Конспект урока математики "Нумерация многозначных чисел. Чтение многозначных чисел" 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Машталер Людмила Алексеевна

Тип урока: открытие новых знаний   (ОНЗ).

Учебник (УМК): «Школа 2000», Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться».

Тема: «Нумерация многозначных чисел.  Чтение многозначных чисел».

Класс: 3

Основные цели:

1)   сформировать представление о понятиях «многозначное число», «класс», «разряд», «разрядные единицы», способность к чтению многозначных чисел;

2)   актуализировать знания о натуральном ряде чисел, нумерации трехзначных чисел;

3)   тренировать навыки письменного приема умножение на однозначное и круглое число.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл numeratsiya_mnogozn._chisel_3_klass.docx41.94 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Урок математики

Тип урока: открытие новых знаний   (ОНЗ).

Учебник (УМК): «Школа 2000», Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться».

Тема: «Нумерация многозначных чисел.  Чтение многозначных чисел».

Класс: 3

Основные цели:

1)        сформировать представление о понятиях «многозначное число», «класс», «разряд», «разрядные единицы», способность к чтению многозначных чисел;

2)        актуализировать знания о натуральном ряде чисел, нумерации трехзначных чисел;

3)        тренировать навыки письменного приема умножение на однозначное и круглое число.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Оборудование к уроку: компьютер

Демонстрационный материал: 

1)        нумерационная таблица:

классы

миллиарды

миллионы

тысячи

единицы

разряды

сот.

дес.

ед.

сот.

дес.

ед.

сот.

дес.

ед.

сот.

дес.

ед.

  1. числа

2)        карточки (2 шт.):  

сот.

дес.

ед.

3)        алгоритм умножения круглых чисел:               4) задание на этапе актуализации знаний:

1. При записи нули сместить вправо.

2. Умножить, «не глядя на нули»

Умножаю единицы…

– Умножаю десятки…

3. Приписать все нули.

4. Прочитать ответ.

5)        опорная схема для чтения многозначного числа:

Раздаточный материал: 

1)        задание на этапе актуализации знаний:

2)        задание для самостоятельной работы:

3)        эталоны для самопроверки:

числа

правильные ответы

правильное чтение числа

1)   7’398

верно

7 тыс. 398

2)   53’429

неверно

53 тыс. 429

3)   200’674

верно

200 тыс. 674

4)   8’670’052

верно

8млн. 670 тыс. 52

5)   20’000’000

неверно

20 млн.

6)   756’453’895

верно

756 млн. 453 тыс. 893

  1. Ход урока:

1 Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1)        мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством включения в игру «путешествие во времени»;

2)        определить содержательные рамки урока: множество чисел.

Организация учебного процесса на  этапе 1:

Для подготовки детей к изучению данной темы учитель может использовать материал уроков 16–17 учебника. Тексты могут изучаться детьми самостоятельно или под руководством учителя. Во внеклассной работе желательно провести игру «Путешествие во времени». Для этой игры каждому ребенку потребуется набор цифр от 0 до 9. Дети выходят к доске по три человека. Класс на «машине времени» переносится в те времена, когда люди считали предметы с помощью пальцев. Учащиеся у доски – «счетчики». Определяется их порядок — справа налево. Дети, стоящие у доски, показывают любую цифру, остальные — читают получившееся трехзначное число.

Учитель обращает внимание детей:

– на разницу в значениях слов «число» и «цифра»;

– на правильное называние разрядов (сотни, десятки, единицы);

– на то, что цифра 0 обозначает отсутствие единиц какого - либо (данного) разряда и т.д.

На доске запись: «Путешествие во времени».

  • Прочитайте запись, сделанную на доске. Что она вам напоминает? (Игру «Путешествие во времени».)
  • Какие знания мы использовали для данной игры? (Знания о числе и цифре, чтении, записи и сравнении чисел…)

На доске нарисована диаграмма Венна.

  • Множество A — множество всех чисел. Назовите его подмножества, которые вы уже изучили. (Например, множество однозначных, двузначных чисел;
  • множество четных и нечетных чисел;
  • круглых и некруглых и т.д.)
  • А кто догадался, чему же будет посвящен наш урок? (Мы узнаем что-то новое о числах)
  • Да вы правы, сегодня мы продолжим путешествие не только во времени, но и в множестве чисел А и побываем в одном из его подмножеств.

  Учитель читает:

         Множество чисел нас ждет впереди,

         Смело, уверенно с другом иди.

  • Как надо построить урок, чтобы вы смогли узнать что-то новое? (Сначала повторим необходимое, потом выполним пробное задание, выясним причину наших затруднений, поставим цель, составим план наших действий, будем действовать по плану и выведем что-то новое)
  •  Итак, с чего начнем? (С повторения)

2.        Актуализация знаний и фиксация индивидуального  затруднения в пробном действии.

Цель:

1)        актуализировать знания нумерации трехзначных чисел: название разрядов, соотношение между разрядными единицами, принцип поместного значения цифры в записи чисел;

2)        тренировать устные вычислительные навыки; письменный прием умножения на однозначное и круглое число;

3)        зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний для чтения чисел, содержащих более трех разрядов.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1)        Актуализация знаний нумерации трехзначных чисел.

Игра «Путешествие во времени». Дети готовят карточки с цифрами.

  • Итак, путешествие во времени началось. Приготовьте карточки с цифрами.

Учитель вызывает к доске разное количество детей от 1 до 3. Дети выходят к доске с разными цифрами и составляют числа. Остальные должны прочитать число и дать его характеристику (Например, число 256 — трехзначное, в записи использовано три разных цифры, в числе 2 сотни 5 десятков и 6 единиц, соседи числа  — 255 и 257). Достаточно поработать с 3–4 числами.

Последнее задание:

  • Покажите число, в котором 4 сотни, 5 десятков и 6 единиц.
  • Сколько различных чисел можно составить из цифр 4, 5 и 6? (6.)

Дети составляют числа, которые называют дети, вставая в нужном порядке:

456; 465; 546; 564; 645; 654.

  • Сколько цифр существует для записи любых чисел? (10 – от 0 до 9)
  • Сколько единиц каждого разряда образуют новую счетную единицу? (10 единиц каждого разряда образуют новую счетную единицу.)
  • Сколько разрядов в трехзначном числе? Назовите их. (Три: сотни, десятки, единицы.)

Учитель вывешивает на доску карточку.

сот.

дес.

ед.

2)        Тренинг устных и письменных вычислительных навыков.

На доске записаны выражения:

      16 : 4        13 · 5        14 · 70.

  • Какие числа использованы для записи выражений? (Однозначные, двузначные, круглое.)
  • По каким признакам каждое выражение может быть «лишним»? (16 : 4 — табличный случай деления; 13 · 5 — в записи использованы нечетные числа, 14 · 70 — умножение на круглое число, в записи использованы два двузначных числа.)
  • Найдите значение первого выражения. (4.)

Учитель записывает это число на доске: 4.

  • Найдите значение второго выражения. (65.)

Учитель записывает это число на доске рядом с цифрой 4. (465.)

  • Прочитайте получившееся число. (Четыреста шестьдесят пять)
  • Найдите значение третьего выражения. Какие знания будете использовать для вычислений? (Алгоритм письменного умножения круглых чисел.)

Учитель вывешивает на доску алгоритм.

1. При записи нули сместить вправо.

2. Умножить, «не глядя на нули»

Умножаю единицы…

– Умножаю десятки…

3. Приписать все нули.

4. Прочитать ответ.

Один ученик записывает решение на доске с комментированием, остальные – в тетрадях.

×  1 4

       7 0

    9 8 0

  • Что обозначает нуль в записи числа? (Отсутствие единиц данного разряда.)
  •  Давайте подведем итог. Что повторили? (Числа записываются различными цифрами;

 нуль обозначает отсутствие единиц данного разряда, запись трехзначных чисел по эталону

разряды: с., дес., ед.)

  • Что будете делать теперь? (Вы нам дадите задание, в котором будет что-то новое.)

3)         Задание для пробного действия.

Учитель записывает число 980 на доске рядом с цифрами 465 (465980).

У каждого ученика листочек с различными вариантами чтения числа 465980, один из которых верный.

  • На доске записано число. Прочитайте его про себя и обведите на листочках верный вариант прочтения этого числа.

Дети самостоятельно выполняют работу.

  • Какие варианты ответов обвели? (…)
  • Кто выбрал первый вариант ответа?

Дети поднимают руки. Варианты ответов детей учитель фиксирует на доске.

  • Число одно, а вариантов прочтения много. Может ли такое быть? (Нет.)
  • Какой вариант верный? (Не знаем, нет подходящего способа.)
  • Чего же вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти верный вариант ответа прочтения этого числа. Мы не можем доказать, что выбранный нами вариант верный.)

 3. Выявление места и причины затруднения.

 Цель:

1)        организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;

2)        организовать согласование цели и темы урока и её фиксирование.

Организация учебного процесса на 3 этапе:

  • Когда у человека есть затруднение, что надо искать? (Искать причину затруднения, почему возникла трудность.)
  • Какое задание выполняли? (Обводили на листочках верный вариант прочтения данного числа.)
  •  Чем это задание отличается от предыдущих  заданий? (Мы умеем читать и записывать трехзначные числа, а с такими большими числами мы еще не работали.)
  • Почему возникло затруднение? (Нет способа  прочтения  многозначных чисел)  

4.        Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1)        организовать взаимодействие с целью знакомства с новыми классами: тысяч, миллионов, миллиардов;

2)        зафиксировать новое знание о многозначном числе в речи и знаково.

Организация учебного процесса на 4 этапе:

  • Уточните, нам нужен способ прочтения чего? (Чисел, в названии которых есть слова миллион, тысячи.)
  • Как можно назвать все числа, которые записаны с помощью большого количества цифр? (Многозначные числа.)
  • Чему мы должны научиться на уроке? (Научиться читать многозначные числа.)
  • Назовите тему урока. (Многозначные числа.)
  • Что нам поможет? (умение читать трёхзначные числа)
  • По какому плану вы будете работать? ( разбить числа на группы по 3 цифры  в каждой, прочитать, используя слова тысяч, миллионов, миллиардов)

5.        Реализация построенного проекта.

Цель:

  • 1) Организовать реализацию построенного проекта  в  соответствии с планом.
  • 2) зафиксировать новый способ действия в речи и с помощью эталона;
  • 3) зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Учитель просит детей выложить на парте карточки с цифрами 4, 6, 5, 9, 8, 0.

  • Разбейте число на группы по 3 цифры в каждой.

Дети разбивают на партах цифры числа на две группы: 465 980.

  • Можете ли вы прочитать? (Да. Получилось два трехзначных числа.)
  • Как нужно прочитать число, чтобы было понятно, что записано одно многозначное, а не два трехзначных? (Надо после каждой группы поставить слова: миллиард, миллион, тысяча.)
  • Правильно. Такие группы цифр образуют классы. Сколько классов в нашем числе? (Два класса.)
  • Чем похожи классы? (В каждом классе три разрядные единицы.)
  • Правильно. И называются разрядные единицы каждого класса одинаково: сотни, десятки, единицы.

Учитель присоединяет карточки вместе, подписывая классы единиц и тысяч.

 тысячи        единицы

сот.

дес.

ед.

сот.

дес.

ед.

  • Назовите число, записанное в классе единиц. (980.)
  • Прочитайте число другого класса. (465.)
  • Сколько разрядных единиц в числе? (Шесть: 3 разрядных единицы в классе единиц,
    3 разрядных единицы в классе тысяч.)
  • Прочитайте число.(465 тысяч 980.)
  • Указываются названия всех классов, кроме единиц. Проверьте правильность вашего выбора.

Дети на листочках фиксируют правильный вариант прочтения числа.

  • Какие еще названия классов вы знаете? (Миллион, миллиард.)

Если дети не ответят, можно посмотреть в нумерационную таблицу.

Учитель выставляет на доску нумерационную таблицу с записанными числами или дети работают по учебнику (1, стр.60).

классы

миллиарды

миллионы

тысячи

единицы

разряды

сот.

дес.

ед.

сот.

дес.

ед.

сот.

дес.

ед.

сот.

дес.

ед.

  1. числа

3

6

8

8

0

5

9

8

0

5

0

0

0

8

3

1

9

5

0

0

0

0

8

1

3

6

7

9

7

2

1

2

1

0

6

8

0

4

5

9

0

0

8

3

0

0

0

0

0

0

0

6

9

8

2

0

5

0

1

6

5

8

4

3

3

4

2

1

7

5

2

9

8

3

8

5

2

7

4

4

4

4

1

2

  • Что общего во всех классах? (В каждом классе 3 разряда. Название разрядов аналогично: сотни, десятки, единицы.)
  • Чем отличаются классы? (Только названиями классов.)
  • Как прочитать любое многозначное число? Что сделаем сначала? (Сначала число разбиваем на классы, по 3 цифры справа налево.)        
  • Что делаем потом? (Читаем число единиц каждого класса, называя его (кроме класса единиц).)

Учитель показывает детям эталон:

* —скобки обозначают, что название класса единиц при чтении мы не называем.

  • Прочитайте числа в нумерационной таблице «цепочкой».

Дети выполняют задание.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней  речи.

Цель:

  •         Зафиксировать во внешней речи план чтения многозначного числа.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Предлагаю вам поиграть. Возьмите карточки с цифрами. Сколько человек я могу пригласить к доске для игры в «Путешествие во времени»? (Больше 3.)

Дети выходят к доске группами от 4 до 12 человек. Остальные дети читают получившиеся числа.

Учитель предлагает детям ответить на дополнительные вопросы:

  • Сколько в числе разрядных единиц?
  • Прочитай число класса тысяч?
  • Сколько в числе всего десятков миллионов? и т.д.                  
  • Потренируемся читать многозначные числа, не записанные в таблице. Для чтения пользуйтесь опорной схемой.

2 (б, в), стр.60.

1)        – Прочитайте числа, записанные под буквой в.

Дети с места читают с комментированием шагов. (Разбиваем число на классы, по три разряда справа налево. Читаем число, называя классы.)

2)        – Предлагаю вам поработать в парах. Выполните задание под буквой б, читая числа друг другу.

Дети работают в парах. Если кто-то из учащихся сомневается в правильности чтения, то учитель помогает.        

7.        Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1)        тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2)        проверить своё умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • Прослушайте магнитофонную запись. Название числа вы услышите дважды. Заполните вторую графу таблицы словами верно или неверно.

Запись на магнитофоне (числа прочитываются дважды):

7 тыс.398; 53 тыс.429 ед.; 200 тыс.674; 8млн.670 тыс.52; 2 млн.; 756 млн.453 тыс.89.

Дети заслушивают запись и записывают на листочках нужные слова.

  • Проверьте свою работу. Запишите результаты проверки в третью графу таблицы.

Учитель раздает листочки  для самопроверки.

числа

правильные ответы

правильное чтение числа

1)         7’398

верно

7 тыс. 398

2)         53’429

неверно

53 тыс. 429

3)         200’674

верно

200 тыс. 674

4)         8’670’052

верно

8 млн. 670 тыс. 52

5)         20’000’000

неверно

20 млн.

6)        756’453’895

верно

756 млн. 453 тыс. 895

Дети проверяют правильность выполнения задания.

  • Кто допустил ошибку? (…)
  • Какую ошибку допустили? (…)
  • Что делать, чтобы избегать ошибок в дальнейшей работе?
  • Кто справился с заданием без ошибок, поставьте себе «+».

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1)        тренировать способность детей к чтению многозначных чисел (в том числе последовательных);

2)        тренировать навык к использованию письменного умножения на однозначное и круглое число.

Организация учебного процесса на этапе 8:

1)        3,стр. 60.

  • Прочитайте задание. Что нужно сделать для того, чтобы выполнить задание? (Сначала надо правильно прочитать числа, потом назвать числа последовательно, при необходимости переходя через разряд.)

4 человека по очереди проговаривают последовательные числа натурального ряда.

Остальные учащиеся при необходимости исправляют.

2)        8 (б), стр.60.

В задании предлагается выполнить умножение в столбик круглых чисел. Задание выполняется с опорой на алгоритм:

1. При записи нули сместить вправо.

2. Умножить, «не глядя на нули»

   – Умножаю единицы.

    Умножаю десятки.

3. Приписать все нули.

4. Прочитать ответ.

  • Выполните работу самостоятельно.

По окончании работы учитель просит детей прочитать получившиеся ответы.

×        8 3 0 0        × 2 7        × 6 8 0 0 0        × 7 5

4           8 0 0           9           2 0 0 0            

3 3 2 0 0        2 1 6 0 0        6 1 2 0 0 0        1 5 0 0 0 0

  • Какие числа получились в ответах? (Многозначные.)
  • Сможем ли мы правильно прочитать числа? (Да.)
  • Прочитайте.

Дети зачитывают ответы, при необходимости учитель корректирует или исправляет детей.

9.        Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

1)        зафиксировать достижение поставленных целей;

2)        оценить собственную деятельность;

3)        обсудить домашнее задание.                        

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Посмотрите на диаграмму Венна, которая появилась в начале урока, и скажите, какое

множество чисел мы сегодня изучали? (Множество многозначных чисел.)

Учитель дополняет рисунок стрелкой и пишет слово «чтение», фиксируя основное знание урока.

  • С каким затруднением столкнулись на уроке? (Не знали, как правильно прочитать число.)
  • Какую цель ставили перед собой? (Научиться читать многозначные числа.)
  • Достигли вы цели урока? (…)
  • Что нового узнали на уроке? (В многозначном числе есть классы, в каждом из которых по три разряда.)
  • Довольны ли вы своей работой?
  • Будем ли мы работать с этим множеством на следующих уроках? Если да, то чему бы вы хотели научиться? (…)
  • На следующих уроках продолжим изучать многозначные числа.

Домашнее задание:

записать в тетрадь теорий новую опорную схему;

         8 (а), стр.61;  6, стр.61 (найти задачи на приведение к единице
и составить к ним выражения);

        придумать и записать 5 многозначных чисел (не более 12 знаков)
и прочитать их; или найти в книгах предложения с большими числами,
записать в тетрадь и прочитать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики " Деление многозначного числа на однозначное" 4 класс УМК Начальная школа 21 века

Урок математики " Деление многозначного числа на однозначное" проведён в нестандартной форме. Цель занятия: усвоение алгоритма деления. В тоже время, обучающиеся узнают много фактов из истории Олимпи...

Конспект урока математики " Деление многозначного числа на однозначное" 4 класс УМК Начальная школа 21 века

Урок математики " Деление многозначного числа на однозначное" проведён в нестандартной форме. Цель занятия: усвоение алгоритма деления. В тоже время, обучающиеся узнают много фактов из истории Олимпи...

Конспект урока математики "Сравнение многозначных чисел".

КОНСПЕКТ УРОКА  МАТЕМАТИКИТема: Сравнение многозначных чисел.Цели деятельности учителя: формирование  у обучающихся алгоритма сравнения многозначных чисел, совершенствование умения решения з...

Конспект по математике «Нумерация многозначных чисел. Закрепление», 4 класс

Конспект по математике «Нумерация многозначных чисел. Закрепление», 4 класс...

Технологическая карта урока математики «Умножение многозначных чисел» (УМК «Перспектива», 3 класс).

Цель урока: создание условий для формирования представлений о письменном умножении многозначных чиселЗадачи урокаДидактические:1. Вспомнить таблицу умножения, умножение двухзначных и однозначных чисел...

Технологическая карта урока математики "Нумерация многозначных чисел" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель деятельности учителя:формирование представлений о понятиях «многозначное число», «класс», «разряд», «разрядные единицы»; способность к чтению много...