Конспект урока математики "Деление многозначного числа на однозначное число ( вида 312: 3)" 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Машталер Людмила Алексеевна

Тип урока: открытие новых знаний ( ОНЗ)

Учебник (УМК): «Школа 2000», Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться».

Тема: «Деление многозначного числа на однозначное число (вида 312 : 3).»

Класс: 3

 

Основные цели:

1) формировать умение делить многозначное число на однозначное (в случаях вида 312 : 3);

2) формировать умение проверять деление умножением;

3) тренировать умение складывать и вычитать многозначные числа, умножать многозначное число на однозначное;

4) развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delenie_na_odnoznachnoe_chislo.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики.

Тип урока: открытие новых знаний ( ОНЗ)

Учебник (УМК): «Школа 2000», Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться».

Тема: «Деление многозначного числа на однозначное число (вида 312 : 3).»

Класс: 3

Основные цели:

1) формировать умение делить многозначное число на однозначное (в случаях вида 312 : 3);

2) формировать умение проверять деление умножением;

3) тренировать умение складывать и вычитать многозначные числа, умножать многозначное число на однозначное;

4) развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

Оборудование.

Демонстрационный материал:

1) алгоритм и образец деления многозначного числа на однозначное число

1. Найти первое неполное делимое.

2. Определить количество цифр в частном.

3. Разделить первое неполное делимое, записать первую цифру частного.

4. Найти остаток (меньше делителя).

5. Остаток сложить с единицами следующего разряда (второе неполное делимое).

6. Разделить полученное число, записать следующую цифру частного.

7. Найти остаток (меньше делителя).

8. Если найдена последняя цифра частного, перейти к пункту 9, а если нет – к пункту 5.

9. Назвать ответ.

 Образец деления в столбик

_5’36 ∟4

             4         134

_13        …

  12

              _16

    16

      0

2) эталон деления с остатком:

       а : b = с (ост. r) r < b

3) эталон сложения и вычитания с 0:

      а ± 0 = а     

4) эталон умножения на 0:

      а  0 = 0

5) задание для пробного действия:

      312 : 3

6) эталон деления меньшего числа на большее:

     Если а < b, то а : b= 0 (ост. а)

7) эталон деления вида 312 : 3:

     _3`1 2  3

       3        104

        - 1 2  . . .

            1 2

  0

8) задание для этапа актуализации:

360 : 12         800 : 4      368 : 4      600 : 10   37 : 5

9) модель числа 312;

10) самостоятельная работа:

648 : 6;  525 : 5

11) подробный образец для самопроверки  самостоятельной работы:

     _6`48 6                                                _ 5`255

       6       108                                                5     105

        - 48  . . .                                                  _25 . . .        

              48                                                           25 

   0                                                             0

12) задача (8 этап):

Два поезда едут навстречу друг другу из двух городов.

Один поезд прошел до встречи 212,00 км, а второй в два раза меньше.

Какое расстояние между городами?

Раздаточный материал:

1) задания для работы в парах (6 этап):

        832 : 4;    216 : 2

2) подробный образец для самопроверки (6 этап- работа в парах);

     _8`32 4                                                _2`16 2

       8      208                                                2       108

        _32  . . .                                                 _16   . . .        

             32                                                          16

   0                                                           0

3) таблица рефлексии:

Утверждения

Поставь знак «+» или «?»

1) Тема урока мне понятна

2) Я достиг цели урока

3) Я справился с самостоятельной работой

4) Мне необходимо поработать над...

        

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1)мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2)определить содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на этапе 1

- Над какой темой вы работали на последних уроках? (Деление многозначных чисел.)

- Сегодня вы продолжите работу над этой темой и узнаете, что-то новое. Как должен действовать тот, кто хочет узнать что-то новое? (Надо понять, чего мы не знаем, а затем самим  найти способ.)

- Как вы думаете, вы справитесь? (Да.)

- Тогда в путь! Сегодня вам предстоят интересные открытия.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Цель:

1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения, их вербальная и знаковая фиксация и обобщение;

2) актуализация мыслительных и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания;

3) мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению;

4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2

- Что нужно сделать, прежде чем узнавать новое? (Повторить то, что знаем).

- Выберите среди выражений те, значение которых вы будете находить письменным приемом деления.

360 : 12         800 : 4      368 : 4      600 : 10    37 : 5

Один ученик у доски с комментированием по алгоритму, остальные в тетрадях.

- Выберите выражение, соответствующее эталону Д-2 (35 : 7). Вычислите.

- Запишите числа (один ученик у доски): 209 ед., 40 дес. 8 ед., 5 с. 2 дес.7 ед., 6с. 7 ед.

- Какое число лишнее? (Это число – 527, т.к. у всех остальных чисел отсутствуют единицы в разряде десятков.)

- Найдите закономерность в ряду оставшихся чисел. Запишите следующее число. (806.)

- Какие действия можно произвести с этими числами, чтобы они не изменились? (Умножить, разделить на 1, прибавить, вычесть 0.)

- Как записать правило сложения и вычитания с 0 в общем виде?

На доску вывешивается Д-3.

- Какое действие можно произвести с этими числами, чтобы в результате получился 0? (Умножить на 0.)

- Как записать правило умножения на 0 в общем виде?

На доску вывешивается Д-4.

- Что вы повторили? (Деление в столбик, деление с остатком,  правило сложения и вычитания с 0, умножение на 0.)

- Почему вы повторили именно это? (Это пригодится нам для открытия нового знания.)

- Какое задания вас ждет теперь? (Задание для пробного действия.)

На доску вывешивается Д-5.

- Чем это задание отличается от предыдущего? (Мы не знаем, не можем определить.)

- Давайте попробуем решить и определить отличие.

На выполнение задания 1 мин.

- Кто не справился? У кого нет ответа?

- Что вы не смогли сделать? (Не смогли выполнить это задание.)

- Кто получил ответ? (Фиксация результатов. Запись ответов на доске).

- Среди результатов есть правильный ответ – 106.

- Кто не получил этот ответ? Что вы не смогли сделать? (Выполнить правильно.)

- Кто получил правильный ответ? Чем вы пользовались? (Алгоритмом деления.)

- Все ли шаги алгоритма подходят к данному выражению или у вас были затруднения? (Были затруднения.)

- Сейчас вы можете сказать, чем это задание отличается от тех, которые мы выполняли на прошлых уроках? (В частном отсутствуют единицы в разряде десятков.)

- Итак, у вас возникло затруднение? (Да.)

- Чему вы должны научиться сегодня? Какая цель урока? (Научиться выполнять деление, где в частном в разряде десятков получается 0.)

- Назовите тему урока (Деление многозначного числа на однозначное в случаях, когда в частном в разряде десятков получается 0.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать место затруднения;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3

- Что же теперь надо сделать? (Надо подумать.)

- Какое задание вы выполняли? (Мы делили многозначное число на однозначное.)

- На что вы опирались при выполнении этого задания? (На алгоритм деления.)

- В чем возникло затруднение? (Мы не смогли разделить десятки.)

- Почему возникло затруднение? (Мы не можем 1 разделить на 3, у нас нет правила деления для такого случая.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

построить проект выхода из затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 4

- Вы подумали, вы поняли, что вы не знаете, что вы сделаете теперь? (Самостоятельно будем открывать новое знание.)

- Прежде, чем начать работать, нужно поставить цель. Какую цель вы сейчас перед собой поставите? (Составить правило деления, когда делимое меньше делителя и уточнить алгоритм деления.)

- Вам помогут правила, которые вы сегодня повторили? (Да.)

- Составим план действий:

        1) Составить правило деления, когда делимое меньше делителя.

        2) Вывести эталон деления для данного случая.

5. Реализация построенного проекта

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта;

2) зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках;

3) организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;

4) уточнить общий характер нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5

- Действуем по плану. Составим правило деления, когда делимое меньше делителя.

Давайте попробуем разделить 1 яблоко поровну между тремя детьми. Сколько целых яблок получит каждый? (0 яблок.) Что станет с яблоком? (Оно останется). Как это записать на математическом языке?

    1 : 3= 0 (ост.1)

- Я вам предлагаю поработать в группах и записать пример в общем виде (Работа в группах, в результате появляется Д-6).

- Вы выполнили первый пункт плана. Теперь уточним алгоритм. Что вам поможет? (Модель числа)                                                      

                                                                               

 

                   С                                    Д               Е

- Что надо сделать? (Разделить сотни.)

- Разделите сотни. Что произошло? (3 с : 3= 1 с. Сотни разделились без остатка.)

- Какой следующий шаг? (Надо разделить десятки.)

- Разделите десятки. (1 д : 3= 0 д (ост. 1д.))

- Что надо сделать дальше? (Разделить единицы, 1д = 10 е, 10 е + 2 е = 12 е, 12 е : 3 = 4е.)

- Что получили в результате? (1с 0д 4е = 104.)

- Давайте уточним алгоритм.

Работа ведется в форме подводящего диалога с опорой на алгоритм Д-1.

1. Найти первое неполное делимое.

 3`1 2 3

2. Определить количество цифр в частном.

3`12 3

         …

3. Разделить первое неполное делимое,

 записать первую цифру частного.

3`12 3

1

...

4. Найти остаток (меньше делителя).

_3`12 3        Ост. 0,записывать не

  3       1           надо        

           ...

5. Остаток сложить с единицами следующего

 разряда (второе неполное делимое).

_3`12 3   Т.к. остаток равен нулю,

  3      1        вторым неполным дели-

     1   . . .  мым являются единицы

       разряда десятков

6. Разделить полученное число,

 записать следующую цифру частного.

   

_3`12 3                   

  3       10       

     1     . . .        

7. Найти остаток (меньше делителя).

Находить остаток не будем, т. к.

а  0 = 0 и а – 0 =а  т. е. остаток равен второму неполному делимому

8. Остаток сложить с единицами следующего

 разряда (третье неполное делимое).

  _3`1 2  3             Т. к. остаток не    

    3         1 0                    находили, с едини-

       1 2              цами след.   разряда

                      складываем второе

                неполное делимое

9. Разделить полученное число,

 записать следующую цифру частного.

  _3`1 2   3

    3          104

     - 1 2     . . .

        1 2

       

10. Найти остаток (меньше делителя).

     _3`1  2   3

       3          104

        - 1  2    . . .

             1 2

   0

   

11. Ответ:

104

В результате работы выводится эталон Д-6.

- Вы преодоление затруднение? (Да.)

- Что Вы можете делать с помощью данного эталона? (Делить многозначные числа на однозначные в случаях, когда в частном в разряде десятков получается 0.)

6. Первичное закрепление во внешней речи

Цель:

организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6

- Что вы должны сделать дальше? (Потренироваться.)

Работа ведется с опорой на алгоритм и эталон:

а) фронтально

621 : 3      428 : 4

б) в парах        Р-1

832 : 4      216 : 2

Проверка работы в парах по подробному образцу Р-2.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

1) проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

2) организовать рефлексию нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

Организация учебного процесса на этапе 7

- Вы очень хорошо поработали. Что нужно сделать теперь? (Выполнить самостоятельную работу.)

- Для чего? (Чтобы проверить себя.)

Самостоятельная работа Д-10

Проверка по подробному образцу Д-11

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) выявить границы применимости нового знания;

2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Организация учебного процесса на этапе 8

- Где на уроках математики вы встречаетесь с делением многозначного числа на однозначное? (В решении задач и уравнений.)

Задача Д-12 решается фронтально.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) оценить собственную деятельность на уроке;

4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9

- Какую цель вы ставили на уроке? (Открыть способ деления многозначного числа на однозначное, когда в частном в разряде десятков получается 0.)

- Вы достигли поставленной цели? (Да.)

- Как мы открывали новые знания? (Мы выполнили пробное действие, поняли, что мы не знаем, открыли новое знание.)

- Оцените свою работу на уроке.

Высказывания нескольких учеников.

- Заполните таблицу (Р-3).

  • - Где вы можете еще потренироваться? (Дома.)

1)  С.17 № 4

2) Составить 3 выражения на изученный способ деления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики "Деление на однозначное число" 4 класс

Технологическая карта урока мтематики  и презентация по программе "Начальная школа XXI век"...

Конспект урока математики "Деление двузначного числа на однозначное" 3 класс

Тип урока: Урок открытия нового знания.Цель: Научить детей делить двузначное число на однозначное, совершенствовать умение решать задачи.Планируемые результаты:·...

Конспект урока математики " Деление многозначного числа на однозначное" 4 класс УМК Начальная школа 21 века

Урок математики " Деление многозначного числа на однозначное" проведён в нестандартной форме. Цель занятия: усвоение алгоритма деления. В тоже время, обучающиеся узнают много фактов из истории Олимпи...

Конспект урока математики " Деление многозначного числа на однозначное" 4 класс УМК Начальная школа 21 века

Урок математики " Деление многозначного числа на однозначное" проведён в нестандартной форме. Цель занятия: усвоение алгоритма деления. В тоже время, обучающиеся узнают много фактов из истории Олимпи...

Конспект урока математики "Деление на однозначное число" (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о делении на однозначное числоПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое деление на однозначное число; алгоритм деления на однозначное числ...

Конспект урока математики "Деление «круглых» тысяч на число 1000" (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о делении «круглых» тысяч на число 1000. Планируемые результаты:Предметные: Знать: как делить «круглые» тысячи на число 1000...

Конспект урока математики "Деление с 0 и 1" УМК "Перспектива" 2 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Деление с 0 и 1.Цели деятельности учителя: Формирование умения деления с 0 и 1; углубление знаний о смысле деления.Планируемые результатыПредметные: Знать – час...