прямоугольник
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Дягилева Марина Александровна

Тема урока: " Прямоугольник"

      Цель урока:  формировать  представления  о прямоугольнике как о четырехугольнике, у которого все углы прямые; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать умение рассуждать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема урока: " Прямоугольник"

      Цель урока:  формировать  представления  о прямоугольнике как о четырехугольнике, у которого все углы прямые; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать умение рассуждать.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Предметные: знают: свойства сложения, устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100, отличительные особенности задачи, что такое равенство и неравенство; умеют: применять свойства сложения для нахождения значения числового выражения; сравнивать выражения; решать задачи изученных видов по действиям и выражением; составлять краткую запись к задаче; составлять задачи по краткой записи; составлять задачи, обратные данной.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют собственную деятельность, контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнеров, вносят необходимые корректировки и дополнения; способны к мобилизации волевых усилий; познавательные: формулируют познавательную цель; создают алгоритм деятельности; структурируют знания, анализируют с целью выделения существенных признаков, сравнивают, строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи; коммуникативные: правильно выражают свои мысли в речи; уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя; аргументируют свою точку зрения.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.

     Тип урока: комбинированный

     Методы урока по источнику получения знаний:

словесные

наглядные

практические

    Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебник  М.И. Моро. Математика. 2 класс, часть  2 ( стр.14), рабочая тетрадь.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «5».

  1. Актуализация знаний.

Минутка чистописания

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  Пропишите на строчке число 43, 13.

  1. Устный счет

Слагаемое

50

40

34

15

Слагаемое

7

3

8

Сумма

90

60

78

80

80

2.Математический диктант

Слушаем внимательно и не отвлекаемся. В тетрадь записываем только ответы. 

1) Найди сумму чисел 7 и 9. (16)

2) Уменьшаемое-14, вычитаемое-8. Найди разность. (6)

3) 18 уменьшить на 9. (9)

 4) 6 увеличить на 8. (14)

5) От какого числа нужно отнять 3, чтобы получилось 9? (12)

 6) Запиши число, в котором 2дес. и 3 ед. (23)

 7) Запиши число, которое следует за числом 39. (40)

 8) Запиши самое маленькое двузначное число. (10)

 9) 30 плюс 23. (53)

10) Уменьшаемое-60, вычитаемое-40. Найди разность .(20)

3.Работа над задачами. Решите задачи устно:

1)Купили 6 кг риса и 7 кг гречки, а манки – столько, сколько гречки и риса вместе. Сколько манки купили? (13 кг)

2)В куске ткани было 42 м. Утром продали 12 м, а вечером – 10 м. Сколько метров осталось? (20 м)

3)Каждая машина на автодроме вмещает 2 человека. Сколько потребуется машин, чтобы прокатились 7 мальчиков? (3 машины и один мальчик останется)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске нарисованы фигуры.)

  • Как эти фигуры можно разделить на группы? (по количеству углов.)

  • Уберем шестиугольники.

(Один ученик выходит к доске и показывает два шестиугольника, которые нужно убрать)

- Какие группы фигур остались? (Треугольники и четырехугольники.)

  • Сколько треугольников? (2.)

  • Какой из них имеет прямой угол? Докажите с помощь угольника.

(Один ученик выходит со своим угольником и показывает прямой угол в треугольнике.)

  • Уберем треугольники. Какие фигуры остались? (Четырехугольники.)

  • Можно ли все эти четырехугольники назвать прямоугольниками?(Да)

  • А как вы думаете, какой четырехугольник называется прямоугольником?(Прямоугольник это фигура у которой все углы прямые)

  • Сформулируйте тему урока.

(ПРЯМОУГОЛЬНИК)

IV. Работа по теме урока

1.  Практическая работа

 Сегодня мы снова отправляемся в страну Геометрии. В этой стране есть остров. На острове живет очень важная фигура.

( закрепляется на доске квадрат из цветной бумаги.)

Важность ее признавалась всеми жителями острова. При изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила эта фигура на своем пути, всем хвасталась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы  прямые, красивее меня нет фигуры на свете!»

  • Как же зовут тебя, брат? — спрашивали встречные.
  • Ребята, а вы знаете, как называется эта фигура? (Квадрат.)
  • А как вы узнали? (Стороны равны, углы прямые.)

Ходил Квадрат по свету. И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать, ни потрудиться в хорошей и дружной компании. А уж какое веселье одному? Весело бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников. «Если встречу родственника, то я сразу его узнаю, — думал Квадрат, — ведь он должен быть на меня чем-то похож».

Однажды встречает он на пути такую фигуру:

( закрепляетсяпрямоугольник на доске.)

 Стал Квадрат к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре.

  • Вы не догадались, ребята, чем похожи эти фигуры? (Всеуглы прямые.)

И спросил тогда Квадрат: «Как зовут тебя?»

  • Меня зовут...

-      Кто знает, как называется эта фигура? (Прямоугольник.)

  • Правильно, прямоугольник. А почему же она так называется? (Всеуглы прямые.)
  • Давайте убедимся в этом. При помощи треугольника измерим все углы.

(Один ученик у доски измеряет углы.)

  • Сколько сторон у прямоугольника? (4.)
  • Покажите стороны, которые лежат одна против другой.

Это противоположные стороны.

- Давайте измерим их длину. Что скажете? (Они равны.)

Измерьте две другие противоположные стороны. (Ониравны)

  • Попробуем сделать вывод о длине противоположных сторон  прямоугольника. (Противоположные стороны прямоугольника равны.)

В этом можно также убедиться, не измеряя стороны, а накладывая их друг на друга.

(Учитель показывает равенство сторон, прикладывая их друг к другу.)

Вот Квадрат и спрашивает: «А мы не родственники с тобой»

- «Я бы тоже рад был узнать об этом, — отвечает Прямоугольник.

- Если у нас найдутся четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас одна и же фамилия».

Стали они искать и нашли эти четыре признака сходства.

  • Давайте и мы их найдем.
  • (1. Четыре угла. 2. Все углы прямые 3. Четыре стороны. 4. Противоположные стороны равны.)
  • Молодцы, ребята! А какая же общая фамилия может бы у них? (Прямоугольники.)

Обрадовались Квадрат и Прямоугольник тому, что нашли близких родственников, и стали с тех пор дружить.

  • Понравилась сказка? О какой новой фигуре вы узнали {О прямоугольнике.)

2. Работа по учебнику

с.14 № 1

  • Найдите четырехугольники, у которых все углы прямые Назовите номера этих фигур.

С.14 № 2

  • Начертим сначала треугольник с прямым углом. Что надо начертить сначала? (Прямой угол.)
  • Воспользуемся чертежным треугольником. Расположите чертежный треугольник в тетради так, чтобы вершина его прямого угла совпадала с вершиной угла одной из клеточек. Теперь по чертежному треугольнику проведите стороны прямого угла. На каждой из сторон отметьте точки и соедините их отрезками.

(Аналогично строятся остальные фигуры.)

  • Прочитайте задание 2. Выполните его самостоятельно.
  • Сколько фигур вы раскрасили? (1.)

С.14 №6.

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

Отдохнули? А теперь мы продолжаем.

Задача  Ко Дню защитника Отечества мальчики принесли в класс 11 книг, а девочки 14 книг. Прочитали 9 книг. Сколько книг осталось прочитать?»

Записывается краткая запись на доске.

Принесли – 11к. и 14 к.

Прочитали – 9 к.

Осталось - ?

- Запишите решение задачи выражением:

(11+ 14) – 9

- Можно ли задачу решить другим способом?

ЗадачаВ моём саду  яблоня растёт с золотыми и серебряными яблоками. Золотых 25, а серебряных на 12 меньше. Сколько всего яблок? Решение записывается у доски с комментированием.

З. – 25яб.                    

С. - ? на 25 меньше.

Всего - ?

25-12=13  (яб) – серебряных

25+13=38 ( яб)- всего

Ответ: 38 яблок

Найди и исправь ошибки: 

15-9=7          18-9=9      12-4=7

12-5=7          13-6=8      16-9=8

8+6=14          7+5=13      8+5=13

7+7=15          14-8=6       11-6=5          

 Решим уравнения.

16 – х = 9,       29 – х = 20,      х + 8 = 17

Давайте попробуем решить эту задачку. Пожалуйста, прочти.

В пруду плавало 50 пескарей.        Утром                   Буратино поймал 17 пескарей, а вечером 6 пескарей. Сколько пескарей осталось в пруду?

- Решите задачу

1способ.

1)17+6 = 23(п.)- поймал,

2)50-23=27(п.)- осталось.  

2способ.

1)50-17=33(п.)- осталось после того, как поймал утром

2)33-6=27(п.)- осталось.

Ответ:27пескарей осталось в пруду у черепахи.

VIII.Подведение итогов урока

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что осталось непонятным?
  • Какое задание вам было трудно выполнять?
  • Что вы расскажете дома?

Домашнее задание

Учебник: №3, №5 с.14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прямоугольник. Площадь прямоугольника.

Конспект внеклассного занятия по математике во 2 классе Тема:Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Программа:Начальная школа XXI века. Цель: Развивать математическое мышление у учащихся. П...

Конспект урока-проекта по математикена по теме "Прямоугольник. Противоположные стороны прямоугольника"ивоположние

Урок-проект, на котором учащиеся вместе с учителем "стороят дом", выбирают знания, которые им для этого нужны, знакомятся с новыми. Выполняют практическую работу, убеждаются в важности математических ...

Урок-проект по теме : "Прямоугольник. Противоположные стороны прямоугольника"

В течение всего урока ребята занимались рефлексией,они выбирали знания, которые им были нужны для решения стоящих перед ними задач и проблем. В конце урока ученики увидели результат своей работы, убед...

Урок математики.2 класс.Тема:Прямоугольник. Свойство сторон прямоугольника.

Закрепить и углубить знания о геометрических фигурах в игровой форме; развивать мышление, внимание, творческое воображение....

Открытый урок по математике во 2 классе на тему" Прямоугольник. Построение прямоугольника" УМК Школа России

Открытый урок по математике во 2 классе на тему" Прямоугольник. Построение прямоугольника" УМК Школа России....

Методическая разработка урока математики "Прямоугольник(Квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.

Урок "прямоугольник(квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольнока. Урок сравнение квадрата и прямоугольника....

Самостоятельная работа по теме "Прямоугольник. Периметр прямоугольника" 2 класс

Самостоятельная работа по теме "Прямоугольник. Периметр прямоугольника" 2 класс...