Технологическая карта по русскому языку 2 класс по теме Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы -ник –ниц-.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Морозова Светлана Ивановна

Технологическая карта по русскому языку по теме: " как делаются слова. Снова суффиксы, называющие предметы -ник, -ниц-"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx319.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Учебный  предмет: русский  язык

Тип урока: изучение нового  материала

УМК: «Перспективная начальная школа»

Авторы учебника: Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс

Тема: Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы -ник –ниц-.

Цели: - формирование механизма образования слов;

         - учить образовывать слова женского рода от слов мужского рода с   помощью суффиксов –ниц.

Задачи:- продолжить работу над формированием умения выделять корень и      окончание;

- обратить внимание на местоположения суффикса и понять его значение;

            - развитие умения образовывать новые слова из основы другого слова;

- учить работать с Обратным словарем;

- развитие умения выделять суффикс в словах – названиях предметов.

Личностные  УУД: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание,  желание больше узнать; применять правила делового сотрудничества.

Познавательные  УУД: использование  знаково-символической  записи при разборе слов и образовании новых слов; анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные  УУД: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта  совместной деятельности)

Регулятивные  УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при  поиске способа образования слов;

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно  или совместно с одноклассниками и учителем при поиске  способа образования слов;

- осуществление контроля и коррекции  способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану;

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем  при проверке представленных способов образования слов..

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Формы организации урока: групповая, в парах, фронтальная.

Оборудование: учебник русского языка по программе "Перспективная  начальная школа" 2 класс; рабочие тетради; презентация урока;  сигнальные кружки трех цветов (зеленый, желтый, красный) для рефлексии.

Этапы урока

Форма организации урока

Учитель

Обучающиеся

Формирование УУД

I Организационный

момент.

Фронтальная беседа

Прослушайте внимательно:

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок

Начинаем наш урок.

- Назовите мне родственные слова из стихотворения.

- Как правильно мне их записать?

- Какой корень в этих слова? Почему?

- Что стоит после корня в слове снежок?

- Какие суффиксы вы еще знаете?

Снег-снежок

снег-снеж, чередование согласных в корне

суффикс -ок-

- ок ек ик ёк к их иц,

Личностные УУД: 

-проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время беседы;

 -проявление устойчивого познавательного интереса к словообразованию

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

 Минутка чистописания:

II Актуализация  знаний.

- Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока,  вид работы, выделите орфограммы.

На доске: ок ек ик ёк  к их иц

- Суффиксами каких слов являются данные суффиксы?

-На какие  2 группы вы можете разделить данные суффиксы?

- Запишите суффиксы, разделив их на данные группы,  чередуя их.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Эта тема для вас новая?

- А что бы вы хотели сегодня узнать на уроке, какие задачи мы с вами будем решать?

- Итак, мы ставим перед собой  следующие задачи: продолжить изучение суффиксов слов-предметов, научиться образовывать новые слова с помощью данных суффиксов, научиться находить суффиксы, выделять их, повторить состав слова.  

- Суффиксами слов, обозначающих предмет

Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением и суффиксы,  указывающие на принадлежность к ж.р.

Дети записывают в тетрадь

- Мы будем говорить о суффиксах

- Нет.

- Узнаем новые суффиксы.

- Будем учиться образовывать новые слова и т.д.

 Коммуникативные УУД

умение выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Регулятивные УУД:

постановка задач урока  самими учащимися

Личностные УУД:

- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет.

Теоретическая минутка

 Индивидуальная

работа у доски одного ученика

Фронтальная беседа  с классом, работа в парах.

На доске записаны слова:

Ежиха, голубка, речка, львица, дубок

(один ученик их самостоятельно разбирает по составу)

(Задание  для  1 ряда)

Расскажите  друг  другу, что  такое  окончание слова, основа  слова.

Спрашиваю одного ученика.

(дети  сигнальными  карточками  реагируют  на  ответы  товарища (красный – неправильно, зеленый – правильно), а  потом  проверяем  вместе, глядя на экран)

(Слайд )

(Задание  для  2 ряда)- что мы  знаем  о  суффиксе, о  корне слова

 - Проверка  с  экраном.

Фронтально проверяем разбор слов. записанных на доске Если есть ошибки, то исправляем.

Регулятивные УУД: целеполагание.. Познавательные УУД: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

III Повторение пройденного

IV Проблемное объяснение нового материала

 Фронтальная

-  Я добавляю слово дубок в группу других  слов и прошу вас составить предложение. (Слайд)

- Составьте из них предложение и запишите.

- Найдите основу предложения.

- Есть ли здесь неглавный предмет?

- Поставьте его в начальную форму.

 - От какого слова произошло это слово?

- Объясните, как образовалось слово дубок?

- Если мы будем работать дружно и увлеченно, то найдем ответ на главный вопрос:

- Для чего нужны суффиксы?

-Давайте обратимся к учебнику.

Работа по учебнику с.47

Упр.50.

-Прочитайте задание.         Что вам нужно сделать?

- Кто не может ответить на этот вопросы?

- Кто может объяснить?

- Какой общий суффикс у всех этих слов?

- Выберите из списка те слова, которые имеют отношение к школе, запишите их столбиком. Выделите в них суффикс.

- Кто не смог написать все слова?

- Кто запишет на доске?

- Что означает суффикс –ник?

Снежная шапка укрыла

дубок.

дуб

дубок               дуб

Дуб / + ок +        = дубок         

Открыть обратный словарь на –к, найти слова на –ник. Ответить на вопросы: они обозначают одушевленные или неодушевленные предметы? (Одушевленные). Они мужского или женского рода? (Мужского).

 -ник-.

Первоклассник, второклассник,

троечник,

 отличник,

 школьник.

Суффикс –ник- показывает, что слово – мужского рода, что тот, кого оно называет, - мужского пола

Познавательные УУД:

структурировать знания при выполнении образования слов

Регулятивные УУД:

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно  или совместно с одноклассниками и учителем при поиске  способа образования новых слов..

Познавательные УУД:

работа с несколькими источниками информации: учебником и словарем

 (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

VФизкультминутка и первичное закрепление материала

VIСамостоятельная

работа

VII Физминутка для глаз

VIII Включение в систему знаний и повторение.

IX Подведение итогов

X Рефлексия

XI Домашнее задание

Работа в парах

Самостоятельная

работа

-А если бы речь шла о девочках, вы бы использовали эти же слова или другие?

- Запишите их рядом

-  С помощью какого суффикса образовались новые слова? Выделите его.

(Проверка по слайду)

- Что же этот суффикс показывает? 

- Найдите сложные слова.

- Почему они так называются?

Подчеркните соединительные гласные и выделите корни. 

(Проверка по слайду)

Я называю слова с –ник- и с –ниц- (сели-встали-мальчики-девочки): если я называю слово с –ник-, садятся мальчики, если с –ниц-, садятся девочки: художница, охотник, колхозница, дачник, дворник, озорница, волшебник, отличница, отличник. Молодцы!

- На ваших партах лежат карточки. Прочитайте задание.

- Вы будете работать в парах. Рядом пишите новые слова и выделяйте суффикс.

- Прочитайте слова, которые у вас получились.

- Что общего в этих словах и  чем они отличаются?

- Что же обозначают слова, образованные при помощи  суффиксов - ник и - ниц?

Составьте и запишите предложение с одним из новых слов.

Игра «Угадай слово»

- Ребята, на лепестках этого цветка написаны предложения. Вы должны отгадать зашифрованные слова,  и с помощью изученных ранее вами суффиксов образовать новые родственные слова-предметы.

  1. Так называют неуклюжего, неповоротливого  человека.
  2. Зимняя теплая меховая одежда.
  3. Не голос – громкая труба,
    Большая верхняя губа,
    На нем - громадные рога,
    Ему природа дорога.
  4. Узкая полоса света, исходящая от яркого светящегося предмета.
  5. Звук, возникающий при ударах в колокол.

- Найдите и подчеркните орфограммы в данных словах.

- Устно подберите к данным словам слова - признаки.

 Разберите эти слова по составу,

 можете использовать памятку.

Проверка по слайду.

- Итак, чем же мы сегодня занимались на уроке?

- Что нового узнали?

- Что вам понравилось на уроке?

- Давайте вспомним, какие задачи мы ставили вначале урока и узнаем, с какими из них  мы справились?

  А теперь оцените свои достижения. Заполните Лесенку успехов. Обозначьте  смайликом ту ступеньку,  на которую вы поднялись, работая на уроке.

- Было ли тебе интересно?

-Сумел ли ты закрепить свои знания?

-Сумел ли ты показать свои знания?

- Молодцы, ребята. Спасибо вам за урок.

Придумать и записать 5 слов с суффиксами -ник-, -ниц-.

Или упр 52, стр 48.

Первоклассница, второклассница, троечница,

 отличница,

 школьница.

- С помощью суффикса –ниц-

Принадлежность к ж.р.

Первоклассник, второклассник

Состоят из двух основ и соединяются гласными буквами –о и –е.

- Образуйте новые слова при помощи суффиксов –ник и –ниц.

1 карточка:

хлеб-хлебница

ель-ельник

мыло – мыльница

суп – супница

память –памятник

Общее: все слова отвечают на вопрос что?

Отличие: м. р. и ж.р.

2 карточка:

лес- лесник

двор – дворник

учитель - учительница

гриб - грибник

писатель – писательница

Общее: отвечают на вопрос кто?

Отличие:  слова  м.р. и ж.р

- Предметы женского и мужского рода,

Профессии людей или  род  их занятий.

медведь- медведица

шуба-  шубка

лось- лосиха

луч- лучик

 звон- звонок

Медведица, шубка, лосиха, лучик, звонок.

Серая шубка, солнечный лучик, веселый звонок, бурая медведица, больная лосиха и др.

Помни: при разборе слова

Окончание и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

 А приставка впереди.

Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, класса).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока русского языка Повторение по теме «Предлоги» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока Повторение по теме «Предлоги»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления обучающимися представления о предлоге как слове, о его роли в предложении.Зада...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение по теме «Текст»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Повторение по теме «Текст»»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления обучающимися представления о типах текстов посредством лексических...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение по теме «Текст»» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: закрепление и обобщение знаний о типах текста посредством лексических заданий.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить знание о типах текста;2. Отработать умение  определять типы тексто...

Технологическая карта по русскому языку: "Повторение по теме: «Текст» " 2 класс УМК Школа России

Цель урока: обобщить и закрепить знания обучающихся по теме «Текст», полученные на предыдущих уроках, умения различать виды текстов.Задачи урока Дидактические:...