ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К МАТЕМАТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по математике на тему

Камардина Светлана Михайловна

Выдающийся отечественный математик А. Н. Колмогоров писал: «Математика не просто один из языков. Математика – это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе. Математика – орудие для размышления. В ней сконцентрированы результаты точного мышления многих людей. При помощи математики можно связать одно рассуждение с другим... Очевидные сложности природы с ее странными законами и правилами, каждое из которых допускает отдельное очень подробное объяснение, на самом деле тесно связаны. Однако если вы не желаете пользоваться математикой, то в этом огромном многообразии фактов вы не увидите, что логика позволяет переходить от одного к другому». Таким образом, математика позволяет сформировать определенные формы мышления, необходимые для изучения окружающего нас мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ  СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К МАТЕМАТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выдающийся отечественный математик А. Н. Колмогоров писал: «Математика не просто один из языков. Математика – это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе. Математика – орудие для размышления. В ней сконцентрированы результаты точного мышления многих людей. При помощи математики можно связать одно рассуждение с другим... Очевидные сложности природы с ее странными законами и правилами, каждое из которых допускает отдельное очень подробное объяснение, на самом деле тесно связаны. Однако если вы не желаете пользоваться математикой, то в этом огромном многообразии фактов вы не увидите, что логика позволяет переходить от одного к другому». Таким образом, математика позволяет сформировать определенные формы мышления, необходимые для изучения окружающего нас мира.

Особенностью содержания современного начального образования в условиях ФГОС является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, запомнить и воспроизвести, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В этой связи особая роль в образовании отводится математике.

 Математика как предмет формирует устойчивый познавательный интерес и навыки логического мышления. Математические задания способствуют развитию у ребенка мышления, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и творческого воображения. Сегодняшний мир претерпевает значительные изменения, которые предъявляют новые требования к человеку. Если школьник в будущем хочет активно участвовать во всех сферах жизни общества, то ему нужно проявлять творческую активность, непрерывно самосовершенствоваться и развивать свои индивидуальные способности.

Среди основных целей математического образования в начальной школе можно выделить следующие:

– интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых в последствии человеку для полноценной жизни в обществе;

 – овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

 – воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности;

– формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности.
       На современном этапе для реализации этих задач основное значение имеют методики.

Одной из традиционных методик является курс обучения математике младших школьников М. И. Моро. Ведущим принципом курса является умелое сочетание обучения и воспитания, практическая направленность материала, выработка необходимых навыков и умений. В основе методики лежит утверждение о том, что для успешного освоения математики необходимо создать прочную основу для обучения еще в начальных классах.

Особенностью курса М. И. Моро является и то, что изучаемые понятия, взаимосвязи, закономерности применяются при решении конкретных задач.

В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В дальнейшем знания и умения, приобретенные в ходе ее изучения, и первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в старших классах школы. Изучение математики на уровне начального общего образования является эффективным средством развития личности школьника.

Преподавание математики в условиях ФГОС требует от учителя начальных классов принципиально нового подхода к организации учебной деятельности учащихся как на уроке, так во внеурочной деятельности, учитывающего индивидуальные особенности своих подопечных. Особое место отводится деятельностному подходу к обучению, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. “Великая цель образования - это не знания, а действия,” – сказал Герберт Спенсер. Принцип деятельности предполагает, что новые понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде, а добываются ими самими в процессе собственной учебной деятельности. Как организовать такое обучение? Любая деятельность начинается с осознания человеком потребности в этой деятельности, личностного отношения к ней. Поэтому вначале важно обеспечить самоопределение детей к деятельности на уроке и подготовить их мышление к построению нового знания. После этого учитель подводит учащихся к постановке перед собой цели деятельности и организует самостоятельный поиск ими и «открытие» нового знания. Таким образом, дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Принято думать, что развитие математических способностей ребенка возможно только при наличии существенных природных данных к этому. Наиболее часто в практике обучения считается, что развивать способности нужно только у тех детей, у которых они уже есть.  Однако,  работа над развитием математических способностей в начальной школе необходима в отношении каждого ребенка, независимо от его природной одаренности. Математическое образование есть благо, на которое имеет право любой человек, и каждому предоставляется право им воспользоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе

Контрольная работа по итогам курса повышения квалификации по ФГОС «Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе» отражает актуальность введения ФГОС, сущность системно-дея...

Концепция математического образования в начальной школе

Под качеством математического образования понимается не только уровень сформированности специально–научных знаний учащихся, но и развитие их личности, включая овладение базовыми компетенциями в ...

Статья на тему Системно-деятельностный подход как средство реализации эко-логического образования в начальной школе

Основными средствами экологического образования являются : экскурсии, внеурочная работа, экологические практикумы, внешкольная деятельность, экологические ситуации, игровая экология....

Концепция математического образования в начальной школе

Математика сегодня — это одна из жизненно важных областей .знания современного человечества, необходимая для существования человека в цивилизованном обществе. Широкое использование техники, в том числ...

«Инновационная деятельность педагога: «Творческий подход к уровневой дифференциации в начальной школе в условиях профилизации образования».

     Идеи профильной дифференциации еще в начале 20 века нашли широкое распространение в российских «новых школах». При этом в качестве одного из основных механизмов ...

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Данный текст отмечает некоторые трудности преподавания математики и приемы их решения....