  задумчивый смайлик, если вам многое что не понятно, то грустный смайлик.

Слайд 15

- Перед вами карта настроения. На каком острове вы сегодня пребывали: Радости, Интереса, Скуки или Грусти?

- Поместите смайлики на ваш остров.

-  Объясните выбор смайлика.

Слайд 16.

- Ребята, мне понравилась ваша работа на уроке. У нас пока нет оценок, но, думаю, что каждый из вас ждет свою пятерку.

Отвечают на вопросы .

Рисуют. Оценивают.

Блиц – опрос.

П.: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности

Р.: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

К.: умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.

Тема урока: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Познакомить с ролью слов в речи;Формировать умение вычленять слова из предложения;Способствовать развитию  н...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Формы слова. Окончание." УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формирование умения находить окончания в словах.Планируемые результаты:предметные: уметь наход...

Технологическая карта по русскому языку 2 класс по теме Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы -ник –ниц-.

Технологическая карта по русскому языку по теме: " как делаются слова. Снова суффиксы, называющие предметы -ник, -ниц-"...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс на тему : "Слова помощники"

Технологическая карта урока русского языка 1 класс на тему : "Слова помощники"...