Главные вкладки

    Конспект урока математики "Деление многозначного числа на однозначное число ( вида 312: 3)" 3 класс
    план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

    Машталер Людмила Алексеевна

    Тип урока: открытие новых знаний ( ОНЗ)

    Учебник (УМК): «Школа 2000», Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться».

    Тема: «Деление многозначного числа на однозначное число (вида 312 : 3).»

    Класс: 3

     

    Основные цели:

    1) формировать умение делить многозначное число на однозначное (в случаях вида 312 : 3);

    2) формировать умение проверять деление умножением;

    3) тренировать умение складывать и вычитать многозначные числа, умножать многозначное число на однозначное;

    4) развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon delenie_na_odnoznachnoe_chislo.doc90.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок математики.

    Тип урока: открытие новых знаний ( ОНЗ)

    Учебник (УМК): «Школа 2000», Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться».

    Тема: «Деление многозначного числа на однозначное число (вида 312 : 3).»

    Класс: 3

    Основные цели:

    1) формировать умение делить многозначное число на однозначное (в случаях вида 312 : 3);

    2) формировать умение проверять деление умножением;

    3) тренировать умение складывать и вычитать многозначные числа, умножать многозначное число на однозначное;

    4) развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

    Оборудование.

    Демонстрационный материал:

    1) алгоритм и образец деления многозначного числа на однозначное число

    1. Найти первое неполное делимое.

    2. Определить количество цифр в частном.

    3. Разделить первое неполное делимое, записать первую цифру частного.

    4. Найти остаток (меньше делителя).

    5. Остаток сложить с единицами следующего разряда (второе неполное делимое).

    6. Разделить полученное число, записать следующую цифру частного.

    7. Найти остаток (меньше делителя).

    8. Если найдена последняя цифра частного, перейти к пункту 9, а если нет – к пункту 5.

    9. Назвать ответ.

     Образец деления в столбик

    _5’36 ∟4

                 4         134

    _13        …

      12

                  _16

        16

          0

    2) эталон деления с остатком:

           а : b = с (ост. r) r < b

    3) эталон сложения и вычитания с 0:

          а ± 0 = а     

    4) эталон умножения на 0:

          а  0 = 0

    5) задание для пробного действия:

          312 : 3

    6) эталон деления меньшего числа на большее:

         Если а < b, то а : b= 0 (ост. а)

    7) эталон деления вида 312 : 3:

         _3`1 2  3

           3        104

            - 1 2  . . .

                1 2

      0

    8) задание для этапа актуализации:

    360 : 12         800 : 4      368 : 4      600 : 10   37 : 5

    9) модель числа 312;

    10) самостоятельная работа:

    648 : 6;  525 : 5

    11) подробный образец для самопроверки  самостоятельной работы:

         _6`48 6                                                _ 5`255

           6       108                                                5     105

            - 48  . . .                                                  _25 . . .        

                  48                                                           25 

       0                                                             0

    12) задача (8 этап):

    Два поезда едут навстречу друг другу из двух городов.

    Один поезд прошел до встречи 212,00 км, а второй в два раза меньше.

    Какое расстояние между городами?

    Раздаточный материал:

    1) задания для работы в парах (6 этап):

            832 : 4;    216 : 2

    2) подробный образец для самопроверки (6 этап- работа в парах);

         _8`32 4                                                _2`16 2

           8      208                                                2       108

            _32  . . .                                                 _16   . . .        

                 32                                                          16

       0                                                           0

    3) таблица рефлексии:

    Утверждения

    Поставь знак «+» или «?»

    1) Тема урока мне понятна

    2) Я достиг цели урока

    3) Я справился с самостоятельной работой

    4) Мне необходимо поработать над...

            

    Ход урока

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    Цель:

    1)мотивировать учащихся к учебной деятельности;

    2)определить содержательные рамки урока.

    Организация учебного процесса на этапе 1

    - Над какой темой вы работали на последних уроках? (Деление многозначных чисел.)

    - Сегодня вы продолжите работу над этой темой и узнаете, что-то новое. Как должен действовать тот, кто хочет узнать что-то новое? (Надо понять, чего мы не знаем, а затем самим  найти способ.)

    - Как вы думаете, вы справитесь? (Да.)

    - Тогда в путь! Сегодня вам предстоят интересные открытия.

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

    Цель:

    1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения, их вербальная и знаковая фиксация и обобщение;

    2) актуализация мыслительных и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания;

    3) мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению;

    4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

    Организация учебного процесса на этапе 2

    - Что нужно сделать, прежде чем узнавать новое? (Повторить то, что знаем).

    - Выберите среди выражений те, значение которых вы будете находить письменным приемом деления.

    360 : 12         800 : 4      368 : 4      600 : 10    37 : 5

    Один ученик у доски с комментированием по алгоритму, остальные в тетрадях.

    - Выберите выражение, соответствующее эталону Д-2 (35 : 7). Вычислите.

    - Запишите числа (один ученик у доски): 209 ед., 40 дес. 8 ед., 5 с. 2 дес.7 ед., 6с. 7 ед.

    - Какое число лишнее? (Это число – 527, т.к. у всех остальных чисел отсутствуют единицы в разряде десятков.)

    - Найдите закономерность в ряду оставшихся чисел. Запишите следующее число. (806.)

    - Какие действия можно произвести с этими числами, чтобы они не изменились? (Умножить, разделить на 1, прибавить, вычесть 0.)

    - Как записать правило сложения и вычитания с 0 в общем виде?

    На доску вывешивается Д-3.

    - Какое действие можно произвести с этими числами, чтобы в результате получился 0? (Умножить на 0.)

    - Как записать правило умножения на 0 в общем виде?

    На доску вывешивается Д-4.

    - Что вы повторили? (Деление в столбик, деление с остатком,  правило сложения и вычитания с 0, умножение на 0.)

    - Почему вы повторили именно это? (Это пригодится нам для открытия нового знания.)

    - Какое задания вас ждет теперь? (Задание для пробного действия.)

    На доску вывешивается Д-5.

    - Чем это задание отличается от предыдущего? (Мы не знаем, не можем определить.)

    - Давайте попробуем решить и определить отличие.

    На выполнение задания 1 мин.

    - Кто не справился? У кого нет ответа?

    - Что вы не смогли сделать? (Не смогли выполнить это задание.)

    - Кто получил ответ? (Фиксация результатов. Запись ответов на доске).

    - Среди результатов есть правильный ответ – 106.

    - Кто не получил этот ответ? Что вы не смогли сделать? (Выполнить правильно.)

    - Кто получил правильный ответ? Чем вы пользовались? (Алгоритмом деления.)

    - Все ли шаги алгоритма подходят к данному выражению или у вас были затруднения? (Были затруднения.)

    - Сейчас вы можете сказать, чем это задание отличается от тех, которые мы выполняли на прошлых уроках? (В частном отсутствуют единицы в разряде десятков.)

    - Итак, у вас возникло затруднение? (Да.)

    - Чему вы должны научиться сегодня? Какая цель урока? (Научиться выполнять деление, где в частном в разряде десятков получается 0.)

    - Назовите тему урока (Деление многозначного числа на однозначное в случаях, когда в частном в разряде десятков получается 0.

    3. Выявление места и причины затруднения

    Цель:

    1) восстановить выполненные операции и зафиксировать место затруднения;

    2) соотнести свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

    Организация учебного процесса на этапе 3

    - Что же теперь надо сделать? (Надо подумать.)

    - Какое задание вы выполняли? (Мы делили многозначное число на однозначное.)

    - На что вы опирались при выполнении этого задания? (На алгоритм деления.)

    - В чем возникло затруднение? (Мы не смогли разделить десятки.)

    - Почему возникло затруднение? (Мы не можем 1 разделить на 3, у нас нет правила деления для такого случая.)

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    Цель:

    построить проект выхода из затруднения.

    Организация учебного процесса на этапе 4

    - Вы подумали, вы поняли, что вы не знаете, что вы сделаете теперь? (Самостоятельно будем открывать новое знание.)

    - Прежде, чем начать работать, нужно поставить цель. Какую цель вы сейчас перед собой поставите? (Составить правило деления, когда делимое меньше делителя и уточнить алгоритм деления.)

    - Вам помогут правила, которые вы сегодня повторили? (Да.)

    - Составим план действий:

            1) Составить правило деления, когда делимое меньше делителя.

            2) Вывести эталон деления для данного случая.

    5. Реализация построенного проекта

    Цель:

    1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта;

    2) зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках;

    3) организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;

    4) уточнить общий характер нового знания.

    Организация учебного процесса на этапе 5

    - Действуем по плану. Составим правило деления, когда делимое меньше делителя.

    Давайте попробуем разделить 1 яблоко поровну между тремя детьми. Сколько целых яблок получит каждый? (0 яблок.) Что станет с яблоком? (Оно останется). Как это записать на математическом языке?

        1 : 3= 0 (ост.1)

    - Я вам предлагаю поработать в группах и записать пример в общем виде (Работа в группах, в результате появляется Д-6).

    - Вы выполнили первый пункт плана. Теперь уточним алгоритм. Что вам поможет? (Модель числа)                                                      

                                                                                   

     

                       С                                    Д               Е

    - Что надо сделать? (Разделить сотни.)

    - Разделите сотни. Что произошло? (3 с : 3= 1 с. Сотни разделились без остатка.)

    - Какой следующий шаг? (Надо разделить десятки.)

    - Разделите десятки. (1 д : 3= 0 д (ост. 1д.))

    - Что надо сделать дальше? (Разделить единицы, 1д = 10 е, 10 е + 2 е = 12 е, 12 е : 3 = 4е.)

    - Что получили в результате? (1с 0д 4е = 104.)

    - Давайте уточним алгоритм.

    Работа ведется в форме подводящего диалога с опорой на алгоритм Д-1.

    1. Найти первое неполное делимое.

     3`1 2 3

    2. Определить количество цифр в частном.

    3`12 3

             …

    3. Разделить первое неполное делимое,

     записать первую цифру частного.

    3`12 3

    1

    ...

    4. Найти остаток (меньше делителя).

    _3`12 3        Ост. 0,записывать не

      3       1           надо        

               ...

    5. Остаток сложить с единицами следующего

     разряда (второе неполное делимое).

    _3`12 3   Т.к. остаток равен нулю,

      3      1        вторым неполным дели-

         1   . . .  мым являются единицы

           разряда десятков

    6. Разделить полученное число,

     записать следующую цифру частного.

       

    _3`12 3                   

      3       10       

         1     . . .        

    7. Найти остаток (меньше делителя).

    Находить остаток не будем, т. к.

    а  0 = 0 и а – 0 =а  т. е. остаток равен второму неполному делимому

    8. Остаток сложить с единицами следующего

     разряда (третье неполное делимое).

      _3`1 2  3             Т. к. остаток не    

        3         1 0                    находили, с едини-

           1 2              цами след.   разряда

                          складываем второе

                    неполное делимое

    9. Разделить полученное число,

     записать следующую цифру частного.

      _3`1 2   3

        3          104

         - 1 2     . . .

            1 2

           

    10. Найти остаток (меньше делителя).

         _3`1  2   3

           3          104

            - 1  2    . . .

                 1 2

       0

       

    11. Ответ:

    104

    В результате работы выводится эталон Д-6.

    - Вы преодоление затруднение? (Да.)

    - Что Вы можете делать с помощью данного эталона? (Делить многозначные числа на однозначные в случаях, когда в частном в разряде десятков получается 0.)

    6. Первичное закрепление во внешней речи

    Цель:

    организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.

    Организация учебного процесса на этапе 6

    - Что вы должны сделать дальше? (Потренироваться.)

    Работа ведется с опорой на алгоритм и эталон:

    а) фронтально

    621 : 3      428 : 4

    б) в парах        Р-1

    832 : 4      216 : 2

    Проверка работы в парах по подробному образцу Р-2.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Цель:

    1) проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

    2) организовать рефлексию нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

    Организация учебного процесса на этапе 7

    - Вы очень хорошо поработали. Что нужно сделать теперь? (Выполнить самостоятельную работу.)

    - Для чего? (Чтобы проверить себя.)

    Самостоятельная работа Д-10

    Проверка по подробному образцу Д-11

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    Цель:

    1) выявить границы применимости нового знания;

    2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

    Организация учебного процесса на этапе 8

    - Где на уроках математики вы встречаетесь с делением многозначного числа на однозначное? (В решении задач и уравнений.)

    Задача Д-12 решается фронтально.

    9. Рефлексия учебной деятельности.

    Цель:

    1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

    2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

    3) оценить собственную деятельность на уроке;

    4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

    5) обсудить и записать домашнее задание.

    Организация учебного процесса на этапе 9

    - Какую цель вы ставили на уроке? (Открыть способ деления многозначного числа на однозначное, когда в частном в разряде десятков получается 0.)

    - Вы достигли поставленной цели? (Да.)

    - Как мы открывали новые знания? (Мы выполнили пробное действие, поняли, что мы не знаем, открыли новое знание.)

    - Оцените свою работу на уроке.

    Высказывания нескольких учеников.

    - Заполните таблицу (Р-3).

    • - Где вы можете еще потренироваться? (Дома.)

    1)  С.17 № 4

    2) Составить 3 выражения на изученный способ деления


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока математики "Деление на однозначное число" 4 класс

    Технологическая карта урока мтематики  и презентация по программе "Начальная школа XXI век"...

    Конспект урока математики "Деление двузначного числа на однозначное" 3 класс

    Тип урока: Урок открытия нового знания.Цель: Научить детей делить двузначное число на однозначное, совершенствовать умение решать задачи.Планируемые результаты:·...

    Конспект урока математики " Деление многозначного числа на однозначное" 4 класс УМК Начальная школа 21 века

    Урок математики " Деление многозначного числа на однозначное" проведён в нестандартной форме. Цель занятия: усвоение алгоритма деления. В тоже время, обучающиеся узнают много фактов из истории Олимпи...

    Конспект урока математики " Деление многозначного числа на однозначное" 4 класс УМК Начальная школа 21 века

    Урок математики " Деление многозначного числа на однозначное" проведён в нестандартной форме. Цель занятия: усвоение алгоритма деления. В тоже время, обучающиеся узнают много фактов из истории Олимпи...

    Конспект урока математики "Деление на однозначное число" (4 класс)

    Цели деятельности учителя: формирование представления о делении на однозначное числоПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое деление на однозначное число; алгоритм деления на однозначное числ...

    Конспект урока математика "ДЕЛЕНИЕ ВИДА а : а, 0 : а" (УМК Школа России 3 класс)

    Цель деятельностиучителяСпособствовать развитию умений применять частные случаи деления на основе взаимосвязи умноженияи деления, выделять фигуру с наибольшей площадью, решать составные задачиТип урок...