Главные вкладки

    Конспект урока математики " Деление многозначного числа на однозначное" 4 класс УМК Начальная школа 21 века
    план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

    Шевцова Татьяна Николаевна

    Урок математики " Деление многозначного числа на однозначное" проведён в нестандартной форме. Цель занятия: усвоение алгоритма деления. В тоже время, обучающиеся узнают много фактов из истории Олимпийских игр и о достижениях российских спортсменов Олимпиады в Сочи. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока. Деление многозначного числа на однозначное. 3 класс. Начальная школа 21 века.

    Учитель: Шевцова Татьяна Николаевна.  

    Основные цели:

    • формировать способность к рефлексии контрольно-коррекционного типа, к фиксации затруднений по теме «Деление многозначных чисел на однозначное», к выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения и т.д.;
    • тренировать умение деления углом на однозначное число.
    •  тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

    Формирование УДД:

    Личностные – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьниками умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию; тренировать вычислительные навыки; анализировать и решать текстовые задачи. Определить содержательные рамки урока: деление многозначных чисел на однозначное число.

    Регулятивные – развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы. Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.

    Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    Логические – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

    Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Воспитывать личность через взаимодействие в коллективе, обучать самоанализу.

    Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний.

    Форма урока: урок-рефлексия

    Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

    Этапы урока

    Формы учебного взаимодействия

    Деятельность учителя

    Задания

    Деятельность учащихся

    Формируемые

    УУД

    1. Мотивация к коррекционной деятельности

    • Цели:
    • создать мотивацию к учебной деятельности посредством организации осознания учащихся необходимости самостоятельного исправления ошибок;
    • определить тематические рамки урока.

    Фронтальная

    Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    Прозвенел звонок, начинается урок.

    Как надо работать на уроке, чтобы было на нём интересно, чтобы провести время с пользой, чтобы в конце урока  лучше понять тему урока? (Проявить трудолюбие, не отвлекаться, поставить перед собой учебную задачу.)

    Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. 

    Слушают и смотрят слайд с данным этапом.

    Личностные – формирование универсальных учебных действий, Определить содержательные рамки урока: деление многозначных чисел на однозначное число.

    Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

    актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности;

    повторение алгоритма и эталона  деления многозначных  чисел на однозначное, правила записи и решения в столбик.

    3. Коррекция выявленных затруднений

    На основе алгоритма

    организовать исправление ошибок с помощью предложенного эталона для самопроверки;

    организовать выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки;

    организовать самопроверку  заданий.

    Фронтальная

     

    Ведёт подводящий диалог. (Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)

    Работа в группах.

    Работа в парах

     1. Вчера вы выполняли самостоятельную  работу. Со всеми заданиями вы справились? (Нет.)

     - В каком задании вы допустили ошибки? (В делении столбиком)

    - Когда вам ещё надо будет применять свои знания?  (На предстоящей контрольной  работе)

    – Какую цель вы поставите сегодня?  

    Да, вы правы. Сегодня вы будете работать  по теме

     « Деление многозначного  числа на однозначное».

    – Скажите, как строится урок, когда вы повторяете материал? 

    (Сначала мы поупражняемся в устном счёте. Потом повторим алгоритм деления в «столбик». Затем напишем самостоятельную работу, проверим её по образцу и выясним, есть ли трудности. Если трудности есть выясним их причину, попытаемся её устранить.  А  если нет трудностей, то мы выполним дополнительные задания и сами их проверим.)

    2. Итак, приступим к устному счёту.

    А помогут преодолеть трудности герои спортивного праздника, который прошёл недавно. Какой это праздник? (Слайд 1) (Олимпиада Сочи 2014)

    Что вы видите на экране? (Олимпийские кольца) (Слайд 2)

    Правильно, это символ олимпиады.

    В кольцах содержится для вас задание.

    1)На Олимпийском стадионе в первом секторе 45 рядов по 10 мест в каждом ряду. Сколько болельщиков в первом секторе, если все места будут заняты?

    2) Во втором секторе зрителей было на 150 человек больше. Сколько зрителей во втором секторе?

    3) В третьем секторе зрителей в 2 раза меньше, чем во втором. Сколько зрителей в третьем секторе?

    4) В четвёртом секторе зрителей столько же сколько их в первом и третьем секторе вместе. Сколько зрителей было в четвёртом секторе?

    5) В пятом секторе зрителей в 3 раза больше, чем в третьем. Сколько зрителей было в пятом секторе?

    3. Какие арифметические действия мы используем при делении многозначного числа на однозначное? (Деление, умножение, сложение, вычитание.)

      Провести тренировку вычислительных навыков вам помогут талисманы Зимних Олимпийских игр Зайчик, Леопард и  Белый мишка. (Слайды  4,5,6).

      Постараемся считать так же быстро, как  россиянин Вик Уайлд стремительно прошёл трассу  параллельного гигантского слалома и  завоевал золото Олимпиады в Сочи. (Слайд 3)

      Если вы правильно выполните вычисления, то узнаете,  сколько золотых, серебряных, бронзовых  медалей завоевали наши спортсмены   на Олимпиаде в Сочи - 2014. 

                     

               

    Сколько всего медалей завоевали наши спортсмены? (33)

    Верно. У наших спортсменов  первое командное место по количеству выигранных медалей.

    4. Какие трудности вы испытываете при делении  «столбиком»?  (При подборе числа в частном и нахождении остатка.)

      Предлагаю выполнить задание, которое поможет вам быстро и правильно подбирать число в частном.

      Работать будем в группах. Как надо работать в группе? (Работать дружно,  каждому предоставить возможность высказаться, уважать мнение одноклассника.)

      Если работать, уважая друг друга, поддерживая, то с любым заданием будет легко справиться. Как наши лыжники: Александр Бессмертных, Дмитрий Япаров,  Александр Легков и Максим Вылегжанин – только помогая друг другу смогли стать серебряными призерами в эстафетной гонке на Олимпиаде в Сочи.  (Слайд  7) 

    Каждая группа получает задание. (вручаются карточки. Приложение 1)

      Самопроверка по эталону. (Слайды 8-11)

    Кто выполнил задание без ошибок?

    Кто выполнил задание с 1 и более ошибок?

    5. Какой этап в делении вызывает большее затруднение?  (Нахождение неполного делимого, определение количества цифр в частном.)

      Предлагаю поработать в парах над следующим заданием.

      Не выполняя деление, определите, сколько цифр будет в частном.

    - Сколько в частном в первом примере? Во втором? В третьем?

    Познавательные:

    общеучебные; логические;

    Коммуникативные:

    Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы

    4. Обобщение затруднений во внешней речи

    Цель:

    организовать обсуждение типовых затруднений;

    организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднения.

    5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Цели:

    организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки;

    организовать фиксацию преодоления возникшего ранее затруднения.

    6. Включение в систему знаний и повторения

    Цели: - закрепить умение решать текстовые задачи; тренировать способность к безошибочному решению примеров на деление;

    развивать творческие способности учащихся.

    7. Итог урока

    Цель:

    фиксировать на достижении поставленной цели

    8. Рефлексия

    Цели: - оценить результаты собственной деятельности;

    зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, фиксировать

    способы исправления возникших ошибок при делении многозначных чисел на однозначное число.

    Фрон

    тальная

    Продолжим работу.

    1. О чём нужно помнить, чтобы правильно выполнить деление многозначного числа на однозначное? (Алгоритм деления многозначного числа на однозначное.)  (Слайд 12)

    2. Предлагаю коллективно решить пример 536 : 4  (Слайд 13)

    Знание этого алгоритма поможет решать подобные примеры без ошибок.

    Физминутка

       А теперь немного отдохнём. Выполним физминутку для газ. Спустимся с горы вместе с горнолыжником Александром Смышляевым бронзовым призёром Олимпиады Сочи 2014. (Слайд 14)

       Физминутка (Слайд 15)

    Самостоятельная работа

    Фронтальная работа

    Приступаем к самостоятельной работе.

    Для вас биатлонистка Ольга Вилухина серебряный призёр Олимпиады в Сочи приготовила задание. Вы должны попасть в цель. Поразите вы цель в том случае, если без ошибок выполните деление.

    1 в. 95 : 5=    348 : 6=       272 : 8=    

    2 в. 64 : 4=    144: 6=        272 : 8=

    Проверяем работу.

    (Если в примере обнаружена ошибка, то проверить решение по алгоритму.  Слайды 17 – 21. Если работа выполнена правильно,  то слайды 17 – 21 пропустить.)

    Оцените свою работу. (Оценочные листы Приложение 2)

    – Кому удалось выполнить вторую самостоятельную работу без ошибок?

     Как вы это сделали? (Я исправил ошибки и подобных ошибок не допустил в самостоятельной работе.)

    Физминутка

    А теперь на физминутку вас приглашает олимпийская чемпионка по фигурному катанию Аделина Сотникова. Она с раннего детства занималась спортом, много времени уделяла физическим упражнениям.

    На разминку становись!
    Вправо-влево покрутись
    Повороты посчитай,
    Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)
    Начинаем приседать —
    Раз-два-три-четыре-пять.
    Тот, кто делает зарядку,
    Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)
    А теперь ходьба на месте,
    Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)
    Станем  мы как олимпийцы

    Побеждать во всех делах. (Ходьба, хлопки над головой.)

    Разноуровневые задачи

    К следующему этапу урока вас приглашают бобслеисты Александр Зубков и  Алексей Воевода победители в заездах двойками. Они предлагают вам решить задачи про бобслей по выбору.

    Из трёх задач выберете одну.

    1уровень. Длина трассы бобслеистов равна 1500 метрам, а дорожка кёрлинга

    в 100 раз меньше. Какова длина дорожки кёрлинга?  (1. 1500 : 100 = 15 м)

     2 уровень.

    Длина трассы бобслеистов 1400 метров. Спортсмены преодолели её за 4 секунды.   С какой скоростью  спускались по ледяному жёлобу бобслеисты? (1. 1400 : 4 =350 м/сек)

      3 уровень.

    Бобслеисты за 1 минуту развивают скорость 120 километров в час. Какую скорость бобслеисты разовьют за 1 секунду? (1.  60 : 1= 60 раз, 2. 120 : 60 =2км/сек)

    Какие навыки вы применили в вычислениях задачи? (Деление на однозначное число, деление на 100.)

    Наш урок подошёл к концу.

    Вспомните, какова была цель этого урока? (Выяснить, достаточно ли хорошо мы умеем применять свои знания: делить  многозначные числа на однозначные.)
    – Какую цель поставили перед собой те, кто допустил ошибки в первой самостоятельной работе? 
    (Найти ошибку; выяснить, в чем она заключалась, сделать работу над ошибками и решить подобное задание.)
    – Какие задания вызвали больше всего затруднений? (…)

    - Довольны ли вы своей работой?


    – Положите перед оценочную карточку,  на обратной стороне напишите тему, над которой вам необходимо еще поработать. 

    Удалось ли вам, как и нашим спортсменам, одержать победу над собой? Над своими ошибками, промахами? (Слайд )

    Давайте, как олимпийцы, стремиться быть Быстрее, выше, сильнее! Это девиз в спортсменов всего мира!

    Оценивание.

    Домашнее задание.

    • Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания.

    с. 108 №5 (1,2 столбики), задача №9

    Длина бобслейной трассы составляет 1500-2000 м, с 15-ю виражами с минимальным 8-метровым радиусом. Во время спуска боб может развивать скорость около 135 км/ч всего за 60 секунд, при этом спортсмены испытывают четырехкратную силу тяжести.

    Приложение 1.

    Первая группа.

    1.Какие остатки могут получиться при делении:

     на 3  ______

     на 8 _______

    2.Разделите с остатком число 19

      на 4, 5, 6, 7, 8.

    ________________________

    _________________________

    _________________________

    _________________________

    _________________________

    Что вы скажете про остаток?

    Вторая   группа.

    1.Какие остатки могут получиться при делении:

     на 2  ______

    на 9 _______

    2.Разделите с остатком число 26

      на 4, 5, 6, 7, 8.

    ________________________

    _________________________

    _________________________

    _________________________

    Что вы скажете про остаток?  

    Третья  группа.

    1.Какие остатки могут получиться при делении:

     на 5    _____________ 

     на 6    ______________

    2.Разделите с остатком число 17   на 4, 5, 6, 7, 8.

    ________________________

    _________________________

    _________________________

    _________________________

    _________________________

    Что вы скажете про остаток?  

    Четвёртая  группа.

    1.Какие остатки могут получиться при делении:

     на 4 ______

     на 7 _______

    2.Разделите с остатком число 27

      на 4, 5, 6, 7, 8.

    ________________________

    _________________________

    _________________________

    _________________________

    Что вы скажете про остаток?  

    Приложение 2.

    Оценочный лист ФИ _____________________

    № примера

    Нахождение неполного делимого

    Нахождение числа в частном

    Нахождение

    остатка

    Оценка: без ош. «5»

    1ош. «4»

    2-3 ош. «3»

    4 и более ош. «2»

    1 пример

    2 пример

    3 пример

    4 пример

    5 пример


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока математики "Деление двузначного числа на однозначное" 3 класс

    Тип урока: Урок открытия нового знания.Цель: Научить детей делить двузначное число на однозначное, совершенствовать умение решать задачи.Планируемые результаты:·...

    Конспект урока математики " Деление многозначного числа на однозначное" 4 класс УМК Начальная школа 21 века

    Урок математики " Деление многозначного числа на однозначное" проведён в нестандартной форме. Цель занятия: усвоение алгоритма деления. В тоже время, обучающиеся узнают много фактов из истории Олимпи...

    Урок математики "Деление многозначного числа на двузначное"

    Открытый урок по математике с муниципального конкурса "Учитель года - 2012", по программе "Школа 21 века"....

    Конспект урока математики "Деление многозначного числа на однозначное число ( вида 312: 3)" 3 класс

    Тип урока: открытие новых знаний ( ОНЗ)Учебник (УМК): «Школа 2000», Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться».Тема: «Деление многозначного числа на однозначное число (вида...

    Конспект урока математики «Умножение многозначного числа на однозначное». УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс.

    Цели деятельности учителя:Знакомство учащихся с алгоритмом умножения многозначного числа на однозначное; закрепление вычислительных навыков, умения решать задачи.Планируемые  результаты...