Главные вкладки

    Технологическая карта по русскому языку 2 класс по теме Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы -ник –ниц-.
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

    Морозова Светлана Ивановна

    Технологическая карта по русскому языку по теме: " как делаются слова. Снова суффиксы, называющие предметы -ник, -ниц-"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx319.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка

    Учебный  предмет: русский  язык

    Тип урока: изучение нового  материала

    УМК: «Перспективная начальная школа»

    Авторы учебника: Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс

    Тема: Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы -ник –ниц-.

    Цели: - формирование механизма образования слов;

             - учить образовывать слова женского рода от слов мужского рода с   помощью суффиксов –ниц.

    Задачи:- продолжить работу над формированием умения выделять корень и      окончание;

    - обратить внимание на местоположения суффикса и понять его значение;

                - развитие умения образовывать новые слова из основы другого слова;

    - учить работать с Обратным словарем;

    - развитие умения выделять суффикс в словах – названиях предметов.

    Личностные  УУД: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание,  желание больше узнать; применять правила делового сотрудничества.

    Познавательные  УУД: использование  знаково-символической  записи при разборе слов и образовании новых слов; анализ объектов с целью выделения признаков;

    Коммуникативные  УУД: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта  совместной деятельности)

    Регулятивные  УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при  поиске способа образования слов;

    - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно  или совместно с одноклассниками и учителем при поиске  способа образования слов;

    - осуществление контроля и коррекции  способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану;

    - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем  при проверке представленных способов образования слов..

    Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

    Формы организации урока: групповая, в парах, фронтальная.

    Оборудование: учебник русского языка по программе "Перспективная  начальная школа" 2 класс; рабочие тетради; презентация урока;  сигнальные кружки трех цветов (зеленый, желтый, красный) для рефлексии.

    Этапы урока

    Форма организации урока

    Учитель

    Обучающиеся

    Формирование УУД

    I Организационный

    момент.

    Фронтальная беседа

    Прослушайте внимательно:

    Снег летает и сверкает

    В золотом сиянии дня

    Словно пухом устилает

    Все дороги и дома.

    Сыплет, сыплет снег-снежок

    Начинаем наш урок.

    - Назовите мне родственные слова из стихотворения.

    - Как правильно мне их записать?

    - Какой корень в этих слова? Почему?

    - Что стоит после корня в слове снежок?

    - Какие суффиксы вы еще знаете?

    Снег-снежок

    снег-снеж, чередование согласных в корне

    суффикс -ок-

    - ок ек ик ёк к их иц,

    Личностные УУД: 

    -проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время беседы;

     -проявление устойчивого познавательного интереса к словообразованию

    Познавательные УУД (логические):

    - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

     Минутка чистописания:

    II Актуализация  знаний.

    - Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока,  вид работы, выделите орфограммы.

    На доске: ок ек ик ёк  к их иц

    - Суффиксами каких слов являются данные суффиксы?

    -На какие  2 группы вы можете разделить данные суффиксы?

    - Запишите суффиксы, разделив их на данные группы,  чередуя их.

    - Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

    - Эта тема для вас новая?

    - А что бы вы хотели сегодня узнать на уроке, какие задачи мы с вами будем решать?

    - Итак, мы ставим перед собой  следующие задачи: продолжить изучение суффиксов слов-предметов, научиться образовывать новые слова с помощью данных суффиксов, научиться находить суффиксы, выделять их, повторить состав слова.  

    - Суффиксами слов, обозначающих предмет

    Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением и суффиксы,  указывающие на принадлежность к ж.р.

    Дети записывают в тетрадь

    - Мы будем говорить о суффиксах

    - Нет.

    - Узнаем новые суффиксы.

    - Будем учиться образовывать новые слова и т.д.

     Коммуникативные УУД

    умение выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

    Регулятивные УУД:

    постановка задач урока  самими учащимися

    Личностные УУД:

    - самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет.

    Теоретическая минутка

     Индивидуальная

    работа у доски одного ученика

    Фронтальная беседа  с классом, работа в парах.

    На доске записаны слова:

    Ежиха, голубка, речка, львица, дубок

    (один ученик их самостоятельно разбирает по составу)

    (Задание  для  1 ряда)

    Расскажите  друг  другу, что  такое  окончание слова, основа  слова.

    Спрашиваю одного ученика.

    (дети  сигнальными  карточками  реагируют  на  ответы  товарища (красный – неправильно, зеленый – правильно), а  потом  проверяем  вместе, глядя на экран)

    (Слайд )

    (Задание  для  2 ряда)- что мы  знаем  о  суффиксе, о  корне слова

     - Проверка  с  экраном.

    Фронтально проверяем разбор слов. записанных на доске Если есть ошибки, то исправляем.

    Регулятивные УУД: целеполагание.. Познавательные УУД: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

    III Повторение пройденного

    IV Проблемное объяснение нового материала

     Фронтальная

    -  Я добавляю слово дубок в группу других  слов и прошу вас составить предложение. (Слайд)

    - Составьте из них предложение и запишите.

    - Найдите основу предложения.

    - Есть ли здесь неглавный предмет?

    - Поставьте его в начальную форму.

     - От какого слова произошло это слово?

    - Объясните, как образовалось слово дубок?

    - Если мы будем работать дружно и увлеченно, то найдем ответ на главный вопрос:

    - Для чего нужны суффиксы?

    -Давайте обратимся к учебнику.

    Работа по учебнику с.47

    Упр.50.

    -Прочитайте задание.         Что вам нужно сделать?

    - Кто не может ответить на этот вопросы?

    - Кто может объяснить?

    - Какой общий суффикс у всех этих слов?

    - Выберите из списка те слова, которые имеют отношение к школе, запишите их столбиком. Выделите в них суффикс.

    - Кто не смог написать все слова?

    - Кто запишет на доске?

    - Что означает суффикс –ник?

    Снежная шапка укрыла

    дубок.

    дуб

    дубок               дуб

    Дуб / + ок +        = дубок         

    Открыть обратный словарь на –к, найти слова на –ник. Ответить на вопросы: они обозначают одушевленные или неодушевленные предметы? (Одушевленные). Они мужского или женского рода? (Мужского).

     -ник-.

    Первоклассник, второклассник,

    троечник,

     отличник,

     школьник.

    Суффикс –ник- показывает, что слово – мужского рода, что тот, кого оно называет, - мужского пола

    Познавательные УУД:

    структурировать знания при выполнении образования слов

    Регулятивные УУД:

    - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно  или совместно с одноклассниками и учителем при поиске  способа образования новых слов..

    Познавательные УУД:

    работа с несколькими источниками информации: учебником и словарем

     (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

    VФизкультминутка и первичное закрепление материала

    VIСамостоятельная

    работа

    VII Физминутка для глаз

    VIII Включение в систему знаний и повторение.

    IX Подведение итогов

    X Рефлексия

    XI Домашнее задание

    Работа в парах

    Самостоятельная

    работа

    -А если бы речь шла о девочках, вы бы использовали эти же слова или другие?

    - Запишите их рядом

    -  С помощью какого суффикса образовались новые слова? Выделите его.

    (Проверка по слайду)

    - Что же этот суффикс показывает? 

    - Найдите сложные слова.

    - Почему они так называются?

    Подчеркните соединительные гласные и выделите корни. 

    (Проверка по слайду)

    Я называю слова с –ник- и с –ниц- (сели-встали-мальчики-девочки): если я называю слово с –ник-, садятся мальчики, если с –ниц-, садятся девочки: художница, охотник, колхозница, дачник, дворник, озорница, волшебник, отличница, отличник. Молодцы!

    - На ваших партах лежат карточки. Прочитайте задание.

    - Вы будете работать в парах. Рядом пишите новые слова и выделяйте суффикс.

    - Прочитайте слова, которые у вас получились.

    - Что общего в этих словах и  чем они отличаются?

    - Что же обозначают слова, образованные при помощи  суффиксов - ник и - ниц?

    Составьте и запишите предложение с одним из новых слов.

    Игра «Угадай слово»

    - Ребята, на лепестках этого цветка написаны предложения. Вы должны отгадать зашифрованные слова,  и с помощью изученных ранее вами суффиксов образовать новые родственные слова-предметы.

    1. Так называют неуклюжего, неповоротливого  человека.
    2. Зимняя теплая меховая одежда.
    3. Не голос – громкая труба,
      Большая верхняя губа,
      На нем - громадные рога,
      Ему природа дорога.
    4. Узкая полоса света, исходящая от яркого светящегося предмета.
    5. Звук, возникающий при ударах в колокол.

    - Найдите и подчеркните орфограммы в данных словах.

    - Устно подберите к данным словам слова - признаки.

     Разберите эти слова по составу,

     можете использовать памятку.

    Проверка по слайду.

    - Итак, чем же мы сегодня занимались на уроке?

    - Что нового узнали?

    - Что вам понравилось на уроке?

    - Давайте вспомним, какие задачи мы ставили вначале урока и узнаем, с какими из них  мы справились?

      А теперь оцените свои достижения. Заполните Лесенку успехов. Обозначьте  смайликом ту ступеньку,  на которую вы поднялись, работая на уроке.

    - Было ли тебе интересно?

    -Сумел ли ты закрепить свои знания?

    -Сумел ли ты показать свои знания?

    - Молодцы, ребята. Спасибо вам за урок.

    Придумать и записать 5 слов с суффиксами -ник-, -ниц-.

    Или упр 52, стр 48.

    Первоклассница, второклассница, троечница,

     отличница,

     школьница.

    - С помощью суффикса –ниц-

    Принадлежность к ж.р.

    Первоклассник, второклассник

    Состоят из двух основ и соединяются гласными буквами –о и –е.

    - Образуйте новые слова при помощи суффиксов –ник и –ниц.

    1 карточка:

    хлеб-хлебница

    ель-ельник

    мыло – мыльница

    суп – супница

    память –памятник

    Общее: все слова отвечают на вопрос что?

    Отличие: м. р. и ж.р.

    2 карточка:

    лес- лесник

    двор – дворник

    учитель - учительница

    гриб - грибник

    писатель – писательница

    Общее: отвечают на вопрос кто?

    Отличие:  слова  м.р. и ж.р

    - Предметы женского и мужского рода,

    Профессии людей или  род  их занятий.

    медведь- медведица

    шуба-  шубка

    лось- лосиха

    луч- лучик

     звон- звонок

    Медведица, шубка, лосиха, лучик, звонок.

    Серая шубка, солнечный лучик, веселый звонок, бурая медведица, больная лосиха и др.

    Помни: при разборе слова

    Окончание и основу

    Первым делом находи.

    После корня будет суффикс,

     А приставка впереди.

    Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).

    Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, класса).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Русский язык. Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы.

    Конспект открытого урока по русскому языку с презентацией. 2 класс. ПНШ....

    Урок русского языка по ПНШ. "Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы."

    Урок русского языка во 2 классе. УМК ПНШ. Региональный семинар....

    "Как делаются слова. Снова суффикс слов, называющих предметы". Русский язык. 2 класс. УМК "ПНШ"

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе  по УМК "ПНШ"....

    Технологическая карта урока. Русский язык Класс: 1 «г» Тема: «Не главные слова-предметы»

    Цель: создать условия для формирования умения составлять схемы предложений и записывать предложения по схемам, ориентируясь на сюжетную картинку;Планируемые результаты: Предметные: ·...

    Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

    Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...