Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» 3-4 класс
методическая разработка по математике (3, 4 класс) на тему

Людова Наталья Николаевна

Внеурочная деятельность по  математике 3-4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

        РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

         «Занимательная математика»

                  Направление обще интеллектуальное                                                                                                                                                            

            Возраст обучающихся 3-4 классы                                                                                                                                  

                Срок реализации    2 года

Составитель: Людова Н.Н.

Количество часов:

Всего 34 ч.; в неделю 1 ч.

Программа разработана на основе на основе «Сборника программ внеурочной деятельности «Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф»2014г.» и в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

                                                               

                                 

                         1.  Ожидаемые планируемые результаты и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса    является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется  

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса   во 2-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
  • Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

 - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

собеседования (индивидуальное и групповое),

опросников,

тестирования,

проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

   Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

- тестирование; КВН, круглые столы

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления   деятельности.

     Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

 Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

 

2.Содержание программы

1. Математика – царица наук. -    1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать. - 1час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта. - 1час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах. – 1час

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

5. Упражнения с многозначными числами. – 1час

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы. - 1час

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1час

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

8. Упражнения с многозначными числами. -  1 час

 Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

9. Решение ребусов и логических задач. - 1 час

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. - 1 час

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11.  Загадки- смекалки. – 1 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

12. Игра «Знай свой разряд». – 1час

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

13. Обратные задачи. - 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему.

14. Практикум «Подумай и реши». - 1 час

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

17. Решение нестандартных задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

18. Решение олимпиадных задач. – 1час

Решение задач повышенной сложности.

19.  Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час

Решение задач международной игры «Кенгуру».

20. Математические горки. – 1 час

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Закрепление знаний о классах и разрядах.

21. Наглядная алгебра. -1 час

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

22. Решение логических задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час

Закрепление знаний нумерации чисел.

24. Знакомьтесь: Архимед! - 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

25. Задачи с многовариантными решениями. – 1час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем. - 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

28.  Задачи с многовариантными решениями. - 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

29. Математический КВН. – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем. - 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

31. Задачи с многовариантными решениями. - 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

32. Математический КВН. -  1 час 

 Систематизация знаний по изученным разделам.

33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

                                                             

Календарно-тематическое планирование

3 класс

Наименование тем курса

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

2. Как люди научились считать.

3. Интересные приемы устного счёта.

4. Решение занимательных задач в стихах.

6. Учимся отгадывать ребусы.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

8. Упражнения с многозначными числами (класс млрд..)

9. Решение ребусов и логических задач.

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11. Загадки- смекалки.

12. Игра «Знай свой разряд».

13. Обратные задачи.

14. Практикум «Подумай и реши».

15.Задачи с изменением вопроса.

16. «Газета любознательных».

17.Решение нестандартных задач.

18.Решение олимпиадных задач.

19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

20. Школьная олимпиада

21. Игра «Работа над ошибками»

22.Математические горки.

23. Наглядная алгебра.

24.Решение логических задач.

25.Игра «У кого

какая цифра»

26.Знакомьтесь: Архимед!

27.Задачи с многовариантными решениями.

28.Знакомьтесь: Пифагор!

29.Задачи с многовариантными решениями.

30-31.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

33.Математичес-кий КВН

34. Круглый стол «Подведем итоги»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" для начальных классов (VIII вида)

Данная программа предназначена для учащихся 2 класса VIII вида (можно использовать и в 1 или 3 классе)....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности. Занимательная математика. 2 класс.

Программа "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности" и расчитана на 34 ч в неделю....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3-4 класс

Программа кружка "Занимательная математика"  для 3-4 класса для использования во внеурочной деятельности...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...