Урок-путешествие "Переместительное свойство сложения"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Глазкова Анастасия Михайловна

Урок-путешествие "Переместительное свойство сложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peremestitelnoe_svoystvo_slozheniya.rar2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Путешествие со смешариками. Переместительное свойство сложения. (1 класс)

Цель урока: познакомить с правилом перестановки слагаемых, научить применять правило перестановки слагаемых на практике, закрепить изученные случаи сложения и вычитания; развивать вычислительные навыки, внимание, память, умение давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, любознательность; воспитывать позитивное отношение к урокам математики.

Формировать УУД:
– Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
– 
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
– 
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в совместной деятельности.
– 
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки с задачами в стихах, раздаточный счетный материал (по 2 треугольника и по 3 квадрата на каждого учащегося), карточки с примерами на каждого ученика.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I.Организационный момент. 3-4’

- Здравствуйте,ребята! Какой сейчас урок? (математика)

Математика нужна,    

Математика важна,

Потому что для ума,

Как гимнастика она.

Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в путешествие по  стране математики. Проверьте готовы ли вы к нему. У вас на партах должна быть ручка, карандаш простой, линейка, тетрадь, учебник. Откройте тетради. Запишем число – сегодня 24 января. И Классная работа.

Но отправимся в путешествие мы не одни, а вместе с вашими старыми друзьями, а вот с кем именно вы должны  отгадать. Слайд. Каждой букве соответсвует число  - расположите числа в порядке увеличения и увидите в какой компании мы сегодня отправимся в путешествие.

6

3

9

1

5

7

8

4

10

а

м

к

с

ш

р

и

е

и

Ответ: смешарики.

- А на чем обычно путешествуют люди? Как вы думаете, на чем путешествовать будем мы? Чтобы отгадать , расположите числа в порядке уменьшения. Слайд.

3

1

9

5

0

2

7

о

ё

ш

р

т

л

а

Ответ: шаролёт.

II. Актуализация знаний.  5-7’

- По каким окрестностям Смешарики путешествуют на шаролете? (по космосу). Значит и у нас путешествие будет немного космическим. Первая  планета, на которую нас привез шаролет «Сосчитай – ка».  Жители этого города любят всё считать и решать задачки в стихах. И чтобы продолжить путешествие нужно решить эти задачи в стихах.

Задачи в стихах. (работа с карточками) 

а) Слайд.

Пять голубей на крышу сели.

Два еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело? (5+2=7)

б) Слайд.

Семь малюсеньких котят,

Что дают им – все едят.

А один - сметаны просит.

Сколько же котяток? (7+1=8)

в) Слайд.

Шесть косточек из кухни

Шарик притащил.

Две самые большие другу подарил.

Сосчитайте поскорей: сколько у Шарика

Осталось костей? (6-2=4).

Молодцы!!! Теперь мы готовы в путь, и отправимся на следующую планету. Слайд. Но пока мы отгадывали задачки  Лосяш пытался улучшить работу шаролета, но система дала сбой и поменяла шифр на двери. И чтобы его отгадать, нужно найти пропущенные числа. И чтобы вы их не забыли, запишите их в тетрадь. В тетради у вас стоит точка в клетке, где нужно начать писать. Пишем числа через запятую, в конце ставим точку. Слайд.

А теперь проверьте у кого получилась такая запись (6,7,0,5,4). Сколько всего чисел у вас записано? (5). Верно. Самопроверка. Возьмите красный карандаш и проверьте себя. Неверные ответы зачеркиваем и пишем сверху правильный ответ. А теперь на полях оцените свою работу в этом задании.

- Вы отлично справились с заданиями.

А теперь все на борт шаролета, и мы отправляемся на следующую планету, а называется она «Сравнивай – ка». Жители этой планеты любят сравнивать числа. И вам они предлагают сравнить числа. Слайд. 

Молодцы! И с этим заданием вы справились. Садимся обратно в шаролет и  летим дальше.

III. Самоопределение к деятельности. 5-7’

Следующая планета, на которую нас планирует отвезти шаролет это «Открывай – ка».  Жители этой  планеты любят делать разные открытия. И пускают к себе только с каким-то открытием. Пока мы с вами трудились на последней планете Пин поработал над этим вопросом и  нашел в одной из своих книг подсказку, которая поможет нам сделать открытие.

Слайд. 5’

Но сам Пин не может справится с открытием. Давайте поможем ему. Рассмотрите данные математические записи. На какие две группы их можно разделить? (суммы и разности).

Работа в тетради.

А как называются компоненты при сложении? Запишите эти суммы в тетрадь в 2 столбика. Между столбиками 4 клетки. Найдите их значение.

   4+2=                   2+4=

   3+2=                   2+3=

 5+4=                     4+5=

Взаимопроверка. Поменяйтесь в парах тетрадками и проверьте работы.

На полях оцените работу друг друга в этом задании.

Посмотрите на примеры. Что вы заметили? (В первом и во втором столбике ответы похожи.)

Что ещё общего у этих выражений? (Слагаемые одинаковые).

Что происходит со слагаемыми во втором столбике? (меняются местами).

Значит какое открытие нам предстоит? (меняется ли ответ, если слагаемые меняются местами)

Физминутка

IV. Работа по теме урока.  7-10‘

1. Практическая работа.

Чтобы ответить на этот вопрос пришел на помощь Лосяш и предлагает выполнить практическое задание.

Положите на парту слева 2 треугольника.

А справа положите 3 квадрата.

Сколько всего фигур? (5).

Как получили число 5? (К 2 прибавили 3).

Как запишем сумму? (2+3=5). ( карточка с примером на доску)

Как называется число 2 при сложении? (Первое слагаемое).

Как называется число 3 при сложении? (Второе слагаемое).

Как называется число 5? (Значение суммы).

А теперь поменяйте фигуры местами.

Слева положите 3 квадрата, а справа – 2 треугольника. 

Сколько всего фигур? (5).

Как получили число 5? (К 3 прибавили 2).

Как запишем сумму? (3+2=5). (карточка с примером на доску)

Как теперь называются числа? (3 – первое слагаемое, 2 – второе слагаемое, 5 – значение суммы).

Что произошло со слагаемыми? ( Они поменялись местами)

Изменилось ли значение суммы после перестановки слагаемых? (Нет)

Какой можем сделать вывод? (От перестановки слагаемых значение суммы не изменилась.)

Ребята, мы сделали очень важное открытие! И теперь с этим открытием можем посетить планету «Открывай-ка». Жители этой планеты хотят убедиться, действительно ли мы сами сделали это открытие. И проверяют нас задачками.

Закрепление правила о перестановке слагаемых.

Слайд.

а) Сколько обезьян вышло на поляну? (1) А сколько на встречу вышло мышат? (3) Составьте сумму к слайду. (1+3=4)

Что теперь произошло? (1 обезьяна и 3 мышки поменялись местами)

Какую сумму теперь составим? (3+1=4)

Сравните эти суммы. Что-то изменилось? (От перестановки слагаемых сумма не меняется)

б) Сколько плывет дельфинов? (4)

Сколько дельфинов плывет им на встречу? (3)

Составьте сумму к слайду. (4+3=7)

Что теперь произошло? (3 дельфина и 4 дельфина поменялись местами)

Какую сумму теперь составим? (3+4=7)

Сравните эти суммы. Что-то изменилось? (От перестановки слагаемых сумма не меняется)

в) Рассмотрите фишку домино. Какую математическую запись можно к ней составить. (5+2=7). А ещё какую математическую запись мы составим используя математическое правило, которое мы с вами открыли? (2+5=7)

V. Закрепление изученного. 7-10’

Работа по учебнику.

Страница 14 № 2

Что это за задание? )задача)

Составим план, по которому работаем с задачей.( Прочитай задачу. Найди вопрос задачи. Найди условие задачи, ответь на вопрос что известно? Определи действие. Запиши решение. Запиши ответ.)

Теперь вместе работаем по этому плану.

VII. Итог урока. 2-3’

Что нового узнали на уроке? Какое открытие помогли нам сделать Смешарики? С каким правилом познакомились? Что произойдет, если поменять местами слагаемые?

Учебник стр.14  ?

Самооценка. Оцените свою работу полностью на уроке.

Что у вас сегодня на уроке получилось? В чем возникла трудность? С чем еще нужно поработать?

Вот и подошло к концу наше путешествие со смешариками. Мы возвращаемся в класс, а наши новые друзья отправляются дальше.

Мы и в дальнейшем с вами будем учиться применять это правило на практике.

Спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Переместительное свойство сложения

Этот урок по программе Л.В.Занкова....

Переместительное свойство сложения

Проблемно - диалектический урок по математике  в 1 классе по программе "Перспектива", (работа с ИКТ)...

Сложение. Переместительное свойство сложения.

Разработка раздела программы по математике для 1 класса общеобразовательной школы по программе "Гармония" по теме "Сложение. Переместительное свойство сложения"....

Проект урока по математике. УМК «Перспектива». Тема: «Сложение. Переместительное свойство сложения».

Тема: «Сложение. Переместительное свойство сложения.»Тип урока: урок изучения нового материала.Цель  урока: познакомить учащихся с переместительным свойством сложенияЗадачи:Образовате...

Смысл сложения. Свойства сложения. Выражение. Равенство

Цели урока: 1.азъяснить смысл действий сложения и познакомить младших школьников с той терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, раве...