РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету МАТЕМАТИКА 3А класс 2018-2019 учебный год
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Рабочая программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Липецкой области

 «Специальная школа-интернат г. Усмань»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета.

Протокол №1 от 29.08.2018 г.

ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета.

Протокол №1 от 30.08.2018 г.

УТВЕРЖДАЮ.

Директор школы: _______________

                              Л.Ф. Алтухова

Приказ № ___ от ___________ г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по учебному предмету

МАТЕМАТИКА

3А класс

2018-2019 учебный год

Рабочую программу разработала:

Капустина Светлана Витальевна,

учитель начальных классов высшей категории

г.Усмань,  2018год

Пояснительная записка с указанием цели и специфика предмета.

        Рабочая программа учебного курса математики 3А класс составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2.  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся, воспитанников с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1) на 2017-2027г.

            Математика является одним из основных учебных предметов. Математика, как учебный предмет, содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей обучающихся, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

             Процесс обучения математике неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Цель программы - подготовка обучающихся к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачи:

- обеспечение необходимого уровня математического развития обучающихся;

- создание условий для общего умственного развития на основе овладения математическими знаниями, практическими действиями;

- развитие творческих возможностей обучающихся;

- формирование и развитие познавательных интересов;

- социальная адаптация и реабилитация.

Общая характеристика учебного предмета.

Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся воспитанников к овладению профессионально – трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Понятия числа, величины, геометрические фигуры, которые формируются у детей в процессе обучения математике, являются абстрактными.

Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление

практические действия, подготавливают школьника к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами, их заменителями дети учатся оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлечённо, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому на уроках математики используются демонстрационные пособия  и раздаточный материал для каждого ученика.

Одним из важных приёмов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при усвоении овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приёмов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный приём – материализация, то есть умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненных ситуациях.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи детей. Поэтому на уроках математики во втором классе учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для обучающихся воспитанников, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

Ведущей формой работы учителя с обучающимися воспитанниками на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач.

Решение всех видов задач записываются с наименованиями.

Геометрический материал включается почти в каждый урок математики.

На каждом уроке  уделяется  внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20.

Программа в целом определяет оптимальный объём знаний и умений по математике, который доступен большинству обучающихся, воспитанников.

Описание места предмета в учебном плане.

        Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика» и относится к обязательной части учебного плана.

        В соответствии с Календарным учебным графиком ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Усмань» курс математика в 3А классе рассчитан на 136ч. (34 учебные недели). Количество часов в неделю, отводимых на изучение математики в 3А классе, определено Недельным учебным планом и составляет 4 часа  в неделю.

Личностные и предметные результаты освоения предмета.

             Освоение обучающимися, воспитанниками в предметной области «Математика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.  В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введение обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения рабочей прграммы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определённые рабочей программой для 3А класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся, воспитанников с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета.

        Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.

Личностные результаты:

- положительное отношение к школе, к урокам математики;

- проявление интереса к вычислительной  деятельности;

- расширение представлений о многообразии окружающего мира;

- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

- числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;

- смысл арифметических действий умножения и деления;

- пользоваться таблицами умножения и деления при решении примеров;

- порядок действий в примерах в 2 арифметических действия;

- единицы измерения стоимости, длины, массы, времени;

- порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года;

- считать, присчитывать, отсчитывать по единице в пределах 100;

- складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд;

- определять время по часам.

Достаточный уровень:

- числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;

- смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;

- таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;

- порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;

- единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;

- порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.

- считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;

- откладывать на счетах любые числа в пределах 100;

- складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;

- использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;

- различать числа, полученные при счете и измерении;

- записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;

- определять время по часам (время прошедшее, будущее);

- находить точку пересечения линий;

- чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.

Примечания:

-  Продолжать решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 и с переходом через десяток с подробной записью.

- Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путем использования таблицы умножения.

- Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году.

- Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых- умножение или деление.

Содержание учебного предмета.

            Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60+7; 60+17; 61+7; 61+27; 61+9; 61+29; 92+8; 63+39 и соответствующие случаи вычитания).

Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.

Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (х). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.

Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на х. Название компонентов и результата деления' в речи учителя.

Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.

Скобки. Действия I и II ступени.

Единица (мера) длины метр. Обозначение: 1м. Соотношения: 1м=10дм, 1м=100см.

Единица (мера) массы центнер. Обозначение: 1ц. Соотношение: 1ц=10 кг.

Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами.

Единицы (меры) времени минута, месяц, год. Обозначение: 1мин, 1мес, 1год. Соотношения: 1ч. = 60мин, 1сут. = 24ч, 1мес. = 30 или 31сут., 1год = 1мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10ч. 25мин. и без 15мин. 11ч.).

Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию).

Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.

Составные арифметические задачи в два действия:  сложения, вычитания, умножения, деления.

Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения.

Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля. Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат.

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

К-во часов

Содержание, виды деятельности

1 четверть

36

1

Нумерация.(повторение).

4

Выкладывание числового ряда от 1 до 20 и обратно.

2

Линии.

1

Вычерчивание линий по заданию.

3

Числа, полученные  при измерении величин.

2

Решение примеров и задач с различными мерами.

4

Пересечение линий.

1

Вычерчивание пресеченных линий.

5

Контрольная работа.

1

Самостоятельное выполнение заданий.

Сложение и вычитание чисел второго десятка.

10-13

Сложение и вычитание без перехода через десяток.

4

Выполнять сложение  чисел в пределах 20 без перехода через десяток; использовать переместительное свойство сложения.

14

Точка пересечения линий.

1

Вычерчивание пресеченных линий.

15-17

Сложение с переходом через десяток.

3

Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Решение примеров, с опорой на таблицу состава числа.

18

Углы.

1

Вычерчивание углов.

19-22

Вычитание с переходом через десяток.

4

Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Решение примеров, с опорой на таблицу состава числа.

23

Четырёхугольники.

1

Самостоятельное вычерчивание четырёхугольников.

24-26

Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи).

3

Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Решение примеров, с опорой на таблицу состава числа.

27-29

Скобки. Порядок действий в примерах со скобками.

3

Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Решение примеров со скобками

30

Меры времени – год, месяц.

1

Работа с календарём.

31

Треугольники.

1

Самостоятельное вычерчивание треугольников.

32

Самостоятельная работа.

1

Самостоятельное выполнение заданий.

Умножение и деление чисел второго десятка.

33

Умножение чисел.

1

Заменяет сложения одинаковых слагаемых умножением. Записывать и читать действие умножения.

34-35

Умножение числа 2

2

Решение задач; чтение действия умножения.

36

Деление на равные части.

1

Выполнение деления на равные части с помощью счётного материала.

2 четверть.

28

Умножение и деление чисел второго десятка.

6

Деление на равные части.

2

Выполнение деления на равные части с помощью счётного материала.

7

Деление на 2.

3

Использование знаний таблицы умножения на 2 для решения соответствующих примеров на деление.

8

Многоугольники.

2

Самостоятельное вычерчивание многоугольников.

9

Самостоятельная работа.

1

Самостоятельное выполнение заданий.

10

Умножение числа 3.

3

Решение примеров и задач на умножение числа 3.

11

Деление на 3.

3

Использование знаний таблицы умножения на 3  для решения соответствующих примеров на деление.

12

Умножение числа 4.

3

Решение примеров и задач на умножение числа 4.

13

Деление на 4.

3

Использование знаний таблицы умножения на 4  для решения соответствующих примеров на деление.

14

Контрольная работа.

1

Самостоятельное выполнение заданий.

15

Умножение чисел 5 и 6.

3

Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Решение примеров в два действия; постановка вопросов к задачам

16

Деление на 5 и на 6.

3

Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе, обобщении

17

Последовательность месяцев  в году.

1

Работа с календарём.

3 четверть.

40

18

Умножение и деление чисел (все случаи).

5

Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Составление  примеров на умножение и деление из данных чисел.

19

Шар, круг, окружность.

1

Упражнения на различение шара, окружности, круга.

Сотня. Нумерация.

20

Круглые десятки.

4

Получение круглых десятков с помощью счётного материала; их запись в разрядную таблицу.

21

Меры стоимости.

1

Практические упражнения на размену монет.

22

Числа 21 - 100

6

Выполнение задания по сравнению чисел по кол-ву разрядов, по кол-ву десятков и единиц.

23

Мера длины – метр.

1

Решение примеров с именованными числами.

24

Меры времени. Календарь.

2

Работа с календарём.

25

Самостоятельная работа

1

Самостоятельное выполнение заданий.

Сложение и вычитание чисел

26

Сложение и вычитание круглых десятков.

5

Самостоятельная работа с учебником, в тетради Выполнение примеров вида 70+30; 90-50.

27

Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел.

5

Самостоятельная работа с учебником, в тетради Решение примеров типа 60+4.

28

Центр, радиус окружности и руга.

1

Практические упражнения в построении окружности.

29

Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков.

5

Самостоятельная работа с учебником, в тетради Решение примеров типа 57+40, 40+57.

30

Контрольная работа.

1

Самостоятельное выполнение заданий.

31

Сложение и вычитание двузначных чисел.

2

Самостоятельная работа с учебником, в тетради Решение примеров типа 42+25; 58-27.

4 четверть.

32

Сложение и вычитание чисел

32

Сложение и вычитание двузначных чисел.

3

Самостоятельная работа с учебником, в тетради Решение примеров типа 42+25; 58-27.

33

Числа, полученные при измерении двумя мерами.

1

Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении времени, длины, массы, стоимости.

34

Получение в сумме круглых десятков и 100.

4

Самостоятельная работа с учебником, в тетради Решение примеров и задач, изученных видов.

35

Вычитание чисел из круглых десятков и 100.

5

Самостоятельная работа с учебником, в тетради Решение примеров типа  100-67; 100-8.

36

Самостоятельная работа.

1

Самостоятельное выполнение заданий.

37

Меры времени – сутки, минута.

1

Определение времени по часам.

38

Умножение и деление чисел.

4

Использование таблиц умножения и деления при решении примеров и задач.

39

Деление по содержанию.

4

Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Выполнение заданий на деление по содержанию.

40

Порядок действий в примерах.

3

Выполнение действий в примерах со скобками и без скобок, решение задач.

41

Контрольная работа.

1

Самостоятельное выполнение заданий.

42

Повторение.

5

Решение примеров и задач изученных видов.

Материально - техническое обеспечение образовательной деятельности.

1. Учебник:

- Алышева Т.В. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы. В 2-х ч.

2. Рабочая тетрадь:

- Алышева Т.В.,Эк В.В. Рабочая тетрадь по математике. 3 класс. Учебное пособие  для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы. В 2-х ч.

3. Технические средства:

- Ноутбук учителя, интерактивная доска.

4. Учебно-практическое оборудование:

- касса цифр;

- схемы;

- раздаточный методический материал (веера цифр, геометрический материал, счетный материал, предметные картинки и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по курсу «Математика» УМК «Перспектива» в 4 классе, 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по математике для 4 класса разработана в соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с рекомендациями Примерно...

Рабочая учебная программа по курсу «Русский язык» УМК «Перспектива» в 4 классе, 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4  класса разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...

Рабочая учебная программа по курсу «Литературное чтение» УМК «Перспектива» в 4 классе 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по литературному чтению для 4  класса разработана в соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с рекомен...

Рабочая учебная программа по курсу «Ознакомление с окружающим миром» УМК «Перспектива» в 4 классе, 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по окружающему миру для 4  класса разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с рекомендац...

Рабочая учебная программа по курсу «Технология» УМК «Перспектива» в 4 классе, 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по предмету «Технология» для 4  класса разработана в соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...

ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ по вопросам свободного и компетентного выбора модуля учебного курса ОРКСЭ на 2018-2019 учебный год

ознакомление родителей с  задачами нового курса, его структурой, содержанием, организацией...