Использование современных педагогических технологий, электронных образовательных ресурсов на уроках Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе
статья по теме

Наталья Викторовна Кириллова

Предмет "Основы православной культуры и светской этики"  введен в образовательные учреждения совсем недавно. В своей  статье мы, я и моя коллега преподаватель основ религиозной культуры и светской этики Петрова В.Н., показали, какими приемами пользовались мы, когда этот предмет только вводился в школе. Мы будем рады,если наш небольшой опыт кому-нибудь будет полезен в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент по образованию администрации Волгограда

Городской конкурс
«Покровские педагогические чтения »

Петрова Виктория Николаевна,

 Кириллова Наталья Викторовна

Использование современных педагогических технологий, электронных      образовательных ресурсов на уроках Основы религиозной культуры и

светской этики в начальной школе

секция: Современные педагогические технологии на занятиях по курсу «Православная культура».

Место работы участника конкурса:
МОУ ООШ №  114

Должность участника конкурса:
учитель основ религиозной культуры и светской этики,

 учитель начальных классов

Волгоград – 2012


Оглавление

Введение  ................................................................................................3                                                                                                

Основная часть …………………………………………………….   5

            - роль современных образовательных ресурсов в изучении «Основ   православной культуры»

-презентация, как вид современных педагогических технологий....

- краеведение

- работа с родителями

Заключение ……………………………………………………………13                                                              

Литература……………………………………………………………..14

Приложения……………………………………………………………15


Конечная цель разумного воспитания детей заключается в по     степенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознателъное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли. 
                                 Н.И. Пирогов
 

   В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.                                                     

      Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.                  

        Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).             

       Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям. 

        Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом
окажется напрасным, а сами мы станем предателями
и изменниками великого русского дела, если не сделаем
должных выводов из горького опыта, доставшегося
нам безмерной, невосполнимой ценой. Стоит лишь начать,
и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань,
чистую жизнь и благие дела!
 
(Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн)


        Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

          В нашем обществе много проблем, дети сейчас уже не те, что были раньше. У них другие интересы, другие увлечения, которые нам нравятся или не нравятся – пришло время как-то решать эти проблемы.

           Без прошлого опыта, без осознания прошлых ошибок, как и педагогических открытий нашей истории  - нет нашего современного человека.

Дети все очень разные и  интересы у них  различные…

         Православие, как и наша жизнь – это и история и настоящее. Можно повториться – без знания истории родной страны, как частицы окружающего мира, невозможно стать образованным человеком. Именно   православие, история православия просто были вычеркнуты из общего образования. Сейчас наши дети апеллируют такими словами, которые раньше были доступны только учёным и в то же время совершенно не представляют и не понимают, почему церкви строятся по определённым канонам и как надо себя вести в церкви, не говоря уже о том, что не знают минимума по истории православия. [2 ]

          Как же привлечь их внимание к  определённому  материалу так, что бы они не просто его прослушали, просмотрели, прочитали, потому что это надо,  а чтобы это  «задело за живое» в каждом маленьком человечке?

       Думается, что этот пробел надо как-то восполнять. Уроков и занятий в нашей школе по предмету «Основы православной культуры» не было. Но…

        Мы организовывали ознакомительные поездки наших учеников и по Волгоградским  монастырям, в частности в мужской Каменно-Бродский монастырь, посещали женский монастырь в Дубовке. Наши дети на протяжении двух лет  участвуют в  Рождественских чтениях, в олимпиадах, организованных на сайте opk.pravolimp.ru. В 2011-2012 учебном году принимали участие в муниципальном туре Всероссийской олимпиаде по «Основам православной культуры».

Определённая  работа проводилась и проводится. Очень хотелось бы разнообразить её современными технологиями.  Использование иллюстративного материала – текстов, изображений, аудио- и видеозаписей – не влияет существенно на способ взаимодействия педагога и учеников, поскольку его основным инструментом остается слово: «Во время занятий много и правильно говорят, но мало совместно трудятся, переживают и созидают» [3, с. 14]. В целом такое положение обусловлено самой классно-урочной формой, однако тем актуальнее поиск альтернативных приемов обучения и воспитания. Живое  восприятие реальности: экскурсии, паломнические поездки, посещение Воскресной школы при Казанском соборе и храмов Волгограда, встреча с батюшкой Алексеем Ольгинского прихода, посещение православного театра «Благовест» при Свято-Духовом мужском монастыре, отдых в летних семейных православных лагерях  - все это  дает большой эффект в духовно-нравственном воспитании  наших детей. В настоящее время в образовательном процессе  не обойтись без  современных педагогических технологий, без  использования  электронных образовательных ресурсов. Одним из них является презентация. Она,  как нельзя лучше подходит для уроков «Основы православной культуры» – «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике».  [9 ]

       С какой целью  используются  презентации?

       Во -первых  -  это представление чего-либо нового.  Она  представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую систему. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.

       Во-вторых, презентация - это новый вид работы, применяемый в школе на  уроках,  повышающий  интерес к предмету, развивающий умственную активность. Ребёнок   не только воспринимает информацию, но и  лучше ее запоминает, когда видит на экране .

        В-третьих, помогает учителю при проведении уроков, мероприятий, защиты проектов, исследований. Можно показать и рассказать о красоте, о любом авторе произведения, о памятниках архитектуры. Конечно, в этом помогают презентации. Учат детей грамотной  научной речи, развивают кругозор, дают ясное и чёткое восприятие действительности».

        Существенным принципом воспитания является принцип культуросообразности, который "предполагает воспитание у детей культурных смыслов жизни, создание культурной среды их жизнедеятельности, приобщение к ценностям общечеловеческой и национальной культуры),  включение в диалог и культурное творчество [9 ]

      Цитируя священника  Константина Зелинского, мы соглашаемся, что «православие стало "неизвестной культурой": ее нравственный потенциал стал не востребован, ее видение жизни отвергнуто, ее понимание человека предано забвению. Забыты традиции…»

       Но сейчас все изменилось Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своём Слове на открытии XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтений (2010 г.) сказал, что «школьное образование призвано не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать ценностные идеалы и ориентиры, утверждать в сознании и душах учеников базовые мировоззренческие понятия с учётом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывавшейся на протяжении многих веков. [5,с.3 ] 

Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни. [10 ]

Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности
Организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я — мой город”), значения области в истории и культуре России (“Я — мой город, мой край, мое Отечество”). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.  Для чего же изучается свой край в начальной школе? Остановимся на этом более подробно. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д. Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета “природоведение”. Здесь, на мой взгляд, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир... Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираю разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий и т.п. 

 Приложение №1  «Совместная работа с детьми после паломнической поездки в женский монастырь г. Дубовка».

Работа с родителями
     Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали на протяжении последних десятилетий. Но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу. Для этого надо создавать свои учебные заведения, делать все, чтобы помогать людям и в первую очередь детям воцерковляться, приходить к Богу, чтобы утвердиться на единственно верном фундаменте. Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви.  Благочестивая мать и жена, любящая, нежная, твердая и терпеливая в жизненных невзгодах, опора семье и Отечеству – это и идеал русской женщины и наша история, это боль, тревога и забота наших дней. Как воспитать девочку такой?
 [1 ] Конечно, это немыслимо без восстановления исторической памяти, возрождения русской национальной традиции. В конце каждого учебного года учителя подводят итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предложили детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, а те ребята, которые пришли вновь, написали: “Я узнала, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде. Все эти годы мы наблюдали, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту и вожатых. Детские коллективы живут согласно урокам хороших манер.  Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.  Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией. [8 ]

Многие родители вместе со своими детьми посещают Воскресную школу при Казанском соборе. Дети занимаются музыкой, славянским языком, изучают Закон Божий, но и  родители тоже занимаются вместе с ними. Совместно устраивают праздники «Рождество Христово» «Пасха» «Масленица», ярмарки. Дети с родителями заниаются волонтерской работой.

Теперь у нас есть возможность и необходимость дальнейшей, более широкой работы. Возможность есть, но и трудностей поприбавилось. Главная - сомнение «кому это нужно?» и «как это возможно?» при нашей нищете. Нужно нам, нашим детям.

 Мы должны учить наших детей языку национальной культуры, ее смыслам, ценностям, устоям, приобщать к ее красоте. Мы должны связать воедино наш мир: наше прошлое и наше будущее; далеких предков, дедов и родителей; детей растущих и еще не рожденных.

Поймем и запомним:

Основа нашего единства - родная русская православная культура. [8 ]

На  протяжении 4 лет в нашем поселке Песчанка проводится праздник

«Масленица». Совместно с родителями дети готовятся к этому мероприятию.

Придумывают костюмы, разрабатывют сценарий, учат песни, стихи, частушки, заклички.

       

Вывод    

Наше время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, с другой – успехи превращаются в бедствие. И самое страшное сегодня – разложение душевных свойств самого человека: отношения к труду, мышления, веры, совести и т.п.

       Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности, нравственности, культуры и воспитания. Не считаться с этим нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует атеизм или равнодушен к религии, все равно остается номинально православным человеком. Не учитывать этого в процессе воспитания и обучения нельзя. Любое начинание без этого обстоятельства обречено на неудачу.

       Православная культура вся, даже в мельчайших своих компонентах, была и остается духовно-моральной и эстетически значимой, что и определяет актуальность и необходимость ее изучения в наш прагматический век.

       У нас в стране имеется современная практика православного воспитания, где приоритетная задача – воцерковление детей. Но возможности эти ограничены (малочисленность воскресных школ, православных гимназий, классов и т.п.).

   Заключение

     Мы обязаны воспитать детей глубоко нравственными личностями, не «загруженными» «лишними знаниями», а знающими православие как культуру современную, со своими традициями и устоями, со своими праздниками и буднями, с тем современным православием, которое основываясь на огромном прошлом, на истории и развитии, которое переплетено со всеми событиями всей нашей российской истории.

       Православие настолько всеобъемлюще и всеохватно, что его невозможно заключить в определённые рамки. Но всё-таки хотелось бы попробовать провести урок для старших классов (для тех школ, где не проводятся уроки по «Основам православной культуры»). Мы сегодня не будем углубляться  в сами Основы православия, ознакомимся лишь с его внешней стороной, видимой  - храмы, иконы, внутренне убранство, и немного послушаем пение…[4 ]

Литература

  1. Булгаков С.И. Православие: очерки учения православной церкви. М.: Изд-во. ACT "Фолио", 2001. - 472 с.
  2. Бородина А.В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция религиозно-познавательного историко-культурологического курса. — Изд. 2-е, перераб. — М., 2009.
  3. Зелинский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технология и методы: учеб.-метод. пособие / под ред. В.И. Слободчикова. – М.: Планета, 2010. – 280 с.
  4. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 304 с.
  5. Рабочая программа учебного предмета  Основы православной культуры для 4–5 классов  Новосибирск 2010  НОУ Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского
  6. Скурат К.Е. О Святом Православии. М.: "Про-Пресс", 2002. - 160 с.
  7. Флоренский П. Иконостас: Избранные труды по искусству. - СПб., 1993. -366с.
  8. Использование ЭОР: http://www.nickhram.ru/opk/prepodavanie-uchebnogo-kursa-%E2%80%9Cosnovy-pravoslavnoi-kultury%E2%80%9D-v-obshcheobrazovatelnykh-shkolakh-men
  9. orthgymn.ruopk/opk-progr.pdf
  10.  http://www.nachalka.com/book/export/html/1351

Приложение №  1 (диск)

Фильм о паломничестве обучающихся МОУ ООШ № 114  в г. Дубовку.

         




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование современных педагогических технологий, электронных образовательных ресурсов на уроках Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе СЕКЦИЯ: Современные педагогические технологии на занятиях по курсу «Православная культура». Работу выполнили: учителя МОУ ООШ № 114 Петрова Виктория Николаевна Кириллова Наталья Викторовна

Слайд 2

Цель помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

Слайд 3

Средства , используемые на уроках ОРКСЭ: презентация; краеведение; работа с родителями.

Слайд 4

Презентация Презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике

Слайд 5

Презентация это представление чего-либо нового; это новый вид работы, применяемый в школе на уроках, повышающий интерес к предмету, развивающий умственную активность; помогает учителю при проведении уроков, мероприятий, защиты проектов, исследований.

Слайд 6

Краеведение Организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире, значения области в истории и культуре России. Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности .

Слайд 8

Работа с родителями Семья является основным источником формирования личности.

Слайд 14

Вывод Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности, нравственности, культуры и воспитания. Не считаться с этим нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует атеизм или равнодушен к религии, все равно остается номинально православным человеком. Не учитывать этого в процессе воспитания и обучения нельзя. Любое начинание без этого обстоятельства обречено на неудачу.

Слайд 15

Вывод Православная культура была и остается духовно-моральной и эстетически значимой, что и определяет актуальность и необходимость ее изучения в наш прагматический век.

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактического материала на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»

        Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Использование ИКТ на уроках « Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе»

Автор рассказывает о проведении уроков  модуля "ОРКиСЭ" с использованием ИКТ....

Статья учителя физической культуры ГБОУ Школа №454 Павловой И.В. на тему: Использование современных педагогических технологий на уроке физической культуры.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, процесс обучения физической культуре можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь...

Использование игровых технологий на уроках Основы религиозных культуры и светской этики.

     Именно на уроках ОРКСЭ поставлена задача духовно-нравственного развития ребёнка, а это лучше делать через практику. Поэтому и эффективно использовать на этих уроках игровые ...

Использование активных методов обучения на уроках основы религиозной культуры и светской этики

В статье предлагаются различные виды работ на уроках курса ОРКСЭ....

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса с использованием современных образовательных технологий. Тема: «Мой класс – мои друзья!»

Цель урока: создание условий для формирования представления о дружбе, взаимопомощи, взаимопонимании, как о важнейшей нравственной ценности.Задачи урока:– формировать навыки конст...