Технологическая карта по русскому языку "Школа 2100", тема "Определение глагола как часть речи".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок "Определение глагола как часть речи" 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku_3_klass_gimnaziya_kartashova_n.a.docx | 814.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ Г. СОВЕТСКИЙ |
Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Урок года» |
«Определение глагола как часть речи» |
Урок по русскому языку, 3 класс УМК «Школа 2100». |
Г. Советский 2017 год |
Карташова Наталья Алексеевна,
учитель начальных классов
Ф.И.О. Карташова Наталья Алексеевна
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тип урока: Изучение нового материала
Технологическая карта изучения темы
Тема | "Определение глагола как части речи". |
Цели | Образовательные: сформировать грамматическое понятие «глагол», развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основными признаками глагола. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе, толерантность, Формировать УУД: - ЛичностныеУУД: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения. - Регулятивные УУД: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности. - Коммуникативные УУД: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи. - Познавательные УУД: создать условия для развития умения анализировать слова с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли. |
Планируемый результат | Предметные: учащиеся научатся определять глаголы; задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль, строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать, делать выводы.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя , планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; работать по коллективно составленному плану; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы. |
Предполагаемый результат: | Способность, опираясь на существенные признаки, определять принадлежность слов к части речи глагол ,умение анализировать слова; способность выявления границ своего знания; умение оценивать и корректировать свою деятельность; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества. |
Межпредметные связи | Русский язык, окружающий мир. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Компьютер; мультимедиа проектор; презентация PowerPoint , учебник «Русский язык» 3 класс авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, , -индивидуальные карточки с заданиями в группах; -(при свободном времени-онлайн-тест по теме «Глагол») |
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Выбор учащихся с объяснением. Ожидающее – я жду от сегодняшнего урока новых открытий. • Спокойное - я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше. • Приподнятое – я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем! • Ликующее – сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок. | -Настраивает на учебную деятельность на уроке. - Выясняет с каким настроением пришли ребята на урок.
| (СЛАЙД 1) Всем, кто учит русский язык, Всем, кто любит родной язык, Тем, кто ещё не знает, Что может его полюбить, Наш урок посвящается. - Один из известных философов сказал: Первое условие, которое надлежит выполнять при изучении языка, - это быть точным, второе - быть ясным и, насколько можно, простым. -Здравствуйте, ребята! - Посмотрите на доску, найдите в списке прилагательное, которое описывает ваше настроение и покажите карточку соответствующего цвета. Объясните свой выбор. (СЛАЙД 2) | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: - выполнять задание в соответствии с поставленной целью . |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: -организовать выполнение учащимися пробного учебного действия. | (Фронтальная беседа) -Дают характеристику (признаки) весны. -Читают, вставляют пропущенные буквы, объясняют, определяют части речи выделенных слов, дают характеристику. | - Актуализирует имеющие знания; -Пробуждает учеников к активной работе на уроке; - Проводит опрос. | Беседа. - Какое время года сегодня наступило? Охарактеризуйте весну.(СЛАЙД 3) - Задание: Прочитайте стихотворение Никитина. (СЛАЙД 4) - О чем говорится в этом стихотворении? Дайте задание. -Определите часть речи слов с пропущенными буквами. (сущ., прилаг.) -Какую роль играет имя существительное в речи? А имя прилагательное? |
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и слышать друг друга; - высказывать свои мысли. |
III. Введение в проблему. (10 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; | Дети разбиваются на группы по 4 человека. - Обсуждают, договариваются, на листе восстанавливают подходящие по смыслу слова. -Формируют тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть. - Вспоминают все, что знают про глагол, как часть речи. | - Пробуждает интерес к получению новой информации. -Осмысление информации и соотношение с имеющимися знаниями. -Организует выполнение задания по определению формулировки темы и типа урока. -Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определение темы и цели урока. | - (СЛАЙД 5) Весна. Снег. Капель. Ярко солнышко. На реке лёд. На деревьях почки. В лесу подснежники. – Прочитайте. Поняли, о чём этот текст? А чего здесь не хватает? Работая в группе по 4 чел , дружно, обсуждая возможные варианты, попробуйте восстановить нужные слова. Наступает весна. Тает снег. Звенит капель. Ярко светит солнышко. На реке ломается лёд. На деревьях набухают почки. В лесу расцветают подснежники. – Какие же слова сделали по-настоящему возможным понимание текста, т.е. оживили наш текст? (Глаголы.) -Чем похожи все эти слова? – Сформулируйте тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть. (СЛАЙД 6) Тема: Определение глагола как часть речи. - Что вы знаете о глаголе? Что хотели бы узнать? – Что обозначает глагол? – На какие вопросы отвечает? – Зачем глаголы нужны в речи? |
Личностные: -показать стремление взаимодействовать с учителем и с учащимися. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с поставленной целью. |
IV. Открытие новых знаний (15 мин) Цель: -создать условия для формирования умений слушать, анализировать; -организовать усвоение детьми понятия глагол, наблюдать за ролью глаголов в речи. Физкультминутка. Цель: - снятие умственного напряжения. | Дети разбиваются на 3 группу, выбирают ответственного, получают конверты. 1 группа (работает со словарями В.Даля, Ожегова), выясняют понятие слова «глагол», его значение, с какими частями речи может сочетаться). Запись детьми: Глагол-это значит слово, речь. Это важнейший вид слов. Без глагола не построишь предложений, не передашь собеседнику никаких сообщений. Вывод учеников: мы думаем, что правильно ответили на вопрос, так как без глагола и существительного не построишь правильно нашу речь. - (махали, наклонялись, приседали, улыбались, подмигивали). - Действие. Фронтальная беседа. 2 группа Читают, сравнивают тексты, выделяют грамматическую основу, делают вывод. Вывод учеников: Текст где встречается глагол понятен, т.к. предмет оживает в действии, значит глагол, обозначает действие предмета и является гл. членом предложения. 3 группа Распределяют картинки между членами группы и каждый от имени существительного задавал вопрос и подбирал подходящие по смыслу слова. Читают получившиеся словосочетания. Делают вывод: выяснили, что глаголов к существительным можно подобрать много, так как с предметом можно производить разные действия. Глаголы очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают имена существительные. | -Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов, в деятельность по обсуждению последовательности действий при нахождении доказательств о глаголе. -Организовать работу, обеспечить контроль за правильностью обсуждения. -Организовать групповую работу учащихся. -Учить отстаивать свою точку зрения в группах. Физкультминутка проводится с использованием глаголов.
| - А кто из вас знает, почему эта часть речи получила такое название? Вам хотелось бы узнать, откуда взялось это странное слово? - Сейчас мы с вами попробуем рассмотреть и ответить на все вопросы. Разобьемся на 3 группы. Представители групп возьмут по конверту. 1 группа: Выпишите, почему слово «глагол» получило такое название и как оно образовалось? (СЛАЙД 7) Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как СЛОВО из СЛОВ - важнейший вид слова. Ведь глагол – одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. Термин глагол – в переводе с латинского значит “слово, речь”. В словаре В. Даля это слово означает: 1)слово, речь; 2)часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние. В словаре Ожегова это слово означает: 1. В грамматике: часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст. вр.), рода (в прош. вр.) и образующая формы причастия и деепричастия. Глаголы совершенного и несовершенного вида. 2. Речь, слово (стар.) -Оцените работу своей группы. Физкультминутка - А как вы поняли, что необходимо сейчас делать? -Какие действия вы выполняли? - Так, что обозначает глагол? - Вывод учителя: я хочу сказать словами писателю А.Югова: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи». (СЛАЙД 8 ) - Есть такое выражение : «Устами младенца глаголет истина». - Что обозначает слово глаголить? (говорить) - А разглагольствовать? (много говорить или болтать). 2 группа: . Прочитайте два текста. Сравните. Какой текст оживляет картину. (СЛАЙД 9) - Выделите грамматическую основу предложения. Каким членом предложения являются наши глаголы? Сделайте вывод. Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом. Мышки в траве. Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители. Голосистый соловей запел. Трудолюбивый дятел застучал. Умылся зайчик под кустом. Зашуршали мышки в траве. 3 группа - Подберите и запишите к каждому существительному как можно больше слов со значением действия – глаголов. (СЛАЙД 10) - По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Стоит только спросить: что делать?, что делают?, что будут делать? и глаголы тут, как тут. Но надо помнить один секрет: глаголам нужно задавать вопрос со словом что делать?, иначе ответа не получишь. Вот такие «деловые» эти слова глаголы. | Коммуникативные: уметь предлагать, рассуждать, доказывать, делать выводы, работать в группе. Личностные: проявлять уверенность в выборе.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. |
V. Закрепление. (8 мин) Цель: - проверить знания о глаголе, как часть речи; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения. | Делают выводы по теме, что должны были узнать, что такое глагол и составить его определение. Дети составляют «Кластер» по теме «Глагол».
| -Подберите к существительным подходящие глаголы. (СЛАЙД 11) -Вспомните, какая цель стояла перед нами? -Что мы сегодня узнали, составьте «кластер» глагол. (СЛАЙД 12 ) Глаголы: • Оживляют картинку, обозначают действия предметов. • Многообразие глаголов. • Частота употребления в речи. • Старославянские слова: «слово», «речь». • Важны при построении предложения, для передачи сообщения.
| Познавательные: - повторить и расширить сведения о глаголе. Регулятивная: - планировать свои действия, самоконтроль Личностные: - воспитывать прилежание, ответственность. Коммуникативные: умение работать сообща. | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин) Цели: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | .На листочках дети отмечают верные утверждения, в группах проверяют между собой, высказывают свое мнение. Составляют «Синквейн» Оценивают свою деятельность. | -Отметьте плюсиком, те высказывания, которые являются верными. Глагол - называет предметы и явления. Глагол - обозначает действия предметов. Глагол - связывает слова в предложении. Глагол отвечает на вопросы - что делать? что делает? что делают? Глагол отвечает на вопросы - кто? что? Глагол отвечает на вопросы - какой? какая? какие? Глагол в предложение - подлежащее. Глагол в предложение – сказуемое. Глагол в предложение – определение. - Что у вас получилось? - Давайте составим «Синквейн» со словом ГЛАГОЛ. (Слайд 13) - Большое спасибо всем за урок. Похлопайте в ладоши, встаньте. Урок окончен. | Коммуникативные: -находить нужную информацию, анализировать, рассуждать, доказывать, уметь высказывать свою точку зрения. Познавательные: уметь применять полученные знания. Личностные: понимать значимость своей деятельности, оценивать свою работу.
|
Приложение 1
Задание для группы №1
Выпишите, почему слово «глагол» получило такое название и как оно образовалось?
- Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как СЛОВО из СЛОВ - важнейший вид слова. Ведь глагол – одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений.
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ответить на вопрос используя словари (В. Даля, словарь Ожегова)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
Приложение 2
Задание для группы № 2
Прочитайте два текста. Сравните. Какой текст оживляет картину.
1) Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом. Мышки в траве.
2) Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители. Голосистый соловей запел. Трудолюбивый дятел застучал. Умылся зайчик под кустом. Зашуршали мышки в траве.
Ответ на вопросы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выделите грамматическую основу предложения. Каким членом предложения являются наши глаголы? Сделайте вывод.
Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Задание для группы 3
Подберите и запишите к каждому существительному как можно больше слов со значением действия – глаголов. Какие действия вы применяли в своей группе?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка. Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Дата: 20.02.2018 ...
Технологическая карта урока русского языка на тему:" Предлог как часть речи".
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Предлог как часть речи Цели деятельности учителя: формирование представления о предлогах как части речи и их значении в тексте; формирование коммуни...
Технологическая карта урока рус.яз 2 класс "Глагол, как часть речи"
Цели урока: Заполнить раздел «Глагол» в памятке «Части речи», обобщив полученные знания на уроке....
Технологическая карта урока русского языка "Понятие о глаголе как часть речи" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Понятие о глаголе как части речи» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи ...
Технологическая карта по русскому языку «Понятие о глаголе как части речи» (УМК "Школа России" 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи урокаДидактические:формировать умение распознавать глаголы;формироват...