программа "Умники и умницы" 3класс
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Третьякова Лариса Фёдоровна

программа кружка "Умники и умницы " 3класс Холодова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_matematike_3klass.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Алтайская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________/____________/

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ

_____________/______________/

«__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор  МБОУ

_____________/______________/

Приказ № ___ от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                                                                                                по внеурочной деятельности

                                                                                                                          «Умники и умницы» (3 класс)

                                                                                                                             на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа составлена на основе: Программы

                                                                                                                                                               Составитель программы: Третьякова Л.Ф.,

РПС  Холодова О.А.                                                                                                                                              учитель начальных классов  высшей  

        

Москва «РОСТ» 2011                                                                                                                                          квалификационной категории

                                                                                                                                  Алтай 2017

Пояснительная записка

        Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011 г. , в соответствии с учебным планом МБОУ Алтайская СОШ.

            

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1.  развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2.  развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3.  развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4.  формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5.  развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6.  формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7.  формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Место курса в учебном плане : 34 часа (1 час в неделю).       

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса

Личностные результаты: 

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты:  

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты: 

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

 Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

     

                                             

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Тип занятия

Технологии

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Дата

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Нестандартные задачи. (вводное занятие)

Комбинированный/ игровая      

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять  значение слов и выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Узнавать предметы по их  признакам.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Составлять      и преобразовывать фигуры.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Узнавать предметы по их  признакам.

Узнавать предметы по их  признакам.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Выделять закономерности, завершать схемы.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Узнавать предметы по их  признакам.

Стартовый контроль

Диагностика

2

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Прогностический

контроль

3

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Рефлексивный контроль

4

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Прогностический контроль

Контроль по результату

5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Комбинированный/ игровая      

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

6

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Комбинированный/ игровая      

Прогностический контроль

Контроль по результату

7

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

8

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Прогностический контроль

Контроль по результату

9

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

10

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Прогностический контроль

Контроль по результату

11

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Прогностический контроль

Контроль по результату

12

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

13

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Прогностический контроль

Контроль по результату

14

Развитие концентрации внимания.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

15

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Прогностический контроль

Контроль по результату

16

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Прогностический контроль

Контроль по результату

17

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

18

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Комбинированный/ игровая      

Прогностический контроль

Контроль по результату

19

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

20

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Прогностический контроль

Контроль по результату

21

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

22

Тренировка  слуховой памяти. Развитие мышления.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Прогностический контроль

Контроль по результату

23

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

24

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

25

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Комбинированный/ игровая      

Прогностический контроль

Контроль по результату

26

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Прогностический контроль

Контроль по результату

27

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Рефлексивный контроль

Про

гностический контроль

28

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

29

Тренировка  слуховой памяти.

Развитие мышления.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Прогностический контроль

Контроль по результату

30

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

31

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Нестандартные задачи.

Комбинированный/ игровая      

Прогностический контроль

Контроль по результату

Прогностический контроль

Контроль по результату

32

Нестандартные задачи. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

Комбинированный/ игровая      

Прогностический контроль

Контроль по результату

33

34

Резерв.