Технологии и методы обучения на деятельностной основе
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Материал содержит информацию о технологиях развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_tehnologii.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии и методы обучения на деятельностной основе
Технология критического мышления (С.И. Заир-Бек) | Деятельностный метод обучения (Л.Г. Петерсон) | Исследовательская деятельность (Н.Б. Шумакова) | Проектная деятельность (В.П. Пахомов) |
1.Вызов (вызов имеющихся знаний; вызов интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения) | 1. Мотивация 2.Актуализация затруднения в пробном действии 3.Выявление места и причины затруднения | 1.Мотивация (проблемная ситуация) | 1.Подготовка к работе над проектом 2.Выбор проблемы |
2.Осмысление содержания (получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения) | 4.Построение проекта выхода из затруднения 5.Реализация построенного проекта 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7.Включение в систему знаний, повторение | 2.Исследование (поиск решения проблемы) 3.Обмен информацией 4.Связывание информации | 3.Сбор и анализ информации 4.Разработка собственного варианта решения проблемы 5.Реализация плана действий 6.Составление портфолио 7.Презентация |
3.Рефлексия (размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения) | 8.Рефлексия учебной деятельности | 5.Подведение итогов, рефлексия (понимание решения проблемы) | 8.Рефлексия |
Технология развития критического мышления
Приёмы и стратегии технологии критического мышления | Формируемые универсальные учебные действия | |||
Личност-ные | Регуля-тивные | Познаватель- ные | Коммуника-тивные | |
Кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди» | Смысло-образование | Целепола-гание | Логические универсальные действия (установление причинно-следственных связей) | Планирование сотрудничества в ходе групповой работы |
Инсерт – маркировка текста значками по мере его чтения | Смысло-образование | Коррекция, саморегуля-ция | Моделирование | Планирование сотрудничества в ходе групповой работы |
Концептуальная (сравнительная) таблица – отражение объектов и линий сравнения | Смысло-образование | Планирова-ние | Выбор оснований и критериев для классификации | Точность выражения мыслей |
Синквейны – синтез информации в лаконичной форме | Смысло-образование | Прогнози-рование, оценка | Логические универсальные действия (синтез) | Знание грамматических норм языка |
Критическое мышление:
- Процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть.
- Оно учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.
- Разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.
- Поиск здравого смысла: «как рассудить объективно и поступить логично с учётом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.
- Направленное мышление, отличающееся взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.
- Это отправная точка для развития творческого мышления. Критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.
Для того, чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств:
- Готовность к планированию.
- Гибкость.
- Настойчивость.
- Готовность исправлять свои ошибки.
- Осознание.
- Поиск компромиссных решений.
Приёмы и стратегии развития критического мышления
Кластеры (грозди) – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди».
Чтение с остановками – приём организации чтения текста с использованием различных типов вопросов (применяется не при первичном чтении, а на стадии осмысления содержания).
Приём «Выглядит, как… Звучит, как…» - на стадии ознакомления с понятием учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации:
Выглядит, как… | Звучит, как… |
Приём «Плюс – минус – интересно» - в ходе ознакомления с новым понятием заполняется таблица:
«+» | «-» | Интересно |
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов:
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто …? Что …? Когда …? Может …? Будет …? Мог ли …? Как звали …? Было ли …? Согласны ли вы …? Верно ли …? | Дайте три объяснения, почему …? Объясните, почему …? Почему вы думаете …? Почему вы считаете …? В чём различие …? Предположите, что будет, если …? Что, если …? |
Концептуальная таблица полезна при сравнении трёх и более объектов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым происходит сравнение.
Объект сравнения | Линия сравнения | Линия сравнения | Линия сравнения | Линия сравнения |
Персоналии или факты | ||||
Персоналии или факты | ||||
Персоналии или факты |
Стратегия «Зигзаг» используется в процессе изучения и систематизации большого по объёму материала. Сначала предстоит разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.
Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Это стихотворение из пяти строк:
- В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное).
- Во второй строке даётся описание предмета (два прилагательных или причастия).
- В третьей строке характеризуются действия предмета (три глагола).
- В четвёртой строке приводится фраза. Выражающая отношение автора к предмету (чаще: четыре значимых слова).
- В пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Например: 1) Ученики
Любимые, разные
Дерзают, думают, шалят
Без них не хватает чего-то
Судьба
2)Русь
Могучая, славянская
Стонет под игом, побеждает. Сеет
Русь – это моя Родина
Россия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии активных методов обучения в начальной школе
Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? В этом ва...
Реализация технологии группового метода обучения.
Подборка теоретического материала по технологии деятельностного подхода....
Технология проектного метода обучения как средство реализации деятельностного подхода к образовательному процессу в начальной школе
Великая цель образования - это не знания, а действия” Г. Спенсер....
Разработка урока с использованием технологии активных методов обучения АМО
Данная работа составлена с использованием современных образовательных технологий- технология активных методов обучения. С помощью этой разработки учащиеся смогут эффективно закрепить учебный материал....
Разработка урока с использованием технологии активных методов обучения АМО
Данная работа составлена с использованием современных образовательных технологий- технология активных методов обучения. С помощью этой разработки учащиеся смогут эффективно закрепить учебный материал....
Технология активных методов обучения на уроках ОРКСЭ
Активные методы обучения основываются на практической направленности, строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, раз...
Использование активных методов обучения на уроках основы религиозной культуры и светской этики
В статье предлагаются различные виды работ на уроках курса ОРКСЭ....