Главные вкладки

    Математика. 1 класс, урок 40, числа от 1 до 20
    план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

    Масленникова Ольга Владимировна

    Урок по математике для 1 касса , школа 21 века,

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_40._chisla_ot_11_do_20.docx104.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок 40. ЧИСЛА ОТ 11 ДО 20

    Тип урока: решение учебной задачи

    Педагогические задачи: создать условия для знакомства обучающихся с числами второго десятка (особенность чтения и запись); совершенствовать счет в пределах 20; рассмотреть моделирование чисел с помощью пособия «Цветные палочки»; закреплять навыки измерения длины (высоты) предметов

    Планируемые результаты

    Предметные:

    познакомятся с десятичным составом чисел от 11 до 19;

    научатся: выполнять моделирование состава чисел; объяснять разные способы сложения; названия, последовательность и запись чисел от 0 до 20 в десятичной системе счисления

    Метапредметные:

    Познавательные: общеучебные – образование чисел от 11 до 20; десятичный состав чисел от 11 до 19; представление числа от 11 до 19 в виде суммы разрядных слагаемых; сложение разными способами; названия, последовательность и запись чисел от 0 до 20 в десятичной системе счисления; логические – осуществление синтеза как составление целого из частей.

    Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей).

    Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

    Личностные: ориентируются на выполнение моральных норм


    Организационная структура урока

    Этап урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности обучающегося
    (осуществляемые действия)

    Формируемые
    способы
    деятельности
    обучающегося

    I. Актуализация опорных знаний.

    Устный счет.

    Интеллектуальная разминка

    Организует  устный счет с целью актуализации знаний.

    – Что изменяется? Разгадайте правило.

    – Сколько горошин в каждом стручке?

    – Решите задачи в стихах.

    На берёзе 3 синички

    Продавали рукавички.

    Прилетело ещё 5,

    Сколько будут продавать?

    5 малышек-медвежат

    Мама уложила спать.

    Одному никак не спится,

    А скольким сон хороший снится?

    Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания устного счета.

    6 = 2 + 4

    7 = 2 + 5

    8 = 1 + 7

    9 = 3 + 6

    Решают задачи.

    3 + 5 = 8. Восемь синичек.

    5 – 1 = 4. Четверым медвежатам

    Выделять существенную информацию из текста загадки. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

    Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

    II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

    Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учениками поставленной темы и целей урока.

    − Найдите «лишнюю» строчку на доске.

    ˜⬤○○○○○○○○○

    ˜˜⬤⬤○○○○○○○○

    ˜˜˜⬤⬤⬤○○○○○○○

    ⬤⬤⬤⬤○○○○○○

    ⬤⬤⬤⬤⬤○○○○○

    ˜˜˜˜˜˜⬤⬤⬤⬤⬤⬤○○○○

    ˜˜˜˜˜˜˜⬤⬤⬤⬤⬤⬤⬤○○○

    ⬤⬤⬤⬤⬤⬤⬤⬤○○

    ⬤⬤⬤⬤⬤⬤⬤⬤⬤○

    ⬤⬤⬤⬤⬤⬤⬤⬤⬤⬤⬤○

    − Почему этот ряд «лишний»?

    – Определите цели урока, используя опорные слова

    Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.

    – В этом ряду больше десяти фишек.

    – Сегодня на уроке мы…

    Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

    III. Открытие нового знания, способа действия.

    Работа по учебнику (с. 72–74).

    Наблюдение

    Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

    − Что изображено в учебнике?

    − Прочитайте на гибком метре числа, которые расположены правее десяти.

    – Сколько красных фишек на доске?

    − Сколько желтых фишек?

    − Какое число обозначает эта модель?

    − 11 – это 10 и 1.

    − Сколько красных фишек на второй карточке? Сколько желтых фишек?

    − Какое число изображено?

    − 12 – это 10 и 2.

    Выполняют  задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

    – Гибкий метр.

    − Красных фишек на доске 10.

    − Желтых фишек – 1.

    − Эта модель обозначает число 11.

    − Красных фишек на второй карточке – 10. Желтых фишек – 2.

    − Изображено число – 12.

    Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

    Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату

    Задание 1

    – Прочитайте и дополните записи в таблице

    Дополняют записи в таблице.

    ˜˜˜⬤⬤⬤

    ○○○○○○○○○○

    13 –
    это 10 и 3

    тринадцать

    ˜˜˜˜⬤⬤⬤⬤

    ○○○○○○○○○○

    14 –
    это 10 и 4

    четырнадцать

    ⬤⬤⬤⬤⬤

    ○○○○○○○○○○

    15 –
    это 10 и 5

    пятнадцать

    ˜˜˜˜˜˜⬤⬤⬤⬤⬤⬤

    ○○○○○○○○○○

    16 –
    это 10 и 6

    шестнадцать

    ˜˜˜˜˜˜˜⬤⬤⬤⬤⬤⬤⬤

    ○○○○○○○○○○

    17 –
    это 10 и 7

    семнадцать

    ˜˜˜˜˜˜˜˜⬤⬤⬤⬤⬤⬤⬤⬤

    ○○○○○○○○○○

    18 –
    это 10 и 8

    восемнадцать

    ˜˜˜˜˜˜˜˜˜⬤⬤⬤⬤⬤⬤⬤⬤⬤

    ○○○○○○○○○○

    19 –
    это 10 и 9

    девятнадцать

    ˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜⬤⬤⬤⬤⬤⬤⬤⬤⬤⬤

    ○○○○○○○○○○

    20 –
    это 10 и 10

    двадцать

    Задание 2

    − Рассмотрите рисунки. Чем они похожи?

    − Сколько машин на первом рисунке вверху слева?

    − Сколько машин на рисунке вверху справа?

    − Сколько машин на рисунке внизу слева?

    − Сколько машин на рисунке внизу справа?

    − В коробке лежит 10 игрушечных машин.

    − 14 машин на первом рисунке вверху слева.

    ˜˜˜˜⬤⬤⬤⬤

    ○○○○○○○○○○

    10 и 4 – это 14.

    − 17 машин на рисунке вверху справа.

    ˜˜˜˜˜˜˜⬤⬤⬤⬤⬤⬤⬤

    ○○○○○○○○○○

    10 и 7 – это 17.

    − 15 машин на рисунке внизу слева.

    ˜˜˜˜˜⬤⬤⬤⬤⬤

    ○○○○○○○○○○

    10 и 5 – это 15.

    − 13 машин на рисунке внизу справа.

    ˜˜˜⬤⬤⬤

    ○○○○○○○○○○

    10 и 3 – это 13

    Задание 3

    − Назовите числа, написанные на листках календаря.

    − Прочитайте числа, записанные на вагончиках

    − 20, 19, 18, 17, 16 – числа, написанные на листках календаря.

    − 12, 13, 14, 15, 16, 17 – числа, записанные на вагончиках

    Задание 4

    – Запишите числа

    Обучающиеся записывают числа: 13, 14, 18, 15, 16, 17

    Задание 5

    − Назовите следующее число:

    а) 9, 8, 7, 6, 5, 4, … , … , … .

    б) 11, 12, 13, 14, 15, 16, … , … , …

    Называют следующее число:

    а) 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.

    б) 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19

    IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

    Работа по учебнику (c. 74–75).

    Задание 6

    Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет

    и расширяет знания обучающихся по теме урока.

    − Сравните данные математические записи. Чем они похожи?

    − Прочитайте записи в порядке увеличения результатов.

    − Какую закономерность вы заметили?

    Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока.

    Выполняется вычитание. Каждое число уменьшается на 1.

    Читают записи в порядке увеличения результатов.

    2 − 1        7 − 1

    3 − 1        8 − 1

    4 − 1        9 − 1

    − При вычитании 1 чем больше уменьшаемое, тем больше результат

    Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

    Задание 7

    − Чем похожи и чем отличаются данные записи? Выполните сложение

    − Первое число – 3. Действие – сложение. Отличаются записи вторым числом

    Задание 8

    − Сколько треугольников на чертеже?

    Учитель демонстрирует таблицу «Проверь себя».

    – 5 треугольников

    Задание 9

    − Рассмотрите рисунок. Придумайте вопросы со словом «сколько».

    − Придумайте вопросы со словами «на сколько»

    Рассматривают рисунок. Придумывают вопросы со словом «сколько».

    Придумывают вопросы со словами «на сколько»

    Задание 10

    − На лужайке 8 бабочек. Улетело 5 бабочек, а 3 бабочки прилетели. Сколько бабочек стало на лужайке?

    Решают задачу.

    Ответ: 6 бабочек

    Задание 11

    − Измерьте длину предметов.

    − Назовите правила измерения отрезков с помощью линейки

    − Длина карандаша − 8 см; длина ножниц − 10 см = 1 дм; длина ручки − 9 см

    V. Итог урока. Рефлексия

    Организация подведения итогов урока обучающимися.

    Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.

    – Что особенно заинтересовало вас во время урока?

    – Что нового узнали на уроке?

    − Назовите числа от 11 до 20.

    – Какое задание понравилось больше всего?

    – Что вызвало затруднение?

    Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

    Цели урока:

    Цель учителя: познакомить с числами от 11 до 20, составом (десяток и единицы), порядком этих чисел.

    Цель учащегося: познакомиться с числами от 11 до 20, составом (десяток и единицы), порядком этих чисел.

    Планируемые результаты:

    Универсальные учебные действия:

    • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
    • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
    • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
    • использование знаково-символических средств представления информации;
    • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

    Предметные:

    • знать числа от 11 до 20, порядок чисел от 11 до 20, состав этих чисел; уметь записывать цифрами числа от 11 до 20.

    Оборудование урока:

    набор фишек (по количеству учащихся), полоски, обозначающие числа (по количеству учащихся), фишки с числами (комплекты по количеству учащихся), карточки с заданием выстроить числа по порядку, в обратном порядке, прочитать числа.

    Тип урока: урок изучения нового.

    Данный урок составлен для проведения в 1-м классе по предмету “Математика” учебник “Математика” авторы В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе. Обучение предмету рассчитано на 4 часа в неделю (128 часов в год)

    В классе 16 человек. Объем материала предполагает использование на одном уроке в первом полугодии (35 мин).

    На уроке используются различные этапы для достижения целей урока такие, как фронтальная, групповая, самостоятельная работа. Так же идет работа над формированием УУД: умение ставить цели; находить пути достижения цели; делать выводы; сотрудничать со сверстниками и учителем при решении тех или иных учебных задач; анализировать; рефлексировать.

    Использование полосок, разделенных на квадраты, помогает лучше понять и запомнить название и состав новых чисел.

    Ход урока

    № п/п

    Этапы урока

    Формирование предметных и универсальных учебных действий

    1.

    Организационный момент.

    – Здравствуйте, садитесь. Нас ждет удивительное открытие и надеюсь вы к этому готовы.

    УУД. Регулятивные.

    2.

    Повторение пройденного (решение задачи №10, стр.75).

    – Я вам прочитаю текст, а вы подумайте, что я вам прочитала? (Задачу).

    – Почему вы так думаете? (Есть условие и вопрос).

    – Что вам стало известно из условия задачи? (Что летало 8 бабочек, улетели 5 бабочки, а затем 3 бабочки вернулись).

    – Каков вопрос задачи? (Сколько бабочек стало на лужайке?).

    – Выложите столько желтых фишек, сколько бабочек было на лужайке (дети выкладывают 8 желтых фишек на парте).

    – Если нам известно, что 5 бабочек улетели, то мы должны..? (Убрать 5 фишек).

    – Затем 3 бабочки вернулись (дети прибавляют 3 фишки).

    – Сколько бабочек стало на лужайке?( 6 бабочек).

    – Запишите решение задачи. (Один ученик делает запись на доске, остальные в тетрадях)

    8 – 5 = 3
    3 + 3 = 6

    – Для чего мы должны уметь решать задачи? (Дети приводят примеры ситуаций из жизни, где им может пригодится умение решать задачи).

    УУД. Познавательные,   коммуникативные, личностные.

    Предметные.

    3.

    Пробное действие. Выявление причины затруднения.

    На доске:

    – Ребята, как вы думаете, что написано на этих карточках? (цифры).

    – Назовите эти цифры (дети называют цифры).

    – Эти цифры обозначают числа. Можете ли вы назвать эти числа, объяснить, как мы их образовали? (Нет).

    – У нас возникло затруднение.

    УУД. Регулятивные, познавательные.

    Предметные.

    4.

    Построение проекта выхода из затруднения, постановка цели урока.

    – Как мы будем преодолевать затруднение? Давайте построим план дальнейших действий и определим цель урока. (Дети выстраивают план, учитель, если есть необходимость вносит коррективы).

    1. Узнать секрет чисел 11– 20.
    2. Провероить секрет чисел 11 – 20.
    3. Сделать вывод.

    Цель урока: познакомиться с новыми числами, их составом.

    УУД. Регулятивные, коммуникативные, личностные.

    5.

    Реализация проекта выхода из затруднения.

    Загадка первая:

    – Почему на каждой карточке написаны две цифры рядом? (Потому, что они обозначают одно число).

    Загадка вторая:

    – Как вы думаете, по порядку эти числа расположены, или нет? (Да, потому, что каждая вторая цифра, обозначает числа, расположенные по порядку).

    Загадка третья:

    – Как были образованны эти числа? Эту загадку мы решим с помощью полосок, которые лежат у вас на партах.

    – Какое число обозначает длинная полоска? (10, потому, что на ней десять квадратов).

    – Когда-то давно, десять называли словом “дцать”. Подложите самую короткую полоску с одним кубиком на полоску, обозначающую число десять или “дцать”. Что получилось? Давайте вместе прочитаем: “Один – на – дцать”.

    Аналогично проводится работа со всеми числами до двадцати.

    – А теперь возьмите две самые длинные полоски. По сколько квадратиков на каждой? (По десять).

    – Сколько раз по десять? (Два).

    – А если десять – это “дцать”, то что получится при чтении? (Два – дцать).

    – Какой вывод мы можем сделать? ( Числа 11 – 20 состоят из двух чисел: 10 и 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Записываются эти числа при помощи двух цифр, каждое следующее число больше предыдущего, если они расположены по порядку).

    – Где мы можем проверить свой вывод? (В учебнике).

    – Откройте учебники на странице 72, рассмотрите рисунок. Правы ли мы? (Да, правы).

    УУД. Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

    Предметные.

    6.

    Физминутка.

    УУД. Регулятивные.

    7.

    Самостоятельная работа(математический диктант).

    – Сейчас я вам буду называть числа, а вы должны в тетради записать их цифрами (от 11 до 20).

    Учитель открывает доску, видя готовность класса:

    – На доске сделана правильная запись чисел, сравните её со своей, исправьте, если необходимо свои ошибки.

    УУД. Познавательные, регулятивные.

    Предметные.

    8.

    Работа в группах.

    – Сейчас каждая группа получит свое задание и постарайтесь его выполнить быстро и правильно (дети работают с карточками, выстраивают числа по порядку, в обратном порядке).

    – А сейчас каждая группа прочтет нам свой числовой ряд. Все внимательно слушают и проверяют правильность задания.

    УУД. Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

    Предметные.

    9.

    Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов.

    – При помощи сигнальных карточек оцени свою деятельность на уроке.

    1. Я все знаю.
    2. У меня все получилось.
    3. Я доволен результатами своей работы.
    4. Я смог преодолеть затруднение.
    5. Я достиг цели урока.

    Дети при помощи сигнальных карточек оценивают свою работу на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Математика. 1 класс. Урок 11. Число 1. Цифра 1. Один и много. Презентация

    http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_11_chislo_1_cifra_1_odin_i_mnogo_prezentacija/2012-09-15-104Урок 11. Число 1. Цифра 1. Один и много  В презентации отображены:    ...

    Математика. 1 класс. Урок 13. Число два. Цифра 2. Презентация

    http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_13_chislo_dva_cifra_2/2012-09-20-106 Урок 13. Число два. Цифра 2  В презентации отображены:     задание №1 с интерактивной ...

    Математика. 1 класс. Урок 17. Число три. Цифра 3. Презентация

    http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_17_chislo_tri_cifra_3/2012-09-28-110 Урок 17. Число три. Цифра 3  В презентации отображены:     задание №1 с анимацией, ...

    Математика. 1 класс. Урок 24. Число четыре. Цифра 4 - Презентация

    Математика. 1 класс. Урок 24. Число четыре. Цифра 4 - Презентация   Урок 24. Число четыре. Цифра 4 В презентации отображены:    задание №1 с интерактивной поддержкой...

    Математика. 1 класс. Урок 29. Число пять. Цифра 5 - Презентация

    Математика. 1 класс. Урок 29. Число пять. Цифра 5 - Презентация Урок 29. Число пять. Цифра 5 В презентации отображены:    доп. задание с интерактивной поддержкой и анимацией,...

    Математика. 1 класс. Урок 30. Числа 1-5 - Презентация

    Математика. 1 класс. Урок 30. Числа 1-5 - Презентация Урок 30. Числа 1-5 В презентации отображены:    задание №1 с интерактивной поддержкой и анимацией,   задание №2...

    Математика. 1 класс. Урок 31. Числа 1-5 - Презентация

    ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_31_chisla_1_5/2012-10-23-124  Урок 31. Числа 1-5 В презентации отображены:    задание №1 с инте...