Использование активных методов обучения на уроках основы религиозной культуры и светской этики
статья по орксэ (4 класс)

Светлана Анатольевна Савинкова

В статье предлагаются различные виды работ на уроках курса ОРКСЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование активных методов обучения на уроках основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ)

Савинкова С. А., учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92 с углубленным изучением отдельных предметов»,  Кемерово, Кемеровская область

     Современное образование сегодня находится в процессе модернизации. Один из этапов модернизации современного образования – это внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения, где одной из ведущих является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В связи с этим в учебных планах появляются новые предметы, призванные по-новому посмотреть на некоторые вопросы образования и воспитания. Таким предметом стал курс ОРКСЭ.

     Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами курса «Основы светской этики» являются:

• развитие представлений младшего школьника о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

• развитие способностей младших школьников к общению на основе          взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации    занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения:

• словесные, решают задачу формирования знаний, способствуют развитию логического мышления;

• наглядные, решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса;

 • практические, проблемно-поисковые и методы самостоятельной работы, способствуют совершенствованию умений практической деятельности, развивают самостоятельность мышления и познавательный интерес;

• репродуктивные, необходимые для получения фактических знаний,

развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

• индуктивные и дедуктивные, оптимальное чередование которых        обеспечивает сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

     Применение перечисленных методов обучения обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий. Задача педагога заключается в том, чтобы научить ученика мыслить, привить ему навык практических действий. Этому могут способствовать активные формы и приемы обучения, способствующие глубокому пониманию и усвоению материала. Важно организовать обучение в доступной и интересной форме.         Для развития активной мыслительной деятельности, при создании проблемной ситуации используются такие приемы, как расшифруй слово, разгадывание кроссвордов, ребусов. Используя расшифрованные слова, обучащиеся легко формулируют тему урока, определяют цели и задачи.   Положительные результаты дает прием работы с иллюстрациями. Иллюстративный материал – одно из основных средств духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках курса ОРКСЭ. Виды иллюстративного мате- риала: репродукции, фотографии, рисунки, иллюстрации. На основе анализа иллюстративного материала, у учащихся развивается образное мышление, воспитывается художественный вкус, происходит формирование художественного вкуса. Можно подобрать несколько иллюстраций к одной теме урока. Прием сопоставления развивает навыки анализа. Одной из особенностей в преподавании данного курса - обязательное использование ИКТ (презентаций, аудиозаписи, работа со словарями). Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим. ИКТ повышают мотивацию обучения.

      Существует много форм работы с аудио и видеоматериалами: ответы на вопросы учителя по содержанию, составление вопросов во время демонстрации и т.д. Видео и аудиоматериалы можно использовать на разных этапах урока. Это помогает сделать процесс обучения интересным. На уроке учитель должен стремиться к управлению деятельностью учащихся, которые активно участвуют в анализе фактического материала, в его обобщении и формулировании выводов (технология сотрудничества). Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

    Наиболее интересным и доступным является обучение в группе. Работа в группах, в парах с дифференцированным заданием нацелена на конкретный результат - умение осуществлять поиск информации, смысловое чтение, умение излагать свое мнение, слушать других, признавать другую точку зрения (технология продуктивного чтения). Задачей учителя является осуществления контроля работы в группах, оказание помощи. Чтобы привить любовь к родному языку, повысить культуру речи, обогатить учащихся народной мудростью, используется работа с пословицами (приемы продолжить, восстановить, собрать пословицы).

      В курсе ОСЭ много различных понятий. Многие понятия сложные. Прием составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса.

     Чтение по ролям, проигрывание различных ситуаций, в обучении предполагают игровую деятельность. Именно в игре у ребенка происходит усвоения социального опыта, в котором складывается самоуправление поведением (игровые технологии). Можно использовать словесные игры: «доскажи словечко», «Найди соответствие», «Найди ошибку в тексте», подбор однокоренных слов и т. д. Знакомство с литературными героями, обсуждение притч создает ситуацию нравственного выбора, имеющую отношение к реальной жизни. На основе анализа поведения героев выбираются различные варианты ответов. Создание ситуации нравственного выбора дает возможность сделать самостоятельный выбор в реальной жизни.   Для закрепления основных понятий урока, развития умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений применяется прием творческая мастерская. Создавая совместную работу, учащиеся учатся работать коллективно, в группах. Это составление кластера, написание синквейна, выполнения рисунков, коллажей, презентаций по теме урока. Задания на дом в процессе изучения курса «Основы светской этики» должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Чтобы каждый ребенок был успешным при выполнении домашней работы, желательно предложить задание по выбору. Это поможет учащимся быть уверенными в себе. Совместная деятельность учителя и учащихся позволяет совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность ученика.    Поэтому необходимо в конце каждого урока проводить рефлексию. Существует много разнообразных приемов: дерево впечатлений, карточки успеха, коллективная оценка. Данные формы и приемы работы способствуют успешности обучения, повышению мотивации к изучению предмета, повышению уровня воспитанности обучающихся. Применяя разнообразные приемы и методы на уроках, можно успешно реализовать задачи, поставленные курсом ОРКСЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок.Основы религиозных культур и светской этики.Крещение

Основы религиозных культур и светской этики.Крещение...

Использование современных педагогических технологий, электронных образовательных ресурсов на уроках Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе

Предмет "Основы православной культуры и светской этики"  введен в образовательные учреждения совсем недавно. В своей  статье мы, я и моя коллега преподаватель основ религиозной культуры и св...

Использование дидактического материала на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»

        Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Использование ИКТ на уроках « Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе»

Автор рассказывает о проведении уроков  модуля "ОРКиСЭ" с использованием ИКТ....

Использование игровых технологий на уроках Основы религиозных культуры и светской этики.

     Именно на уроках ОРКСЭ поставлена задача духовно-нравственного развития ребёнка, а это лучше делать через практику. Поэтому и эффективно использовать на этих уроках игровые ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса с использованием современных образовательных технологий. Тема: «Мой класс – мои друзья!»

Цель урока: создание условий для формирования представления о дружбе, взаимопомощи, взаимопонимании, как о важнейшей нравственной ценности.Задачи урока:– формировать навыки конст...