Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3-4 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Программа кружка "Занимательная математика"  для 3-4 класса для использования во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_3-4_kl.docx48.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21» города Калуги

«Рассмотрено»

Руководитель методического

объединения

___________ /Е.Ю.Лысенкова/                        

Протокол №___

от «___» ____________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

___________/Л.В.Лосаберидзе /

«___» ___________2013г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Калуги

__________ /М.Э. Севостьянова/

Приказ №______

от «___» ____________2013 г.

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

2013/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Направление: общеинтеллектуальное

Составитель программы:

СВЕТНИК НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2013 г.

Оглавление

Пояснительная записка        3

Характеристика курса        3-4

Место курса в учебном плане        4

Планируемые результаты        4-5

Содержание разделов        5-7

Тематическое планирование        7-10

Материально-техническое обеспечение        10

Пояснительная записка 

Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами    математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
        Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т. д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Общая характеристика курса

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

     а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

     б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

     в) формирование картины мира.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

       Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

        В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

       Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.

Программа курса состоит из трёх блоков: «Арифметические забавы», «Логика в математике», «Задачи с геометрическим содержанием». С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже.

Место курса в учебном плане

Данная программа рассчитана на 68 учебных часов (по 34 ч – в третьем и четвертом классах). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

Воспитание чувства справедливости, ответственности.

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Анализировать объекты с целью выделения признаков

Составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением  недостающих компонентов.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Содержание курса

3 класс

      Арифметические забавы – 10 ч        

Конкурс «Шагай, соображай».

Задачи, решаемые перебором.

Решение задач с конца.

Задачи на переливание.

Арифметическая смесь.

Задачи с затруднительным положением.

Несколько задач на планирование.

Задачи на промежутки.

Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между    множествами.

Математическая лотерея.

     Логика в математике – 13 ч        

Чётность – нечётность, чёрное – белое.

Выигрышная стратегия.

Забавные исчезновения. Остроумный делёж.

Задачи на планирование действий, упорядочивание множеств.

Арифметические ребусы и лабиринты.

Логические задачи на поиск закономерности и классификацию.

Некоторые старинные задачи.

Задачи, решаемые с конца.

Составление выражений по графу.

Принцип Дирихле.

Задачи на расстановки.

Слова-кванторы.

Ориентированные графы.

     Задачи с геометрическим содержанием – 11 ч

Не отрывая  карандаш…

Пентамино.

Зеркальное отражение. Симметрия.

Симметричное вырезание.

Геометрическая викторина.

Неоднозначные фигуры.

Плоские орнаменты (паркеты).

Игра – головоломка «Монгольская игра».

Историческая страничка.

Математический КВН.

Обобщение и закрепление изученного.

4 класс

      Арифметические забавы – 7 ч

Цифры у разных народов.

Арифметические  головоломки.

Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов.

Некоторые старинные задачи.

Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними.

Задачи, связанные с величинами.

Математический лабиринт.

      Логика в математике – 20ч

Решение логических задач табличным способом.

«Истина». «Ложь». Графические модели.

Построение умозаключений.

Построение цепочки умозаключений. Рассуждения.

Знакомство с задачами на перевозки.

Задачи на перевозки.

Анализ различных способов решения логических задач на перевозки.

Работа с математическими, вербальными и графическими моделями.

Знакомство с исследовательским методом решения логических задач.

Решение  логических задач исследовательским методом.

Самостоятельное решение задач.

Выдвижение гипотез.

Решение логических задач через выдвижение гипотез.

Наглядное представление текстовых данных.

Истинные и ложные высказывания. Анализ  гипотез.

Построение цепочки умозаключений.

Составление логических задач

Задачи с геометрическим содержанием – 7 ч

Задачи на разрезание и складывание фигур.

Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту».

Геометрические головоломки.

Зашифрованная переписка (способ решётки).

Три способа прохождения лабиринта.

Геометрическая викторина.

Обобщение изученного.  Подведение итогов.

Тематическое планирование

3 класс

п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Деятельность учащихся

Арифметические забавы – 10 ч

1.

Конкурс «Шагай, соображай»

1

Выполняют перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям.

Находят закономерности в последовательностях, составляют закономерности по заданному правилу.

Применяют изученные знания и способы действий в измененных условиях.

Выполняют задания поискового и творческого характера

Переводят текст задачи на знаково-символический язык.

Составляют математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей.

Ищут и выбирают необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Конструируют несложные задачи.

2.

Задачи, решаемые перебором

1

3.

Решение задач с конца

1

4.

Задачи на переливание

1

5.

Арифметическая смесь

1

6.

Задачи с затруднительным положением

1

7.

Несколько задач на планирование

1

8.

Задачи на промежутки

1

9.

Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между    множествами

1

10.

Математическая лотерея

1

Логика в математике – 13 ч

11.

Чётность – нечётность, чёрное – белое

1

Выполняют перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям,

выделяют существенные и несущественные признаки объектов

Оценивают предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвуют в учебном диалоге, оценивают процесс поиска и результат решения задачи.

Проводят рассуждения.

Проверяют готовые решения, в том числе и неверные.

Анализируют и оценивают готовые решения задачи, выбирают верные решения.

Воспроизводят способы решения задач.

Выбирают наиболее эффективные способы решения.

Составляют аналогичные задачи и задания.

12.

Выигрышная стратегия

1

13.

Забавные исчезновения. Остроумный делёж.

1

14.

Задачи на планирование действий, упорядочивание множеств

1

15.

Арифметические ребусы и лабиринты

1

16.

Логические задачи на поиск закономерности и классификацию

1

17.

Некоторые старинные задачи

1

18.

Задачи, решаемые с конца

1

19.

Составление выражений по графу

1

20.

Принцип Дирихле

1

21.

Задачи на расстановки

1

22.

Слова-кванторы

1

23.

Ориентированные графы

1

Задачи с геометрическим содержанием – 11 ч

24.

Не отрывая  карандаш…

1

Проводят линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделяют фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Составляют фигуры из частей. Определяют место заданной детали в конструкции.

25.

Пентамино

1

26.

Зеркальное отражение. Симметрия

1

27.

Симметричное вырезание

1

28.

Геометрическая викторина

1

29.

Неоднозначные фигуры

1

30.

Плоские орнаменты (паркеты).

1

31.

Игра – головоломка «Монгольская игра».

1

32.

Историческая страничка

1

33.

Математический КВН.

1

Самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале,

самостоятельно выстраивают план действий по решению учебной задачи изученного вида; осуществляют контроль с опорой на образец выполнения; самостоятельно оценивают выполненное задание по алгоритму.

34.

Обобщение и закрепление изученного

1

ИТОГО

34 часа

4 класс

п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Деятельность учащихся

Арифметические забавы – 10 ч

1.

Цифры у разных народов.

1

Моделируют в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; используют его в ходе самостоятельной работы.

Объясняют (обосновывают) выполняемые и выполненные действия.

Конструируют  последовательность «шагов» (алгоритм) решения.

Воспроизводят способ решения задачи.

Сопоставляют полученный результат с заданным условием.

Анализируют предложенные варианты решения задачи, выбирают из них верные.

Выбирают наиболее эффективный способ решения задачи.

2.

Арифметические  головоломки.

1

3.

Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов.

1

4.

Некоторые старинные задачи.

1

5.

Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними.

1

6.

Задачи, связанные с величинами.

1

7.

Математический лабиринт.

1

Логика в математике – 20 ч

8.

Решение логических задач табличным способом.

1

Строят истинные высказывания, делают выводы, оценивают  истинность и ложность высказываний. Решают задачи табличным способом.

Анализируют тексты.

Соотносят вербальные и графические модели.

Строят умозаключения на основе анализа  текстов, рисунков и их сравнения по цвету и размеру.

Устанавливают соответствие между элементами множеств по логическому условию. Строят цепочки умозаключений.

Знакомятся с табличным способом описания процессов перевозок, последовательностью записи действий.

Анализируют возможные последствия действий, выбирают рациональные действия.

Анализировать различные способы решения логических задач на перевозки с целью опреде-

ления оптимальных.

Соотносят текстовые описания, математические записи и графические модели, устанавливают соответствие между ними. Иллюстрируют текстовые описания графическими моделями.

Учатся выдвигать и проверять гипотезы. Знакомятся со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. Представляют процесс анализа гипотез в табличной форме, путем рассуждения по данному образцу. Работают по плану.

Выдвигают и оценивают всевозможные гипотезы.

Решают логические задачи способом выдвижения и  оценки всевозможных гипотез.

Соотносят графические модели с математическими и вербальными,  и на этой основе решают логические задачи.

Анализируют высказывания со связкой «если…, то…» и делают правильные выводы.

Строят умозаключения по предложенной схеме, делают выводы из данных условий.

Самостоятельно составляют логические задачи, представляют их.

Оценивают задания по алгоритму.

9.

«Истина». «Ложь». Графические модели.

1

10.

Построение умозаключений.

1

11.

Построение цепочки умозаключений. Рассуждения.

1

12.

Знакомство с задачами на перевозки.

1

13.

14.

Задачи на перевозки.

2

15.

Анализ различных способов решения логических задач на перевозки.

1

16.

Работа с математическими, вербальными и графическими моделями.

1

17.

Знакомство с исследовательским методом решения логических задач.

1

18.

Решение  логических задач исследовательским методом.

1

19.

Самостоятельное решение задач.

1

20.

Выдвижение гипотез.

1

21.

22.

Решение логических задач через выдвижение гипотез.

2

23.

Наглядное представление текстовых данных.

1

24.

Истинные и ложные высказывания. Анализ  гипотез.

1

25.

Построение цепочки умозаключений.

1

26.

27.

Составление логических задач

2

Задачи с геометрическим содержанием – 7 ч

28.

Задачи на разрезание и складывание фигур.

1

Анализируют расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Находят  закономерности в последовательностях, составляют закономерности по заданному правилу.

Упорядочивают объекты, устанавливают порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета.

Моделируют объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществляют развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивают построенную конструкцию с образцом.

Самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале,

самостоятельно выстраивают план действий по решению учебной задачи изученного вида; осуществляют контроль с опорой на образец выполнения; самостоятельно оценивают выполненное задание по алгоритму.

29.

Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту»

1

30.

Геометрические головоломки.

1

31.

Зашифрованная переписка (способ решётки).

1

32.

Три способа прохождения лабиринта.

1

33.

Геометрическая викторина.

1

34.

Обобщение изученного. Подведение итогов.

1

ИТОГО

34 часа

Материально-техническое обеспечение курса

Список литературы для педагога:

  • О. И.Белякова Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  • Ф.В.Варегина, С.В.Смирнова, З.П.Чеботарь. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула, 1992.
  • Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. Математическая шкатулка, - М.: Просвещение, 1988.
  • Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, - М.: Наука, 1991.
  • И.Ф.Шарыгин. Наглядная геометрия, - М.: МИРОС, 1995.
  • Г.В.Керова. Нестандартные задачи по математике, -М.: Вако, 2006.
  • З.А. Дегтярёва. Математика после уроков, - Краснодар, 1996.
  • Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки, М.: МИРОС, 1994.
  • Н.А.Копытов. Лучшие задачи на развитие логики, -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  • П.У.Байрамукова. Через сказку в мир математики, -М.: ИЗДАТ-ШКОЛА , 1999.
  • Л.А.Маш. Моя самая первая книжка по математике, -М.: Дрофа, 1995.
  • В.В.Волина Праздник числа, -М.: ЗНАНИЕ, 1993.
  • Л.В.Кузнецова. Гармоничное развитие личности младшего школьника, -М.: 1989.
  • А.З.Зак. Задачи для развития логического мышления, журнал Начальная школа,1989 -№6.
  • А.Г.Гайшут, Л.И. Брудман. Развивающие игры. Логика. Математика. Язык. – Киев,1990.
  • С.И.Волкова. Математика и конструирование, -журнал Начальная школа, 1997-№10

Список литературы для детей:

  • Л.М.Лихтарников. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.
  • А.А.Свечников, П.И,Сорокин. Числа, фигуры, задачи. - М.,1997.
  • Л.М.Лихтарников. Числовые ребусы для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.
  • В.П.Труднев. Считай, смекай, отгадывай: Пособие для учащихся начальной школы. 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Персональный компьютер.

Проектор.

Интерактивная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс

календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности 2 классПНШ...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...