Рабочая программа по курсу "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Ивашура Елена Витальевна

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика". 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_zanimatelnaya_matematika.docx43.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

Утверждаю                                                                      Согласовано                                                                     Рассмотрено на заседании ШМО    

Директор ________ /Старцева Л.А./                        Зам. директора по УВР______________                   Руководитель ШМО______________

      «_____»______________ 2016г.                                «_____»______________2016 г .                                «_____»______________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет – элективный курс «Занимательная математика»

Класс – 3

Учебный год - 2016-2017

              Учитель – Ивашура Елена Витальевна

Количество часов в неделю – 1 ч

                                 Количество часов  всего -34 ч (34 учебные недели)


Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по математике, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики образовательного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

–  становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; 

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности  умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

–  укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. 

Изучение элективного курса «Занимательная математика» направлено на достижение следующих целей:

математическое развитие младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Раздел II. Общая характеристика курса «Занимательная математика»

Изучение курса «Занимательная математика» определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

—формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

—развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

— развитие пространственного воображения;

— развитие математической речи;

— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

—формирование умения вести поиск информации и работать с ней;


—формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

—развитие познавательных способностей;

—воспитание стремления к расширению математических знаний;

—формирование критичности мышления;

—развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира,

усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

В содержание программы входят следующие разделы «Ребусы», «Нестандартные задачи», «Головоломки».

Раздел III. Место курса «Занимательная математика» в учебном плане

Курс «Занимательная математика» включен в программу внеурочной деятельности и дополняет обязательную предметную область «Математика и информатика», которая призвана решать следующие основные задачи реализации содержания: развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение занимательной математики  в 3 классе отводится 34 часа ( 1 раз в неделю).

Раздел IV. Ценностные ориентиры содержания курса «Занимательная математика»

  • основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности
  • понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);

  • математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусств и культуры, объекты природы);

  • владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).


Раздел V. Личностные, метапредметные результаты освоения программы курса «Занимательная математика»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированость универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

Планируемые личностные результаты

Виды УУД

Выпускник научится

Выпускник получит возможность для формирования

Личностные

• внутренняя позиция школьника на уровне

• внутренней позиции обучающегося на уровне

(сформированость

положительного отношения к школе, ориентации на

положительного отношения к образовательному

внутренней позиция

содержательные моменты школьной действительности и

учреждению, понимания необходимости учения,

обучающегося,

принятия образца «хорошего ученика»;

выраженного в преобладании учебно-познавательных

адекватной мотивации

• широкая мотивационная основа учебной деятельности,

мотивов и предпочтении социального способа оценки

учебной деятельности,

включающая социальные, учебно-познавательные и

знаний;

включая учебные и

внешние мотивы;

• выраженной устойчивой учебно-познавательной

познавательные

• учебно-познавательный интерес к новому учебному

мотивации учения;

мотивы, ориентация на

материалу и способам решения новой задачи;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к

моральные нормы и их

• ориентация на понимание причин успеха в учебной

новым общим способам решения задач;

выполнение,

деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль

• адекватного понимания причин

способность к

результата, на анализ соответствия результатов

успешности/неуспешности учебной деятельности;

моральной

требованиям конкретной задачи, на понимание

• положительной адекватной дифференцированной

децентрации)

предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и

самооценки на основе критерия успешности

других людей;

реализации социальной роли «хорошего ученика»;

• способность к самооценке на основе критериев

• компетентности в реализации основ гражданской

успешности учебной деятельности;

идентичности в поступках и деятельности;

• основы гражданской идентичности личности в форме

• морального сознания на конвенциональном уровне,

осознания «Я» как гражданина России, чувства

способности к решению моральных дилемм на основе

сопричастности и гордости за свою Родину, народ и

учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их

историю, осознание ответственности человека за общее

мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении

благополучие, осознание своей этнической

моральным нормам и этическим требованиям;

принадлежности;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её

• ориентация в нравственном содержании и смысле как

в реальном поведении и поступках;

собственных поступков, так и поступков окружающих

• эмпатии как осознанного понимания чувств других

людей;

людей и сопереживания им, выражающихся в

• знание основных моральных норм и ориентация на их

поступках, направленных на помощь и обеспечение

выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения

   благополучия

Планируемые метапредметные результаты

Виды УУД

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Регулятивные

• принимать и сохранять учебную задачу;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые

(овладеют всеми типа-

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в

учебные задачи;

ми учебных действий,

новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• преобразовывать практическую задачу в

направленных на

• планировать свои действия в соответствии с

познавательную;

организацию своей

поставленной задачей и условиями её реализации, в том

• проявлять познавательную инициативу в учебном

работы в

числе во внутреннем плане;

сотрудничестве;

образовательном

• учитывать установленные правила в планировании и

• самостоятельно учитывать выделенные учителем

учреждении и вне его,

контроле способа решения;

ориентиры действия в новом учебном материале;

включая способность

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по

• осуществлять констатирующий и

принимать

результату (в случае работы в интерактивной среде

предвосхищающий контроль по результату и по

и сохранять учебную

пользоваться реакцией среды решения задачи);

способу действия, актуальный контроль на уровне

цель и задачу,

• оценивать правильность выполнения действия на уровне

произвольного внимания;

планировать её

адекватной ретроспективной оценки соответствия

• самостоятельно адекватно оценивать правильность

реализацию (в том

результатов требованиям данной задачи и задачной

выполнения действия и вносить необходимые

числе во внутреннем

области;

коррективы в исполнение как по ходу его реализации,

плане), контролировать

• адекватно воспринимать предложения и оценку

так и в конце действия

и оценивать свои

учителей, товарищей, родителей и других людей;

действия, вносить

• различать способ и результат действия;

соответствующие

• вносить необходимые коррективы в действие после его

коррективы в их

завершения на основе его оценки и учёта характера

выполнение)

сделанных ошибок, использовать предложения и оценки

для создания нового, более совершенного результата,

использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода

и результатов решения задачи, собственной звучащей

речи на русском, родном и иностранном языках;

• выполнять учебные действия в материализованной,

гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные

• осуществлять поиск необходимой информации для

• осуществлять расширенный поиск информации с

(научатся

выполнения учебных заданий с использованием учебной

использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

воспринимать и

литературы, энциклопедий, справочников (включая

• записывать, фиксировать информацию об

анализировать

электронные, цифровые), в открытом информационном

окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

сообщения и

пространстве, в том числе контролируемом пространстве

• создавать и преобразовывать модели и схемы для

важнейшие их

Интернета;

решения задач;

компоненты – тексты,

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной

• осознанно и произвольно строить сообщения в

использовать знаково-

информации об окружающем мире и о себе самом, в том

устной и письменной форме;

символические

числе с помощью инструментов ИКТ;

• осуществлять выбор наиболее эффективных

средства, в том числе

• использовать знаково-символические средства, в том

способов решения задач в зависимости от конкретных

овладеют действием

числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая

условий;

моделирования, а

концептуальные) для решения задач;

• осуществлять синтез как составление целого из

также широким

• строить сообщения в устной и письменной форме;

частей, самостоятельно достраивая и восполняя

спектром логических

• ориентироваться на разнообразие способов решения

недостающие компоненты;

действий и операций,

задач;

• осуществлять сравнение, сериацию и

включая общие приёмы

• основам смыслового восприятия художественных и

классификацию, самостоятельно выбирая основания и

решения задач)

познавательных текстов, выделять существенную

критерии для указанных логических операций;

информацию из сообщений разных видов (в первую

• строить логическое рассуждение, включающее

очередь текстов);

установление причинно-следственных связей;

• осуществлять анализ объектов с выделением

• произвольно и осознанно владеть общими приёмами

существенных и несущественных признаков;

решения задач

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию по

заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи в

изучаемом круге явлений;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений

об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и

выведение общности для целого ряда или класса

единичных объектов на основе выделения сущностной

связи;

• осуществлять подведение под понятие на основе

распознавания объектов, выделения существенных

признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии;

• владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего

• учитывать и координировать в сотрудничестве

(приобретут умения

речевые, средства для решения различных

позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать позицию

коммуникативных задач, строить монологическое

• учитывать разные мнения и интересы и

Собеседника

высказывание (в том числе сопровождая его

обосновывать собственную позицию;

(партнёра),

аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической

• понимать относительность мнений и подходов к

организовывать и

формой коммуникации, используя, в том числе средства и

решению проблемы;

осуществлять

инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• аргументировать свою позицию и координировать её

сотрудничество и

• допускать возможность существования у людей

с позициями партнёров в сотрудничестве при

кооперацию с учителем

различных точек зрения, в том числе не совпадающих с

выработке общего решения в совместной

и сверстниками,

его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра

деятельности;

адекватно

в общении и взаимодействии;

• продуктивно содействовать разрешению

воспринимать и

• учитывать разные мнения и стремиться к координации

конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех

передавать

различных позиций в сотрудничестве;

участников;

информацию,

• формулировать собственное мнение и позицию;

• с учётом целей коммуникации достаточно точно,

отображать предметное

• договариваться и приходить к общему решению в

последовательно и полно передавать партнёру

содержание и условия

совместной деятельности, в том числе в ситуации

необходимую информацию как ориентир для

деятельности в

столкновения интересов;

построения действия;

сообщениях,

• строить понятные для партнёра высказывания,

• задавать вопросы, необходимые для организации

важнейшими

учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

собственной деятельности и сотрудничества с

компонентами которых

• задавать вопросы;

партнёром;

являются тексты

• контролировать действия партнёра;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в

• использовать речь для регуляции своего действия;

сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для решения

• адекватно использовать речь для планирования и

различных коммуникативных задач, строить

регуляции своей деятельности;

монологическое высказывание, владеть диалогической

• адекватно использовать речевые средства для

формой речи.

эффективного решения разнообразных

коммуникативных задач.

Раздел VI. Содержание курса «Занимательная математика»

В содержание программы входят следующие разделы «Ребусы», «Нестандартные задачи», «Головоломки».

Ребусы

Буквенные ребусы и ключи для их разгадывания Рисуночные ребусы. «Математические дорожки» и «Числовые коврики». Цифры в буквах. Ребусы с ключевыми словами. Ребусы с квадратиками, ребусы цифровые. Числовые ребусы, использующие операции сложения и вычитания. Числовые ребусы, использующие операции умножения и деления. Правила дешифровки числового ребуса. Разгадывание и составление ребусов – слов, предложений, текстов.

Нестандартные задачи»

Комбинаторные задачи. «Поиск девятого», «Задачи о переправах», «Сообрази и посчитай», «Волшебное зеркало мага» (Обобщение задачи о колпаках), «Где же, правда?» (Задачи о лгунах), «Установим соответствие между элементами различных множеств – решим задачу», «Упорядочим множество – решим задачу», «Можно ли обыграть противника , а если можно, то, как это сделать?», «Определите победителя турнира».

Головоломки

Числовые головоломки. Буквенное лото. Головоломки на разрезание. Игровые головоломки. Квадраты с «чёрными дырами». Экспресс – лабиринт. Лабиринт – алфавит. Головоломки с домино. Занимательные квадраты. Сквэрворды


3 класс

Дата

Тема

Основные виды деятельности обучающихся

1

Вводное занятие

2

Сквэрворды

Наблюдать, анализировать и устанавливать единственное возможное

расположение букв в клетках квадрата

Контролировать выполнение правила, по которому

составлялся Сквэрворд.

3

Магические квадраты сложения

Наблюдать, анализировать и на основе имеющихся вычислительных навыков

4

Способы составления магических квадратов

решать математические квадраты.

На основе наблюдений и анализа раскрыть способы составления магических

квадратов.

Составлять собственные математические квадраты.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Работать в группе, паре.

5

Комбинаторные задачи

Работать с таблицами

6

Проверять полноту решения задачи

7

8

9

Сообрази и посчитай

Вести поиск цепочки логических рассуждений, позволяющих в итоге с помощью

10

простейших арифметических вычислений дать ответы на вопросы задачи.

11

Логические задачи на упорядочение некоторых

Анализировать.

12

множеств.

  Строить логические рассуждения

Составлять логические задачи изученных видов

13

Оценивать результаты своей творческой деятельности

14

Уметь устанавливать взаимно однозначное и неоднозначное соответствие

между элементами двух множеств

Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках, столбцах

таблицы.

Уметь ориентироваться в тексте математической задачи.

Выбирать наиболее целесообразный способ решения задачи.

Объяснять выбор арифметических действий для решения.

Работать с моделью задачи

Уметь задавать вопросы на основе полученной из текста задачи информации.

Выдвигать гипотезы и проверять их

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения

задачи.

Презентовать  различные  способы  рассуждения  (   по  вопросам,   с

комментированием, составлением выражения).

Выбирать самостоятельно способ решения задачи.

Использовать геометрические образы в ходе решения задачи.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия (вопроса)

Обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера

15

Решение

логических задач с помощью таблиц и графиков.

16

17

Решение нестандартных задач разных видов.

18

19

20

    21

  22

Математические коврики.

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

Цифровые ребусы

   23

Задачи о переправах

Выдвигать гипотезы и проверять их

  24

  25

Числовые головоломки.

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

  26

Магические треугольники умножения

  27

Игровые головоломки

Конструировать по модели игровые головоломки

Головоломки-лабиринты

  28

Разгадывание ребусов - предложений

Применять ключи составления ребусов.

Составлять ребусы.

Работать самостоятельно. в паре и группе

  29

Задачи о лгунах

Извлекать необходимую информацию.

  30

Планировать и проводить несложные исследования, связанные с интерпретацией

информации

  31

Олимпиада

Работать самостоятельно

  32

Анализ результатов олимпиады.

  33

Головоломки с домино

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями

её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

  34

Обобщение изученного.


Раздел VIII. Описание материально-технического обеспечения элективного курса «Занимательная математика»

Материально-техническое обеспечение включает в себя дидактическое и методическое обеспечение программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения. Эти материалы представлены в таблицах 2-4.

Дидактическое и методическое обеспечение

Таблица 2

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Истомина Н.Б., Виноградова Е.П., Редько

Айзенк Г. Проверьте свои способности. – Рига: Виеда. 2010

З.Б. Учимся решать комбинаторные

Зак А. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6-10 лет. – М.: НПО

задачи. Тетрадь по математике для

«Перспектива», 2011.

учащихся 1 (2,3,4)класса. – Смоленск:

А.З. Зак. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Популярное пособие

Ассоциация XXI век, 2010.

для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2008г.

Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в первом классе. – М.: Илекса. 2010.

Зак А. З. Развитие интеллектуальных

Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики во втором классе. – М.: Илекса. 2010.

способностей у детей 9 лет. Задания для

Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в третьем классе. – М.: Илекса. 2010.

самостоятельной работы детей.

Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в четвёртом классе. – М.: Илекса.

(Ксерокопии)

2014.

Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. – СПб: Лань, МИК, 2011

Зак А. З. Путешествие в Сообразилию или

Математика 2-4 классы: олимпиадные задания. Вып.1 /Сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград:

как помочь ребёнку стать смышленым.

Учитель, 2011.

Поиск девятого. Игра на поиск

Мочалов Л.П. Головоломки: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит», 2009

закономерностей для детей 6-10 лет

Перельман Я.И. Занимательная арифметика: Загадки и диковинки в мире чисел. - М.: Астрель:

(Ксерокопии)

АСТ: Хранитель, 2009

Соколовская С.М. Словарь в ребусах и загадках. Учебное пособие по русскому языку для

учащихся 1-4 классов и учителей. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2012.

Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М.: Омега,

2011

Сухих И. Г. 800 новых логических и математических головоломок. – М.: АСТ: Астрель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...

Рабочая программа учебного предмета математика Образовательная область: математика для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа учебного предмета « Математика» предметной области «Математика и информатика» для 1-4 классов по программе ПетерсонЛ.Г

Рабочая программа предмета «Математика» предметной области «Математика и информатика» разработана на основе нормативных документов....

Рабочая программа по предмету Математика (базовый уровень) 3 класс (УМК «Школа России» ФГОС) М.И. Моро Математика 136 часов

Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального го­сударственного стандарта начального общего образования , Примерной про­граммы на...

Рабочая программа кружка по математике "Лучший математик"

Рабочая программа кружка по математике"Лучший математик"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» 3 класс на основе авторской программы М.И. Моро, С.И. Волкова образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному...