Сложение и вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд. Решение задач на нахождение суммы.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Чернышева Татьяна Владимировна

Конспект урока тесно переплетен со здоровьесберегающими технологиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок математики в 3 в классе

по развивающей системе обучения Л.В. Занкова

Тема: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел без перехода через разряд. Решение задач на нахождение суммы».

Тип урока: урок рефлексии

Цели: обучающие - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, формирование в сознании учащихся алгоритма рефлексивного мышления, осознание ими потребности к выявлению причин затруднений, выбор способа и средств их реализации, осмысление своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий, тренировать навыки использования способов действий, вызвавших затруднения, создание мотивации на успех для каждого ребёнка;

развивающие -  самооценка результатов деятельности, развивать умения рассуждать, сравнивать, делать выводы, принимать правильные решения, отстаивать свою точку зрения;

воспитывающие -  воспитание активной личности, воспитание стремления вести здоровый образ жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, плакат, на котором изображена яблоня, указка, магниты, яблоки с пословицами, сигнальные карточки, задания командам на формате А4, напечатанные на листках домашние задания, памятка здорового образа жизни.

Ход урока.

I Актуализация знаний.

         - Мы завершаем первый этап большой и очень интересной темы.

Слайд 1 Тема: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел

без перехода через разряд. Решение задач на нахождение суммы».

        - Для того, чтобы у нас всё получилось, мы вспомним, что мы умеем, что мы можем, что мы знаем. Нам на уроке сегодня будет помогать проектор, который умеет показывать интересные слайды.

Слайд 2 Я умею…

        Опрос детей (выборочно).

        - Какие вы молодцы! Как много вы умеете. А что основное из наших умений подходит к теме урока?

        Ответ детей.

        - Проектор, услышав ваши ответы выбрал.

Слайд 3 без ошибок складывать и вычитать трёхзначные

 числа без перехода через разряд

        - Вы согласны с ним?

Слайд 4 Я могу…

         Опрос детей (выборочно).

        - Как вы много можете делать на уроке математики. И снова наш проектор.

Слайд 5 решать задачи на нахождение суммы

        - Согласитесь ли с таким ответом нашего проектора?

Слайд 6 Мне надо быть…

Дети перечисляют разные качества.

        - Услышав ваши ответы, наш проектор выбрал 4 условия.

Слайд 7 внимательным, старательным,

 организованным и наблюдательным.

II Целеполагание.

        - А есть ещё одно основное условие, которое пригодится любому человеку при решении любых задач.

        - Здоровье.

        - А здоровым хочет быть каждый. Кого можно считать здоровым?

        - Здоровым можно считать того человека, кто делает зарядку, занимается спортом, физкультурой и т. д.

        - Тот, кто ведёт здоровый образ жизни. Давайте попробуем создать модель здорового образа жизни. Эту модель можно будет предложить своим друзьям и знакомым.

        - Сегодня на уроке мы работаем под девизом:

Слайд 8 Я умею думать, я умею рассуждать

Что полезно для здоровья, то и буду выбирать.

III Реализация проекта.

        - Перед вами «Дерево решений» (наших с вами решений). Эта волшебная яблоня. На ней могут созреть вкусные плоды, а может не вырасти ничего. От нашей с вами работы зависит, вырастут ли на нашей яблоне вкусные и полезные плоды. Мы сегодня будем выполнять математические задания и пытаться делать выбор в пользу нашего здоровья. Два яблока на ней уже выросло, а насколько они полезны, мы с вами выясним в процессе игры.

Игра называется «Верно – неверно». У вас на партах сигнальные карточки, зелёный цвет означает «да», т. е. вы со согласны, а красный – «нет».

(после каждого утверждения ребёнок говорит правильный ответ)

А) В прямоугольнике все углы прямые;

Б) В любом прямоугольнике все стороны равны;

В) У квадрата все углы прямые;

Г) В любом прямоугольнике все стороны разные;

Д) Квадрат – это прямоугольник;

Е) В числе 348 – 3 десятка, 4 сотни и 8 единиц;

Ж) Число 530 больше, чем число 630;

З) Соблюдай чистоту;

И) Чистота – это не главное.

        - Так какое же яблоко нам нужно оставить? Почему?  (Соблюдай чистоту).

Ответы детей.

( одно яблоко снимаю)

        - Опять нам помогает проектор.

Слайд 9      345      453      543

        - Что общего в этих числах? (трёхзначные, в записи используют одинаковые цифры, количество единиц во 2и 3 числах одинаковые, количество десятков в 1 и 3 числах одинаковые).

        - Что ещё интересного вы можете сказать про эти числа? (количество сотен увеличивается, т. е. стоят в порядке возрастания).

        - Вы сравнивали три числа, а теперь, посмотрите у нас их много.

Слайд 10 360  660  460  760  560  860

               360  37 0 380  390  400  410

        - Что скажете о первом ряде чисел? (в разряде десятков и единиц одинаковые числа, разряд сотен изменяется, чередуются через число в порядке возрастания).

        - Я думаю, про второй ряд вам тоже есть, что рассказать (каждое число увеличивается на 10, в разряде единиц одинаковые числа).

        - Вы славно потрудились. А на яблоне опять выросли 2 яблока, и нам предстоит выбирать. Свой выбор, пожалуйста, объясните.

2 яблока (Труд кормит, а лень портит.    и  Под лежачий камень вода не течёт.)

Ответы детей.

        - И нам снова помогает проектор.

Слайд 11 360   370  380   390   400   410

               361   373   383   394   405   416

        - Запишите новый ряд чисел, увеличивая первое число на 1, второе  - на 2, третье – на 3, четвёртое – на 4, пятое – на 5, шестое – на 6.

        - Проверяем. Проектор предлагает нам правильный ответ. (Открывается скрытая строка на слайде с ошибкой).

Ответ детей (должны заметить ошибку).

        - Молодцы! Вот вас ещё одна пословица: «Доверяй, но проверяй!» Математика – царица всех наук, и точность одно из главнейших её условий.

        - Ребята ведь мы с вами не зря повторяли сотни, десятки и единицы в трёхзначных числах.

Слайд 12    361 и 372   383 и 394   405 и 416

        - Ребята, наш проектор скомпоновал числа в пары, как вы думаете для какой цели? Что можно с ними делать?

Ответы детей.

        - Превратите эти пары чисел в разности и вычислите их значения.

Первую пару чисел ученик выполняет около доски с объяснением. Две другие пары чисел два ученика у доски самостоятельно.

        - Молодцы! С вычитанием вы справились, а у меня в запасе есть ещё …

- Суммы!

Слайд 13       235 + 141

                     472 + 327

Первую пару чисел ученик решает с объяснением. Вторую учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях.

        - Мы сейчас чем  с вами занимались? Как складывали?

        - Отдохнём немножко от трёхзначных чисел. Мы хорошо поработали, а кто хорошо работает, тот хорошо и ест. А на яблоне тем временем выросли ещё два яблока.

2 яблока (Я выбираю здоровое питание. и Я выбираю питание, богатое сладостями.)

        - Какое решение выбираем? Почему?

Ответы детей.

        - Отдохнули, пора за работу. Урок ещё не закончился. Предлагаю решить задачу. И снова нам помогает проектор.

Слайд 14   На озере плавало 36 уток, а гусей в раз меньше.

Сколько птиц плавало на озере?

Ученик решает задачу у доски. Вызывает затруднение.

        - Опять русская пословица помогает: «Доверяй, но проверяй!» Ошибся наш проектор, придётся ему помогать.

        - Любое ли число подойдёт?  Почему? (Нет, только 4, 6 , 9, так как они делятся на 36). Ребёнок сам выбирает  во сколько раз меньше число и с объяснением решает.

        - Ребята, какую задачу мы с вами решали? (на уменьшение числа в несколько раз) Какое действие применили? Почему?  

        - Вы видели, как двигаются утки и гуси? А вы умеете двигаться? А любите?

Физическая пауза.

Весёлая музыкальная физическая минутка «Ножки».

        - Пока вы двигались, танцевали, на яблоне выросли ещё 2 яблока ( Движение – это жизнь.  и  Без лекарств не жизнь.) Что выбираем? Почему?

Слайд 15   S   и   P

        - Что за две буквы появились на доске?

        - Что такое площадь? Как найти площадь прямоугольника? Что такое периметр? Как найти периметр прямоугольника?

        - Как вы думаете, зачем мы с вами вспомнили площадь и периметр?

Ответы детей.

        - С нахождением площади и периметра у вас сегодня будет связано домашнее задание и ещё со сложением и вычитанием трёхзначных чисел. Домашнее задание я вас приготовила на листочках, вы их получите в конце урока.

        - Вы хорошо работаете. Справляетесь с трудными заданиями. У вас хорошее настроение?

        - А на дереве выросли ещё 2 яблока  (Хорошее настроение – жизни продление. и  Огорчённый песен не слушает.) Какое решение выбираем? Почему?

Ответы детей.

        - Молодцы! Вы сегодня активны, внимательны на уроке, с хорошим настроением. Такие люди могут создавать команды, которые будут побеждать. И я вам предлагаю сыграть в командную эстафету.

IV Самостоятельная работа.

Слайд 16 Весёлая эстафета.

        - Каждый ряд – это команда. Я раздаю каждой команде задания. Это цепочка выражений, которые надо будет вычислить. Вы собираетесь около вторых парт, где сидят капитаны. При выполнении решений участвуют все члены команды.

На эстафету отводится 2 минуты.

        Iряд                                IIряд                                        IIIряд

        60 – 6 =                        42 – 6 =                                100 – 19 =

              : 6 =                              : 4 =                                        :  9  =

             x 4 =                             x 3 =                                         x 2 =        

              : 6 =                            + 13 =                                        + 18 =

           + 12 =                             : 5  =                                          : 6 =

              : 3 =                            + 16 =                                          x 8 =

           x 10 =                             : 3 =                                            - 18 =  

           - 25 =                                   x 10 =                                           : 10 =

V Самоконтроль.

        -Проверяем.

Слайд 17 I ряд                II ряд               IIIряд

                                        54                36                81

                                        9                9                9

                                        36                27                18

                                        6                40                36

                                        18                8                6

                                        6                24                48

                                        60                8                30

                                        35                80                3

        - Капитаны, совпали ли ваши ответы с нашим проектором?

Ответы детей.

VI Рефлексия.

        -Скажите, что мы сегодня повторяли на уроке. Где нам это может пригодиться?

Ответы детей.

        -Посмотрите, сколько необыкновенных и необычных яблок на нашей яблоне. Вспомните, с чего мы начинали наш разговор.

        - Верно. Мы хотели создать модель здорового образа жизни. Какова же эта модель?

Ответы детей.

        -Наш проектор нам опять с вами помог, и всё, что он слышал, запомнил и обобщил. Приготовил для вас памятки.

Слайд 18 Движение – это жизнь.

Труд кормит, а лень портит.

Хорошее настроение – жизни продление.

Соблюдай чистоту.

Я выбираю здоровое питание.

        -Вот такая модель здорового образа жизни у нас получилась. По просьбе проектора я вам её дарю. Вы можете поделиться ей со своими друзьями и знакомыми.

Памятки «Здоровый образ жизни» раздаются всем ученикам класса и гостям.

        - Спасибо всем за внимание! Будьте здоровы! Урок окончен.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шавалеева Г.Ш. УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМА: СПОСОБ СЛОЖЕНИЯ СТОЛБИКОМ. СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ И ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД

Класс: 2 Учебник: А.Л.Чекин. 2 класс, часть 2. Тема урока: Сложение двузначных и трехзначных чисел с переходом через разряд, вида 37+15 (426+257) Тип урока: изучение нового материала. Тип знания: ...

Открытый урок по математике по системе Занкова "Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд" 3 класс

Открытый урок по математике по системе Занкова "Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд" 3 класс. Конспект урока+презентация. Урок проведен в МБОУ СОШ № 2 учителем начальных классов Муста...

Карточки по математике 2 класс по теме: "Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд". УМК Л.Г. Петерсон, Школа 2100

Карточки содержат зашифрованные названия зимних видов спорта, входящих в олимпийские игры....

Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд

Цель данного урока: познакомить детей с  приемами письменного сложения и вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд...

Дополнит материал Сложение и вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд.

Конспект урока тесно переплетен со здоровьесберегающими технологиями....