Использование ИКТ на уроках « Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе»
статья по орксэ (4 класс) на тему

Автор рассказывает о проведении уроков  модуля "ОРКиСЭ" с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolzovanie_ikt_na_urokah.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках « Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе»

Картовенкова Валентина Федоровна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

                                                                                                                      2016 год

Курс ОРКСЭ – составная часть единого образовательного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

         Учитывая уровень развития младших школьников, которым адресован курс, важно организовать обучениев доступной и интересной форме.

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.      

Практика показывает:

– дети с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;

– формируется информационная культура школьников;

– расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей;

- ИКТ расширяют возможности творчества учителя и учеников.

Информационные технологии позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.

         Использовать ИКТ можно на любых этапах урока: актуализация знаний, открытие учащимися новых знаний, закрепление, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания.

Одна из возможных форм организации обучения на уроках – использование электронного учебного пособия.

Работа с электронным пособием позволяет познакомить учащихся с высказываниями великих людей, рассказами и притчами, которые имеют большую нравственную ценность, встретиться с картинами великих художников. Есть возможность выбора задания по проверке изученного материала или  использовать тесты и тренажёры по различным темам.

По каждой теме есть теоретический материал, статьи из словарей, интерактивные модели, иллюстрации, тренировочные упражнения и контрольные тесты. Выполняя тренировочные  и контрольные упражнения, обучающиеся видят свой результат.

Хочу привести несколько примеров использования средств Интернета на своих уроках.

Наши ученики имеют достаточный опыт работы за компьютером, т.к. в лицее со2-го класса введён в учебный план предмет «Информатика», поэтому технически школьники умеют создавать мультимедийные презентации, видеоролики. И теперь на уроке ОРКиСЭ на первый план выходит умение провести исследовательскую работу по заданной  теме, проявить своё творчество, умение работать с различными источниками и в, конечном счёте, приобрести опыт публичных выступлений.

Учащимся разрешается объединиться в группы по 2-3 человека или сделать работу индивидуально. Презентации выполняются на хорошем уровне, в достаточном объёме с соблюдением всех норм для составления презентаций.  Идёт отработка информационных  и общекультурных компетенций. В сети интернет учащиеся могут найти  необходимый иллюстративный  материал практически для каждого урока и самостоятельно его оформить.

Сразу нацеливаю ребят на трудоёмкость выполнения задания, обеспечиваю достаточный ресурс времени для выполнения работы, говорю о том, что работа может быть использована в качестве пособия на уроках  и в других классах.

             Используя  интернет на уроке, возможно совершить виртуальные экскурсии в музеи или работать с  электронным учебником, который позволяет дифференцировать задания для обучающихся. 

Мой опыт работы обучения ОРК и СЭ  с использованием компьютера говорит об эффективности данной технологии, что, мне кажется, объясняется следующим:

– ученик работает активно и самостоятельно;

– применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными;

– у ученика вырабатывается умение работать, соблюдая тишину, не мешая другим, развивается его коммуникативная культура;

– формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения учителя – он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.

         На уроках мы пользуемся  электронными учебниками, которые позволяют дифференцировать заданиядля обучающихся. 

Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главных прав ученика – право на качественное образование.

Девизом каждого учителя пусть станут слова немецкого философа Канта: «Я знаю, что я мало знаю, но я знаю, где это можно найти…»

Использованная литература:

1.Гаранина О.М. «Использование ИКТ на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе».

http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/03/24/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-osnovy-dukhovno-nravstvennoy-kultury        

2. Салова А.Е.     «Использование ИКТ на уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики»

http://io.nios.ru/articles2/51/14/ispolzovanie-ikt-na-urokah-kursa-osnovy-religioznyh-kultur-i-svetskoy-etiki

3.Мякотона Е.Г. «Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ»

 http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/140-preschool-integrated/8171-ispolzovanie-ikt-na-urokakh-orkse.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок.Основы религиозных культур и светской этики.Крещение

Основы религиозных культур и светской этики.Крещение...

Использование современных педагогических технологий, электронных образовательных ресурсов на уроках Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе

Предмет "Основы православной культуры и светской этики"  введен в образовательные учреждения совсем недавно. В своей  статье мы, я и моя коллега преподаватель основ религиозной культуры и св...

Использование дидактического материала на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»

        Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Использование игровых технологий на уроках Основы религиозных культуры и светской этики.

     Именно на уроках ОРКСЭ поставлена задача духовно-нравственного развития ребёнка, а это лучше делать через практику. Поэтому и эффективно использовать на этих уроках игровые ...

Использование активных методов обучения на уроках основы религиозной культуры и светской этики

В статье предлагаются различные виды работ на уроках курса ОРКСЭ....

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса с использованием современных образовательных технологий. Тема: «Мой класс – мои друзья!»

Цель урока: создание условий для формирования представления о дружбе, взаимопомощи, взаимопонимании, как о важнейшей нравственной ценности.Задачи урока:– формировать навыки конст...