"На помощь Боннифацию" методическая разработка
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Репина Тамара Юрьевна

Данная методическая разработка "На помощь Боннифацию" направлена на закрепление математических знаний детей 4 класса ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_4_a_na_pomoshch_bonnifatsiyu.docx36.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 432

Колпинского  района

Санкт-Петербурга

Конспект урока

по предмету: «Математика»

«Операция SOS»

(4 класс)

                                                                                                                                                                          Выполнила  

                                                                                                                                                                              Репина Т.Ю.

Воспитатель

первой квалификационной категории

Санкт – Петербург

      Цель занятия: Закрепить математические знания и умения детей.

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с морскими профессиями, спецификой работы и значением их на корабле.

2. Закрепить знание таблицы умножения и деления, умение решать задачи и примеры в несколько действии                  

3 Закрепить знание числового ряда, умение соединяя последовательно цифры, воспроизводить рисунок на листе, закрепить  знание  римских цифр.                                                                                                                                                                                                                                

4 Закрепить знание геометрических фигур, умение из них составлять геометрическую цепочку чередуя форму, размер и цвет.

5. Закрепить умение ориентироваться на листе, складывать лист в разных направлениях, понимать направления вверх, вниз, вправо,  влево, наискосок, делать объемные игрушки из бумаги, складывать из частей целое изображение.

      6 Закрепить знание сторон света, название созвездий и звезд.                                                                                                                        

7 Закрепить знание содержания сказки «Каникулы Боннифация».

8 Формировать социально-трудовые навыки. Умение применять знания и умения в жизненных ситуациях.

Коррекционные задачи:

1. Развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение.

2. Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

3. Развивать речь детей, умение пользоваться доказательной речью, отвечать кратко и полно в зависимости от вопроса.  отвечать   осмысленно, четко.                                                                                                                                                                                                                                   4.  Активизировать словарь детей за счет новых и знакомых слов: капитан, старпом, штурман, кок, радист, флажковая азбука, Большая  Медведица,  Малая  Медведица,  Полярная  звезда,  мореплаватели,  путешественники,  компас.

Воспитательные задачи:

 1.Развивать коммуникативные навыки: умение работать дружно, оказывать взаимопомощь, уметь слушать ответы других  детей,  прислушиваться к мнению товарищей, проявлять объективность в оценке работы товарищей и своей.

 2.Воспитывать трудолюбие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

     Предварительная работа:

  1. Рассказ сказки «Каникулы Боннифация», просмотр мультфильма.
  2. Проведение игр на развитие мелкой моторики: рисование  по клеткам  по  образцу,  рисование  по  точкам,  составление  предметного рисунка  из  геометрических  фигур,  составление  из  нескольких  частей  листа  целое  изображение.
  3. Проведение игр: «Веселый счет», «Разгадай кроссворд», «Что спрятал ребус», «Пройди лабиринт», «Реши математическую цепочку»
  4. Конструирование из бумаги корабля  и  лодки.
  5. Чтение « Сокровища  звездного  неба»,  рассматривание  иллюстраций  созвездий.

      Используемая  литература:

  1. В.  Волина  « Праздник  чисел»
  2. С.И.  Волкова  « Тетрадь  с  математическими  заданиями»
  3. И.Ф.  Шалыгин  « Учимся  думать  и  считать»

       Оборудование стола педагога:  Плакат – афиша «Цирк,  цирк»,  Картинка  с  изображением  льва  Боннифация,      конверты  с         заданиями  №1  -  №13  ( см.  приложение), флажки для физминутки,  иллюстрация  созвездия  Большой  медведицы,  картинки  кораблей      по  заданию №1,  карта  пути,  фишки - призы, опорные слова (см. приложение), бананы.

       Оборудование  стола  детей:

       Карандаши, ручки,  листы  белой  бумаги  для  конструирования,  бумага  для  черновиков,  флажки.

   

Ход урока

  Этапы работы

            Деятельность    педагога

         Деятельность детей

   Приложение

Организационный

Педагог заранее распределяет детей на две  команды так, чтобы в команде были дети с  равными  возможностями  и умениями.

Проверяет подготовку к занятию.

Дети рассаживаются за столы.

Основной этап

Динамическая  пауза

Продолжение  основного  этапа

В класс вбегает клоун (ребенок), разворачивает  афишу  и  говорит:

- Внимание, внимание! Только в феврале и только в цирке на Фонтанке  вы можете увидеть выступление   зверей.

Педагог благодарит за приглашение.

-Спасибо за приглашение.  

-Дети, посмотрите на афишу. На ней  изображены все звери, которые  выступали,  когда  мы ездили в цирк.    

-Вспомните и назовите, какие звери  выступали?  

-Чье выступление вам запомнилось и  понравилось  больше  всего.    

-Посмотрите, на афише изображен новый  артист – лев-жонглер. Мы сможем увидеть его    выступление.

-Дети, вы узнали этого льва? Как его зовут?

-Откуда вы его знаете?

-Что же он в этот раз не возвращается?

Может мы отправимся в путешествие за  Боннифацием и поможем  ему вернуться в  цирк?

-Это очень далеко, вы не боитесь трудностей?

-Да, я знаю, вы смелые ребята. Мы ведь уже  путешествовали с вами. Вспомните, куда?

-Тогда вы справились со всеми испытаниями.

-Скажите, а вы знаете, как звучит сигнал,  который подают те, кто терпит бедствие ?  

-Правильно. А что он означает?

-Он означает просьбу о помощи «Спасите наши  души»

-Назовем наше путешествие «Операция SOS».

-Мы с вами разобьемся на две команды для  страховки. В пути может всякое случиться, а нам  надо обязательно достичь цели. Педагог  вывешивает на доску рисунок, на котором  изображены  порт, океан, скалы, остров.

-Давайте выберем капитанов в каждой  команде.

Для путешествия нам понадобятся корабли.

Задание №1: надо построить свой корабль.

Соедините все части и получите картинку  своего корабля. Педагог дает приз-фишку за  быстроту  и правильность выполнения всех в  последующем заданий. Педагог заменяет  мозаичное изображение корабля на целое.

-Корабли построены, у каждого корабля есть  название.

-Задание №2:расшифруйте название своего  корабля. В квадратик поставьте букву, которая  соответствует  цифре над квадратом. Буквы  выбирайте из столбика, в котором буквы стоят  против определенной цифры.

-Дети, на корабле кроме капитана есть другие  профессии. Вы можете их назвать?

-На каждом корабле есть штурман, он  определяет курс корабля. Выберите штурманов. Они будут выполнять задание    

№ 3. Наши штурманы проложили путь корабля от порта до острова. Молодцы.

Штурманы не только определяют курс корабля,  они помогают капитану просчитать, сколько  дней корабль будет в пути.

Задание № 4: штурман и капитан будут его  выполнять вместе. Вы можете им помогать.

-На  корабле  есть  помощник  капитана, его  профессия  называется  старпом, старший  помощник. Его задача - сделать запас  продуктов. Давайте выберем старпомов,  которые будут отвечать за это задание.

-А  знаете  ли  вы,  как  называется  профессия  повара  на  корабле?

-правильно,  давайте  выберем  коков  в  каждой  команде,  они  будут  отвечать  за  заготовку  воды.

-Скажите,  а  зачем  нам  на  корабле  запас  воды?  Её  в  океане  и  так  много.  Следующее  задание  кокам.  Команда  может  помогать  им.

-Когда  моряки  отправляются  в  плавание,  они  берут  с  собой  своих  любимчиков.

Задание: я  дам  каждой  команде  картинку,  вы  должны  определить,  кто  изображен  на  ней,  из  каких  цифр  составлен  рисунок,  найти  сумму  этих  чисел.

-Все  готово,  можно  отправляться  в  путешествие.

Дети,  кто  знает,  что  такое  флажковая  азбука?

-Правильно.  Если  на  корабле  выйдет  из  строя  рация,  то  радист  с  помощью  флажков  может  сделать  сообщение  и  на  расстоянии  видимости  в  бинокль  его  смогут  прочитать.  Давайте  потренируемся.

Педагог  показывает  детям  движения  руками,  обозначающими  определенную  букву,  чтобы  получилось  слово «Удачи».

-Смотрите  на  меня  и  выполняйте  движения,

только  как  будто  смотрите  в  зеркало.

-так  мы  попрощались  с  теми,  кто  нас  провожал  и  пожелали  себе  удачи.  В  путь.

-Чтобы  не  было  скучно  плыть,  давайте  отгадывать загадки.

Отгадайте-ка  ребятки,

Что  за  цифра  акробатка?

Если  на  голову  встанет,

Ровно  на  3  меньше  станет?    9

Я  так  мила,  я  так  кругла.

Я  состою  из  двух  кружков.

Как  рада  я,  что  здесь   нашла

Себе  таких,  как  вы  дружков.     8

Ты  со  мною  не  знаком?

Я  живу  на  дне  морском.

Голова  и  8  ног,

Называюсь  (осьминог)

7  мартышек,  7  соседок

Со  своих  сбежали  веток.

Все  повисли  до  одной

На  хвостах  вниз  головой.

Раскачались,  раскачались,

Меж  собою  передрались.

Больше  всех  досталось  в  драке

Самой  главной  забияке.

С  ветки  сбросили   ее,

Сколько  будет  без  нее?   6

-Плыли ,   шутили,

Об  опасности  забыли.

Что  за  глыбы  из  воды?

Как  же  нам  их  обойти?

Чтобы  обойти  скалы,  вам  надо  выполнить  следующее  задание: построить  геометрическую  цепочку, Ф- заменить  форму,  Ц- заменить  цвет, Р-  заменить  размер.

-Молодцы,  справились  и   с  этим  заданием.

-Только  скалы  обошли,

Ночь   нам  встала  на  пути.

Как  назло  сломался  он,

Указатель  всех  сторон.

-Что  помогает  мореплавателям  двигаться  правильным  курсом?

- Мне  кажется,  мы  сбились  с  курса.  Компас,  наверное,  сломался.  А  как  можно  без  компаса  определить  направление?

-Стоит  голову  поднять,

Сможем  путь  мы  отыскать.

В  темном  небе,  звездной  ночью

Я  нашел  7  ярких  точек.

Вы  ведь  знаете  о  нем,

Называется  ( ковшом)

-Правильно,  как  иначе  называется  это  созвездие?

-А  в  каком  созвездии  из  них  самая  яркая  звезда  и  как  она  называется?

-Какое  направление  указывает  Полярная  звезда?

-Мы   должны   плыть  на  юг.  Где  должна  находиться  Полярная  звезда?

Если  дети  затрудняются,  педагог  помогает  им.

-Солнце  встало, видим  цель.

Только б  нам  не   сесть  на  мель.

Что  же  делать? Как  тут  быть?

Будем  мы  на  лодках  плыть.

-если  на  острове  нет  причала,  корабль  близко  к  берегу  подойти  не  может,  Очень  мелко,  можно  сесть  на  мель.

-Давайте  сделаем  лодочки  или  маленькие  кораблики.

-Поплыли  к  берегу.  Посмотрите,  кто  это  на  острове  нас  поджидает?

Это  большая  улитка.   Она  добрая,  но  хочет  с  нами  поиграть,  предлагает  решить  примеры,  тогда  отпустит  Бонифация  домой  с   нами.  Вы  сможете?

Тогда  выполняем  последнее  задание.

-Смотрите  а  вот  и   Бонифаций.  Он  очень  рад,  что  мы  за  ним  приплыли.  Он  приготовил  вам  угощение.  Его  мы  съедим  на  обратном  пути  на  корабле.  В  обратный  путь.

-Мы видели выступление обезьянки,  котов, коней, попугаев, морского  котика, собачек.

Дети перечисляют запомнившиеся  номера.

Клоун грустно говорит:

-Лев  не  будет выступать. Он уехал на  каникулы к бабушке, которая живет на  далеком острове в океане. Он еще не  вернулся.

-Да. Это Боннифаций.

-Про него есть мультфильм. Только в  мультфильме он возвращается в цирк.

-Да, поможем.

-Не боимся.

-Мы летали с Бибигоном на Луну,  чтобы спасти его сестру Цинцинеллу.

SOS

Дети выбирают капитанов.

Дети выполняют задание.

Дети выполняют  задание  и  прочитывают  название  своего  корабля

-Бригантина

-Каравелла

Дети выбирают штурманов.

Штурманы выполняют задание.

Дети решают задачу и сообщают ответ.

Дети выбирают старпома

Дети выполняют задание и сообщают  результат.

Кок

Дети  выбирают  кока.

Вода  в   море  и  океане  соленая,  ее  нельзя  пить   и  готовить  из  нее.

Дети  выполняют  задание.

Дети  выполняют  задание  и  сообщают,  что  одна  команда  возьмет  с  собой  кота,  а  другая  цыпленка.

Это  когда  с  помощью  флажков    передают  сообщение  другому  кораблю.

Дети  выполняют  движения  руками  за  педагогом  в  зеркальном  отражении.

Девять

Восемь

Осьминог.

Шесть

Дети  все  вместе  выполняют  задание.

Компас.

По  звездам.

Большая  Медведица  и  Малая  Медведица.

Самая  яркая  звезда  в  созвездии  Малой   Медведицы.  Она  называется  Полярная  звезда  .Она  указывает  направление.на  север.

Полярная  звезда  должна  находиться  сзади  нас.

Сможем.                                                        Дети  решают  примеры.

Приложение № 1

афиша

                     

Приложение № 2

Задание № 1

«Мозаика»

Рисунки  кораблей.

Приложение № 3

Задание № 2

Ребус  «Буква  вместо  цифры»

Приложение № 4

Задание № 3

«Лабиринт»

Приложение № 5

Задание № 4 Задача

Приложение № 6

Задание № 5 Задача

Приложение  № 7

Задание № 6

Задача.

Приложение № 8

Задание № 7

«Узнай  любимчика».

Приложение № 9

Флажковая  азбука.

Физминутка «Удачи»

Приложение № 10

Задание № 8

Загадки

Приложение № 11

Задание № 9

«Геометрическая   цепочка»

Приложение № 12

Задание № 10

«Конструирование из  бумаги лодочки  или кораблика»

Приложение № 13

Задание № 11

«Поиграй с улиткой»

Итог  занятия

Понравилось  вам  путешествие?  Какие  морские  профессии  вы  запомнили?  Трудно  выполнять  их  работу?  Почему  надо  точно  все  просчитывать?  Какие  вы  молодцы.  Вы  справились  со  всеми  испытаниями,  хорошо  знаете  таблицу  умножения,  умете  решать

Дети  отвечают  на  вопросы.

Капитан,   штурман,  старпом,  кок.

Надо  все  точно  просчитывать,  чтобы  запаса  продуктов  и  воды  хватило  на  весь  путь.

сложные  задачи  и  примеры.  проходить  лабиринты, сконструировали  корабли и  лодки,  

умеете  отгадывать  загадки,  а  самое  главное  вы  смелые  и  дружные,  вот  поэтому  смогли  доплыть  до  цели  нашего  путешествия.  Теперь  все  смогут  увидеть  и  порадоваться  выступлению  льва- жонглера.

Хотели  бы  вы  еще  отправиться  в  какое-нибудь  путешествие?

Хотим.  Нам  очень  понравилось.

Приложение № 1

Афиша

Внимание, внимание! Только в феврале и только в цирке на Фонтанке вы сможете увидеть представление зверей

Приложение № 2

Задание  № 1 :  «Постройте свой корабль». Соедините части разрезанной картинки и вы увидите свой  корабль

Приложение № 3

Задание № 2: «Название корабля». Расшифруйте название корабля. Замените цифры на буквы. В каждый квадрат поставьте букву, которая  соответствует цифре над квадратом.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4 – Г  2 – Р  7 – Т  3 – И  8 – И  5 – А  10-А  6 – Н  9 – Н  1 – Б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3 – Р   5 – В   7 – Л   8 – Л   1 – К   2 – А   4 – А   9 – А   6 – Е

 

Приложение № 4

Задание № 3: «Маршрут  корабля». Пройдите  по  лабиринту  и  найдите  путь ,  по  которому   корабль  сможет  доплыть  от  порта  до  острова.

Приложение № 5

Задание № 4: «Время  пути».Решите  задачу  и  определите,  сколько  дней вы  будите  плыть  до  острова.

От  порта  до  острова,  где  живут  пираты  600 км ,                                                                                                                                                                                     чтобы  обойти  остров  надо  проплыть  еще  150км,

чтобы  обойти  скалы  надо  проплыть  еще 150км                                                                                                                                                                           и  останется  до  острова  всего  100км                                                                                                                                                                                        В  день  мы  будем проплывать  100  км.

Сколько дней  мы  будем  в  пути?

Приложение № 6

Задание № 5: «Запаситесь продуктами». Решите задачу  и  узнайте,  сколько  продуктов надо  взять  с  собой  в  плавание.

На  1   человека  в  день  надо  взять 5 кг различных  продуктов,                                                                                                                                                                 в  команде  5  человек,  плыть  10  дней.

Сколько кг продуктов надо  взять  с  собой

Приложение № 7

Задание № 6: «Запаситесь водой». Решите  задачу  и  определите,  сколько  воды  вам надо взять  в  плавание

Команде плыть 10 дней.                                                                                                                                                                                                                              На одного члена экипажа надо взять 6 литров воды,

В экипаже 5 человек. Воду  надо  разлить  в  бочки,                                                                                                                                                                            а   в  1  бочку  помещается  только  20   литров.                                                                                                                                                                                          Сколько бочек с водой надо  взять  с  собой

Приложение № 8

Задание № 7  «Любимчик»

Определите,  кто  нарисован  на  картинке.

Перечислите,  из  каких  цифр  составлена картинка,

сложите  их  и  найдите  сумму

Приложение № 9

Физминутка  «Удачи»

Флажковая  азбука

Приложение № 10

Задание № 8 « Отгадайте  загадки»

Отгадайте-ка  ребятки,

Что  за  цифра  акробатка?

Если  на  голову  встанет,

Ровно  на  3  меньше  станет?

Я  так  мила,  я  так  кругла.

Я  состою  из  двух  кружков.

Как  рада  я,  что  здесь   нашла

Себе  таких,  как  вы  дружков.

Ты  со  мною  не  знаком?

Я  живу  на  дне  морском.

Голова  и  8  ног,

Называюсь  (осьминог)

7  мартышек,  7  соседок

Со  своих  сбежали  веток.

Все  повисли  до  одной

На  хвостах  вниз  головой.

Раскачались,  раскачались,

Меж  собою  передрались.

Больше  всех  досталось  в  драке

Самой  главной  забияке.

С  ветки  сбросили   ее,

Сколько  будет  без  нее?  

Приложение № 11

Задание № 10 «Обойдите рифы»

Составьте правильно геометрическую цепочку.

В  каждой  следующей  клетке  надо  поменять  геометрическую  фигуру.  Если над клеткой  стоит  буква

Ф – форму,  Р – размер,  Ц – цвет

Приложение № 12

Задание № 10  « Сделайте  лодочку  или  кораблик»

(конструирование  из  бумаги)

Технологическая  карта

Приложение № 13

Задание  № 11  « Поиграй  с  улиткой»

Решите  примеры.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно методическая разработка по математике: Решение текстовых задач с помощью моделирования

В учебно-методическом материале представлен опыт работы по решению текстовых задач при помощи моделирования....

Разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Образование слов с помощью приставок".

Урок русского языка во 2 классе УМК "Начальная школа 21 век" по теме "Образование слов с помощью приставок" разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Разработка урока по окружающему миру "Дети имеют право на особую заботу и помощь"

Урок с использованием СПС "КонсультантПлюс: Средняя школа"...

методические разработки в помощь учителям для подготовки к урокам

Здесь предсталены материалы в помощь учителям в подготовке уроков русского языка и математике....

Мультимедийная разработка урока математики по системе Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова. Тема: решение задач с помощью схем.

Цель: освоение обучающимися способа моделирования отношений (схема), представленных в условии задачи. Урок №1.Задача учителя: создать ситуацию необходимости введения новой модели – схемы, как одн...

Разработка урока по математике в 1 классе по теме "Обозначение углов при помощи букв латинского алфавита"

Тема: Обозначение углов при помощи букв латинского алфавита.Цель: способствовать развитию умения обозначать углы буквами латинского алфавита.Планируемые результаты:Предметные: умеют обозначать геометр...

ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ (не личная разработка, предоставлено в помощь преподавателям и родителям)

ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.- Вспомнить, акие звуки называются согласными.- Изучение нового материала по теме: "Парные слогласные"- Различение парных звонких и глухих согласных.- Закре...