Рабочая программа по технологии для 3 класса
календарно-тематическое планирование по технологии (3 класс)

Сырчина Влада Валерьевна

Рабочая программа по технологии  для детей ОВЗ, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tehnologii_3_klass.docx60.38 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Разъезженская средняя  школа»

«Согласовано»

Руководитель ШМО учителей начальных классов   _____ Орешкова Н.В.

                                 

Протокол №  2    от   «28» августа  2021 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Разъезженская СОШ»  

                                         _________Кузнецова Т.В.

                                                      «29» августа 2021г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Разъезженская СОШ»                              

                                 ______Артёмова И.Н.

                              Приказ № 01-08-145

                              от «31» августа 2021г.

                                                                                                                                                 .                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Адаптированная рабочая программа

по технологии  для детей   с нарушениями  интеллекта

(лёгкая  умственная отсталость)

Класс: 3

Учитель:        Сырчина Влада Валерьевна

Количество часов: 68 часов;  в неделю  2 часа

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида 1-4 классы под редакцией  В.В. Воронковой;  4-е издание.  – М.: «Просвещение», 2008г.

с. Разъезжее

2020 – 2021  год

                                                                          Пояснительная записка

Настоящая программа по технологии  для 3 класса создана на основе:

  1.  «Рабочая программа учебного курса  технологии для 3 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе  программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (год издания - 2008)
  2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
  3. Учебного плана МБОУ «Разъезженская СОШ»  на 2020-2021 учебный год.
  4. Учебник: Л.А. Кузнецова «Технология»: Ручной труд: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида - СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2017г.

Программа рассчитана на  68 час, 2 часа в неделю

Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:

-воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);

-уважение к людям труда;

-сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

-формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно – гигиенические требования.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Коррекционная работа выражается в формировании умений:

-ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

-предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы и инструменты, нужные для их выполнения);

-контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Учебный материал в программе распределён по годам обучения с учётом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

Предусмотрены следующие виды труда:

-работа с природными материалами;

-работа с бумагой и картоном;

-работа с проволокой;

-работа с древесиной;

-работа с текстильными материалами;

-работа с металлоконструктором.

Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия.

 К общим вопросам таких занятий относятся:

-значение производства товаров для жизни людей;

-сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;

-демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

-соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;

-знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приёмов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

 Нормы оценок

Знания и умения, учащихся по трудовому обучению оцениваются по результатам выполнения практических заданий.

«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).

«Оценка 4» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.

«Оценка 3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.

Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.

Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно ориентироваться в задании,
  • сравнивать образец с натуральным объектом;
  • составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
  • подбирать материалы и инструменты;
  • придерживаться плана при выполнении изделия;
  • осуществлять необходимые контрольные действия;
  • делать отчет о последовательности изготовления изделия;
  • делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов;
  • анализировать свое изделие и изделие товарища; ориентироваться при  выполнении плоскостных и объемных работ, правильно располагать детали, соблюдать пропорции;
  • употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов;
  • осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки.

Учащиеся должны знать:

  • правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем, ножницами, иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами;
  •  свойства материалов: бумаги, ткани, древесины, металла;
  • приемы соединения деталей;
  • названия инструментов;
  • элементарные сведения о профессиях: слесаря, столяра.

П  е  р  в  а  я    ч  е  т  в  е  р  т  ь

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ, МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Практические работы

      Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
      Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.
      Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.
      Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
      Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
      Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

      Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
      Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.
      Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ

Практические работы

      Экскурсия в слесарную мастерскую.
      Выплавление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.
      Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.
      Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.
      Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ

Практические работы

      Экскурсия в столярную мастерскую.
      Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для изделий из природных материалов и макетов, сделанных в 1 и 2 классах.
      Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой.
      Изготовление по образцу плечиков для одежды из круглой палочки и проволоки, колышков из палочек квадратного сечения для комнатных цветов. Выполнение изделий по показу учителя.
      Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.
      Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой.

Умения

Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя. Подбор материалов и инструментов для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно. Выполнение изделий с помощью учителя и самостоятельно. Умение придерживаться плана при выполнении изделия. Осуществлять необходимые контрольные действия. Отчет о последовательности изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов. Анализ своего изделия и изделия товарища. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, закрепление слов и фраз, усвоенных в 1 и 2 классах.
В т о р а я   ч е т в е р т ь

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

       Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).
      Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
      Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.
РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ

Практические работы

      Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение приемов работы ключом и отверткой.
      Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9. Составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз).
      Разборка собранных изделий.
      Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трех планок 2 (зубья). Разборка изделий. Слабые учащиеся делают только лопатку.
      Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырех-пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
      Сборка стола по образцу из большой пластины (крышка), малого плато (царга), четырех планок 5 (ножки). Разборка стола. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
      Сборка по образцу и техническому рисунку стула из малого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы. Разборка. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
      Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы.
      Приемы работы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

      Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
      Изготовление елочных игрушек.
      Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
      Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.
      Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.
      Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.

Умения

       Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой, иллюстрацией. Самостоятельное составление плана работы, текущий контроль выполнения изделия.
      Подбор материалов и инструментов для работы частично с помощью учителя и самостоятельно. Выполнение первых изделий с помощью учителя, остальных — самостоятельно. Самостоятельный отчет об этапах изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя. Анализ своего изделия и изделия товарища. Употребление в речи технической терминологии. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, соблюдение пропорций и размеров, правильное расположение деталей. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов. Закрепление материала 1—2 классов.
Т р е т ь я   ч е т в е р т ь

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

 Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.
      Изготовление обложки для проездного билета.
      Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
      Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.
      Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.
      Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

      Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
      Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.
      Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
      Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
      Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).
      Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
      Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ

Практические работы

Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп.
      Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с применением соединения деталей на гвоздях (стол, стул, кресло, кровать).
      Самостоятельное изготовление по образцу из полуфабрикатов несложных игрушек-лопаток, носилок, корабликов.
      Технические сведения. Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий из древесины — детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы.
      Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Работа буравчиком и отверткой. Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе (подбор необходимых деталей). Подбор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древесины акварельными красками и гуашью.

Умения

       Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы.
      Осуществление контрольных действий самостоятельно на глаз, с помощью мерочки и линейки. Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Выполнение работы с помощью учителя и самостоятельно. Отчет об этапах изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия и небольших изделий самостоятельно и по вопросам учителя. Анализ своего изделия и изделия товарища. Употребление в речи технической терминологии.
Ч  е т в е р т а я   ч е т в е р т ь

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ 
(ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)

Практические работы

       Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.
      Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы.
      Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

      Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.
      Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.
      Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.
РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ

Практические работы

      Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плато, четырех пластин 11, четырех уголков и двух скоб (средних). Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
      Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака. Слабые ученики выполняют работу по заделу.
      Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
      Технические сведения. Повторение сведений, обозначенных в третьей четверти.
      Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ

Практические работы

      Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению вагончика, тележки, машины. Слабые учащиеся выполняют изделия по образцу.
      Технические сведения. Повторение сведений, обозначенных в третьей четверти.
      Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.
 Умения

      Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы, осуществление контрольных действий. Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Самостоятельное выполнение изделия. Самостоятельный отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий. Употребление в речи технических терминов.
      Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

Межпредметные связи

      Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
      Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.
      Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п.

Тема урока

Наимено

вание изделия

Задачи курса

Дата

I четверть – 18 ч.

1

Вводный урок. Закрепление учебного материала 1 и 2 классов.

Образцы материалов, инструментов, изделий

Проверка знаний о правилах поведения и работы на уроках труда. Закрепление навыков по подготовке рабочего места и содержанию его в порядке. Выявление знаний о видах ручного труда, поделочных материалах и инструментах, используемых при их обработке.

2

Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда

3

Работа с природными материалами. Виды работы с природными материалами

«Птица»

Закрепление представлений о деревьях и листьях. Развитие умений сравнивать и находить сходство и различие в листьях деревьев. Формирование представлений о природном материале как поделочном и его художественно-выразительных свойствах. Закрепление понятия «аппликация». Развитие воображения, умений анализировать аппликацию и выделять основные признаки и свойства аппликационных изображений. Формирование умений словесного и предметно-практического отображения пространственных связей частей композиции. Формирование умения составлять аппликацию из сухих листьев с опорой на предметно-операционный план в коллективной беседе. Повторение правил организации рабочего места.

4

Изготовление аппликации из засушенных листьев

5-6

Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов

«Воробьи на ветках»

Закрепление знаний об изделиях и игрушках, сделанных из природных материалов. Формирование представлений о признаках и свойствах орехов (форма, величина, цвет, поверхность). Обучение изготовлению изделий из скорлупы грецкого ореха с применением других поделочных материалов (бумага, клей). Развитие умения анализировать объект, ориентируясь на его признаки и свойства, по вопросам учителя и по вопросам, данным в учебнике. Формирование умения составлять план и придерживаться его при изготовлении изделия, умения оценивать своё изделие самостоятельно и по вопросам учителя. Развитие умения работать в коллективе.

7

Работа с бумагой и картоном. Изготовление аппликации из обрывной бумаги

«Медведь»

Закрепление умений сравнивать бумагу разных сортов. Развитие умения определять сорт бумаги по изделию.  Закрепление умений узнавать и называть виды работы с бумагой (аппликация) и приёмы работы с бумагой (разметка по шаблону, обрывание, смазывание клеем). Формирование умения изготавливать аппликацию из обрывной бумаги с опорой на предметно-операционный план. Повторение правил организации рабочего места.

8

Изготовление аппликации из обрывной бумаги

9

Окантовка картона полосками бумаги.

«Картина на окантованном картоне»

Проверка знаний о картоне. Формирование знаний об окантовке картона полосками бумаги. Закрепление технологических операций, используемых при окантовке картона (разметка по линейке, резание бумаги ножницами, смазывание деталей клеем). Обучение технологии с опорой на предметно-операционный план.

10

Изготовление картины на окантованном картоне

11

Работа с проволокой. Познавательные сведения о проволоке.

«Волна», «Кольцо», «Спираль», «Прямой угол» из проволоки

Формирование знаний о проволоке: понятие «проволока», применение проволоки в изделиях из природных и других материалов, виды и свойства проволоки, инструменты, используемые при работе с проволокой (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Обучение организации рабочего места для работы с проволокой и правилам обращения с проволокой. Выработка практического навыка формирования при работе с проволокой (сгибание проволоки руками волной, в кольцо, в спираль, намотка проволоки руками на карандаш, сгибание проволоки под прямым углом плоскогубцами)

12

Приемы работы с проволокой

13-14

Изготовление изделия из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки.

«Паук»

Повторение познавательных сведений о проволоке, природных материалах (грецкий орех, плюска жёлудя) и членистоногих животных (паук). Развитие воображения. Закрепление технологических приемов работы с проволокой (резание проволоки кусачками, сгибание проволоки под прямым углом с помощью плоскогубцев). Обучение изготовлению паука по предметно-операционному плану самостоятельно и с частичной помощью учителя. Закрепление организационных навыков и правил безопасности (подготовка рабочего места для работы с проволокой, правила обращения с проволокой).

15

Работа с древесиной. Познавательные сведения о древесине.

Экскурсия в школьную столярную мастерскую.

Формирование представлений об изделиях из древесины. Ознакомление с понятиями «дерево» и «древесина», формирование умений понимать различия между ними. Обучение способам обработки древесины (зачистка, шлифовка) ручными инструментами (напильник) и приспособлениями (крупнозернистая и мелкозернистая наждачная бумага). Ознакомление с условиями труда в школьной столярной мастерской.

16

Изготовление изделия из древесины

17-18

Изготовление колышка для растений

«Опорный колышек для растений»

Закрепление и расширение представлений об изделиях из древесины (опорный колышек, мерный колышек, колышек этикетка) и их назначение. Обучение технологии изготовления опорного колышка. Закрепление организационных навыков и правил безопасности (подготовка рабочего места для работы с древесиной, правила безопасной работы с древесиной, инструментами и материалами). Закрепление понятия «брусок» (прямоугольное геометрическое тело). Обучение употреблению в речи слов, обозначающих технологический процесс обработки древесины (зачистка деревянной заготовки напильником и крупнозернистой наждачной бумагой, шлифовка мелкозернистой шкуркой).

Развитие мелкой моторики движения рук: координация движений рук, дифференциация движений пальцев, регуляция мышечного усилия.

II четверть – 14 ч.

1

Работа с природными материалами.  Изготовление объемных изделий из природных материалов.

«Птица из пластилина и сухой травы»

Закрепление и расширение представлений об изделиях из природных материалов и о видах работы с природными материалами (конструирование объемных изделий). Повторение материала о приемах соединения деталей из природного материала (соединения с помощью заостренной палочки и пластилина). Закрепление знаний о приёмах работы с пластилином ( скатывание, сплющивание, промазывание и др.). обучение технологии изготовления птицы по образцу. Анализ изделия самостоятельно и с частичной помощью учителя. Рассказ о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с опорой на наглядный материал учебника. Развитие пространственной ориентировки при выполнении объемного изделия.

2

Птица из пластилина и сухой травы

3

Работа с металлоконструктором. Познавательные сведения о металлоконструкторе.

«Две планки соединенные винтом с гайкой»

Формирования представлений об изделиях из металлоконструктора. Развитие умения находить нужные детали (планки, пластины, косынки, углы, скобы, планшайбы, гайки, винты) и инструменты (гаечные ключи, отвертка) в наборе «Металлический конструктор». Обучение технологии соединения планок винтом и гайкой (завинчивание и отвинчивание гайки пальцами и приемы работы гаечным ключом и отверткой). Формирование правильной хватки инструмента. Ознакомление с профессией слесаря.

4

Соединение планок винтом и гайкой

5

Сборка из планок треугольника

«Треугольник»

Повторение познавательных сведений о наборе «Металлический конструктор». Закрепление технологии соединения планок винтом и гайкой (завинчивание гайки пальцами и приемы работы ключом и отверткой) закрепление знаний о треугольнике и квадрате. Обучение сборке треугольника и квадрата из планок (подбор нужного количества планок с соответствующим числом отверстий и нужного количества винтов и гаек этих планок)

6

Сборка из планок квадрата

«Квадрат»

7

Работа с проволокой. Изготовление из проволоки букв

«Буквы Л, С, О, В из проволоки»

Закрепление знаний о проволоке: понятие «проволока», применение проволоки в изделиях, виды и свойства проволоки, инструменты, используемые при работе с проволокой (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Проверка умений организации рабочего места для работы с проволокой. Проверка знаний о правилах обращения с проволокой. Закрепление практических умений и навыков формообразования изделия при работе с проволокой (сгибание проволоки руками в кольцо, пополам, сгибание проволоки под прямым углом плоскогубцами). Закрепление правильной хватки инструмента. Закрепление умения узнавать гласные и согласные, рукописные и печатные начертания букв. Развитие умения работать в коллективе.

8-9

Работа с бумагой и картоном.

Приёмы работы с бумагой (разметка, резание, сгибание).

Изготовление складных игрушек из бумажных полос.

«Складная гирлянда»

Обучение технологии работы с бумажными полосами. Совершенствование технических приемов (разметка полос на бумаге по линейке (шаблону); разрез по длинной линии; склеивание полос-заготовок; сгибание полос). Обучение самостоятельному употреблению в речи слов, обозначающих направление (справа налево, слева направо, сверху вниз, снизу вверх), протяжённость (длинный, короткий).

10

Работа с бумагой и картоном.

Изготовление цепочки из бумажных колец

«Цепочка из бумажных колец»

Обучение технологии работы с бумажными кольцами. Совершенствование технических приёмов (разметка круга по шаблону (полушаблону); вырезание по кругу, симметричное вырезание; сборка колец-заготовок). Анализ изделия самостоятельно и с частичной помощью учителя. Рассказ о технологии изготовления отдельных частей цепочки по вопросам учителя с опорой на наглядный материал учебника.

11

Работа с бумагой и картоном.

Изготовление карнавальной полумаски.

«Плоская полумаска»

Формирование представлений о карнавальных масках и полумасках (о применении, способах изготовления, материалах, используемых при их изготовлении). Совершенствование технических приемов (разметка бумаги и картона по шаблонам (полушаблонам) сложной конфигурации; вырезание по кривым линиям, симметричное вырезание). Рассказ о технологии изготовления полумаски по вопросам в учебнике с опорой на наглядный материал.

12

Работа с бумагой и картоном.

Изготовление карнавальных головных уборов

«Каркасная шапочка»

Формирование представлений о карнавальных головных уборах (о применении, способах изготовления, материалах, используемых при их изготовлении). Совершенствование технических приемов (разметка бумаги и картона по шаблонам простой и сложной конфигурации; вырезание по кривым линиям, симметричное вырезание, склеивание заготовок). Обучение технологии изготовления каркасной шапочки (определению нужной длины полосок для каркасной шапочки (обмер головы полосками), сборка шапочки).

13

Работа с бумагой и картоном.

Изготовление карнавальных головных уборов. Кокошник

«Карнавальный кокошник»,

Формирование представлений о карнавальных головных уборах (о применении, способах изготовления, материалах, используемых при их изготовлении). Совершенствование технических приемов (разметка бумаги и картона по шаблонам простой и сложной конфигурации; вырезание по кривым линиям, симметричное вырезание, склеивание заготовок). Обучение технологии изготовления карнавальных головных уборов на основе ободка (определение нужной длины полосок ободка (обмер головы полосками),сборка головного убора).

14

Работа с бумагой и картоном.

Изготовление карнавальных головных уборов. Шлем

«Карнавальный шлем»

III четверть – 20ч.

1-2

Работа с бумагой и картоном. Окантовка картона листом бумаги. Изготовление складной доски

«Складная доска для игры»

Закрепление приемов разметки бумаги по линейке. Закрепление знаний о технологии окантовки картона полосками бумаги или технической ткани. Ознакомление с технологией изготовления складной доски способом окантовки картона листом бумаги. Обучение последовательности окантовки картона бумагой. Совершенствование технических приёмов (разметка бумаги и картона по линейке; вырезание заготовок, склеивание заготовок). Использование изделия в игре «Помоги Буратино попасть к папе Карло».

3-4

Работа с текстильными материалами. Закрепление познавательных сведений о нитках. Прямой стежок

«Образцы, сшитые строчкой прямого стежка»

Закрепление знаний о технологии сшивания деталей изделия строчкой прямого стежка. Закрепление правил работы иглой. Обучение составлению плана работы с опорой на наглядный образец – самостоятельно или выборочно по вопросам учителя. Обучение употреблению в речи слов, обозначающих технологический процесс шитья (сшивание строчкой прямого стежка, выкраивание из ткани по лекалу, скалывание деталей булавками). Обучение ответам на вопросы учителя связными предложениями. Развитие координации движений рук, регуляции мышечного усилия, дифференциации движений пальцев. Воспитание аккуратности.

5-6

Работа с текстильными материалами. Косой стежок

«Образцы, сшитые строчкой косого стежка»

Обучение технологии сшивания деталей изделия строчкой косого стежка. Закрепление правил работы иглой. Обучение употреблению в речи слов, обозначающих технологический процесс шитья (сшивание строчкой косого стежка). Развитие координации движений рук, регуляции мышечного усилия, дифференциации движений пальцев. Воспитание аккуратности.

7,8,9

Работа с текстильными материалами. Закладка из фотопленки

«Закладка из фотопленки»

Закрепление технологии сшивания деталей изделия строчкой косого стежка. Закрепление правил работы иглой. Закрепление употребления в речи слов, обозначающих технологический процесс шитья (сшивание строчкой косого стежка). Обучение самостоятельному употреблению в речи слов, обозначающих направление (справа налево, слева на право, сверху вниз, снизу вверх). Развитие координации движений рук, регуляции мышечного усилия, дифференциации движений пальцев. Воспитание аккуратности.

10

Работа с древесиной. Закрепление познавательных сведений о древесине.

Аппликация из древесных опилок «Собака»

Формирование представлений об использовании древесины в разных видах работы. Закрепление понятий «дерево» и «древесина». Повторение способов обработки древесины (зачистка, шлифовка) ручными инструментами (напильник) и приспособлениями (крупнозернистая и мелкозернистая наждачная бумага). Ознакомление с условиями труда в школьной столярной мастерской при работе со столярной ручной пилой (ножовкой) и с отходами в виде опилок. Обучение технологии изготовления аппликации из древесных опилок. Обучение организации рабочего места для работы с опилками.

11

Способы обработки древесины ручными инструментами.

12

Аппликация из древесных опилок «Собака»

13

Экскурсия в столярную мастерскую.

14,

Работа с текстильными материалами. Ткань. Виды работы с тканью.

«Прихватка»

Закрепление технологии сшивания деталей изделия строчкой косого стежка. Закрепление правил работы иглой. Закрепление употребления в речи слов, обозначающих технологический процесс шитья (изготовление лекала из бумаги, раскрой ткани, выкраивание деталей из ткани, пошив изделия, сшивание строчкой косого стежка). Развитие координации движений рук, регуляции мышечного усилия, дифференциации движений пальцев. Воспитание аккуратности.

15,16,

Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка.

17

Изготовление прихватки

18,19,20

Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка. Прихватка

«Прихватка»

Закрепление технологии сшивания деталей изделия строчкой косого стежка. Закрепление правил работы иглой. Закрепление употребления в речи слов, обозначающих технологический процесс шитья (изготовление лекала из бумаги, раскрой ткани, выкраивание деталей из ткани, пошив изделия, сшивание строчкой косого стежка). Развитие координации движений рук, регуляции мышечного усилия, дифференциации движений пальцев. Воспитание аккуратности.

IV четверть – 16 ч.

1-2

Работа с бумагой и картоном.

Объемные изделия из картона.

«Коробка, склеенная с помощью клапанов»

Закрепление представлений о картоне как поделочном материале. Развитие умений узнавать и называть предметы, сделанные из картона, и определять их функциональную значимость в быту, игре, учебе. Расширение социального опыта школьников. Закрепление знаний о картоне: сорта картона (переплетенный, коробочный). Формирование представлений о коробках (назначение, форма, детали). Закрепление знаний о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, многоугольник, ромб).

Обучение изготовлению открытых коробок способом склеивания с помощью клапанов и оклеиванию их полосками бумаги. Совершенствование технологических операций (разметка бумаги и картона по линейке; вырезание заготовок, склеивание заготовок). Обучение экономной разметке фигур на бумаге по образцу. Осуществление коррекции мелкой моторики движений рук: развитие координации движений рук, дифференциации движений пальцев, регуляции мышечного усилия.

3-4

«Коробка с бортами, соединенными встык»

«Коробка с бортами, соединенными встык»

Закрепление представлений о коробках (назначение, форма, детали). Закрепление знаний о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, многоугольник, ромб). Обучение изготовлению открытых коробок способом склеивания бортов встык. Совершенствование технологических операций (разметка бумаги и картона по линейке; вырезание заготовок, склеивание заготовок). Обучение экономной разметке фигур на бумаге по образцу. Осуществление коррекции мелкой моторики движения рук: совершенствование координации движений рук, развитие дифференциации движений пальцев, регуляции мышечного усилия.

5-7

Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков.

«Образец, прошитый строчкой прямого стежка в 2 приема.

Закрепление знаний о технологии сшивания деталей изделия строчкой прямого стежка. Обучение шитью строчкой прямого стежка в 2 приема. Закрепление правил работы иглой. Обучение употреблению в речи слов, обозначающих технологический процесс шитья (сшивание строчкой прямого стежка, сшивание строчкой прямого стежка в 2 приема). Развитие пространственных представлений (шитье справа на  лево с заполнением промежутков между стежками). Развитие координации движения рук, регуляции мышечного усилия, дифференциации движений пальцев. Воспитание аккуратности

8-9

Работа с текстильными материалами. Закладка с вышивкой .

«Образец, прошитый строчкой косого  стежка в 2 приема.

Закрепление знаний о технологии сшивания деталей изделия строчкой косого стежка. Обучение шитью строчкой косого стежка в 2 приема. Закрепление правил работы иглой. Обучение употреблению в речи слов, обозначающих технологический процесс шитья (сшивание строчкой косого стежка, сшивание строчкой косого стежка в 2 приема, зигзаг, крестик). Развитие пространственных представлений (шитье справа налево с заполнением промежутков между стежками). Развитие координации движения рук, регуляции мышечного усилия, дифференциации движений пальцев. Воспитание аккуратности

9-10

Работа с текстильными материалами. Закладка с вышивкой .

«Закладка с вышивкой строчкой прямого и косого стежка»

Расширение представлений о разных видах украшения изделий. Закрепление умений использовать строчку прямого и косого стежка в два приема в вышивании. Закрепление правил работы иглой. Закрепление умения употреблять в речи слова, обозначающие технологический процесс вышивания (вышивания строчкой прямого и косого стежка в 2 приема, зигзаг, крестик). Обучение технологии изготовления закладки по образцу. Развитие координации движений рук, регуляции мышечного усилия, дифференциаций движений пальцев. Воспитание аккуратности.

11

Работа с бумагой и картоном.

Конструирование объемных игрушек на основе геометрических тел

«Матрешка из конусов»

Развитие умений узнавать и называть предметы, сделанные из картона, и определять их функциональную значимость в быту, игре, учебе. Закрепление знаний о правилах работы с шаблоном и навыков работы с ним. Формирование навыка самостоятельного и с помощью учителя чтения предметно-операционного плана и следования ему. Закрепление знаний о геометрических фигурах (круг) и геометрических телах (конус). Формирование умений анализировать объект, выделяя его признаки и свойства (название, назначение, материал, форма, цвет, величина, детали). Обучение изготовлению конуса из круга. Обучение сборке изделия способом склеивания. Формирование умения употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения: сверху, снизу; пространственные признаки предметов: выше, ниже, равные по ширине, высоте и т.п.

12

13

Матрешка из конусов

14

Работа с бумагой и картоном. Конструирование объемных игрушек на основе геометрических тел.

«Собака из цилиндров»

Формирование умений анализировать объект, выделяя его признаки и свойства (название, назначение, материал, форма, цвет, величина, детали) самостоятельно и с помощью учителя. Формирование навыка самостоятельного и с помощью учителя чтения предметно-операционного плана и следования ему. Закрепление знаний о геометрических фигурах (прямоугольник) и геометрических телах (цилиндр). Обучение сборке изделия способом склеивания. Формирование умения употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения: сверху, снизу; пространственные признаки предметов: выше, ниже, равные по ширине, высоте и т.п.

15

«Собака из цилиндров»

16

Обобщающий урок

Литература:

Учебник: Л.А.Кузнецова «Технология: Ручной труд: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида - СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...