Задачи с недостающими данными
план-конспект занятия по математике (2 класс) на тему

Муллахметова Татьяна Александровна

Задачи с недостающими данными

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_s_nedostayushchimi_dannymi.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 24.03.17

Школа: № 95

Класс: 3-3  

Кабинет: 206  

                                            Учитель: Белоярова

                                            Методист: Дрокина М. В.

                                            Студентка: Согрина Татьяна, 34 гр.

                                                                                       

Тема: «Задачи с недостающими данными».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели деятельности учителя: организовать деятельность учащихся, направленную на работу с задачами с недостающими данными.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- учащиеся научатся определять задачи с недостающими данными;

- учащиеся научатся осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Личностные:

- продолжать развивать умения слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему.

Оборудование: учебник «Математика» А. Л. Чекина, 3 класс, 2 часть; карточки для составления задач; карточки с задачками; номера групп (от 1 до 6); компьютер, мультимедийная установка.

Этапы урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный

- словесный

-подводящий диалог

2 мин

(слайд) Прозвенел, друзья, звонок, начинается урок.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Александровна и сегодня я проведу у вас урок математики. Садитесь.

Приветствовать учителя

Включаться в деловой ритм

Р.- принимать и сохранять учебную задачу.

Л.- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

II.Мотивационный

- практический

- словесный (беседа)

7 мин

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, сегодня 24 марта, классная работа.

Как вы понимаете поговорку: «Порядок на столе, порядок в голове»? Посмотрите на своё рабочее место и уберите лишнее со стола, что не относится к нашему уроку. Садитесь.

Выполнять задание

Отвечать на вопросы

Л.-  умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор; умение выделить нравственный аспект поведения.

К.- уметь обмениваться мнениями;

слушать другого ученика.

III.Актуализация знаний

-интеллектуальная разминка

- практический  (работа в группах)

5 мин

(слайд) Давайте повторим правила работы в группах.

На ваших партах лежат листочки с задачами. Объединитесь в группы по 5 человек и решите задачи, запишите в тетрадях только ответы в строчку через 1 клеточку.

1 и 4 группа:

1. От неизвестного числа вычли 14 и получили 48. Чему равно неизвестное число? (62)

2. Три тетради стоят 27 рублей. Сколько тетрадей можно купить на 90 рублей? (3)

3. Длина одного отрезка 24 см, а длина другого в 4 раза меньше. На сколько сантиметров длина 1 отрезка больше длины второго? (18)

4. «Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой». Сколько конфет лежало во второй коробке?»

2 и 5 группа:

1. Сколько раз по 6 содержится в числе 30? (5)

2. В трёх классах 70 человек. В первом 23 человека, во втором 17 человек. Сколько человек в третьем классе? (30)

3. Высота стола 7 дм, это на 12 дм ниже шкафа. Чему равна высота шкафа? (19)

4. «Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой». Сколько конфет лежало во второй коробке?»

3 и 6 группа:

1. На одной полке 35 книг, а на другой на 26 книг больше. Сколько книг на двух полках? (61)

2. В вагоне 9 купе по 4 места в каждом. Сколько всего мест в вагоне? (36)

3. Мама испекла 18 блинчиков с мясом, а с творогом в 2 раза меньше. Сколько блинчиков с творогом испекла мама? (9)

4. «Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой». Сколько конфет лежало во второй коробке?»

Сравните свои ответы 1 и 4 группы, 2 и 5, 3 и 6.

В какой задачке у вас возникли трудности?

Отвечать на вопросы интеллектуальной разминки

Решать устно

Решать устно

Решать устно

Сравнивать ответы

П.- поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.

К.- уметь обмениваться мнениями;

слушать другого ученика.

IV.Постановка учебной задачи и ее решение

- проблемный (решение задачи)

- наглядный метод

-работа с презентацией

- словесный (формулирование темы и целей урока)

- практический (работа в парах)

- практический (работа в парах)

-физминутка

- практический (коллективное выполнение)

- самостоятельная работа

- словесный (решение задачи)

-практический метод

- самостоятельная работа

- словесный (беседа)

-самостоятельная работа

- самостоятельная работа

4  мин

2 мин

4 мин

5 мин

4 мин

Создание проблемной ситуации                

Ребята, продолжим урок, давайте решим задачу вместе (слайд):

«Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой». Сколько конфет лежало во второй коробке?»

- Прочтите задачу.

- О чём эта задача?

- Давайте составим краткую запись.

- Назови условие данной задачи (то есть что известно)?

- Что сказано о конфетах в 1 коробке? (их количество неизвестно)

- Что сказано о конфетах во 2 коробке? (лежало в 2 раза > конфет)

- Если во 2 коробке в 2 раза >, то что мы можем сказать о конфетах в 1 коробке? (в первой коробке лежало в 2 раза <)

- Назовите требование данной задачи (то есть прочитайте вопрос задачи)? (Сколько конфет лежало во второй коробке)

- Ребята, посмотрите на краткую запись. Можно ли решить ДАННУЮ задачу? Почему?

- Каких ДАННЫХ недостаёт в условии этой задачи?

- Какими ДАННЫМИ можно дополнить нашу краткую запись, чтобы можно было решить эту задачу? (знать, сколько конфет лежало в 1 коробке)

- Давайте определимся, сколько конфет у нас будет лежать в одной коробке? (6)

- Решите полученную задачу.

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (слайд)

- Назовите цель нашего урока. (слайд)

(Научиться решать задачи с недостающими данными.)

- Откройте учебники на странице 75.

- Кто прочитает № 218?

- Давайте повторим правила работы в парах.

- Объединитесь в пары и выберите правильный ответ.

- Почему номер 2 задача с недостающими данными? Почему ты так решил?

- Что значит «столько же»?

- Кто думает по-другому?

- Как называется задача с недостающими данными? (ЗАДАЧА, ГДЕ НЕ ДОСТАЁТ ДАННЫХ)

- Прочитайте задание до конца.

- Давайте выберем число (13)

- Выйди и составь краткую запись на доске, реши задачу. (Остальные делают самостоятельно в тетрадях).

- У кого получилось другое решение?

- Запиши на доске.

- Те, у кого получилось 2 разных правильных решения, поставьте «+» на полях.

- Давайте повторим, как называются задачи, когда в условии не достаёт данных? (с недостающими данными)

- Прочитай задачу под № 219.

- Объединяемся в пары.

У нас на столе лежат листочки, на которых вы придумаете задачу с недостающими данными.  Сделайте для задачи краткую запись и дайте её решить своему соседу. На работу у вас есть 5 минут. Желаю удачи! Приступаем.

- Проверьте задачу друг у друга. Если правильна решена задача, то поставьте на полях «+».

ФИЗМИНУТКА.

- Прочитайте задание № 220.

- А теперь прочитайте текст задачи.

- Сделаем краткую запись.

- О чём и о ком говорится в задаче?

- Прочитай требование к задаче.

- Значит неизвестное данное будет? … (сколько учащихся занималось в студии больного танца)

- Можно ли решить эту задачу? Почему? (не достаёт данных)

- Каких данных не достаёт? (сколько учащихся занималось в хоровой студии)

- Приведи пример числа, которое НЕЛЬЗЯ использовать в этой задаче в качестве числового данного об учащихся хоровой студии?

- Какие можно использовать? (Числа, которые делятся на 2)

- Решите задачу.

- Двигаемся дальше.

(УСТНО) Прочитайте задание под №222.

- Что такое недостающее данное? (данное, которого не достаёт, не хватает)

- Какое данное в условии задачи является недостающим? (сколько привезли груш)

- Дополните задачу, чтобы она являлась простой.

- Что значит промежуточное неизвестное в задаче? (есть в условии, но ничего о нём не сказано в требовании и наоборот, неизвестно в условии, но ничего о нём не сказано в требовании)

- Переформулируйте условие задачи, чтобы недостающее данное стало промежуточным неизвестным.

- Какая теперь это задача? (составная)

(слайд) «В школьную столовую привезли 50 кг яблок, а груш «в» или «на» … «<» или «>».

- каждый подставит своё число и решит задачу устно.

 

 

- Открываем рабочие тетради на странице 50.

- Прочитайте №117

- Сколько на прогулку вывели собак? (неизвестно)

- Прочитайте снова условие задачи. (слайд) (…Из них ПОЛОВИНА – овчарки, …)

- Кто догадался, какие числа НЕЛЬЗЯ использовать в задаче? (НЕ ЧЁТНЫЕ)

- Дополните задачу и решите её.

(слайд с решением задачи)

- У кого правильно, поставьте «+» на полях.

- Прочитайте №119

- Что значит РЕАЛЬНО возможными недостающими данными? (за которые дни можно реально прочитать обе книги)

- Какие условия в задаче? (1 книга – 45 стр, а 2 – 25.)

- Какое требование? (За сколько дней мы прочитаем 1 и 2 книгу)

- Мы будем читать ПОРОВНУ КАЖДЫЙ ДЕНЬ, значит

- Какое тут недостающее данное? (сколько страниц можно прочитать за 1 день)

- Решите задачу. Запишите ответ в рабочих тетрадях.

- Скажите, какие недостающие числа можно взять при решении этой задачи? (2, 7, 10)

- Дополните задачу и решите её.

(слайд с решением задачи)

- У кого правильно, поставьте «+» на полях.

- Решите самостоятельно №120.

Решать проблемную ситуацию

 

Выполнять задание

Отвечать на вопросы

Формулировать тему и цель урока

Работать в тетрадях

Отвечать на вопросы

Выполнять задание

Оценивать работу

Решать вместе с проговариванием

Работать в парах

Оценивать работу

Выполнять самостоятельно

Отвечать на вопросы

Выполнять задание

Выполнять задание коллективно

Отвечать на вопросы

Оценивать работу

Отвечать на вопросы

Выполнять задание самостоятельно

П.- узнавание новой темы при взаимодействии с детьми.

К.- слушать и понимать речь других.

К.- уметь обмениваться мнениями.

П.- умение работать по учебнику.

К.- уметь слушать другого ученика.

Р.- принимать и сохранять учебную задачу.

П.- умение высказывать свое мнение.

Л.- умение сравнивать.

Р. - умение анализировать.

Л.- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

П.- поиск и выделение необходимой информации.

П.- умение высказывать свое мнение.

П.- умение работать по учебнику.

П.- умение работать по рабочей тетради.

Л.-  умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор; умение выделить нравственный аспект поведения.

Итог урока

-словесный (ответы на вопросы)

2 мин

-Ребята, посчитайте, пожалуйста, свои плюсы на полях.

У кого 5 плюсов – поставьте на полях «5».

У кого 4 – оценку «4».

3 плюса и менее – «3».

Итак, ребята, скажите пожалуйста, какую тему мы сегодня проходили? (Задачи с недостающими данными)

- Так какие это задачи? Как понять «недостающие данные»? (задачи, где не хватает, не достаёт данных)

(слайд) Запишите домашнее задание:

Учебник: с. 76 №221 (в р.т. №115). Р.т. с. 51 №118, №120.

Отвечать на вопросы

Записывать домашнее задание

П.- осуществлять анализ пройденной работы на уроке.

V.Рефлексия

-словесный (ответы на вопросы)

- анализ своей деятельности на уроке

2 мин

- Ребята, сейчас я попрошу ответить на вопрос, каким для вас был сегодняшний урок вначале, в середине и в конце.

- Оцените себя: на сколько вы научились решать задачи с недостающими данными?

- Для этого вам поможет слайд.

(слайд) «Для меня сегодняшний урок …»

- До свидания! Спасибо за урок!

Анализировать свою деятельность на уроке.

Р.-  анализировать собственную работу на уроке

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Задачи с недостающими данными

Тема: Задачи с недостающими данными...

Презентация по математике "Решение задач с недостающими данными".

Математику, друзья,Не любить никак нельзя.Очень точная наука,Очень строгая наукаЭта математика!...

Конспект урока на тему"Задачи с недостающими данными" (УМК"ПНШ"3 класс)

Цели урока: формирование умений распознавать задачи с недостающими данными, преобразовывать их условие.Планируемые результаты:Личностные:- формировать интерес к изучению данной темы;- развивать умение...

Решение задач с недостающими данными

урок математике по теме "Решение задач с недостающими данными" 3 класс по системе РО Занкова...

Задачи с недостающими данными

конспект урока математики по теме "Решение задач с недостающими данными" 3 класс по системе РО Занков...

презентация Задачи с недостающими данными

Презентация к уроку математики по теме "Решение задач с недостающими данными" 3 класс по РО Занков...

Урок математики в 3 классе: Задачи с недостающими данными.

Цель урока: познакомить  с новым видом задач: задачи с недостающими данными. Планируемые результатыПредметные УУД:формирование умения распознавать  задачу с неполными данными, осуществл...