Урок по математике во 2 классе Тема: «Название компонентов действия умножения».
учебно-методический материал по математике (2 класс) на тему

Старостина Надежда Викторовна

Урок по математике во 2 классе

Тема: «Название компонентов действия умножения». УМК "Школа России""

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по математике во 2 классе

Тема: «Название компонентов действия умножения».

Учитель: Старостина Надежда Викторовна

МБОУСОШ №6

План – конспект урока.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели: 1. Сформировать представление о названии и взаимосвязи компонентов действия деления.

            2. Тренировать вычислительные навыки.

Информативный материал: учебник «Математика», автор М.И.Моро, «Школа России».

Интерактивный материал: презентация к уроку.

Раздаточный материал: карточки с диагностическими заданиями.

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности. Актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

- Ребята, все красиво встали. Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к гостям и поздоровайтесь.

- Создадим друг другу хорошее настроение: улыбнитесь друг другу. Садитесь.

- Какую тему мы с вами изучаем на уроках математики?      ( умножение )

- Всё ли мы с вами знаем об умножении?                                         ( нет)

- Значит сегодня мы продолжим работу над этой важной темой.

2. Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Самоопределение к деятельности.

- Для начала, давайте повторим пройденное. Я вам предлагаю разгадать кроссворд.

  1. Как называется результат  действия  сложения.                              (сумма)
  2. Какой угол можно измерить (проверить) открыткой?                  (прямой)                               А какие ещё виды углов вы знаете?                                     (тупой и острый)
  3. Десять единиц – это один …                                                                (десяток)
  4. Единица измерения длины - …                                                           (метр)                       А какие ещё единицы измерения длины вы знаете?              (мм, см, дм)
  5. Единица измерения времени-…                                                          (минута)                   А какие ещё единицы измерения времени вы знаете?                 (час)

- Давайте хором назовём слово, которое получилось в центре кроссворда. (СПОРТ)

- Молодцы!  Кроссворд разгадали!  А сейчас поработаем в парах.

Работа в парах «Собери кораблик».

- Каждой паре я раздам набор геометрических фигур:                                                            

- По моей команде вы из этих фигур у себя на парте должны
собрать кораблик. Чья пара быстрее закончит работу – поднимет вверх руку.

- Приготовились. Начали.

Так, у нас есть финалисты. Первыми закончили работу -    пара …

                                                   Вторые были – пара …
                                                  На третьем месте – пара …

- А теперь проверим себя. (учитель открывает готовую картинку, дети соотносят                                                                                                     свою  работу с готовым образцом).

- Не ошиблись? Молодцы!

- А какие геометрические фигуры мы использовали?  (пр-к, четырёх-к, треуголь-
ники)

- Покажите их на доске (выходит один ученик, показывает указкой и называет)

- Какие углы у прямоугольника?         (прямые)  - Покажи их.

- Какие углы у четырёхугольника?   (тупые и острые)  - Покажи их.

- А что можно вычислить у прямоугольника?          (периметр)

- Что для этого нужно знать?                                 (размеры сторон)

- Измерьте линейкой длину и ширину пр-ка.  Сколько получилось?    (15см и 10см)

- А как вычислить Р(периметр)?      (надо к длине + ширину и умножить на 2)

- Какое свойство сторон прямоугольника используют при вычислении его Р ?         (противоположные стороны пр-ка равны)

- Давайте вычислим  Р  нашего пр-ка. Кто пойдёт и запишет решение на доске?

Р=( 15+10) х 2= 25 х 2 =

- Как посчитать сколько будет 25 х 2?  (надо умножение заменить сложением)

- Что показывает первое число в записи умножения? (какое слагаемое повторяется)

- Что показывает второе число в записи умножения?   (сколько раз оно повторяется)

- Замени умножение сложением -  (надо по 25 взять 2 раза: =25 + 25 =50 (см)

- Правильно , молодец! Садись.

Работа в группах. Игра «Цветик-семицветик».

- А сейчас поиграем в игру «Цветик-семицветик». Разделимся на 3 группы-команды

1-ряд: первая группа-команда
2-ряд: вторая группа-команда
3-ряд: третья группа-команда

- От каждой группы выходит по одному человеку, выбирает один лепесток и выполняет задание. Чья группа лучше справится – тот и победит.

- Начинаем, скажем волшебные слова: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг».  1ряд-…    2ряд-…  3ряд-…  и т.д.

1)   5+5+5  - Замени сумму умножением  ( 5х3)  - Почему так? (повт. число 5 и повт. 3 раза)

2) 7 х 4   - Замени умножение сложением  (7+7+7+7) – Почему так?  (т.к. первое число в записи умножения показывает какое слагаемое повторяется, а второе число показывает сколько раз оно повторяется)

3) 3 х 8  - Какое число повторяется слагаемым в этой записи?  (3) – Докажи. (В записи умножения первое число показывает какое слагаемое повторяется.)

4) 4 х 6  - Сколько раз повторяется слагаемое в этой записи?  (6)  - Докажи. (В записи умножения второе число показывает сколько раз повторяется слагаемое).

5) 11 х 3  - Замени суммой и найди значение.    ( 11+11+11 =33 )

6) 31+31+30+1    - Замени сумму умножением.  (нельзя заменить т. к. слаг-е разные)

7) Что больше   15+15  или  15х2  ?       (они одинаковые т.к. сумму одинаковых слагаемых можно заменить умножением: 15+15=15х2   или  умножение можно заменить суммой одинаковых слагаемых: 15х2= 15+15).

8) 1 х 9  - Найди значение.    (9)  - Как узнал? (при умнож-ии 1 на люб. число получ. то число, на которое умножали)

9) 0 х 12  - Найди значение. (0) – Как узнал? (при умнож-ии 0 на люб. число получ. 0)

- Ребята, молодцы, хорошо работали – победила дружба!

3.Учебно-познавательная деятельность.  Формирование учащимися темы и цели урока. Создание проблемной ситуации.

На доске:                 16 – 6 = 10            4 + 4 = 8               4 х 2 = 8

- Ребята, унас на доске три выражения.

- Посмотрите на первое: как называются числа при вычитании?    (Ум.  Выч.  Разн.)

- Прочитайте первое равенство с названием компонентов.  (Ум.16, Выч.6, Разн.10)

- Посмотрите на второе выражение: как называются числа при сложении? (Сл. С. С.)

- Прочитайте второе равенство с названием компонентов.   (Сл.4,  Сл.4,  Сумма 8)

- А знаем ли мы как называются числа при умножении?        (нет)

- Можем ли мы прочитать третье равенство с названием компонентов?   (нет)

4. Построение проекта выхода из проблемной стиуации.

- Названья носят города и реки.
 Вам от рождения фамилия дана.
 И каждому числу при умножении
 Особенные дали имена.

- Догадались, что мы сегодня узнаем на уроке?    (как назыв. числа при умножении)

- А сами можете предположить как они называются?

- А где же мы возьмём информацию о том, как называются числа при умножении?

(из учебника)

  1. Реализация построенного проекта выхода из проблемной ситуации.

- Давайте откроем учебник на стр. 54

- Прочитайте , что написано в красной рамочке.    (сначала самост., а потом 1 уч. вслух)

- Умножение, умножить, множить. От этого слова и произошло название компонентов действия умножения.

- Как называются числа, которые перемножаются?         (множители)

- Как называется результат  умножения?                           (произведение)

- А что ещё называют  «произведение»?                          (выражение: 2 х 8 )

- Теперь давайте вернёмся к нашему выражению  4х2=8  и прочитаем его с названием компонентов.                         (мн-тель 4, мн-тель 2, произведение 8)

- А как будет называться выражение:  4 х 2 ?           (произведение)

- Правильно, молодцы!

  1. Физкультминутка.

- Ребята, мы с вами напряженно работали. А теперь давайте немножко отдохнём. А поможет нам в этом «Весёлая зарядка».      (вывешивается плакат)

- Приготовились, начали.

Спинка ровно. Плечи шире.
Начинаем три-четыре.
Не ленись и не зевай
А усердно повторяй.

Шею разомнём сейчас
Покиваем пару раз.
Вправо глянем, влево глянем,
Подбородок вверх потянем.

Продолжаем разминаться,
Чем бы нам ещё заняться?
Поиграем в попрыгушки
Ну-ка скачем, как лягушки.

Ну-ка с пятки на носок
Покачаемся чуток.
За осанкою следи,
Плечи шире разводи.

Мы на ципочки привстанем
И ладошки вверх потянем.
А потом – наклон вперёд
Кто до пола достаёт?

Ноги шире, крепко стой
Повращаем всей рукой,
Раз, два, три – меняем руку
И ещё разок по кругу.

Для прямой и ровной спинки
Есть особая разминка:
Руки мы на пояс ставим
И всем корпусом вращаем!

Чтобы нам собой гордиться
Очень важно не лениться!
Бег на месте начинаем,
Ножки выше поднимаем!

- Молодцы, ребята! Отдохнули, садитесь на место, продолжаем работу.

  1. Закрепление. Включение новых знаний в систему знаний.

- Открываем тетради. Записываем число, классная работа.

- Посмотрите  №1  на стр. 54

(по одному ученику к доске)    Взять только          9 х 2         1 х 5              0 х 4

- Записываем:  9 х 2

- Как называется это выражение?       (произведение)

- Как называется число  9?                    (первый множитель)

- Что показывает  I множитель?           (какое слагаемое повторяется)

- Как называется число  2?                    (второй множитель)

- Что показывает  II множитель?          (сколько раз повторяется слагаемое)

- Как заменить сложением?                 ( 9+9 )

- Сколько получится?                              ( 18 )

И так далее:        1 х 5     и     0 х 4

В результате получится запись:                    9 х 2 = 9 + 9 = 18

                                                                               

                                                                                1 х 5 = 1+1+1+1+1 = 5

                                                                               0 х 4 = 0+0+0+0 = 0

8.Решение задачи.

-  №3 стр. 54   Решаем задачу.

- Прочитайте задачу.

-  Рассмотрите рисунок к первому вопросу.

- Что нарисовано на картинке?                               (бутылки с лимонадом)

- Сколько бутылок?                                                                     ( 4 )

- А сколько литров лимонада в каждой бутылке?              ( 2 )

- Можем ли мы узнать сколько литров лимонада в  4-х бутылках?         (да)

- Как это сделать?                                                                      ( надо к 2 +2 +2 +2 )

- Записываем решение.

- Сколько получится?                                                   ( 8 л )

- А можно решить другим действием?                   ( да )

- Каким?                                                                          ( умножением )

- Как ?                                                                              ( надо 2 х 4 )

- Запишем.

- Как называется это выражение?                          (произведение)

- Как называется число 2 в этой записи?               ( I мн-тель )

- Как называется число 4 в этой записи?               ( II мн-тель)

- Чему равно произведение?                                   ( 8 )

- Записываем ответ.                                                   ( Ответ: 8 литров. )

- А теперь закройте одну бутылку ладошкой.

- Сколько теперь бутылок?                                                                                ( 3 )

- А сколько литров лимонада в каждой бутылке?                                       ( 2 )

- Можем ли мы узнать сколько литров лимонада в 3-х бутылках?         (да)

- Запишите решение самостоятельно.

- Сколько получилось?                            ( 6 л лимонада в  3-х  бутылках )

9.Диагностическая деятельность. Самостоятельная работа.

- А сейчас мы с вами проведём небольшую самостоятельную работу.

Я вам раздам листочки с заданием. Вы их подпишите и выполняйте задания.

( через 5 минут собрать листочки)

10.Рефлексия. Самоанализ. Самооценка.

- Что мы сегодня узнали на уроке?

- Как называются числа при умножении?

- Оцените свои результаты работы на уроке:

  Нарисуйте лесенку

 1)если вы считаете, что работали отлично- поставьте себя на верхнюю ступеньку 2)если вы считаете, что работали хорошо- поставьте себя на среднюю ступеньку

 3)если вы считаете, что затруднялись в работе - поставьте себя на нижнюю ступеньку

10.Домашнее задание.

- №6 стр. 54  и  №5 стр. 54


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 2 класс "Введение названий компонентов и результата действия деления".

Конспект урока по математике 2 класс по теме :"Введение названий компонентов и результата действия деления". Поможет учителю в организации и проведении урока....

Конспект по математике 2 класс.Тема: "Название компонентов умножения"

Цели деятельности учителя: познакомить с названиями компонентов, результата умножения и соответствующего выражения; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.Планируемые результаты...

Математика 2 класс. Тема: Конкретный смысл действия умножения.

Тема: Конкретный смысл действия умножения....

Конспект урока по "Математике", 3 класс, тема: Приемы устных вычислений. Умножение и деление в пределах 1000.

Класс: 3ВУМК: Школа РоссииТема: Приемы устных вычислений. Умножение и деление в пределах 1000.Тип урока: Открытие новых знанийЦель деятельности учителя: создание благоприятных условий для формирования...

Конспект урока по математике 3 класс. Тема: Порядок выполнения действий.

Предмет: математикаКласс: 3Тема урока: «Порядок выполнения действий в числовых выражениях»Тип урока: овладение новыми знаниями.Цель урока: формировать представление  о порядке выполне...

Конспект урока по математике 2 класс Тема: Порядок выполнения действий. Скобки.

Предмет: МатематикаОС: Школа РоссииКласс: 2Тема: Порядок выполнения действий. Скобки.Цели: Содержательная: формирование условия для знакомства с порядком выполнения действий при вычислениях.Деятельнос...