Главные вкладки

    План-конспект урока по математике (1 класс) на тему:
    Конспект урока по математике 1 класс "Составная задача"

    Епифанова Елена Владимировна

    Урок-путешествие в сказку "Гуси-Лебеди"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sostavnaya_zadacha.docx21.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока математики по УМК «Школа России» ФГОС

    Класс: 1

    Учитель: Епифанова Е.В.

    Тип урока: урок «открытия» нового знания

    Тема урока: «Текстовые задачи в два действия. Составная задача»

    Цель урока:

     Образовательные: формировать представление  о составной задаче. Научить различать простые и составную задачи, составлять план решения задачи в два действия, оформлять решение. Совершенствовать умение решать примеры в пределах 10 и примеров на знание нумерации чисел от 11 до 20.

    Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в паре.

    Развивающие: способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

    Планируемые результаты обучения:

    Предметные:

    Знать структуру составной текстовой задачи и правила оформления решения задачи в два действия в тетради.

    Уметь различать условие задачи от вопроса, составлять краткую запись и оформлять решение задачи в 2 действия.

    Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

    Уметь формулировать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться о правилах общения на уроке и во время игры и следовать им; умение работать в паре  (Коммуникативные УУД).

    Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

    Оборудование: презентация к уроку, карточки с примерами, карточка с разноуровневыми заданиями, таблички с названиями видов деятельности учащихся на уроке.



    ХОД УРОКА


    1. Организационный момент (психологический настрой)

    Математика, друзья,

    Абсолютно всем нужна.

    На уроке работай старательно,

    И успех тебя ждёт обязательно!

    2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

    - Сегодня математика нам поможет выручить героев сказки «Гуси-лебеди». От правильности ваших ответов, от сообразительности будет зависеть окончание сказки. Приготовились. Сказка начинается!

    - Жили-были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. Однажды родители уехали, а сестрицу оставили за братом приглядывать.Но случилась беда: налетели гуси-лебеди, да унесли братца к Бабе-Яге. Побежала сестра искать брата. Бежала, бежала девочка. Вдруг на дороге печка.

    - Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

    - А печка говорит: «Расшифруй тему урока - скажу».

    3. Устный счет.

    - Ребята, давайте поможем Машеньке решить примеры и расшифровать тему сегодняшнего урока.

    1 - Ы  2 – З   3 - В   4 – Т   5 - О    6 – Н    7 - Е    8 - А    9 - С   10 – И   11 – Д   12 - Ч

    6+3

    7-2

    5+4

    8-4

    7+1

    10-7

    4+2

    7-6

    9-2

    СОСТАВНЫЕ  

    10-8

    2+6

    10+1

    10-2

    13 - 1

    10+0

    ЗАДАЧИ

    Дети решают примеры по очереди.

    4. Целеполагание

    - Сформулируйте тему урока.

    - Определите цели урока.

    ПОЗНАКОМИТЬСЯ…

    УЧИТЬСЯ РЕШАТЬ…

    УЧИТЬСЯ ЗАПИСЫВАТЬ…

     Бежит девочка дальше, а навстречу ей речка.

    - Реченька, реченька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

    - А реченька говорит: «Решишь задачу о моих рыбках - скажу».

    - Поможем Алёнушке решить задачу?

    5. Подготовка к восприятию нового материала.

    - Прочитайте условие задачи.

    Слайд 4

    Дедушка поймал 5 карасей, а внук на 2 карася меньше.

    -Прочитайте вопрос задачи.

    Сколько карасей поймал внук?

    Составление схемы к задаче, один ученик у доски.

    - Сколько карасей поймал дедушка? (5) Что сказано о количестве рыбок, которых поймал внук? (он поймал на 2 рыбки меньше)

    - Что значит «на 2 меньше»? (Столько же, но без 2)

    - Мы можем узнать, сколько карасей поймал внук? Каким действием?

    -Как запишем решение задачи? (5-2=3(к.))

    -Мы ответили на вопрос задачи? (да)

    -Что запишем в ответе? ( 3 карася поймал внук)

    -Молодцы, ребята!

    Слайд 5

    -А наша сказка продолжается. Побежала девочка дальше и увидела Яблоньку.

    -Яблонька, Яблонька, скажи, куда гуси полетели.

    А Яблонька ей отвечает:

    -Помоги мне, девочка, задачу решить, тогда скажу.

    Слайд 6

    -Прочитайте условие задачи.

    Дедушка поймал 5 карасей, а внук □ карасей.  

    -Прочитайте вопрос задачи.

    Сколько всего карасей поймали дедушка и внук вместе?

    -Мы сможет ответить на вопрос задачи? (нет)

    -Почему? (в условии не хватает данных)

    Дополните условие этой задачи ответом предыдущей.

    -Прочитайте условие задачи.

    Дедушка поймал 5 карасей, а внук  3-ех карасей.  

    -Теперь мы сможем решить задачу? (да. 5+3=8(к.))

    - Почему выбрали действие сложение? (чтобы узнать сколько всего, нужно сложить числа)

    слайд

    - Прочитайте ответ задачи. (8 карасей поймали дед и внук)

    6. Физминутка  « РЫБКИ»

    Слайд 7

    - Устала Алёнушка, давайте, и мы вместе с ней отдохнём.

    Рыбки весело плескались в чистой свеженькой воде.

    То согнутся, разогнутся, то зароются в песке.

    Приседаем столько раз, сколько рыбок здесь у нас.

    Сколько карасей  у нас, столько мы подпрыгнем раз.

    7.Новая тема

    Слайд 8

    - Показала Яблонька дорогу к дому Бабы-Яги. Прибежала Алёнушка. А Баба-Яга не пускает девочку в избушку, требует задание выполнить. Поможем сестрице!

    - А чтобы справиться с заданием, нужно  сравнить тексты задач, которые мы с вами уже решили. Посмотрите на задачи и ответьте, чем похожи  (что общего) эти задачи?( в обеих задачах речь идет о дедушке и внуке, которые ловили карасей, дед поймал 5 рыбок)

    - Чем отличаются задачи? ( в первой задаче надо узнать, сколько карасей поймал внук. А во второй задаче нам известно, что внук поймал 3 рыбки и нужно узнать, сколько карасей они поймали вместе)

    - А вот и задание от Бабы-Яги: объедините на схеме эти две задачи в одну и расскажите получившуюся задачу.

    Слайд 9

    Дедушка поймал 5 карасей, а внук на 2 карася меньше. Сколько карасей поймал внук? Сколько всего карасей поймали дедушка и внук вместе?

    -Ребята, мы с вами из двух простых задач составили одну. Вспомните тему урока и догадайтесь, как называются такие задачи. (Составные задачи)

    -Почему их так называют?( их составили из двух простых)

    -Откройте тетради, запишите число, классная работа. Составим схему к составной задаче.

    Вспомним, какую первую цель мы перед собой поставили в начале урока? Чему теперь будем учиться? ( записывать решение составной задачи)

    - Ребята, к условию задачи можно задать несколько вопросов, решение такой задачи состоит из двух или нескольких действий. Давайте вместе решим нашу составную задачу.

    - Сколько карасей поймал внук? (5-2=3(к.))

    -Запишите в тетрадь 1 действие.

    -Сколько всего карасей поймали дед и внук вместе? (5+3=8 (к.))

    -Запишите в тетрадь 2 действие.

    -Посмотрите на решение. Что узнали сначала?( Сколько карасей поймал внук)

    -Что узнали потом? (Сколько всего карасей поймали дед и внук вместе)

    - Ребята, а сможем мы ответить на второй вопрос задачи, если не выполним первое действие? (нет, потому что нам не известно, сколько карасей поймал внук)

    -Обведем второй вопрос в задаче зеленым цветом. Это будет главный вопрос задачи, для ответа на который надо выполнить два действия.

    - Что запишем в ответе? ( Ответ: 3 карася поймал внук. 8 карасей поймали дед и внук)

    - Дверь в избушке открылась. Машенька забежала в сени, схватила братца и бегом домой.

    Ребятки, а чтобы сестрица с братцем как можно быстрее добежали до дома, нам с вами надо решить примеры. Это задание вы будете выполнять «парочками».

    Примеры на карточках:

    8 + 2 + 7 =                        12 - 2 - 7 =

    9 + 1 + 6 =                        19 - 9 - 8 =

    6 + 4 + 9 =                        16 - 6 - 7 =

    12 - 2 - 8 =                         9 + 1 + 7 =

    16 - 6 - 7 =                        20 - 10 - 8 =

    Проверка.

    -Давайте сверим ответы с доской. Поднимите руки, чья парочка не допустила ни одной ошибки.

    - А теперь вернемся в сказку. Прибежали дети домой, а там их ждут родители. Они благодарят вас за помощь.

    - Ребята, а какие новые знания помогли нам получить герои сказок? ( мы узнали, что такое составная задача, научились решать такие задачи и записывать решение в 2 действия)

    - Правильно ребята, сегодня  мы впервые решали составные  задачи. Запомните!  Составные задачи  решаются в два действия.

     8. Закрепление.

    - Откройте учебники и прочитайте задачу.(определяем, что задача составная, чертим схему, записываем решение и ответ)

    9. Рефлексия.

    -Что нового узнали на уроке?

    -Почему такие задачи называют «составными»?

    - Сколько действий надо решить в составной задаче?

    - Где можно применить новые знания?

    - Что на уроке у вас хорошо получалось?

    -  Над чем еще надо поработать?

    Оцените своё настроение с помощью смайликов.

    Вот и кончился урок.
    Снова прозвенел звонок,
    Отдыхать мы можем смело,
    А потом опять за дело.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация+конспект урока по математике. 1 класс. "Составление и решение задач"

    Презентация+конспект урока по математике в 1 классе на тему "Составление и решение задач" по программе "Начальная школа 21 века". Цель урока: учить составлять задачи по модели; совершенствовать навык ...

    Конспект урока по математике «Введение понятия «Задача»» с презентацией для учащихся 1 класса. УМК "Школа 2000".

    Предлагаемый Вашему вниманию урок разработан в технологии деятельностного метода, автор учебника Л.Г.Петерсон. Вид урока: урок изучения нового материала. Тип урока: урок-исследование. форма урока: гру...

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКИ 1 КЛАСС ОС ШКОЛА 2100 Т.Е. ДЕМИДОВА, С.А. КОЗЛОВА ПО ТЕМЕ "РЕШЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ" УРОК № 83

    ДАННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС. ТИП УРОКА - УРОК РЕФЛЕКСИИ. НА УРОКЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗНОООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, ПАРНАЯ, ГРУППОВАЯ, ФРОНТАЛЬНАЯ....

    Конспект урока по математике на тему: "Задачи в 2 действия" 1 класс

    Конспект урока по математике на тему: "Задачи в 2 действия" 1 класс...

    Конспект урока по математике 1 класс по теме "Вычитание из 8,9. Решение задач"

    Конспект урока по математике по теме "Вычитание из 8,9. Решение задач"цель урока: создать условия для закреплдения приема вычитания на основе связи между суммой и слагаемыми; развития навыко...

    Конспект урока по математике 1 класс Тема "Составная задача" УМК "Перспектива"

    Конспект урока по математике 1 класс  Тема "Составная задача" УМК "Перспектива"...