Конспект урока для 4 класса по теме "Учимся решать задачи"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Сулейманова Гульназ Рустамовна

Математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_matematiki_uchimsya_reshat_zadachi.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Учимся решать задачи»

Цель:

  • развивать умение решать задачи на нахождение четвертого пропорционального;
  • продолжать решение задач на сумму и разность и на сумму и частное;
  • сравнивать умения анализировать и обобщать

Планируемые образовательные  результаты

Предметные:

  • формировать умение решать задачи с опорой на схему;
  • учить составлять краткую запись задачи, заполняя таблицу;

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: получение новых знаний

Методы и формы обучения:

объяснительно-иллюстративный

индивидуальная, фронтальная

Оборудование: Математика. 4 класс. Часть 1. / ПНШ, презентация.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1.

Организационный момент

Организационный настрой на урок

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.

Здравствуйте, ребята!  Меня зовут, Гульназ Рустамовна и сегодня урок математики проведу я.

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний

Устный счет

(фронтальная работа)

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

 Устный счет.

1) Примеры на карточках

- Запишите только ответы

Вариант 1                                Вариант 2

25+37       40-13                         70-32           46+28

30-24       72-15                          27+44          58+17

37+25       49-17                         43-15           83-35

36+26        71+29                       96+3             50-32

41-13         42-32                        42+28            34-17

2) Родственные ряды

3

5

2

7

10

16

25

17

(Числа нижнего ряда получаются в результате умножения, соответствующих чисел верхнего ряда на 3 прибавления единиц. В верхнем ряду пропущено число 8 , в нижнем ряду 22.)

-Ребята, давайте сравним ответы. Возьмите в руки карандаши поменяйтесь карточками с соседом по парте.

- Проставьте «+» или  «-».

-Ребята, на слайде вы видите правильные ответы. Сравните их.

Ребята, у кого все правильно поднимите руки.

Молодцы!

Нет ошибок – «5». 1 ошибка –« 4»,  2-3 – «3», больше 3 –«2» Отложите карточки.

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока.

Выполняют задания устного счета.

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя;

дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

3.

Мотивационный

(сообщение темы урока)

Сообщение темы урока. Определение цели урока.

(фронтальная работа)

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

Ребята, давайте вспомним,  что такое задача?

Задача – это численные компоненты. Структура этого текста такова, что в нем можно выделить условие и требование. Решить задачу – значит выполнить арифметические действия, определенным условием , и удовлетворить требование задачи.

О чем мы будем говорить?

Откройте учебник на странице 49. Прочитайте тему урока

Поставьте перед собой цель.

Что мы узнаем, чему научимся сегодня на уроке?

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

 

Обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют цель урока.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Составлять план и последовательность действий.

Владеть монологичной и диалогичной речью.

4.

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

Индивидуальная и фронтальная беседы

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников, проверяет выполнение задания в рабочей тетради.

Посмотрите упражнения №142 на странице. 49. Читаем задание

Что необходимо сделать в этом упражнении?  (не вычисляя цены электропровода, найти стоимость 100 м.)

Кто пойдет кдоске

  1. 100 м : 20 м = 5 (раз) – во столько увеличилось количество товара;
  2. 160 руб * 5 = 800 руб. – стоимость товара, увеличенного в 5 раз.

Ответ: 800 руб.

Выполняют дидактические упражнения.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение.

Знакомятся с понятием «произведение».

Выполняют задания в рабочей тетради.

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивать выполнение своего задания.

Уметь ориентироваться в учебнике;

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания;

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;

Осуществлять выбор оснований и критериев  для сравнения, классификации объектов; проводить подведение под понятие, выведение следствий; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепочки рассуждений.

Самостоятельно организовать свое рабочее место;

Уметь следовать режиму организации учебной деятельности;  определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Участвовать в диалоге;

Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций.

Работа по учебнику

(стр.49

Задание № 143)

(фронтальная работа)

Выполним следующее упражнение № 143 Прочитайте задачу и кто устно объяснит, какими двумя способами можно ее решить:

-1-й способ: вычисляем цену сахарного песка, затем находим его стоимость;

-2-й способ: не вычисляя цены сахарного песка, можно узнать, во сколько раз увеличилось его количество. Зная зависимость между количеством и стоимостью, можно вычислить стоимость товара.

Работаем самостоятельно  в тетради. Кто желает пойти к доске?

1-й способ:

1) 75 руб.: 3 кг = 25 руб. / кг – цена сахарного песка;

2) 25 руб. / кг * 12 кг. = 300 руб. – стоимость 12 кг сахарного песка.

Ответ: 300 рублей.

2-й способ:

1) 12 кг : 3 кг = 4 (раза) – результат кратного сравнения величин;

2) 75 руб. * 4 = 300 руб. – стоимость 12 кг сахарного песка.

Ответ: 300 рублей.

Узнают, что сумму, состоящую из одинаковых слагаемы, можно записать в виде произведения.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Работа по учебнику

(стр. 49

Задание №144)

(фронтальная работа

Прочитаем первую часть задания и формируем задачу по краткой записи, представленной таблицей.

Примерный текст задачи: за 5 кг соли заплатили 60 руб. Сколько килограммов соли можно купить на 120 руб.?

Самостоятельно решаем в тетради и ответ задачи двумя способами:

1– й способ (вычисляя цену товара):

1) 60  руб.: 5 кг = 12 руб./кг – цена 1 кг соли

2) 120 руб.: 12 руб./кг = 10 кг – количество соли, которое можно купить за 120 рублей.

Ответ: 10 кг.

2-й способ ( не вычисляя цену товара):

1) 120 руб.: 60 руб. = 2 (раза)  - результат краткого сравнения стоимости;

2) 5 кг * 2 = 10 кг - количество соли, которое можно купить за 120 рублей.

Ответ: 10 кг.

Читаем последнюю часть задания: какой из двух способов ты не сможешь применить, если стоимость 120 руб. заменить на 96 руб.?

Ответ: нельзя будет применять 2-й способ , так как он не позволяет выполнить кратное сравнение данных стоимостей (мы еще не умеем делить число 96 на число 60)

Записывают суммы в виде произведения. Объясняют, что показывают числа, образующие каждое из произведений

Выполняют задания в рабочей тетради.

Работа по учебнику

(стр. 50

Задание № 145)

(фронтальная работа

Внимательно рассмотрите диаграмму и приведите примеры товаров с ценами:

30 руб. / шт., 90 руб. / шт., 180 руб. / шт.

Ожидаемый ответ: 30 руб./ шт. – мороженое, линейка, тетрадь и др.; 90 руб. / шт. – пенал, альбом, плитка шоколада и др.;  180 руб. / шт. – книга, фотоальбом, калькулятор и др.

Предлагаю самостоятельно выполнить попарное разностное и кратное сравнение цен, указанных на диаграмме.

Проверяем устно, по цепочке:

Результат разностного сравнения цен товаров:

90 руб. / шт. - 30 руб./ шт. = 60 руб. / шт.;

180 руб. / шт. – 90 руб. / шт. = 90 руб. / шт.;

180 руб. / шт. – 30 руб. / шт. = 150 руб. / шт.;

Результат кратного сравнения цен товаров:

90 руб./ шт.: 30 руб. / шт. = 3 (раза)

180 руб./ шт.: 90 руб. / шт. = 2 (раза)

180 руб./ шт.: 30 руб. / шт. = 6 (раза)

Читаем вторую часть задания: сформулируй задачу на нахождение стоимости товара с использованием данных цен.

Задача: в интернет – магазине сформирован заказ – 1 фотоальбом по цене 180 руб. / шт.,  1 пенал по цене 90 руб. / шт.,  и 1 тетрадь по цене 30 руб. / шт.,  Какова стоимость всего заказа?

Самостоятельно решаем в тетради.

Проверяем устно.

180 + руб. + 90 руб. + 30 руб. = 300 руб. – стоимость всего заказа.

Ответ: 300 руб.

Записывают произведения в виде  суммы

Выполняют задания в рабочей тетради.

5.

Физкультминутка

Видео

Организует физкультминутку. Читает стихотворение, показывает движение.

-Ребята, а сейчас давайте немного отдохнем и проведем физминутку.

Выполняют движения под видео.

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

6.

Решение частных задач

(первичное осмысление и закрепление)

Работа по учебнику

(стр. 50

Задание № 146)

(фронтальная работа

Задает вопросы. Корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Ознакомьтесь с условиями и требованиями трех задач и попробуйте устно сформулировать эти задачи.

Ожидаем ый ответ:

Задача № 1. сколько костюмов можно сшить из 75 м ткани, если на один костюм расходуется 3 м?

Задача № 2. На пошив 30 юбок израсходовали 30 м ткани. Сколько метров ткани расходуется на 1 юбку?

Задача № 3. На пошив одних брюк расходуется 130 см ткани. Сколько ткани потребуется для пошива 20 брюк?

Предлагаю самостоятельно решить задачи, опираясь на данные таблицы, вычислить и записать ответы.

Проверяем, желающие к доске.

Задача № 1.

75 м : 3 м / шт. – количество костюмов.

Ответ: 25 костюмов можно сшить из 75 м ткани.

Задача № 2.

30 м : 30 шт. = 1 м / шт. – расход ткани на 1 юбку.

Ответ: на 1 юбку расходуется 1 м ткани.

Задача № 3.

130 см / шт. * 20 шт. = 2600 см = 26 м – общий расход ткани.

Ответ: 26 м ткани потребуется на пошив 20 брюк.

Выполняют дидактические упражнения.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение.

Решают задачу.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Определять в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

Осуществлять выбор оснований и критериев  для сравнения, классификации объектов;

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Определять план выполнения задний на уроке под руководством учителя.

Участвовать в диалоге.

Работа по учебнику

(стр. 50

Задание № 147)

(фронтальная работа и индивидуальная работа)

Прочитайте задачу. Какого она типа? (задача на сумму и разность.)

В этой задаче дано значение суммы (90) и значение разности (18) пассажирских и купейных мест.

Вспоминаем прием решения задач с такими данными.

Вычисляется:

1) удвоенная меньшая (большая) величина;

2) меньшая (большая) величина, которая в 2 раза меньше ранее найденной;

3)  поскольку известно значение разности между величинами, то найти вторую величину можно действиями сложения (или вычитания).

Работаем самостоятельно в тетради.

Проверяем устно.

  1. 90 – 18 = 72 (м.) –  количество мест в 2 купейных вагонах;
  2. 72 : 2 = 36 (м.) количество мест в купейном вагоне;
  3. 36 + 18 = 54 (м.) или 90 – 36 = 50 (м.) – количество мест в плацкартном вагоне.

Ответ: 36 мест, 54 места.

Выполняют рисунок к произведению. Записывают произведение в виде суммы.

Вычисляют значение полученной суммы.

Выполняют задания в рабочей тетради.

7.

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных знаний

(фронтальная работа

Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

Проводит беседу по вопросам:

Наш урок, подходит к концу.  Давайте подведем итоги нашего урока.

Что нового узнали на уроке? Кто помнит, какие цели мы ставили в начале урока? Как вы думаете, мы их достигли? 

Я тоже думаю, что мы достигли своих целей. Мне было с вами очень приятно познакомиться и активно поработать.

До свидания! До новых встреч

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Оценивают свою работу.

Понимать значение знаний для человека и принимать его;

Структурировать знания;

Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Осознавать качество и уровень усвоения; Оценивать результаты работы.

Домашнее задание

(фронтальная работа

Проводит инструктаж по выполнению домашней работы.

Стр 37 – 38 № 64 – 65  печатная тетрадь

Слушают учителя.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики по теме "Учимся решать задачи" УМК "Перспективная начальная школа"

План-конспект урока математики по теме "Учимся решать задачи" УМК "Перспективная начальная школа"...

конспект урока по математике «Вспоминаем, повторяем. Решаем задачи. В мире подводного царства»

Урок математики в 1 классе разработан мною с учетом ФГОС по УМК "Планета знаний".Отличительной чертой урока является то, что дети должны научиться самостоятельно  строить план урока и ставить цел...

конспект урока по математике «Вспоминаем, повторяем. Решаем задачи. В мире подводного царства»

Урок математики в 1 классе разработан мною с учетом ФГОС по УМК "Планета знаний".Отличительной чертой урока является то, что дети должны научиться самостоятельно  строить план урока и ставить цел...

конспект урока по математике «Вспоминаем, повторяем. Решаем задачи. В мире подводного царства»

Урок математики в 1 классе разработан мною с учетом ФГОС по УМК "Планета знаний".Отличительной чертой урока является то, что дети должны научиться самостоятельно  строить план урока и ставить цел...

конспект урока по математике «Вспоминаем, повторяем. Решаем задачи. В мире подводного царства»

Урок математики в 1 классе разработан мною с учетом ФГОС по УМК "Планета знаний".Отличительной чертой урока является то, что дети должны научиться самостоятельно  строить план урока и ставить цел...

Конспект урока по математике на тему: «Решаем задачи по действиям»

Тема урока:«Решаем задачи по действиям».Тип урока:урок «открытия нового знания».Деятельностная цель:формирование представлений о решении задач по действиям;Содержательная цель:...