Технологическая карта по русскому языку "Школа 2100", тема "Определение глагола как часть речи".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Карташова Наталья Алексеевна

Урок "Определение глагола как часть речи" 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГИМНАЗИЯ Г. СОВЕТСКИЙ

Муниципальный конкурс профессионального мастерства  «Урок года»

«Определение глагола как часть речи»

Урок по русскому языку, 3 класс УМК «Школа 2100».

 Г. Советский 2017 год

 

Карташова Наталья Алексеевна,

учитель начальных классов


          Ф.И.О.  Карташова Наталья Алексеевна

Предмет: русский язык

Класс:  3

Тип урока: Изучение нового  материала

Технологическая карта изучения темы

Тема

"Определение глагола как части речи".

Цели

Образовательные: сформировать грамматическое понятие «глагол», развитие  умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основными признаками глагола.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе, толерантность,

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:  способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения.

-  Регулятивные УУД: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку  учебной деятельности.

- Коммуникативные УУД: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить  развитие монологической и диалогической речи.

- Познавательные УУД: создать условия для развития умения анализировать слова с целью выделения признаков, обобщать,  сравнивать, строить  логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли.

Планируемый результат

Предметные: учащиеся научатся определять глаголы; задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль, строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать, делать выводы.

 

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя , планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;  работать по коллективно составленному плану;  уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе,  отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

 Предполагаемый результат:

Способность, опираясь на существенные признаки, определять принадлежность слов к  части речи глагол ,умение анализировать слова; способность выявления границ своего знания; умение  оценивать  и корректировать свою деятельность; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление  навыков сотрудничества.

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Компьютер; мультимедиа проектор; презентация PowerPoint , учебник «Русский язык» 3 класс авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, ,

-индивидуальные карточки с заданиями в группах;

-(при свободном времени-онлайн-тест по теме «Глагол»)

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая  работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Выбор учащихся с объяснением.

        Ожидающее – я жду от сегодняшнего урока новых открытий.

•        Спокойное - я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.

•        Приподнятое – я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем!

•        Ликующее – сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.

-Настраивает на учебную деятельность на уроке.

- Выясняет с каким настроением пришли ребята на урок.

 

(СЛАЙД 1)

Всем, кто учит русский язык,

Всем, кто любит родной язык,

Тем, кто ещё не знает,

Что может его полюбить,

Наш урок посвящается.

- Один из известных философов сказал:

Первое условие, которое надлежит выполнять при изучении языка, - это быть точным, второе - быть ясным и, насколько можно, простым.

-Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите на доску, найдите в списке прилагательное, которое описывает ваше настроение  и покажите  карточку соответствующего  цвета. Объясните свой выбор. (СЛАЙД 2)

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

.

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели: -организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.

(Фронтальная беседа)

-Дают характеристику (признаки) весны.

-Читают, вставляют пропущенные буквы, объясняют, определяют части речи выделенных слов, дают характеристику.

- Актуализирует имеющие знания;

-Пробуждает учеников к активной работе на уроке;

- Проводит опрос.

Беседа.

- Какое время года сегодня наступило?   Охарактеризуйте весну.(СЛАЙД 3)

- Задание: Прочитайте стихотворение Никитина. (СЛАЙД 4)

- О чем говорится в этом стихотворении? Дайте задание.

-Определите часть речи слов с пропущенными буквами. (сущ., прилаг.)

-Какую роль играет имя существительное в речи? А имя прилагательное?

  

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и слышать друг друга; - высказывать свои мысли.

III. Введение в проблему.

 (10 мин)

Цели: - организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

Дети разбиваются на группы по 4 человека.

- Обсуждают, договариваются, на листе восстанавливают подходящие по смыслу слова.

-Формируют тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть.

- Вспоминают все, что знают про глагол, как часть речи.

- Пробуждает интерес к получению новой информации.

-Осмысление информации и соотношение с имеющимися знаниями.

-Организует выполнение задания по определению формулировки темы  и типа урока.

-Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определение темы и цели урока.

- (СЛАЙД 5)

Весна.  Снег.  Капель.  Ярко солнышко. На реке лёд. На деревьях почки. В лесу подснежники.

– Прочитайте. Поняли, о чём этот текст? А чего здесь не хватает? Работая в группе по 4 чел , дружно, обсуждая возможные варианты, попробуйте восстановить нужные слова.

Наступает весна. Тает снег.  Звенит капель. Ярко светит солнышко. На реке ломается лёд. На деревьях набухают  почки. В лесу расцветают подснежники.

– Какие же слова сделали по-настоящему возможным понимание текста, т.е. оживили наш текст? (Глаголы.)

-Чем похожи все эти слова?

– Сформулируйте тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть.  

(СЛАЙД 6) Тема: Определение глагола как часть речи.

- Что вы знаете о глаголе? Что хотели бы узнать?

– Что обозначает глагол?

– На какие вопросы отвечает?

– Зачем глаголы нужны в речи?

  

Личностные:

-показать стремление взаимодействовать с учителем и с учащимися.

Регулятивные: выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

IV. Открытие новых знаний  (15 мин)

Цель: -создать условия для формирования умений слушать, анализировать;

-организовать усвоение детьми понятия глагол,

наблюдать за ролью глаголов в речи.

Физкультминутка.

Цель: - снятие умственного напряжения.

Дети разбиваются на 3 группу, выбирают ответственного, получают конверты.

1 группа (работает со словарями В.Даля, Ожегова), выясняют понятие слова «глагол», его значение, с какими частями речи может сочетаться).

Запись детьми: Глагол-это значит слово, речь. Это  важнейший вид слов.

Без глагола не построишь предложений, не передашь собеседнику никаких сообщений.

Вывод учеников: мы думаем, что правильно  ответили на вопрос, так как без глагола и существительного не построишь правильно нашу речь.

- (махали, наклонялись, приседали, улыбались, подмигивали).

- Действие.

Фронтальная беседа.

2 группа  Читают, сравнивают тексты, выделяют грамматическую основу, делают вывод.

Вывод учеников: Текст где встречается глагол понятен, т.к. предмет оживает в действии, значит глагол, обозначает действие предмета и является гл. членом предложения.

3 группа 

Распределяют картинки   между членами группы и каждый от имени существительного задавал вопрос и подбирал подходящие по смыслу слова.  Читают получившиеся словосочетания. Делают вывод:   выяснили, что глаголов к существительным можно подобрать много, так как с предметом можно производить разные действия. Глаголы очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают имена существительные.

-Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов, в деятельность по обсуждению последовательности действий при нахождении доказательств о глаголе.

 -Организовать работу, обеспечить контроль за правильностью обсуждения.

-Организовать групповую работу  учащихся.

-Учить отстаивать свою точку зрения в группах.

Физкультминутка проводится с использованием  глаголов.

 

- А кто из вас знает, почему эта часть речи получила такое название? Вам хотелось бы узнать, откуда взялось это странное слово?

- Сейчас мы с вами попробуем рассмотреть и   ответить на все вопросы. Разобьемся на 3 группы. Представители групп возьмут по конверту.

1 группа: Выпишите, почему  слово  «глагол» получило такое название и как оно образовалось?

 (СЛАЙД 7) Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как СЛОВО из СЛОВ - важнейший вид слова. Ведь глагол – одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений.

Термин глагол – в  переводе с латинского   значит “слово, речь”.

    В  словаре В. Даля это слово означает:

    1)слово, речь;

     2)часть речи, разряд слов, выражающих   действие, состояние.

В словаре Ожегова это слово означает:

1. В грамматике: часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст. вр.), рода (в прош. вр.) и образующая формы причастия и деепричастия. Глаголы совершенного и несовершенного вида.

 2. Речь, слово (стар.)

-Оцените работу своей группы.

Физкультминутка

- А как вы поняли, что необходимо сейчас делать?

-Какие действия вы выполняли?

 - Так, что обозначает глагол?

- Вывод учителя: я хочу сказать словами писателю А.Югова: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи».

(СЛАЙД 8  )

- Есть такое выражение : «Устами младенца глаголет истина».

- Что обозначает слово глаголить? (говорить)

- А разглагольствовать? (много говорить или болтать).

2 группа:

.   Прочитайте два текста. Сравните. Какой текст оживляет картину.  (СЛАЙД 9)

- Выделите грамматическую основу предложения. Каким членом предложения являются наши глаголы? Сделайте вывод.

  Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом. Мышки в траве.

    Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители. Голосистый соловей запел. Трудолюбивый дятел застучал. Умылся зайчик под кустом. Зашуршали мышки в траве.  

3 группа

- Подберите и запишите к каждому существительному   как можно больше слов со значением действия – глаголов. (СЛАЙД 10)

-   По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.  Стоит только спросить: что делать?, что делают?, что будут делать? и глаголы тут, как тут. Но надо помнить один секрет: глаголам нужно задавать вопрос со словом что делать?, иначе ответа не получишь. Вот такие «деловые» эти слова глаголы.

  Коммуникативные: уметь предлагать, рассуждать, доказывать, делать выводы, работать в группе.

Личностные: проявлять уверенность в выборе.

 

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

V.  Закрепление.

(8 мин)

Цель:

- проверить   знания о глаголе, как часть речи;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.

Делают выводы по  теме, что должны были узнать, что такое глагол и составить его определение.

Дети составляют «Кластер» по теме «Глагол».

 

-Подберите к существительным подходящие глаголы. (СЛАЙД 11)

-Вспомните, какая цель стояла перед нами?

-Что мы сегодня узнали, составьте «кластер» глагол. (СЛАЙД  12 )

 Глаголы:

•        Оживляют картинку, обозначают действия предметов.

•        Многообразие глаголов.

•        Частота употребления в речи.

•        Старославянские слова:  «слово», «речь».

•        Важны при  построении предложения, для передачи сообщения.

 

  Познавательные:

-  повторить и расширить сведения о глаголе.

Регулятивная:

-  планировать свои действия, самоконтроль

Личностные:

- воспитывать прилежание, ответственность.

Коммуникативные: умение работать сообща.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)

Цели: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

.На листочках дети отмечают верные утверждения, в группах проверяют между собой, высказывают свое мнение.

Составляют «Синквейн»

Оценивают свою деятельность.

-Отметьте плюсиком, те высказывания, которые являются верными.  

Глагол - называет предметы и явления.

Глагол - обозначает действия предметов.

Глагол -  связывает слова в предложении.

Глагол отвечает на вопросы -  что делать? что делает? что делают?

Глагол отвечает на вопросы -  кто? что?

Глагол отвечает на вопросы - какой? какая? какие?

Глагол в предложение - подлежащее.

Глагол в предложение – сказуемое.

Глагол в предложение – определение.

- Что у вас получилось?

- Давайте составим «Синквейн» со словом

ГЛАГОЛ. (Слайд 13)

- Большое спасибо всем за урок. Похлопайте в ладоши, встаньте. Урок окончен.

Коммуникативные:

 -находить нужную информацию, анализировать, рассуждать, доказывать, уметь высказывать свою точку зрения.

Познавательные: уметь применять полученные знания.

Личностные: понимать значимость своей деятельности, оценивать свою работу.

 

Приложение 1

Задание для группы №1

Выпишите, почему  слово  «глагол» получило такое название и как оно образовалось?

  1. Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как СЛОВО из СЛОВ - важнейший вид слова. Ведь глагол – одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений.

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ответить на вопрос используя словари (В. Даля, словарь Ожегова)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

 Приложение 2

Задание для группы № 2  

   

Прочитайте два текста. Сравните. Какой текст оживляет картину.

1)   Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом. Мышки в траве.

2)    Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители. Голосистый соловей запел. Трудолюбивый дятел застучал. Умылся зайчик под кустом. Зашуршали мышки в траве.  

Ответ на вопросы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выделите грамматическую основу предложения. Каким членом предложения являются наши глаголы? Сделайте вывод.

 

Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

Задание для группы 3

Подберите и запишите к каждому существительному   как можно больше слов со значением действия – глаголов. Какие действия вы применяли в своей группе?

            http://myg.me/u/2012/12/Icicles-Hanging-from-an-Ice-Dam__135132-1024x682.jpg

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему:" Предлог как часть речи".

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Предлог как часть речи  Цели деятельности учителя: формирование представления о предлогах как части речи и их значении в тексте; формирование коммуни...

Технологическая карта урока рус.яз 2 класс "Глагол, как часть речи"

Цели урока: Заполнить раздел «Глагол» в памятке «Части речи», обобщив полученные знания на уроке....

Технологическая карта урока русского языка "Понятие о глаголе как часть речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Понятие о глаголе как части речи» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи ...

Технологическая карта по русскому языку «Понятие о глаголе как части речи» (УМК "Школа России" 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи урокаДидактические:формировать умение распознавать глаголы;формироват...