Урок литературного чтения 4 класс, с применением ЭФУ
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Шалыгина Любовь Викторовна

4 класc

 Урок литературного чтения

Тема: Крылов И.А. «Ворона и лисица», с применением  электронного учебника по программе «Планета знаний» с применением ЭФУ(электронной формы учебника)

 Цель урока: познакомить учащихся с содержанием басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Сделать  анализ текста басни, сравнить  произведения Эзопа и Крылова И.А. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_4_klass_s_primineniem_efu.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

     

Шалыгина Любовь Викторовна

Учитель начальных классов МОБУ СОШ №3 г.Якутска

Категория: первая

Педагогический стаж: 25лет

                           

4 класc

 Урок литературного чтения

Тема: Крылов И.А. «Ворона и лисица», с применением  электронного учебника по программе «Планета знаний» с применением ЭФУ(электронной формы учебника)

 Цель урока: познакомить учащихся с содержанием басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Сделать  анализ текста басни, сравнить  произведения Эзопа и Крылова И.А.

Задачи урока:

Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами. Помочь активно воспринимать изучаемый материал. Расширять и активизировать словарный запас детей.Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые  результаты

Личностные результаты

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности,

-способность к самооценке, ориентироваться в нравственном содержании поступков своих и других людей.

Эстетическое чувство на основе знакомства с художественной литературой

Предметные результаты

Регулятивные:

- понимать и сохранять цель,

-планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью,

-выполнять учебные действия в устной и письменной форме

Познавательные

-находить нужную информацию, используя словари учебника,

-сравнивать  героев произведения, устанавливать причинно-следственные связи между поступками герое произведений.

-сравнивать и классифицировать  на основе собственного  жизненного опыта.

Коммуникативные

-работа в группе, учитывать мнения партнера  отличные  от собственных,

-точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию,

-оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

-владеть диалоговой формой речи,

-задавать вопросы, необходимые для организации  работы в группе.

1.Когда обращаешься к товарищу, называй его по имени.

2.Когда слушаешь говорящего – смотри на него и не перебивай.

3. Выслушивайте всех поочередно, никого не пропуская.

4.Выберите того, кто будет высказывать общее мнение.

Оборудование  и материалы:

  • мультимедийная презентация
  • фильм о творчестве И.А. Крылова
  • компьютер;элетронный учебник литературное чтение- 2ч. По программе «Планета знаний»
  • 4 класс..
  • экран для демонстрации презентации;
  • мультимедийный проектор;
  • учебник «Литературное чтение»,  4класс 2 часть;
  • толковые словари русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля

Сценарий урока:

I. Мотивация учащихся (слайд )- 5мин.

Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное литературное путешествие. Наше путешествие продлится целый урок, на нашем пути будут встречаться препятствия и интересные задания.

– Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка ?

Эзоп                   Лафонтен                   Крылов
Др. Греция         Франция                    Россия
VI век до н. э.    XVII век                     XIX век

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. Подведение итогов работы групп.

Вывод. Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. В России лучшим  баснописцем считается И.А. Крылов. Три великих баснописца: греческий, французский и русский.

Учитель: 

- Как вы думаете, кто такие баснописцы?
– Как вы думаете, что такое басня? (
Ответы детей)
– Зачитайте информацию которую вы должны были найти дома в толковых словарях, какое определение дают С.И. Ожегов и В.И. Даль.

Ответы учащихся.

Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. 
Басня (по В.И. Далю) – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными

– Сравним эти два определения? Что общего? Чем отличаются? 
 Если бы вы были баснописцем, то о каких пороках человека сочинили бы басню? (Ответы детей.)

II. Знакомство с творчеством И.А. Крылова-5 мин

Учитель: Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен И.А. Крылова. Но прежде давайте посмотрим информацию о творчестве И.А. Крылова.

 о И.А.Крылове (время показа- 1мин 16 сек)

Учитель: А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию  о творчестве И.А. Крылова.

Выходят 2 ученика и задают вопросы учащимся класса.

Ученики отвечают. Делают вывод.


III. Знакомство с басней. 15-16 мин.

Постановка темы и цели урока.

Учитель: Познакомиться с новой басней И.А. Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы откроем для себя басню «Ворона и Лисица».
– Что знаете об этих животных?

(Слайд ) Показ изображений вороны и лисицы. (Ответы детей.)

Работа в группе:в таблице написать качества лисы и вороны и сравнить с образами людей.(приложение)

Учитель: А вот что рассказал о них И.А. Крылов, вы узнаете сейчас сами.

Первичное знакомство с басней. Чтение  басни.

Учитель: 

– Понравилась вам басня?
– Какая же история приключилась с Вороной? (
Ответы детей.)

Составление плана урока учениками.

Ученики самостоятельно строят план урока.

Словарная работа – электронный учебник Литературное чтение-2ч по программе «Планета  знаний»

Объяснение лексического значения слов.
Толкование значения слов с помощью Толкового словаря.

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.
Гнусный – 
отвратительный, омерзительный.
Не впрок – 
не на пользу
Взгромоздиться – 
взобраться и устроиться с трудом на что-либо.
Пленить – 
очаровать, покорить чем – либо.
Плутовка 
– хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский (голосок) – 
нежный, добрый.
Царь – птица 
– главная среди птиц.
Вещуньина (голова) – 
от слова вещунья – предсказательница.

Задание: замените следующие словосочетания из басни  подходящими по смыслу и объясни:

  • глаз не сводит  – смотрит пристально, не отрываясь;
  • на цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно;
  • вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать;
  • во всё горло – каркнула очень громко;
  • была такова – исчезла, скрылась;
  • дыханье спёрло – трудно стало дышать;
  • бог послал – нашёл случайно, без особого труда.

Физкультминутка. -2мин. 

б) Самостоятельное чтение басни учениками.

в) Анализ содержания басни по вопросам. Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Учитель:

Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?
– Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.
– Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?
– А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.
– Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?
– А что говорила о голосе Вороны Лиса?
– Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.
– Для чего Лиса так расхваливала Ворону?
– Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.
– Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?

д) Работа над моралью басни.

Учитель: 
– В басне И.А.Крылова отсутствует мораль? Где же она?
– Чем интересна эта мораль?
– Как звучит мораль этой басни на современном языке? (
Ответы детей.)

IV. Проверка и оценивание.-5мин.

Учитель: 
– Прочитайте басню от лица, который наблюдал эту сцену со стороны. (
3-4 учащихся.)

Взаимооценка учащимися.

Упражнение - игра  в  подборе  качеств, характеризующих  героев  басни.

       Льстивый, склонный  к  лести -  (Лисица)

       Тщеславный, стремящийся к славе, к почести – ( Ворона)

       Высокомерный – ( Ворона)

       Неискренний –  ( Лиса)

       Честолюбивый, любящий славу – ( Ворона)

       Неправдивый, лживый – ( Лиса)

       Хитрый – ( Лиса)

       Глупый – ( Ворона)

       Доверчивый – ( Ворона)

V. Рефлексия урока -2мин

– Было интересно …
– Сегодня на уроке я узнал, что …
– Я хотел узнать ещё о баснях …
– Больше всего мне понравилось …
– Новым для меня стало …

Раздаются листочки каждой группе: написать работа какой группы вам понравилась? И почему?

VI. Домашнее задание :-2мин.

а) обязательное задание: выразительное чтение басни;

б) задание по выбору учащихся:

  • чтение басни по ролям;
  • инсценировка басни;
  • выучить басню наизусть;

Приложение:

Для работы в группе.

Написать качества, которые характеризуют ворону и лисицу

ворона

лисица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Алгоритм проектирования урока литературного чтения с применением технологии изучающего чтения в начальной школе

Алгоритм проектирования урока литературного чтенияс применением технологии изучающего чтения в начальной школе I. Подготовка учителя к работе в технологии изучающего чтения1. Чтение текста.2. Определе...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе с применением кейс – технологии, проведённого учителем начальных классов МБОУ «Лицей им. Г.Ф.Атякшева» Гайсиной Ф.З

Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и журавль»Цели:получить новый способ действия героев, основанный на жизненном опыте детей; закрепить знания о видах сказок.Задачи:1)познакомить учащихся ...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)

Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения  в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...