Главные вкладки

    Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса
    рабочая программа по орксэ (4 класс)

    Бондаева Эльза Бадмаевна

    Рабочая программа и КТП к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса  разработана на основе:

    Федерального   государственного образовательного стандарта  начального общего образования;

    - примерной программы начального общего образования, , авторской программы А. Я. Данилюка «Основы светской этики»», утверждённой МО РФ (Москва, 2012 г.).

    -Требований Стандарта (п. 12.4);

    - Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г.;

    -  Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).

    -  Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

    Для реализации рабочей программы используется  учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва,  «Просвещение»,2017г.

    Цели и задачи учебного курса

         Курс  предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

         Основой для данного курса является концепция « Духовно-нравственного воспитания». Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики».

         Цель учебного курса – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

         Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

    Достижение следующих целей возможно через решения следующих задач:

    • Знакомство обучающихся с основами светской этики.
    • Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
    • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно – смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
    • Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважении и диалога во имя общественного мира и согласия.

    Освоение школьниками учебного содержания должно обеспечить:

    • Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества.
    • Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям.
    • Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.
    • Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

            Школьный курс в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает:

    -  воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа;

    - формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    - ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

     - воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

            Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.

    Новизна и актуальность:

     Особенностью ФГОС второго поколения является нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач воспитания. Критерием для определения ценностей выбраны Нравственность и Человечность, так как они противостоят разрушительным явлениям и позволяют человеку развивать свое сознание, жизнь и систему общественных отношений.  

    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания определяет:

    -  характер современного национального воспитательного идеала;

    -  цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

    - систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовнонравственная консолидация многонационального народа РФ;

    - основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

           Принципы построения модуля «Основы светской этики»

    При построении учебного модуля «Основы светской этики» учитывались  принципы: научность, доступность, культуросообразность.

    1. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4–х классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам  уже известны из других учебных предметов.

    2. Принцип культуросообразности. Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине.

      В процессе изучения основ светской этики у школьников формируются умения критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.

    Общая характеристика учебного курса

          Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

       Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль,  как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

         Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство,  поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую сложность нашей страны и современного мира.

          Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

    1. общая историческая судьба народов России;
    2. единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

         Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о светской этике посредством:

    1. ориентации содержания учебного курса на общую педагогическую цель, воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
    1. педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
    2. системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
    3. ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

       Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы светских культурных традиций.

                                    Место курса в базисном учебном плане   

    Учебный курс «Основы светской этики» изучается в объеме 34 часов в 4 классах, 1 час в неделю.     

            Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

    Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

    Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

    Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

    Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

    Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

    Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

    Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

    Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

    Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

    Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

    Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

    Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    изучения учебного предмета «Основы светской этики».

               

    В результате изучения модуля обучающийся должен:
    Знать:
    - основные понятия светской этики;
    - значение этики в жизни человека;
    - образцы нравственности в культурах разных народов;
    - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
    Уметь:
    - излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
    - соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных  народов;
    - строить толерантные отношения в обществе;
    - применять полученные знания в социуме;
    - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
    - участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.

     Обучение детей по программе  модульного курса «Основы светской этики»  направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

                                      Требования к личностным результатам:

    • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
    • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
    • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
    • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
    • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
    • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

                                 Требования к метапредметным результатам:

    • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
    • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
    • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
    • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
    • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
    • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
    • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

                  Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

    Познавательные УУД:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
    • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
    • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
    • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    Коммуникативные УУД:

    • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
    • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
    • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
    • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
    • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

                             

    Требования к предметным результатам:

    • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
    • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
    • формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в истории и современности России;
    • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

    Предметные результаты освоения учебного предмета

    В результате изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» ученик научится:

    • понимать значимость нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, способность выражать это понимание своими словами, приводить примеры;
    • формулировать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, в обществе и государстве;
    • называть и иллюстрировать примерами понятия добро, справедливость, ответственность, честь, совесть, дружба, долг;
    • рассуждать о нравственных качествах человека и ориентироваться на них в повседневных коммуникациях;
    • разбираться в проявлениях негативных качеств и эмоций человека, уметь выявлять их проявления и адекватно реагировать на них, уметь контролировать собственные негативные эмоции и действия;
    • демонстрировать адекватность самооценки, воспринимать конструктивную критику со стороны старших, прислушивается к мнению окружающих;
    • понимать дистанцию между детьми и взрослыми, проявлять уважение к старшим и младшим членам семьи и общества;
    • понимать важность семейных отношений, демонстрировать заботу о членах семьи, готовность принять на себя обязанности по оказанию посильной помощи в семье;
    • уважительно относится к сверстникам и взрослым, придавать значение собственному внешнему виду и манерам поведения, осуществлять вербальную и невербальную коммуникацию с учетом интересов, положения и возраста собеседника;
    • высказывать мнение о поступках окружающих в адекватной ситуации форме, не навязывать собственное мнение окружающим, проявлять дружелюбие в общении с окружающими;
    • распознавать особенности речевого общения, использовать в собственной речи вежливые слова и речевые обороты, нести ответственность за свои слова и действия;
    • понимать значимость природы в жизни общества, проявлять заботу об окружающей среде;
    • понимать необходимость физического развития, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни, относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
    • рассказывать об основных памятных датах и праздниках России, понимать их значение для общества, принимать активное участие в подготовке и реализации праздничных мероприятий в школе и дома;
    • проявлять интерес к истории своей семьи, знать имена и биографии предков и выдающихся людей России;
    • объяснять значение моральных норм для человека и общества;

    рассуждать о многонациональном и многоконфессиональном составе российского общества, понимать значение и формы выражения патриотизма, любви к Отечеству, нашей Родине — России

    Формы контроля и оценки планируемых результатов

     В процессе  изучения  курса, учащихся должны выполнить  проектную работу, предусмотренную в конце разделов, в основу которых положен системно–деятельностный подход. Дети, занимаясь групповой  исследовательской деятельностью, научатся отбирать  необходимый материал, составлять презентации. Данная деятельность позволит повысить интерес детей не только к исследовательской деятельности  при выполнении практических работ, но и к предмету в целом.

    Достижение учащимися планируемых результатов  выявляются в процессе:

    - текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;

    - составления банка работ, выполненных в учебном процессе;

    - защиты  собственных исследовательских и творческих проектных работ;

    - выставки работ учащихся.

             При оценке предметных результатов освоения модуля используются виды контроля, применяемые  в системе безотметочного обучения:

    - стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

    - прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;

    - пооперационный контроль, т.е., контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся;

    - контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов;

    - рефлексивный контроль — контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

    - итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.

    Оценка деятельности учащихся в конце каждого занятия, раздела осуществляется по ряду   критериев:

    - понимание изучаемого материала;

    - степень самостоятельности в подборе необходимого материала;

    - самостоятельность суждений;

    - умение поддержать и выстроить диалог;

    СОДЕРЖАНИЕ

    учебного модуля «Основы Светской этики»

    Россия — наша Родина.

    Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания

    морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

    Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

    1.Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

    2. Моя малая Родина. Ямал наш общий дом.

    3. Что такое светская этика. Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

    4. Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

    5. Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

    6. Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

    7. Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

    8. Свобода и моральный выбор человека.  Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

    9. Свобода и ответственность.  Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

    10.  Моральный долг. Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

    11. Справедливость.  Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

    12.Альтруизм и эгоизм.   Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

    13.  Дружба. Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

    14 .  Что значит быть моральным? Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

    15. Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

    16.  Нравственный поступок. Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

    17.  Золотое правило нравственности. Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

    18.  Стыд, вина, извинение. Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

    19. Честь и достоинство. Что такое честь. Что такое достоинство.

    20 Что такое совесть.

    21. Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

    22. Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

    23. Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

    24. Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

    25. Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

    26. Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

    27. Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

    28. Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    Тематическое планирование по курсу «ОРКСЭ Светская этика» в 4 классе

    Изучаемый материал

    Кол-во часов

    Контроль

    1

    Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека.

    1

    2

    Раздел 1. Раздел 1. Этика общения

    4

    3

    Раздел 2. Этикет

    4

    4

    Раздел 3. Этика человеческих отношений

    4

    5

    Раздел 4. Этика отношений в коллективе

    3

    6

    Раздел 5. Простые и нравственные истины

    4

    7

    Раздел 6. Душа обязана трудиться

    4

    8

    Раздел 7. Посеешь поступок – пожнешь характер

    4

    9

    Раздел 8. Судьба и Родина едины

    4

    10

    Подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала

    2

    проект

    ИТОГО

    34

    Описание материально-технического обеспечения

    Реализация учебной программы обеспечивается УМК:

    1. «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2018

    2. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение2016

    3. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М.Просвещение 2016

    4. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2016.

    Календарно-тематическое планирование к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

    модуль «Основы светской этики» по учебнику Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина

    1 час в неделю – всего 33 часа

    Учитель: Бондаева Э.Б.

    Тема урока

    Дата проведения

    Планируемые результаты

    Формы и виды деятельности

    План.

    Факт.

    1

    Этика – наука о нравственной жизни человека.

    06.09

    Знакомство с общественными нормами нравственности и морали

    Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; самостоятельная  работа с источником

    Раздел 1 Этика общения

    2

    Добрым жить на свете веселей.

    13.09

    Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

    Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

    3

    Правила общения для всех.

    20.09

    Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций

    4

    От добрых правил – добрые слова и поступки.

    27.09

    Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия

    Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

    5

    Каждый интересен.

    04.10

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    Раздел 2 Этикет

    6

    Премудрости этикета.

    11.10

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи.

    7

    Красота этикета.

    18.10

    Установка взаимосвязи между  культурой и поведением людей.

    8

    Простые школьные и домашние правила этикета.

    25.10

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    9

    Чистый ручеёк нашей речи.

    01.11

    Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения

    Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

    Раздел 3 Этика человеческих отношений

    10

    В развитие добрых  чувств – творение души.

    15.11

    Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

    Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

    11

    Природа – волшебные двери к добру и доверию.

    22.11

    Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения.

    12

    Чувство Родины.

    29.11

    Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.

    13

    Жизнь протекает среди людей.

    06.12

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    Раздел 4 Этика отношений в коллективе

    14

    Чтобы быть коллективом.

    13.12

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

    15

    Коллектив начинается с меня.

    20.12

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    16

    Мой класс – мои друзья.

    27.12

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

    17

    Ежели душевны вы и к этике не глухи.

    17.01

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    Простые нравственные истины

    18

    Жизнь священна.

    24.01

    Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

    Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

    19

    Человек рождён для добра.

    31.01

    Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

    20

    Милосердие – закон жизни.

    07.02

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа.

    21

    Жить во благо себе и другим.

    14.02

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    Душа обязана трудиться

    22

    Следовать нравственной установке.

    21.02

    Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

    Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.

    23

    Достойно жить среди людей.

    28.02

    24

    Уметь понять и простить.

    06.03

    Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях.

    25

    Простая этика поступков.

    13.03

    Посеешь поступок – пожнёшь характер

    26

    Общение и источники преодоления обид.

    20.03

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.

    27

    Ростки нравственного опыта поведения.

    03.04

    28

    Доброте сопутствует терпение.

    10.04

    29

    Действия с приставкой «СО».

    17.04

    Судьба и Родина едины

    30

    С чего начинается Родина.

    24.04

    Знакомство с ценностями:  Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.

    Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

    31

    В тебе рождается патриот и гражданин.

    08.05

    32

    Человек – чело века.

    15.05

    Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм

    33

    Слово, обращённое к тебе.

    22.05

    Подведение итогов. Презентация творческих работ. Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

    Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

    Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

    Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

    Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"

    Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...

    рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

    Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 классов на 2015 - 2016 учебный год

    Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с  Положением о рабочей программе МБОУ СОШ №2 г.Лермонто...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики".

    Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики", реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС...

    Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики». Модуль «Основы православной культуры»

    Рабочая   программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль  «Основы православной культуры»  для  обучающихся  4...