Главные вкладки

    Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

    Воробьева Вера Владимировна

    Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нравственной категории, а планируемые результаты - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о совести  и нравственных нормах.

    Конспект разработан на основе учебника Данилюк А.Я. Основы духовно- нравственной культуры народов России. О-75 основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы [текст] / Данилюк А.Я.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.-63с.: ил.-ISBN 978-5-09-026774-8

     

    используемые видеофрагменты не вмещаются в допустимые для публикации. Ссылки для их скачивания в сети интернет указаны в списке используемых материалов на последних слайдах презентации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_kratko.rar2.93 МБ

    Предварительный просмотр:

    Воробьева Вера Владимировна

    учитель начальных классов

    МБОУ «Гимназия №44»

    Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики)

    4-й класс, 2-е полугодие, урок №23

    Тема урока: Совесть 

    Тип урока: ОНЗ

    Цель урока: формирование представления о  совести, как нравственной категории.

    Планируемые результаты (личностные)

    -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о совести  и нравственных нормах;

    -развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

    -развитие навыков сотрудничества;

    - Планируемые результаты (метапредметные)

    -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, осуществлять информационный поиск;

    -овладение навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

    -овладение логическими действиями, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

    -совершенствование умений  работать в группе, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Планируемые результаты (предметные)

     -понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

    -развитие представлений младшего школьника о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей, о совести, как нравственной категории;

    -готовность к нравственному самосовершенствованию и духовному развитию.

    Основные понятия: стыд, вина, ответственность, совесть,  внутреннее самосознание, самоконтроль, самооценка.

    Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, математика.

    Ресурсы: Данилюк А.Я. Основы духовно- нравственной культуры народов России. О-75 основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы [текст] / Данилюк А.Я.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.-63с.: ил.-ISBN 978-5-09-026774-8; презентация урока;

     мультимедиа (притча «Совесть», Youtube, 1минута; видеофрагменты: «Совесть», www.Kramola.info , 3минуты; «Пепел», «Книга» ,5 секунд)

    Технические средства: компьютер, проектор, экран, магнитная доска.

    Иллюстративный материал: оформление классной доски:

             стыд            вина                совесть

                                                             стыд перед самим собой 

                                                          Круги Эйлера- Венна

                                               Чувство, пришедшее с веданием

                           Опора1гр.  Опора2гр.  Опора3гр.  Опора4гр.  Опора5 гр.

    Опора «Инсайд» Опора «Вопрос-1»

    Опора  «Вопрос-2»

    Опора « Я- смайлик»

    Опоры для работы в группах: 1.«Составь словечко» (желтая); 2.«Определение» (зеленая); 3.Составные части кластера «Как работает совесть» (розовые); эталон рассуждения, опоры: «Вопрос-1»,  «Вопрос-2», «Я- смайлик»; опоры для индивидуальной домашней работы на каждого ученика.

    Сценарный  план урока

    Слайд№1 Учебник

    1.Мотивация к учебной деятельности.

    - Добрый день, мои друзья! Очень рада встречи я.

    Мы продолжим изучать, удивляться и мечтать.

    И сегодня, как обычно все получится отлично !

    - Пожалуйста,  присаживайтесь.

    2.Актуализация знаний. 

    2.1. Создание проблемной ситуации в ходе проверки домашнего задания.

    -Мы продолжаем исследовать социальную сферу общества, ее морально- этические, нравственные нормы и ценности, на основе которых в своей жизни каждый из нас сможем выстраивать гармоничные отношения в любой социальной группе.

    Слайд№2 Фото

    - Внимание на экран. Определите, что является общим (для этой информации фотографий) с позиции известных нам нравственных категорий? (чувство стыда, вины, муки совести).

    У- Кто считает, что на фотографиях люди испытывают чувство стыда? Чувство вины? Угрызение  совести? - Спасибо. 

    У. Выбор каждого из вас достаточно справедлив, объясните: на основании чего вы его сделали? (позы, жесты, мимика)

    2.2 Определение  нравственных категорий, понятий

    У –  Правильно ли я поняла: вы сделали свой выбор, опираясь на личный и общественный опыт. Предлагаю подключить (обосновать на основе) теоретические знания, вспомним определения этих нравственных понятий.

     Опора Стыд

     (Стыд- Продолжим…тяжелое, подавленное душевное состояние, которое появляется после осуждения поведения человека окружающими. Как определяли понятие стыда  с позиции ответственности? (ответственность человека за поступок перед другими людьми)

    У- Вся ли информация из определения прочитывается на фотографиях (отсутствует)? (когда появилось это состояние: после осуждения поведения окружающими).На основе определения подтвердить или опровергнуть ваш выбор полностью не можем.

     У –Проверим другую категорию- вина- …продолжите определение. 

    Опора Вина

     (Вина- переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим собой. А с позиции ответственности?(Ответственность человека перед самим собой.)

      У- Какая информация из определения отсутствует на фотографиях?(Информации о том, перед кем несоответствие нормам, невыполнение долга отсутствует) Подтвердить или опровергнуть ваш выбор на основе теории не можем.

      У-  Попробуем соотнести фотографии с определением совести.

      Д-  Этого определения мы пока не знаем. 

    У. Тема нашего урока?

    Д- Совесть.

     Опора: Совесть.

    У – Дети, ясно, что каждый из вас имеет определенные представления об этой нравственной категории, сегодня на уроке наша цель: значительно расширить ваши представления: раскрыть секреты и особенности. Кто считает для себя эту информацию необходимой? Тогда…

    У-  Включайте воображение! Прогнозируем содержание притчи.

    3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

    3.1.Интерпретация проблемной ситуации посредством прогнозирования содержания притчи «Осколки».

    - Один молодой человек, уезжая из родного города на новое место работы, прощался со своей малой родиной.

    Стоял прекрасный весенний денек. Человек долго гулял по знакомым паркам, красивым площадям, уютным улочкам. И вот на одной из них он встретил слепого нищего, перед которым стояла жестяная банка. Проходя мимо него, наш молодой человек бросил в эту жестяную банку: прогнозируйте… 

     Выбор каждого из вас имеет место быть. Сравним с первоисточником? 

    То ли потому, что у молодого человека было грустное настроение, то ли просто так, он бросил в эту жестяную банку осколки битого стекла и прошел мимо, а вскоре уехал из города детства. Прошло ровно тридцать лет и три года. Кто хочет продолжить?

     - Сравним с первоисточником:

    -Все в жизни человека сложилось удачно: большая дружная семья, замечательные верные друзья, успешная профессиональная карьера, уважение, почет, благополучие . Но все эти долгие тридцать три года, теперь уже пожилого человека, ни на секунду не покидал пронзительный звон из родного города - мучительный звон осколков, брошенных им в жестяную банку слепому .

    3.2. мониторинг личностных достижений.

    -Прежде чем продолжить прогноз, необходимо выясним - Можно ли утверждать, что эти тридцать три года человек был удовлетворен  своей жизнью, был счастливым?

    -«Ночь!»* ( Дети закрывают глаза и  сигнализируют)- «День!»* ( Дети открывают глаза)– Всем спасибо! Проверим ваши ответы по первоисточнику:

     Человек вернулся в город своего детства, нашел ставшее для него роковым место, на котором, как и в молодости, все так же сидел тот же, слепой нищий, а перед ним все так же стояла все та же жестяная банка.

    Наш человек подошел к нему, честно признался, повинился, искренне раскаялся и от всего сердца попросил прощения: «Тридцать три года назад я просто так бросил в эту банку осколки битого стекла, прости меня, пожалуйста».

    Слепой поднял на него свои незрячие глаза и ответил: «Те осколки в тот же день я выбросил, а ты их в своем сердце носил все эти годы».

    3.3 Работа  по содержанию притчи. Коллизия.

    У –Дети, кто догадался, какие осколки всю жизнь носил в своем сердце человек? (осколки своего злого поступка, стыд (перед кем?), угрызение совести, осколки использованы в переносном значении)- Что испытывал? Какая мысль преследовала?

    -  Может, не нужно было признаваться, ведь никто  не видел его поступок? (совесть, он сам)

    Давайте разбираться (доказывать).

    Слайд№3

     3.4 Работа по иллюстрации

    У -Внимание, рисунок на стр. 48 учебника! Может ли он послужить иллюстрацией к притче?

    В притче про сон ничего не говорилось. Аргументируйте. Правильно ли я поняла, эти  рисунки иллюстрируют  внутреннее состояние человека? Распределите их относительно поступка: до и после.(Слова- действия совести, которые заставили попросить прощение: грызла, мучила, заговорила, кричала, терзала, не давала покоя, томила.)

    У- Рассуждаем: когда человека  было такое внутреннее состояние? (1-й фрагмент- до совершения поступка, после принесения извинения; 2-й фрагмент - после совершения поступка.

    Молодцы! Меня радует, что вы используете народную мудрость. Это всегда помогает ярко объяснить любое понятие.

    Слайд№4 Демокрит

    У- Первым кто объяснил понятие совести, был древнегреческий философ Демокрит. Интересно, что в его время  самого слова совесть еще не было, поэтому он писал об этой категории, как о переживании, связанном со стыдом (позором), но о переживании в значительной степени отличном от него.

      4. Первичное закрепление во внешней речи.

    4.1. Работа по учебнику. Инсайд. Кодирование информации.

    У- Найдите краткую информацию о связи между этими категориями, используя «инсайд» в тексте учебника на странице 48 .Действует право открытия.(Ученик, первым нашедший  верную информацию получает право открыть опору на доске: Совесть-стыд перед самим собой.)

    У- Какое из этих понятий шире?  (понятие совести значительно шире понятия стыда, кроме этого оно шире  и понятия вина.) Стыд и Вина формируют Совесть. Попробуйте это предложение перевести на язык математики, в математическое выражение, закодируйте. Используйте переменные. (Учитель между опорами мелом пишет знаки: +; =: с+в=С) 

    -Прекрасно сработали. Позвольте уточнить, насколько глубоко вы осознали эту информацию?

    Опора Круги Эйлера- Венна.–Каким цветом изображено понятие совести?  

    4.2. Работа в группах «Составь словечко» (Опора в группе. Совесть.)

    Дальнейшее исследование нравственной категории совесть мы продолжим в группах. Приготовьте, пожалуйста, желтую опору. Всмотритесь и вслушайтесь в слово. Внутри него живут  другие слова. Попробуй те их отыскать. (Составьте из букв слова совесть новые слова) Запишите их. Время 30 секунд.

    У -Стоп игра! Какие слова отыскали? Круговая проверка: Каждая группа по очереди называет одно слово; группы, которые отыскали то же самое слово – хлопают. Побеждает группа, назвавшая слово последней. Начинает первая группа.

    Молодцы! Очень интересные слова.

    -Как связаны эти слова со словом совесть?

    Слайд№5 

    совесть - это

    совет

    внутри нас

    весть

    то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем

    сеть

    - то, что ловит все наши поступки

    есть

    то, что есть у всех

    свет

    внутри нас

    вес

    то, что имеет вес (значимость)

    сос  

    - то, что подает сигнал бедствия

    вето

    то, что накладывает запрет на плохие поступки

    ось

    стержень внутри нас

    - Вы практически раскрыли секрет слова совесть. Такого полного понимания этого слова, какое существует в русском языке, нет ни у одного другого народа мира.

     Внимание на экран! Постарайтесь запомнить еще несколько слов, раскрывающие секрет совести, я уверена, вам пригодится. 

    Слайд№6 

    4.3. Просмотр видеофрагмента «СОВЕСТЬ»

    4.4.Беседа по содержанию видеофрагмента «СОВЕСТЬ»

    У - Дети, какие слова запомнились? ( Невежество, вежество, ведает- знает, бессовестный не ведает, что творит, все беды от невежества. Ведает результат своих действий, осознает, худого не сделает.) 

    Какое определение совести  прозвучало в видеофрагменте? Действует право открытия.

     Опора Чувство, пришедшее с веданием.

    -С чем приходит совесть?( с осознанием) 

    - С осознанием чего? (что такое хорошо, что такое плохо)

    -Дети, кто знает, что может послужить  поводом для угрызения совести, встаньте?

     Слайд№7

    4.5. Физкультминутка. Игра «Хлопай- топай»

    Проведем физкультминутку в форме нашей традиционной игры «Хлопай- топай».

    Кто догадался о правилах игры, продолжите мою фразу: если слышу повод для угрызения совести …- то топаю.

    Невежество, необразованность, безграмотность - Т; Непрестижная работа родителей -Х, Вульгарная внешность-Т; Грубое, бездушное отношение к живой и не живой природе - Т, Отсутствие современных гаджетов - Х; сквернословие и вранье -Т; жестокость и издевательство над живыми существами—Т; Физические недостатки -Х, Некрасивые поступки - Т, Поношенная, но аккуратная одежда - Х, Немодная, небрэндовая одежда - Х, наглость и нахальство - Т; Напрасно о ком- либо подумал плохо - Т, Дурные мысли  - Т.

     -Дети, я еще раз убедилась, что в нашем классе невежество отсутствует,  вы все отлично знаете морально-этические, нравственные нормы и ценности, а значит, в вашем классе не будет и беды. Присаживайтесь, пожалуйста.

     5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

    5.1. Знакомство с определением совести в различных источниках. Работа в группах.

    - Продолжаем исследование в группах. Познакомьтесь с информацией на зеленых опорах. Подчеркните ключевые слова. Время 30 секунд.

    1 группа  Словарь Ушакова:

    Совесть — внутренняя оценка, сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение.

     2 группа. Толковый словарь Владимира Даля:

     Совесть — нравственное сознание, чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда.

     3 группа Словарь по общественным наукам:

     Совесть — моральное осознание того, что является добром и злом.

    4 группа БСЭ. Совесть, категория этики, характеризующая способность осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

     5 группа Ожегов С.И. (толковый словарь русского языка).

    «Совесть - чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом». 

    5.2.Проверка работы в группах.

    У – Стоп - игра. К доске приглашаются по 2 представителя от группы: 1-й зачитывает всю информацию, 2-й - ключевые слова; после чего  помещаете опору на доску.

    (Опоры: нравственное самосознание личности; ответственность за свое поведение; внутреннее осознание добра и зла, самоконтроль, самооценка.)

     -Что интересного заметили? Кто готов сделать вывод?

    Вывод (Эталон рассуждения) Мы познакомились с определением совести в разных источниках. В каждом из них это понятие формулируется по-разному, но общим во всех определениях является то, что совесть-это способность различать добро и зло, выбирая добро.

    У- Молодцы,  вывод сделан верно.

    6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    Слайд № 8

      6.1. Просмотр видеоролика «Как работает совесть».

    У-Кто хочет увидеть, как работает совесть? 

    -Внимание на экран! После просмотра видеоролика мы создадим кластер «Как работает совесть»

     6.2  Работа по содержанию видеоролика. Первичное восприятие.

    - Кто запомнил 2 дела совести? ( перед выбором - подсказывает; после выбора -бьет тревогу)

    -Кто может назвать особенность совести? (душевные раны сами по себе не зарастают, остаются шрамы)

    6.3. Создание кластера «Как работает совесть». Работа в группах.

    У- Из деталей розового цвета попробуйте создать кластер. Время 1 минута. О готовности сообщите.

    6.4. Проверка работы в группах на экране.

    У – Стоп - игра. Круговая проверка:  группы цепочкой читают одну фразу, выражают согласие хлопком.  Проверяем логику содержания… Я заметила, что форма кластера  у каждой группы различна: у одних – все фразы расположены на одном уровне, у других - на разных, какая форма удачнее? ( пирамидки, треугольника) Какие ассоциации возникли? (Подъем на вершину успеха. Личностный рост. Самосовершенствование.).

     Слайд № 9

                                                мир

                                      с самим собой

                                  ты     исправляешь

                    ты понимаешь - надо исправиться

             эта   мысль   бесконечно   преследует   тебя

    ты   размышляешь   над    поступком,   который   совершил 

    Слайд № 10

    -Кто хотел бы уточнить, подкорректировать какой- либо уровень? (4- просишь прощение)

     У - На какой  главный вопрос отвечает кластер? (Зачем нужна совесть для чего? Как быть в ладу с самим собой?)  А известно ли вам, что ученые в лобной части мозга человека выявили участок,  отвечающий за чувство совести?

    У - Кто назовет, качество человека, которое помогает слышать голос совести? ( И совесть, и волевые качества, как   умственные, физические необходимо тренировать) 

    7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    7.1. Ассоциации.

    - Тренируем! Задание дифференцированное: необходимо назвать мальчикам – профессии, девочкам - предметы, с которыми ассоциируется понятие совесть? (врач, учитель, пожарный, судья, полицейский, сторож, прокурор); (маяк, компас, тайник, фонарик, магнит, колокольчик, сеть, магнитофон, детектор)

    Слайд № 11 

     Внимание на экран! - Вы повторили исследование Л. Н.Толстого, который работу совести сравнил с механизмом действия компаса: Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка компаса двигается с места только тогда, когда тот, кто несёт её, сходит с того пути, который она показывает. То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился.

    У- Я желаю, чтобы каждый из вас всегда в своей жизни следовал стрелки компаса, прислушиваясь к голосу совести.

    7.2 Домашнее задание

     Слайд№12 (по инструкции) 

    1. Прочитать п. 23 по «инсайду»

    2. Вспомнить произведения о совести

    задание по выбору:

     3. Описать механизм действия совести относительно любого предмета  или профессии .

     4.Нарисовать словесный портрет человека с чистой совестью.

    5. Составить «Акротекст». 

    7.3.Тестирование. «Акротекст»

    У- Какое нравственное понятие мы исследовали? Внимание на экран!( появляется слово совесть- вертикальное расположение, по клику мыши остальной текст) Какие фразы не являются характеристикой совести? Сколько фраз не относится к ней? Покажите жестом. Я довольна результатом всего класса. Действительно, все фразы этого акротекста  могут служить характеристикой совести.

    Слайд№13

    Судья своим мыслям и поступкам

    Осознание своих обязанностей

    Внутренний голос

    Ежеминутный самоконтроль

    Самооценка

    Тонкий чувствительный прибор

    Ьлучшее украшение человека

    7.4  Тренинг «Минута раскаяния», « Я – смайлик!».

    У- Ночь! Давайте вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-нибудь. Поступки, за которые вам сегодня стыдно и в которых вы глубоко раскаиваетесь. Вспомните не саму ситуацию, а свои ощущения, которые испытывали тогда и сейчас. Кому это удалось: « День!»

    Слайд№14 (2) - «Минута нашего раскаяния» - позади. Мы исправили свой поступок, и успокоили свою совесть. Если кто- то еще не сделал этого – спешите, потому, что каждый день каждый  из нас пишет одну страницу в своей Книге Жизни. И только от нас зависит, какая получится история. 

    Слайд№15 Пепел А если, человек не в ладу с самим собой, он вспыхивает от гнева. И от его страницы остается лишь малюсенькая горстка пепла.

     Слайд№16  Книга Желаю вам, чтобы на ваших страницах  всегда оставались только добрые дела,  а это значит - доброе имя, добрая память.

    « Я –смайлик!». Улыбнитесь те, кто уходит с урока с новыми знаниями, здоровыми эмоциями, отличным настроением и чистой совестью.

    Не угасают пусть улыбки.

    Не допускайте в жизнь ошибки.

    Идите радостно вперед.

    Мир удивительный вас ждет!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

    Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

    Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый

    Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...

    Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе

    Рабочая  программа по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса  разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...

    Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 классов .

    Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы  светской этики») для 4 классов...

    Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики». «Добрым жить на свете веселей», 1 урок

    Урок в 4 классе по теме «Добрым жить на свете веселей» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И. Это комбинированный урок, с использованием технологии системно-деятельностного подхо...

    Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса

    Рабочая программа и КТП к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса...