Технологии и методы обучения на деятельностной основе
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Чижова Светлана Александровна

Материал содержит информацию о технологиях развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_tehnologii.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии и методы обучения на деятельностной основе

Технология критического мышления

(С.И. Заир-Бек)

Деятельностный метод обучения

(Л.Г. Петерсон)

Исследовательская деятельность

(Н.Б. Шумакова)

Проектная деятельность

(В.П. Пахомов)

1.Вызов (вызов имеющихся знаний; вызов интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения)

1. Мотивация

2.Актуализация затруднения в пробном действии

3.Выявление места и причины затруднения

1.Мотивация (проблемная ситуация)

1.Подготовка к работе над проектом

2.Выбор проблемы

2.Осмысление содержания (получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения)

4.Построение проекта выхода из затруднения

5.Реализация построенного проекта

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7.Включение в систему знаний, повторение

2.Исследование (поиск решения проблемы)

3.Обмен информацией

4.Связывание информации

3.Сбор и анализ информации

4.Разработка собственного варианта решения проблемы

5.Реализация плана действий

6.Составление портфолио

7.Презентация

3.Рефлексия (размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения)

8.Рефлексия учебной деятельности

5.Подведение итогов, рефлексия (понимание решения проблемы)

8.Рефлексия

Технология развития критического мышления

Приёмы и стратегии технологии критического мышления

Формируемые универсальные учебные действия

Личност-ные

Регуля-тивные

Познаватель-

ные

Коммуника-тивные

Кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди»

Смысло-образование

Целепола-гание

Логические

универсальные действия (установление причинно-следственных связей)

Планирование сотрудничества в ходе групповой работы

Инсерт – маркировка текста значками по мере его чтения

Смысло-образование

Коррекция, саморегуля-ция

Моделирование

Планирование сотрудничества в ходе групповой работы

Концептуальная (сравнительная) таблица – отражение объектов и линий сравнения

Смысло-образование

Планирова-ние

Выбор оснований и критериев для классификации

Точность выражения мыслей

Синквейны – синтез информации в лаконичной форме

Смысло-образование

Прогнози-рование, оценка

Логические

универсальные действия (синтез)

Знание грамматических норм языка

Критическое мышление:

      - Процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть.

      - Оно учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.

      - Разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.

      - Поиск здравого смысла: «как рассудить объективно и поступить логично с учётом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.

      - Направленное мышление, отличающееся взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

      - Это отправная точка для развития творческого мышления. Критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.

      Для того, чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств:

  1. Готовность к планированию.
  2. Гибкость.
  3. Настойчивость.
  4. Готовность исправлять свои ошибки.
  5. Осознание.
  6. Поиск компромиссных решений.

Приёмы и стратегии развития критического мышления

Кластеры  (грозди) – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди».

Чтение с остановками – приём организации чтения текста с использованием различных типов вопросов (применяется не при первичном чтении, а на стадии осмысления содержания).

Приём «Выглядит, как… Звучит, как…» - на стадии ознакомления с понятием учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации:

Выглядит, как…

Звучит, как…

Приём «Плюс – минус – интересно» - в ходе ознакомления с новым понятием заполняется таблица:

«+»

«-»

Интересно

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто …?

Что …?

Когда …?

Может …?

Будет …?

Мог ли …?

Как звали …?

Было ли …?

Согласны ли вы …?

Верно ли …?

Дайте три объяснения, почему …?

Объясните, почему …?

Почему вы думаете …?

Почему вы считаете …?

В чём различие …?

Предположите, что будет, если …?

Что, если …?

Концептуальная таблица полезна при сравнении трёх и более объектов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым происходит сравнение.

Объект сравнения

Линия сравнения

Линия сравнения

Линия сравнения

Линия сравнения

Персоналии или факты

Персоналии или факты

Персоналии или факты

Стратегия «Зигзаг» используется в процессе изучения и систематизации большого по объёму материала. Сначала предстоит разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.

Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Это стихотворение из пяти строк:

  1. В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное).
  2. Во второй строке даётся описание предмета (два прилагательных или причастия).
  3. В третьей строке характеризуются действия предмета (три глагола).
  4. В четвёртой строке приводится фраза. Выражающая отношение автора к предмету (чаще: четыре значимых слова).
  5. В пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Например:                                            1) Ученики

Любимые, разные

Дерзают, думают, шалят

Без них не хватает чего-то

Судьба

2)Русь

Могучая, славянская

Стонет под игом, побеждает. Сеет

Русь – это моя Родина

Россия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии активных методов обучения в начальной школе

Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? В этом ва...

Реализация технологии группового метода обучения.

Подборка  теоретического материала по технологии деятельностного подхода....

Разработка урока с использованием технологии активных методов обучения АМО

Данная работа составлена с использованием современных образовательных технологий- технология активных методов обучения. С помощью этой разработки учащиеся смогут эффективно закрепить учебный материал....

Разработка урока с использованием технологии активных методов обучения АМО

Данная работа составлена с использованием современных образовательных технологий- технология активных методов обучения. С помощью этой разработки учащиеся смогут эффективно закрепить учебный материал....

Технология активных методов обучения на уроках ОРКСЭ

            Активные методы обучения основываются на практической направленности, строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, раз...

Использование активных методов обучения на уроках основы религиозной культуры и светской этики

В статье предлагаются различные виды работ на уроках курса ОРКСЭ....