Тема урока «Задача (условие, вопрос)». 1 класс
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Схаляхо Зарема Черимовна

МАТЕМАТИКИ

В 1 КЛАССЕ

 

Учитель: Схаляхо Зарема Черимовна

Тема Задача (условие, вопрос).

Данный урок является первым уроком ознакомления детей с обязательными компонентами задачи. Эта тема легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на опыте учащихся практическим путём решать задачи. В своей деятельности  я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников, в том числе и групповые. Учащиеся моего класса все умеют читают, что немаловажно при планировании урока, его плотности и темпа.

Тип урока: Урок изучения новых знаний и способов действий.

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по математике  для 1 класса начальной школы.

Цели урока следующие:

  • Познакомить обучающихся с составными частями задачи.
  • Содействовать развитию умений выделять в задаче условие, вопрос, выбирать ход решения, формулировать ответ.
  • Учить выделять главное, сопоставлять, сравнивать, включать в систему имеющихся знаний, осуществлять самоконтроль и взаимопроверку.
  • Развивать внимание, память, усидчивость.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и закрепления изученного материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,  индивидуальные и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, рабочей тетрадью способствовали достижению образовательных целей урока,  стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы. Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по изучаемой теме на основе их субъективного опыта, создавала проблемные ситуации, для восприятия материала работал активный визуальный ряд: была использована слайдовая презентация, наглядные пособия, активно использовался на уроке учебник, рабочие тетради.

Особое место на уроке занимает формирование и развитие у обучащихся  общеучебных навыков.

Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и закрепления материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности  школьников как на уроке, так и во внеурочное время.

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться,  в урок включены физкультминутки, подвижные дидактические игры.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.28 МБ
Microsoft Office document icon urok.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку математики в 1 классе. Тема урока «Задача (условие, вопрос)». Учитель начальных классов МБОУ СШ №8 а. Псейтук Тахтамукайский район Республика Адыгея Схаляхо З.Ч.

Слайд 2

Итог урока. Устный счёт. Работа по учебнику. Задание на смекалку. Изучение нового материала. Физкультминутка. Закрепление изученного. Работа в тетради.

Слайд 3

5 2 4 7 8 7 +2 +5 -2 -4 -3 1 3 4 6 9 6 2 7 5

Слайд 4

ПО 2 Л С 3 Ж РЕБУСЫ АК 3 СА ВИ 3 НА Р 1 НА

Слайд 5

Найди 5 отличий.

Слайд 6

Какой кусочек не подходит?

Слайд 7

Как зовут каждого рыболова, если удочка у Саши длиннее, чем у Димы, но короче, чем у Толи.

Слайд 8

Тема урока: Задача (условие, вопрос).

Слайд 9

У Маши было 3 открытки. Ей подарили ещё 1 открытку. Сколько открыток стало у Маши? Было Подарили Стало ?

Слайд 10

Условие Вопрос Решение Ответ

Слайд 11

Физкультминутка. Чтобы выполнить задания, Чуть-чуть нам надо отдохнуть. Ну, ребята, дружно встанем. Надо ручками встряхнуть. Руки вверх, назад прогнулись. Сейчас сделаем наклоны. К упражнению готовы? Раз, два, три, четыре, пять. Теперь спинки держим ровно. На месте будем мы шагать. Тихо все на месте сядем И закроем глазки. Вспомним всё, что проходили Без моей подсказки.

Слайд 12

Вопрос Условие Ответ Решение

Слайд 13

Белых – 3 к. Чёрных – 2 к. 3+2=5 (к.) Ответ: 5 котят. ?

Слайд 14

«Сколько ромашек осталось на лугу ?» «5-2=3» «На лугу росло 5 ромашек. Ёжик сорвал 2». «На лугу осталось 3 ромашки»

Слайд 15

- Выскажите свои впечатления об уроке. Мне понравилось… было трудно… было легко… самое интересное… я узнал…



Предварительный просмотр:

Класс: 1 класс.

УМК: «Школа России».

Учебный предмет: Математика.

Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:  Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В.

Тема урока: Задача (условие, вопрос).

Цели урока:

  • Познакомить обучающихся с составными частями задачи.
  • Содействовать развитию умений выделять в задаче условие, вопрос, выбирать ход решения, формулировать ответ.
  • Учить выделять главное, сопоставлять, сравнивать, включать в систему имеющихся знаний, осуществлять самоконтроль и взаимопроверку.
  • Развивать внимание, память, усидчивость.

Тип урока: Урок изучения новых знаний и способов действий.

Оборудование урока: слайдовая презентация, раздаточный материал, карточки с надписями, мячик.

Структура (план) урока:

  • Орг. момент.
  • Разработка структуры урока.
  • Устный счёт. Задания на логику и смекалку.
  • Изучение нового материала.
  • Физкультминутка.
  • Закрепление изученного материала
  • Работа по учебнику.
  • Работа в тетради.
  •  Систематизация знаний.                                      
  • Итог урока.


Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Демонстрационный материал

1.Орг. момент.

Цель: Подготовка учащихся к работе на уроке.

- Прозвенел звонок, все встали. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом уроке.

- Приветствие.

2.Разработка структуры урока.

Цель: Мобилизация внимания.

- Перед вами этапы нашего урока, расположите их в привычном или понравившемся порядке, «сконструируйте» свой  урок.

- Итак, начнём. Сегодня на уроке мы побываем с вами и в роли конструкторов, и в роли строителей.

Фронтальная работа.

(Ответы детей. При этом дети объясняют свой выбор).

3.Устный счёт.

Цель: Закреплять знания состава чисел, умение решать примеры в пределах 10,

развивать логику и смекалку.

-Сейчас нам предстоит построить спортивную площадку перед домом, для этого «заселяем» домик жильцами – состав чисел и решаем цепочку примеров.

Дифференцированная работа.

Работа в группах.

1 гр. детей работает с учителем (слайд). Две бригады (2 и 3 гр.) детей работают самостоятельно на индивидуальных карточках. Выбирается мастер бригады. Мастер распределяет, кто заселяет домик, кто строит площадку.

Критерии работы: правильность выполнения заданий, скорость, умение руководить, взаимопомощь в бригаде, соблюдение «трудовой» дисциплины и порядка.

Игра   «Самый точный».

(Используются примеры из учебника  №5 стр.81)

9-1             8+2        10-3          2+3

3+3            5-3          9-5           8-4

7-4             6-3         4+2           3+1

5-5             0+7         5+1          3+6

10-2           0+1         2-2           6+2

Учитель бросает мячик и говорит пример. Ученик возвращает мячик и при этом называет ответ.

Выполнение заданий.

Отгадай ребусы.

Найди 5 отличий.

Какой кусочек не подходит?

Логическое задание.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

4.Изучение нового материала.

Цель:

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.

Сообщение темы урока.

Слайд 8

- Откройте учебники на странице 80. Попробуйте сформулировать тему урока. Но ведь мы с вами задачи уже решали, предположите для чего же нам предлагают опять заняться задачами? - Сегодня мы познакомимся с составными частями задачи.

Текст задачи:

У Маши в конверте было 3 открытки. Ей подарили ещё 1 открытку. Сколько открыток стало у Маши?

- Давайте повторим задачу:

-О чём говорится в задаче? (Об открытках).

-Что мы знаем об открытках? Что нам известно?

(На наборном полотне выставляется цифра 3 )

- Что ещё нам известно? (Ей подарили ещё 1 открытку).

(Выставляется цифра 1).

- То, что известно в задаче – это условие.

- Что же в задаче спрашивается? (Сколько всего открыток стало у Маши?)

-Это вопрос задачи. Без вопроса не может быть задачи.

- В каждой задаче есть условие и вопрос задачи.

-Чтобы ответить на вопрос задачи, надо её решить. А что значит решить задачу?

- Решить задачу – это надо выбрать соответствующее действие.

- Какое действие надо выполнить? (Сложение. Надо к 3 прибавить 1)

-Почему нужно прибавлять?

-Составьте эту запись. Это решение задачи.

- Кто же ответит на вопрос задачи? Это ответ.

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

Разбор задачи.

Работа с демонстрационным материалом.

Работа на наборном полотне.

5.Физкультминутка

№1.

Цель: Снять мышечное напряжение, усталость.

Чтобы выполнить задания,

Чуть-чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем.

Надо ручками встряхнуть.

Руки вверх, назад прогнулись.

Сейчас сделаем наклоны.

К упражнению готовы?

Раз, два, три, четыре, пять.

Теперь спинки держим ровно.

На месте будем мы шагать.

Тихо все на месте сядем

И закроем глазки.

Вспомним всё, что проходили

Без моей подсказки.

6.Закрепление изученного материала.

Цель: Закрепить порядок и название составных частей задачи. Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.

-Все ли вы запомнили составные части задачи? Сейчас мы это проверим. Каждый из вас попробует себя в роли конструктора.

Межпредметная связь.

Беседа о полёте в космос и первом космонавте.

«Поднимаюсь на высоту 20-этажного дома. Звучит обратный отсчёт «5,4,3,2,1, старт!» Космический корабль «Восход» набирает скорость. Впечатление - ты в мягком вагоне поезда, только перегрузка вдавливает тело в кресло. Неожиданно прекратился шум и наступила невесомость. Десять минут потребовалось, чтобы выйти на орбиту высотой в 500 километров. За одни земные сутки в космосе проходит 16 космических суток» - писал в своей книге Ю. Гагарин.

Проблемное задание

1.Игра «Строитель».

Работа в парах.

На парте у каждого карточки с составными частями задачи. Расположить по порядку составные части задачи в виде ракеты.

Самопроверка: слайд 12.

Беседа.

Физминутка №2

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше,

И легко-легко подышим.

Цель: Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.

- Попробуем решить еще одну задачу. Я буду рассказывать задачу, а вы будете показывать все, о чем я буду говорить.

-.У Кати было 3 желтых шарика, 1 шарик лопнул. Сколько шариков осталось у Кати?

-   Кто повторит условие задачи? Что известно? (У Кати было 3

шарика.)

-   Обозначьте цифрой, сколько шариков было.

-   Что еще известно? (1 шарик лопнул.)

-   Обозначьте цифрой, сколько шариков лопнуло.

-   Вспомните вопрос задачи. (Сколько шариков осталось у Кати?)

-   Составьте из карточек запись решения задачи. Объясните, почему из 3 вычитаете 1. (Один шарик лопнул, значит осталось 3 без одного, поэтому из 3 вычитали 1.)

-   Кто назовет ответ?

Коллективная работа 

2.Работа по запоминанию и различению частей задачи.

.

Индивидуальная работа.

Далее к доске приглашаются 4 ученика. Им раздаются карточки:

УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ. Ученики еще раз повторяют задачу. Ученик, который получил карточку УСЛОВИЕ, называет условие задачи, и т.д.

 Решение задач.

-   Прочитайте задачу №1 (дети читают шепотом, затем один из учеников вслух).

-   Назовите условие задачи. Что известно?

-   Назовите вопрос задачи. Что неизвестно?

-   Прочитайте решение задачи.

-   Почему к шести прибавляете два? (Было 6 карандашей, да еще 2, поэтому нужно к 6 прибавить 2.)

-   Сформулируйте ответ задачи.

Фронтальная работа.

3.Работа по учебнику (стр. 80).

Самостоятельная работа  по вариантам с последующей проверкой.

 1 вариант.

-   Прочитайте задачу №2.

-   О чем говорится в задаче? (О карандашах.)

-   Назовите условие задачи. Что известно?

-   Назовите вопрос задачи. Что неизвестно?

-   Составьте  решение задачи.

-   Дайте ответ на вопрос задачи.

2 вариант.

-   Прочитайте задачу №3.

-   О чем говорится в задаче? (О корабликах)

-   Назовите условие задачи. Что известно?

-   Назовите вопрос задачи. Что неизвестно?

-   Составьте  решение задачи.

-   Дайте ответ на вопрос задачи.

 Задача №4.

- Прочитайте задание. Скажите, что здесь написано? (Это решение задачи и ответ).

- Что нужно составить? (Условие и вопрос).

- Составьте задачу, чтобы она решалась так: 5+2=7.

(Ответы 2-3 учеников).

Коллективная работа. Работа у доски и в тетради.

4.Работа в тетради. Стр.22

1.Решение задач.

Разбирается задача, выполняется схематический рисунок, записывается решение задачи и ответ.

На слайде рассматривается другая запись задачи.

7.Систематизация знаний, полученных на уроке.

Цель: Выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов деятельности.

-Ёжик запутался, где какие части задачи и как они называются.

Помоги разобраться ёжику.

Проблемное задание.

Игра «Помоги ёжику» Слайд 14.

8.Подведение итогов занятия.

Цель: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Рефлексия.

Подведение итогов учебного занятия.

15 слайд.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе по теме "Задача (условие, вопрос, решение, ответ)"

На уроке дети под руководством учителя проводят исследование и узнают, что такое задача, и из каких основных частей она состоит. При повторение пройденного материала  проводится разминка, арифмет...

Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)

Знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания....

Урок математики по теме: Задача (условие, вопрос).

Урок проведён в 1 классе по программе "Школа России"....

Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель урока:  знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры   8.созда...

Конспект урока по математике: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)»

Тема: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи  (запись решения и ответа)                            ...

Тема урока: Задача (условие, вопрос)

Класс: 1 класс.УМК: «Школа России».Учебный предмет: Математика.Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В.Тема урока: Задача (условие, вопрос)....

Технологическая карта по математике 1 клас на тему: "Задача. Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания....