Развитие логического мышления младших школьников
презентация к уроку по математике (1, 2 класс) на тему
Презентация содержит в себе информацию о том, какие методы и приемы можно использовать на уроках русского языка и математики для развития логического мышления младших школьников, а также примеры упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_logicheskogo_myshleniya_mladshih_shkolnikov_ryzhova_l.i._.ppt.pptx | 171.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие логического мышления Введение. Особенности логического мышления младших школьников. Методика «Четвёртый лишний». Приёмы развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка и математики. Выводы.
Введение Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, искать нестандартные пути к верному решению .
Особенности логического мышления младших школьников В младшем школьном возрасте происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие именно теоретического мышления .
Для определения уровня развития логического мышления учащихся часто используют методику «Четвёртый лишний». троллейбус, трамвай, автобус, трактор; берёза, сосна, дерево, дуб; самолёт, телега, человек, корабль; Александр, Фёдор, Семён, Иванов; метр, сантиметр, килограмм, километр; слесарь, водитель, врач, книга; дедушка, учитель, папа, мама.
Приёмы развития логического мышления младших школьников Подобрать родовое понятие Назвать причины событий Назвать следствия событий Найти новое слово по образцу Назвать одним словом Составить новое слово из данных Составить предложение Подобрать противоположные понятия
Подбери родовое понятие к следующим словам: карась – … дуб – … василёк - … картофель – … грач – … шофёр - … осень – … шмель – … метр – …
Назови вероятные причины следующих событий: насморк – … синяк – … авария – … ошибка – … наказание – … наводнение – … драка – …
Назови возможные следствия следующих событий: засуха –… праздник – … сражение – … молния – … осень – … опасность – … болезнь – …
Назови одним словом следующие группы слов: лилия, ромашка, тюльпан, орхидея соловей, дятел, клёст, аист блузка, брюки, юбка, платье морковь, капуста, свекла, огурец кукла, мячик, скакалка, кубики оса, бабочка, комар, пчела, шмель
Подбери нужное слово по смыслу: кровать – лежать, стул - … малина – ягода, девять – … человек – ребенок, собака - … овца – стадо, буква - … воробей – птица, окунь - … волк – пасть, птица - … растение – семя, птицы - … бежать – стоять, кричать- …
Скажи одним словом: обвести вокруг пальца - обмануть развесить уши - … прикусить язык - … бить баклуши - … бросить камень в чужой огород … душа в пятки ушла- … как в воду глядеть - …
Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово: автомобиль, тормоз – автор колос, роза, вата - … кора, лото, боксер - … баран, рана, банка - …
Составь предложение, в котором бы были эти три слова: лиса, варенье, лавка мальчик, клен, пень
Укажи целое, частью которого являются: карман – … смычок -… жабры – … ветка – … рукав – … палец – … окно – … циферблат – … ручка – … ступень – … лепесток – … крыло – …
Подбери противоположные понятия: большой – … свет – … радость –… храбрость – … быстрый – … яркий – … день – … сладкий – … грустный – … начало – … длинный – … ложь – … победа – … узкий - … молодость – … бодрый – …
Развитие логического мышления на уроках математики Составить обратные задачи. К условию задачи выбрать подходящий вопрос. Найти схему, соответствующую условию задачи. Числовые выражения разделить на группы разными способами. Найти закономерность и продолжить ряд выражений. Игры со спичками.
Найти закономерность и продолжить ряд чисел (ряд фигур) 2, 4, 8, … 1, 2, 4, 7, … 1, 3, 2, 4, 3, 5, …
«Магический квадрат» 7 ? ? 2 ? ? 3 8 ? ?
Задачи, требующие нестандартного мышления У двух зрячих один брат слепой, но у этого слепого нет зрячих братьев. Как это возможно? Он мой дед, но я ему не внук. Как это возможно? Я тебе дочь, но ты мне не мать. Как это возможно? У меня есть сестра, а у моей сестры сестры нет. Как это возможно? Ответы: у слепого зрячие сестры, у деда — внучка, у дочери — отец, в последней задаче у сестры — брат.
Выводы: В процессе обучения учитель должен помочь младшему школьнику: научиться рассуждать, анализировать; выделять главное; сопоставлять и сравнивать факты, различные точки зрения; научиться задавать вопросы, а также пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счёте, может привести к личным победам в развитии ума.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСТ.
В статье представлен теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. На основе анализа литературы описаны виды мышления, особенности мыш...
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"
Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....
Развитие логического мышления младших школьников
Работа по защите категории...
Задания на развитие логического мышления младших школьников
Задания на развитие логического мышления у младших школьников. В первом классе предлагаю задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами логическ...
Развитие логического мышления младших школьников
В современном обществе стала актуальной тема развития талантливых детей. Необходимо развивать логическое мышление, память, внимание на уроках математики, русского языка и во внеурочной деятельности....
Обобщение опыта работы по теме "Роль продуктивных приемов решения задач в развитии логического мышления младших школьников"
Целью современной школы являются личностное и познавательное развитие учащихся, способное обеспечить умение учиться. В начальной школе новообразованием является мышление , оно приобретает домини...
Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников.
Развитие логического мышления - одна из важных задач обучения. Широкие возможности в этом отношении открывает решение школьниками нестандартных задач. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамкам...