математика 1 класс . Сантиметр. Отрезок
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Кузнецова Инна Викторовна

математика 1 класс . Сантиметр. Отрезок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_1_santimetr_otrezok.docx20.52 КБ
Файл matem_1_kl_pribavlenie_chisla_4.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

                      «Единица измерения длины - сантиметр. Отрезок»

(урок математики, 1 класс)

Место и роль урока в изучаемой теме: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (первый урок по теме).

Деятельностная цель: создать условия для формирования способности учащихся измерять отрезки, сравнивать длины отрезков.

Содержательная цель: познакомить учащихся с единицей длины - сантиметром; ввести план (алгоритм) измерения длины отрезка; учить измерять длины предметов и отрезков; закреплять навык упорядочивания чисел и определения состава чисел первого десятка.

Задачи урока:

образовательные: сформировать у учащихся представления о единице измерения длины - сантиметре; умение выполнять действия по заданному алгоритму, выполнять задания с использованием материального объекта (линейки).

развивающие: создать условия для развития познавательных умений измерять отрезки, сравнивать их длину.

воспитательные: создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям

Личностные УУД: предметное содержание. Отрезок и его длина. Измерение длин предметов и отрезков с помощью линейки; запись результатов. Сравнения длин предметов, измеренных в сантиметрах.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: различать единицы длины.

познавательные УУД: сравнивать длины отрезков визуально и с помощью измерений.

коммуникативные УУД: учиться проводить групповые наблюдения.

Оборудование: презентация, карточки с примерами, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, карточки для одарённых детей, музыкальное сопровождение.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Звенит звонок веселый,

Зовёт нас на урок.

Такой порядок в школе,

Не забывай, дружок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол,

Начинаем разговор.

  1. Мотивация. Проведём математическую разминку, чтобы успешно справиться с задачами урока. Посмотрим, кто лучший математик.

Устный счет.

Игра «Молчанка» Табличные случаи сложения.

2+7 4+3 2+8 9+0 6-2

3+2 7+3 5-2 8-1 1+2

Задачи в стихах.

Пять голубей на крышу сели.

Два еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело?

Как-то раз в лесу густом
Ёж построил себе дом.
Пригласил лесных зверей,
Сосчитайте их скорей:
2 зайчонка, 2 лисёнка,
2 весёлых медвежонка,
2 бельчонка, 2 бобра,
Называть ответ пора.

Что хромаешь ты, жучок?
Ранил ножку о сучок.
Прежде на своих шести
Очень быстро мог ползти.
На скольких ножках
приходится ползти жучку? (5)

Пять ворон на крышу сели,
Две ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (7)

Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (4)

  1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

- Рассмотрите рисунок на листе.

Ошибка! Не указано имя файла.

- По какой дорожке Красная Шапочка быстрее доберется до домика бабушки? (По второй, это самая короткая дорожка)

- Как это проверить, как доказать?

(Измерить. Взять линейку)

У многих на линейке 2 шкалы. Как правильно измерить длину отрезка?

Хотите этому научиться?

Какие задачи поставим для себя на этом уроке?

Научиться правильно измерять отрезки.

Научиться правильно работать с линейкой.

- Эти задачи мы будем учиться решать сегодня на уроке. Тема урока «Измеряем длину в сантиметрах».

IV. Изучение нового материала.

(У каждого ученика на парте лист с заданиями и 2 нити: красная и синяя)

- Представим сейчас, что мы с вами исследователи, нам предстоит открыть правила измерения отрезков.

Начнём с истории. Кто знает, как в старину измеряли отрезки. Какие были приспособления до линейки. Ведь линейка появилась недавно. (Пальцы, руки, ноги, дюйм, аршин, вершок, …)

Вспомним сказки

В каких сказках присутствуют старинные меры длины.

Дюймовочка - дюйм.

Мальчик- с - пальчик.

Конёк-горбунок.

Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

Просмотр презентации «Старинные меры длины».

- У вас на парте две нити: красная и синяя. Как узнать какая из них длиннее? Ученики предлагают сравнить нити наложением.

- А как сравнить отрезки на листе. Их нельзя наложить один на другой. Как поступить в этом случае?

- Возьмите мерки. На парте мерки 1см, 3 см. На листе отрезки: красный - 9см, зелёный - 6 см.

- Измерьте красный отрезок. Сколько у вас получилось мерок? (3, 9, 2).

Почему разное количество?

- Как сделать, чтобы было можно узнать длину отрезка?

Надо измерять одинаковой меркой?

- Берём большую мерку. Измеряем красный отрезок. Сколько получилось мерок? (3)

- Измерим его маленькой меркой. Сколько теперь получилось мерок? (9)

- Если измерять маленькой меркой получается одно количество, большой - другое количество. Как же поступить в такой ситуации?

- Надо брать одинаковую универсальную мерку - 1 см. Она у вас на столе - самая маленькая - 1сантиметр.

- У всех получается одинаковое количество сантиметров. Но многие отметили, что измерять неудобно.

- Каким инструментом вы можете измерить длину? (Линейкой)

- Удобнее пользоваться линейкой. - Сантиметр (см) - единица длины.

- Измерим отрезок в учебнике. Получились опять разные отрезки. Почему?

- Нужно правильно применять этот рабочий инструмент. Посмотрите внимательно на подсказку в учебнике. Как правильно прикладывать линейку? На что нужно обратить внимание? (К началу отрезка (или предмета) прикладываем линейку с делением, у которого записана цифра 0)

- Есть также линейка-путешественница, она прилетела к нам из Америки. Помните мультфильм, где Удава измеряли Попугаями, Мартышками и Слонятами? А эту линейку можно измерить Дюймовочками. Расстояние между ее делениями - это дюйм. Некоторые из вас прикладывали эту сторону линейки, т.е. измеряли дюймами. У них получился совсем другой результат.

Нужно брать линейку сантиметровую с одной шкалой. Сантиметр - ширина вашего мизинца, ширина 2-х клеток в тетради по математике.

  1. Применение новых знаний. Задание 1 (с. 52).

- Как правильно измерить длину предметов с использованием линейки? Рассмотрите оба рисунка.

- На каком рисунке правильно измерили длину отрезка? (На втором рисунке.)

- Составьте правила измерения длины предметов с помощью линейки. (К началу отрезка (или предмета) прикладываем линейку с делением, у которого записана цифра 0) Найдём правила измерения отрезка на панно.

Алгоритм измерения отрезка.

1. Прикладываю линейку к отрезку.

2. Совмещаю ноль на линейке с началом отрезка.

3. Определяю число, соответствующее концу отрезка. Это длина отрезка.

4. Записываю результат измерения.

Первичная проверка понимания.

Самостоятельная работа. Задание 2 (учебник, с. 52).

- Измерьте длину изображенных предметов в сантиметрах («на глаз», с помощью линейки).

Результаты измерения:

Длина ключа - 4 см.

Длина иглы - 3 см.

Длина синего карандаша - 7 см.

Длина красно-синего карандаша - 10 см.

Длина синего отрезка - 8 см.

Длина красного отрезка - 9 см.

А какие ещё вы знаете измерительные инструменты?

(Портновский метр, рулетка. Показ этих измерительных инструментов)

Физминутка.

1. Ходьба по коврику (руки на пояс, спина прямая).

2. Ходьба на внешней стороне стопы.

3. Ходьба на внутренней стороне стопы.

4. Перекаты с пятки на носок - «Качалочка».

5. Ходьба на носочках.

6. Ходьба на пятках.

7. «Горочка». Ребенок проводит стопой в направлении вперед-назад. Упражнение выполняется левой и правой ногами поочередно. Время выполнения.

8. «Зигзаг». Дети выполняют имитацию движений гусеницы. Упражнение выполняется поочередно ногами в течение.

VI. Закрепление знаний и способов действий. Работа в печатной тетради.

Задание 1 (с.43) Определи длину отрезка. Работа в парах. Сравни результаты.

Найдите ответ на панно (3см и 5 см).

Задание 2 (с. 43). Измерь длину. Подпиши результат. Проверь себя. Ответы выставлены на панно.

2см, 4 см, 4см, 6см.

Задание 3.Использование набора «Касса цифр».

Игра. Каждая пара должна вместе набрать чило7.

7=0+7

7=1+6

7=2+5

7=3+4

  1. Рефлексия.

Кто хорошо научился измерять отрезок? (Дети встают)

У кого есть небольшие затруднения? (Дети встают)

Кто не научился измерять отрезки?

- Что нового узнали на уроке?

- Как правильно измерять длину отрезка с помощью линейки?

- Назовите известные единицы длины.



Предварительный просмотр:

«Прибавление числа 4»

(урок математики, 1 класс)

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (первый урок по теме).

Цель: создать условия для усвоения способов прибавления числа 4.

Задачи урока: учить формулировать проблему, предлагать пути ее решения; обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей деятельности как целого; создать условия для развития у обучающихся умения структурировать информацию; организовать работу по усвоению способов прибавления числа 4; учить контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки содействовать развитию у обучающихся умений осуществлять самоконтроль учебной деятельности; учить формулировать свои мысли с учётом жизненных речевых ситуаций; обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

Организация деятельности обучающихся по формированию универсальных учебных действий вида:

личностных УУД: самоопределение; смыслообразование и нравственно - этическая ориентация;

регулятивных УУД: контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

познавательных УУД (общеучебных): поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом); анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; умение ставить, формулировать и решать проблемы;

познавательных УУД (информационных): обучение работе с разными видами информации;

познавательных УУД (логических): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (распределение ролей в коллективной работе).

Ожидаемые результаты формирования УУД по данному уроку:

- в области познавательных (общеучебных) УУД обучающийся научится: ориентироваться в учебной книге - читать язык условных обозначений; находить фрагмент текста.

- в области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) обучающийся научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопросы, используя личный опыт.

- в области коммуникативных УУД обучающийся научится планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте - пробовать проверять часть работы.

- в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения и понимать необходимость присоединиться к одной из них.

Использованы следующие организационные формы обучения:

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.

Деятельность обучающегося: практическое применение алгоритма сложения чисел.

Оборудование: веера цифр, сигнальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

Одна группа детей стоит за конторками

- Девочки, вы каждый день в школе делаете новые открытия. И сегодня на уроке математики я хочу, чтобы вы для себя открыли новую тайну чисел. Девизом нашего урока предлагаю взять слова «Всё тайное становится явным».

- Как вы понимаете слово «явным»?

- Правильно. Что ж, теперь пора за дело. Пожелайте друг другу удачи. А я желаю вам убедиться на сегодняшнем уроке в истинности этого высказывания.

- Начнем урок с гимнастики.

Мозговая гимнастика (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности).

1. «Качания головой». Упражнение стимулирует мыслительные процессы. Встали, поставили ноги на ширину плеч. Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох. Голову уроните вперед, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи (30 секунд).

2. «Ленивые восьмёрки». Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания. Вытянутой правой рукой нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки (три раза). Затем левой рукой, а потом обеими руками вместе (руки в замке).

3. «Шапка для размышлений». Улучшает внимание, ясность восприятия и речь. «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки (три раза).

4. «Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем - вправо, затем - вверх и вниз (5-6 раз).

II. Актуализация знаний

- Посчитайте устно, покажите ответ с помощью веера.

1)

8 плюс 2

(10)

2)

От 10 отнять 2

(8)

3)

6 увеличить на 3

(9)

4)

1 слагаемое -10 , 2 слагаемое -1, чему равна сумма

(11)

5)

Из 7 вычесть 1

(6)

6)

Найдите разность чисел 8 и 3

(5)

7)

2 да 2 будет

(4)

8)

Чему равна сумма чисел 6 и 1

(7)

(Учитель выставляет на наборное полотно карточки с числами)

10 8 9 11 6 5 4 7

- На какие группы можно разделить данные числа? (Четные - нечетные, двузначные - однозначные)

- Расположите эти числа в порядке возрастания

4 5 6 7 8 9 10 11

- Назовите самое маленькое число. (4)

- Найдите на сенсорных крестах пословицы с числом 4 и объясните их смысл. (Работа по группам)

У семи нянек дитя без глаза.

Два сапога - пара.

Один в поле не воин.

Без четырех углов изба не рубится.

Ум - хорошо, а два – лучше.

Семеро одного не ждут.

Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.

Пять раз прощают, а шестой бьют.

У умной головы сто рук.

- Дайте характеристику числа 4.

- Какое арифметическое действие позволяет увеличить числа? (Сложение)

- А какой знак мы используем при его выполнении? (Плюс) (Учитель выставляет на наборное полотно карточку со знаком плюс)

На наборном полотне карточки

+

4

- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (Сегодня на уроке рассмотрим случаи прибавления числа 4)

- По содержанию учебника найдите страницу, на которой мы будем сегодня работать (58).

III. Постановка учебной задачи.

- Откройте учебники. Назовите тему урока. («Прибавление числа 4»)

-А что сложного в этой теме? Какая скрыта проблема? (Такие примеры ещё не учились решать)

- Обратите внимание на задания учебника, условные обозначения и скажите: чему мы должны научиться на уроке? (Будем учиться прибавлять число 4, решать выражения и задачи)

- Какую цель поставим перед собой? (Научиться прибавлять число 4 разными способами)

- Какие знания, полученные ранее на уроках математики, помогут выполнить сложение с числом 4? (Знания состава числа 4)

- Повторите состав числа 4 по меткам.

(На стенах класса развешаны картинки отражающие состав числа 4. Дети выполняют задание стоя)

- Назовите состав числа 4.

Смена группы детей стоящих за конторкой.

IV. Открытие нового знания.

Работа в группах.

- Опираясь на свой опыт и используя учебник, исследуйте различные приемы прибавления числа 4. (Учебник с 58, №1)

- Прибавьте к 5+4. Какими способами можно это сделать? (Можно четыре раза по единице; можно прибавить 2, затем ещё 2; прибавить 3, затем 1; а можно прибавить 1, затем 3).

- Покажите, кто уже уверен, что может применять новые знания при нахождении значений математических выражений? (Дети показывают сигнальные карточки: красный цвет - затрудняюсь, зеленый - все понятно)

Физкультминутка.

Работа с офтальмотренажёром (Приложение 1).

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа с учебником (с.58, №2).

- Закрепим наши знания при решении выражений.

- Что можно сказать о первом слагаемом? (Уменьшается на 1)

- О втором слагаемом? (Оно постоянно - 4)

- Как изменяется сумма? (Уменьшается на 1)

- Какие знания, полученные на уроке вы должны применить?

(Учащиеся решают выражения у доски и в тетрадях с проговариванием алгоритма)

VI. Включение нового знания в систему знаний.

Решение задачи №3,с.58.

- Прочитайте задачу глазками.

- Прочитай условие задачи.

- Прочитайте вопрос.

Работа в парах.

-Обсудите и выберите верное решение задачи в учебнике.

- Что отметила ваша пара?

- А остальные пары получили такой же вариант?

- Расскажите, как вы прибавляли число 4.

- Кто рассуждал по-другому?

- Какие знания закрепили при решении этой задачи?

-Как вы считаете, где в жизни пригодятся новые знания?

Смена группы детей стоящих за конторкой.

VII. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.

Работа в тетради (с.39, №1) (Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону)

- Запишите приёмы сложения данных чисел.

(Взаимопроверка)

4=…+… 4=…+…

Работа в тетради (с.39, №2)

- Проверь работу «машины», исправь ошибки.

(Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону)

- Проведите самопроверку по эталонам.

- Кто допустил ошибки при выполнении задания?

- Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки.

- У кого ошибок нет? Молодцы!

Дети показывают сигнальные карточки: красный цвет - есть ошибки при выполнении заданий, зеленый - ошибок нет, желтый цвет- нашел и исправил ошибки.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- Какую цель ставили перед собой? (Научиться прибавлять число 4 разными способами)

- Удалось ли достигнуть цели? (Да)

- Какие способы прибавления числа 4 вы запомнили и готовы применять в своей работе?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем ещё надо поработать?

- Оцените свою деятельность.

  1. Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснять другому.
  2. Я всё понял, могу работать по алгоритму.
  3. Я всё понял, но у меня остались вопросы.

- Если вы согласны с первым утверждением, выбирайте зеленый цвет, если со вторым - желтый, а если с третьим - красный цвет.

- Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь?

- За что вы можете похвалить себя?

- А я благодарю всех вас за активную и плодотворную работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе Точка. Отрезок.

Урок математики в 1 классе с применением игровых и здоровьесберегающих технологий....

Конспект урока по математике в 1 классе «Сантиметр – единица измерения длины".

УМК "Школа 2100". Автор учебника: И.И.Аргинская. Тема: «Сантиметр - единица  измерения длины»....

Математика 1 класс. Длина . Отрезок и его части.( по учебник Л.Г.Петерсон)

На уроке обучающиеся знакомятся  с понятием длина; измерение длины; единицы измерения длины (мерки, см), старинные единицы измерения. В системе деятельносного подхода на протяжении всего ур...

Конспект урока по математике "Мерка. Единичный отрезок." ( 1 класс )

Конспект урока "Мерка. Единичный отрезок"Тип урока:Урок открытия новых знаний.Цель:-Сформировать умение сравнивать и измерять длины отрезков с помощью мерок;-Ввести понятие единичного отрезка...

Технологическая карта урока математики в 1 классе "Числовой отрезок"

Технологическая карта урока математики в 1 классе "Числовой отрезок"...

Конспект урока математики (1 класс). Тема: "Отрезок. Линейка". УМК «Начальная школа XXI века»

Цели деятельности учителя: формирование знаний об отрезке; формирование умения чертить отрезки с помощью линейки; совершенствование вычислительных навыков.Планируемые результатыПредметные: Знать-что т...

Технологическая карта урока математики «Прямая. Луч. Отрезок» (УМК «Учусь учиться», 2 класс 1 часть)

Тип урока: урок открытие «новых» знаний.Цель урока: создание условий для формирования представления о понятиях «прямая», «луч», «отрезок».Задачи урокаДи...