Презентация к уроку математики. УМК "Школа России" 4 класс. Тема: "Круг и шар"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_matematiki_krug_i_shar.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 7 апреля 2017г., пятница

Школа: НОУСОШ №95

Класс: 4«2»

Урок: 2

Время: 08.50-09.30

Кабинет: 214

Учитель: Устьянцева Н.Д.

Методист: Дрокина М.В.

Студент: Забирова А., 34гр.

Тема урока: Круг и шар.

Цель:

  • рассмотреть геометрические фигуры: плоские и объемные — круг и шар;
  • способствовать развитию логического мышления;
  • познакомиться с понятиями - «меридиан», «параллель»;
  • находить радиус с помощью диагонали и наоборот.

Планируемые образовательные  результаты

Предметные:

  • различать круг и шар;
  • ориентироваться на глобусе;
  • выполнять чертежи;

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: открытие нового знания.

Методы и формы обучения:

объяснительно-иллюстративный

индивидуальная, фронтальная

Оборудование:  рабочая тетрадь, учебник, презентация.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1.

Организационный момент

Организационный настрой на урок

Здравствуйте, меня зовут Алена Алексеевна. Я рада видеть вас всех на уроке математики.

С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Зачем вы пришли сегодня на урок?

Правильно, любой урок – это путь к новым знаниям. Нам нужно выбрать самый надежный путь.                        

Прочитайте высказывание древнекитайского мыслителя, философа Конфуция.

«Три пути ведут к знаниям: путь размышления – самый благородный, путь подражания – самый лёгкий, путь опыта – самый горький»

Подумайте над этими словами. Выберите свой путь и начинаем работать.

 

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний

Устный счет

(фронтальная работа)

Сейчас мы с вами проверим, как хорошо вы умеете делать устные вычисления.

10,15,20,25

1.Увеличьте каждое число в 20 раз.

2.Увеличьте каждое число в 11 раз.

Ответ 1: 200,300,400,500.

Ответ 2: 110,165,220,275.

Что такое площадь фигуры? Периметр фигуры? Запишите формулы. Поработаем в парах.

Дан прямоугольник. Длина 4 дм, ширина 3 см. Необходимо найти площадь и периметр прямоугольника. Решите устно. Как вы решали?

Отвечают на вопросы учителя по уже известному материалу.

Выполняют задания устного счета.

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя;

Дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете;

3.

Мотивационный

(сообщение темы урока)

Сообщение темы урока. Определение цели урока.

(фронтальная работа)

Слайд № 5

 Отгадайте  загадки:    

                                                                                             

1) Сегодня все ликуют!                                              

В руках у детворы                                                  

От радости танцуют                                                   Воздушные…. (шары)

2) Нет углов у меня,

И похож я на блюдо. (круг)

Как вы думаете, какая тема урока? (Шар и круг)  

Какие цели мы можем поставить для себя на урок?

                                                     

Что объединяет эти два понятия? (геометр. фигуры)

В чём их различие? (объёмный и плоский)

Где мы встречаем в жизненном обиходе шар?  Круг?                      

Обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют цель урока.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Составлять план и последовательность действий.

Владеть монологичной и диалогичной речью.

4.

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

Индивидуальная и фронтальная беседы

стр.80 № 264

стр. 80 № 265.

стр. 80 № 266.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников, проверяет выполнение задания в рабочей тетради. Задает вопросы. Корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы.

Прочитайте упражнение.

На какую геометрическую фигуры похожа наша планета?(Земля похожа на приплюснутый шар)

Форма планеты Земля — «эллипсоид». Это название сходно с названием плоской геометрической фигуры — «эллипс».

Форма поверхности Земли — эллипсоид или геоид. Запишите в тетрадь это предложение.

Почему же говорят, что наша Земля круглая? Обсудите в парах. Покажите на глобусе окружности.  

Как называются окружности, которые проходят через полюса планеты? (Меридианы)

Меридианы — имеют одинаковый радиус, совпадающий с радиусом шара.

Как называются окружности, которые расположены от экватора до полюсов? (параллели) Они имеют разные радиусы — от 0 до радиуса шара. Параллель,  которая имеет радиус шара, называется экватор.

Как вы думаете, если мы сейчас разрежет глобус, то какая фигура получится в разрезе? (Круг)

В чем разница круга и шара? (круг — плоская фигура, шар — объемная)

Таким образом, мы можем сделать вывод, что шар — это объемная геометрическая фигура, которую, если разрезать, то срез будет являться кругом.

Для решения задач на уроке мы будем использовать знания о круге и шаре.

Прочитайте упражнение.

 Давайте вспомним, что такое меридианы и параллели. Прочитайте дважды про себя определение с экрана.

Меридианы — линия, проходящая по поверхности шара, имеет одинаковый радиус, совпадающий с радиусом шара.

Параллели — линии, проходящие по поверхности шара, опоясывают шар, расположены параллельно друг другу, они  имеют разные радиусы — от 0 до радиуса шара.

Насколько Миша переместился по меридиану сначала? (5 см) Сколько он прошел по параллели? (4 см). А после он прошел еще 5 см по меридиану и вернулся в начальную точку.

Работаем в группах. У каждой группы есть глобус. Ваша задача — повторить путешествие Миши. Найти точку на глобусе, откуда он начал движение.

Эта точка — полюс. Таких точек существует только две — Северный и Южный полюс. Если мы соединим его путь линиями, то получится треугольник, но его стороны образованы не отрезками, а дугами меридиан и параллелей.

Прочитайте задание. Работать продолжаем в группах. Давайте повторим стороны света.

Выполняют дидактические упражнения.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Работают с моделью земли.

Находят меридианы и параллели.

Выводят определение.

Повторяют термины.

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивать выполнение своего задания.

Уметь ориентироваться в рабочей тетради;

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания;

 закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;

Осуществлять выбор оснований и критериев  для сравнения, классификации объектов; проводить подведение под понятие, выведение следствий; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепочки рассуждений.

Самостоятельно организовать свое рабочее место;

Уметь следовать режиму организации учебной деятельности;  определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, план выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

 соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Участвовать в диалоге;

Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной речи.

 письменной речи с учетом учебных ситуаций.

Работа по рабочей тетради  

(стр. 6

Задание №10)

Слайд № 10,11

10.Прочитайте задание под буквой А. Что  требуется сделать? ( нарисовать картинку по точкам) С какой точки мы начнем и почему? ( с 1, потому что в порядке возрастания) Какая будет следующая точка? ( 2 ) Какой рисунок у нас получился?( кораблик)

Прочитайте задание под буквой Б. Что нужно сделать? С какой точки мы начнет и почему? (С 9, потому что в порядке убывания). Какая следующая точка? ( 8 ) Какой получился рисунок? ( ракета)

Узнают, что такое возрастание и убывание.

Соединяют по точкам рисунок.


Работают с доской.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Работают самостоятельно.

 

стр.80 № 267.

Как двигался медведь? (Он повторил путешествие Миши) Он двигался так же по параллелям и меридианам. Движение по параллелям строго Запад-Восток, Восток-Запад. Движение по меридианам — Юг-Север, Север-Юг.

Сделаем вывод, так как медведь начал движение из точки, в которую после вернулся, то этой точкой является Северный полюс. Почему не Южный? (Потому что нельзя двигаться южнее Южного полюса)

Прочитайте задание.

Как вы думаете, можно ли сделать емкость для хранения жидкости в форме шара?(Можно) А в форме круга?(Нельзя) Почему? (Шар — объемная фигура, а круг — плоская) Как называется отрезок, соединяющий центр круга и точку на границе круга? (Радиус) Как ты думаешь, какой отрезок называется радиусом шара? (Отрезок, соединяющий центр шара с любой точкой его поверхности)

Физкультминутка в игровой форме

Послушайте музыку. Когда вы слышите «соку-соку», необходимо постучать кулачками друг о друга, когда слышите «бачи-бачи» хлопаем дважды, после «вире-вире», скрестив руки на груди, похлопать по плечам. Будьте очень внимательны, ведь последовательность выполнения этих движений разная, а скорость меняется.

Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их

за учителем.

Работа по рабочей тетради

(стр. 8
Задание №13,14, 15)

Слайд №14

(фронтальная работа)

Слайд №15

аписывают  пропущенные числа.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Объясняют понятие «размер»

Записывают наибольшее и наименьшее, составляют порядок возрастания.

6.

Решение частных задач

(первичное осмысление и закрепление)

Стр.81 № 268.

Раб.тет.стр 64 № 118.

стр.64 № 119

Посмотрите на изображение. Что изображено? Из шести одинаковых кругов составлена фигура, похожая на равносторонний треугольник.

С помощью моделей круга выясните, из скольких еще одинаковых кругов можно составить фигуру, похожую на равносторонний треугольник?

Обсуждаем в парах и записываем в тетрадях. Проверим на доске.

1круг наверху+2под ним=3всего кругов

1наверху+2под ним+3под ним=6всего

1+2+3+4=10

1+2+3+4+5=15

Фигуру, похожу на равносторонний треугольник, можно составить из 3,6,10,15 кругов.

Если к фигуре из 15 кругов добавить еще один ряд из 6 кругов, то снова получится фигура, похожая на равносторонний треугольник и состоящая из 21 круга (1+2+3+4+5+6=21)

Сколько можно продолжать такое построение фигур и почему? (Бесконечно. Потому что в математике эти числа кругов называются треугольными)

Последовательность треугольных чисел: 1,3,6,10,15,21...

Какое число мы можем написать после 21?(28) Как вы посчитали?

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что из кругов можно построить фигуру, похожую на равносторонний треугольник, если взять «треугольное» число кругов.

Прочитайте задание. Диаметр. Что такое диаметр окружности? (Это два радиуса) О чем говорится в задаче? ( Об диаметре окружностей) Что обозначает число 1092? ( Диаметр первой окружности) Что сказано про вторую окружность? (Диаметр первой окружности больше диаметра второй окружности в 14 раз) Каким действием мы можем найти диаметр второй окружности? (Делением) Запишите в тетради первое действие. Что требуется найти в задаче? (Радиус) Радиус это половина диаметра окружности. Каким образом мы можем найти радиус, зная диаметр окружности? (Разделим пополам) Запишите второе действие и ответ.

Диаметр окружности равен двум ее радиусам, как и  радиус окружности равен половине диаметра этой окружности.

 

Прочитайте задание. Давайте вспомним, какой вывод делали в прошлом упражнении. Что сказано о диаметре первой окружности? (Он в два раза больше радиуса второй окружности) Каков вопрос задачи? ( Можно ли разместить окружности так, чтобы одна из них полностью поместилась в другой) Как мы можем это проверить? ( Начертить или найти радиус/диаметр другой окружности и найти разницу)

Как вы считаете, чему равен радиус окружности?

Можем сделать вывод о том, что, если длина радиуса одной окружности, равна длине радиуса другой окружности, то такие окружности при наложении совпадают и являются равными.

Составляют фигуры из кругов.

Считают и составляют последовательности.

Замечают закономерность и дополняют ряд чисел.

Выполняют самостоятельно задания.

Находят длину радиуса окружности через ее диаметр.

Находят длину диаметра окружности через ее радиус.

Сравнивают две окружности.

Осознавать свои возможности в учении;  

судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя.

Определять в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;

7.

Итоги урока.

Рефлексия

Домашнее задание

(фронтальная работа

Слайд №17

Проводит инструктаж по выполнению домашней работы.

В рабочей тетради на странице 64 № 120,121.

Слушают учителя.

Записывают домашнее задание

Понимать значение знаний для человека и принимать его;

Структурировать знания;

Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Осознавать качество и уровень усвоения; Оценивать результаты работы.

Обобщение полученных знаний

Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

Проводит беседу по вопросам:

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового вы узнали на уроке?

Как называется процесс записи от большего числа к меньшему?

Как называется процесс записи от меньшего к большему числу?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Оценивают свою работу.