«ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»
учебно-методический материал по математике на тему

 Отараева Ирма Игоревна

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ГБОУ ДПО «Северо-Осетинский Республиканский институт повышения квалификации работников образования»

Международная научно-практическая конференция «Преподавание математики в начальной школе: теория и практика»

Цораева И.В., Отараева И.И

20.12.2017


Согласно ФГОС НОО, проблема развития исследовательских навыков занимает одно из центральных мест,  подчёркивается, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: «освоение способов решения проблем творческого и поискового характера».[4, с.9]

Задачи проектно-исследовательской деятельности

  • формирование положительной мотивации учащихся.
  • самостоятельное овладение знаниями, которые основаны не только на применении полученных знаний  и умений, но и получение на их  основе  новых.
  • творческий подход в обучении.

Условия формирования исследовательских умений младших школьников

  • Мотивация
  • Целенаправленность и систематичность
  • Творческая среда
  • Психологический комфорт
  • Личность  педагога

Приобщая детей к исследовательской деятельности, учитель нацелен на процесс, а не на результат. Главное условие достижения результата — заинтересовать ребенка и вовлечь в атмосферу деятельности.

Выделяют два подхода к обучению: традиционный «ученик  изучает новую теорию, решает задачу, получает оценку и ждёт от учителя новой задачи. Предполагается, что у задачи есть единственный правильный ответ, и учитель его знает» и исследовательский «ученик сам ставит вопросы и ищет на них ответы,  выдвигает гипотезы, доказывает и опровергает их. Всякий полученный ответ может стать основанием для новых вопросов. Результат может быть не известен учителю заранее».[3, с.1]

Педагог может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. В условиях исследовательского обучения педагог должен уметь находить любые ответы, исследуя разные проблемы и уметь научить этому детей.

Исследовательские задачи (решение которых предполагает выполнение нескольких этапов исследования) являются основной формой организации исследовательской деятельности учащихся. Их решение лежит в зоне ближайшего развития младших школьников.

Материал начальной школы позволяет вводить элементы исследования. 

Создать проблемную ситуацию, поставить проблемный вопрос возможно на любом уроке, так как сама по себе проблемная ситуация подразумевает поиск решения, а значит и исследование проблемы с разных сторон. Начинать нужно с заданий доступных каждому ученику.

«Успех исследовательской деятельности учащихся в основном обеспечивается правильным планированием видов и форм заданий, использованием эффективных систем заданий, а также умелым руководством учителя этой деятельностью.»[1, с. 2]

В юности я слышала такой термин "прикладная математика". Тогда, давно, я подумала, что это за математика? Куда ее надо прикладывать? Потом благополучно забыла.

И вот, сейчас я часто думаю, что "прикладная - это та математика, которую прикладывают дети к своим знаниям, действиям и в результате научаются математическим правилам, категориям.

То, что дети добыли сами, приложили свои собственные руки, и сделали маленькое открытии для себя- и есть самые прочные знания.

А умение находить выход в незнакомой ситуации- это самый ценный опыт в учебной и практической деятельности в нестандартной ситуации.

Урок математики, на котором применяется исследовательский метод, содержит следующие учебные элементы:

  • ситуация успеха
  • ситуация затруднения
  • постановка учебной проблемы
  • решение учебной проблемы

Одним из приемов проектно-исследовательской деятельности является «Мозговой штурм».

Мозговой штурм»

Цель метода:

стимулировать группу к выдвижению большого количества разнообразных идей;

 обсудить какую-либо идею, выбрать и обсудить наиболее продуктивную;

сделать «открытие» для себя и других , оценить практическую значимость открытия (чем оно поможет мне или другим детям).

Предлагаем вам фрагменты урока, на котором осуществляется проектно- исследовательская деятельность учащихся.

Рассмотрим фрагмент урока по теме «Треугольник» в 1 классе.

(На доске модели  геометрических фигур.)

-Посмотрите на доску. Определите, под какими номерами треугольники?

-Как вы находите треугольники, по каким признакам?

-Что надо сравнивать у фигур, чтобы доказать, что выбран именно треугольник?

1.Сложите треугольник из счетных палочек.

-А как вы думаете – из любых трех палочек можно сложить треугольник?

-Давайте проверим.

(У детей наборы полосок разной длины.)

-Получилось? Почему?

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: Треугольник можно сложить не из всяких палочек.

-Что нужно знать для того, чтобы из трех взятых палочек сложить треугольник?

(Какие бы две палочки из трех не взяли, они вместе должны быть длиннее третьей.)

2.Сложите треугольник из палочек.

-Что нужно проверить?

(Любые две из этих палочек вместе длиннее третьей.)

3.Подберите три такие палочки, из которых нельзя сложить треугольник.

-Скажите: почему из них не получился треугольник?

4.А из трех одинаковых палочек всегда можно сложить треугольник?

-Что можно сказать о его сторонах?

-Правильно. У него все стороны равны друг другу.

-А кто может сказать, как называется такой треугольник?

5.Работа в группах

-Изготовьте каркас равностороннего треугольника из спичек и пластилина.

-Наложите получившиеся треугольники  друг на друга.

-Что вы можете сказать об углах этих треугольников?»

Рассмотрим фрагмент урока по теме "Компоненты сложения.  Зависимость между компонентами сложения".

(Домик)

-Что произойдет, если второе слагаемое будет увеличиваться на 1?

-Что произойдет, если первое слагаемое будет увеличиваться на 1?

1. Поставь знаки >,<,= и объясни свой выбор

-Можно ли не вычисляя сравнить выражения?

3+5 * 3+7

8+2 * 6+2

2. Поставь знаки >,<,= и объясни свой выбор

-Можно ли не умея считать до 100 сравнить суммы?

42+7 * 42+9

6+84 * 2+84

77 +94 * 77+58

65+37 * 37+65

394+5 * 394+9

3.  95+7  *  89+34 ???

-Везде ли работает этот закон?

-Какие необходимы условия?

Итог работы:

- То открытие, которое вы сделали - это законы математики.

Но сегодня эти законы вы открыли сами.

-Чем они могут вам помочь?

-Придумайте правило для других детей:

"Дети, если еще плохо умеете считать, то запомните...."

Практика проведения учебного исследования с младшими школьниками может рассматриваться и как  одно из направлений внеурочной деятельности, связанное с основными учебными процессами и ориентированное на развитие исследовательской  творческой активности.

Если мы хотим действительно хотим развивать детей, то должны руководствоваться следующей формулой:  «Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике».

Вывод:  включение в уроки подобных заданий создают возможность включить учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания такого характера побуждают учащихся к самостоятельности, учат ставить цели, достигать результатов.  Применениепроектно-исследовательской деятельностипозволяет учителю вдохновлять своих учеников на  открытие новых знаний, на поиск ответов на вопросы, на желание  изобретать, мыслить, а значит, ТВОРИТЬ, а не созерцать.

Модное понятие «блогер» (презентация)

Список литературы

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: «Учебная литература», 2005 г.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 3-е изд. – М.: Просвещение. 2010. 317с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Metod-kopilka.ru
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение. 2011. 33 с.
  5. Л.Г.Петерсон "Методические рекомендации"
  6. Учебник математики  1 класс "Учусь учиться" 2012. 22с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности преподавания математики в начальной школе по УМК ПНШ ФГОС

Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество ...

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В ходе работы были изучены Концепция развития математического образования в Российской Федерации от 24 декабря 2013 г.; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября...

Сообщение "Инновационные технологии в преподавании математики в начальной школе"

Какие инновационные технологии применяются в работе учителя...

Возможности преподавания математики в начальной школе с использованием элементов оригами и современных технических средств

В статье рассматривается возможность использования оригами на уроках математики в начальной школе с целью повышения эффективности обучения...

Научно-методическая разработка "Проектная деятельность в начальной школе. Теория и практика"

Авторская разработка может быть использована в преподавании учителями начальных классов в подготовке к проведению интегрированных уроков,  при разработке проектов с младшими школьниками. Акт...

Доклад по математике для начальной школы: "Теория и практика обучения младших школьнимков решению математических задач"

Доклад по математике на тему: "Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач" для начальной школы....

Статья "КОНТРОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ"

В статье рассматриваются вопросы контроля качества обучения математике в начальной школе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, раскрыв...