Дидактические игры на уроках математики в малокомплектной школе
методическая разработка по математике на тему

Бояркина Мария Семёновна

Тренировка в быстром счёте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение           «Шугуровская средняя общеобразовательная школа».

                  Разработала:

 учитель начальных классов

Бояркина Мария Семёновна

2015 год

Цель игры: тренировка в быстром счёте

Содержание игры.

     На доске 2 столбика примеров.

     Дети по команде учителя цепочкой от каждого класса выходят к доске, считают и записывают ответ.

     Победит та команда (тот класс), кто выполнит задание быстрее всех и без ошибок.

1 класс                            3 класс

8+2                                   8*2

9-3                                    9:3

5+3                                    5*3

6-2                                     6:2

1+0                                     1*0

10-3                                    10*3

Примечание: Количество примеров зависит от учителя и от подготовленности класса

 

   Цель игры: тренировка навыков составления числовых выражений.

Содержание игры.

     Даны шары с заданными ответами.

     Составить и записать числовые выражения.

(Цепочкой от каждого класса)

1 класс:       10-2=8;       15-10=5;       10-4=6.

3 класс:        32:8=4;       1*7=7;          27:3=9.

Не лопнет тот шар, чья команда быстрее и правильно составит и запишет примеры с данными ответами.

(парная работа)

   Цель игры: повторение таблицы сложения и вычитания, умножения и деления.

Содержание игры.

     Учащиеся соревнуются в счёте. Два ученика задают по одному примеру друг другу (из таблицы сложения и вычитания, умножения и деления).

     Если оба правильно составили вопросы и ответили на них, они получают по фишке.

     Выигрывает тот класс, который получит большее количество фишек.

   Цель игры: закрепить вычислительные навыки.

Содержание игры.

     На доске магнитом прикрепляются ракеты, записанными на них числовыми выражениями.

     Дети по команде учителя цепочкой от каждого класса выходят к доске и записывают ответы.

     Победит тот класс, кто первым и правильно решит все примеры (выявляется зкипаж, который быстрее всех «долетит» до Луны).

   Цель игры: закрепить вычислительные навыки.

Содержание игры.

     У всех учащихся и 1 и2 классов – ракеты, на обратной стороне которых записаны примеры.

        

     За 1 мин дети должны решить все записанные на ракете примеры.

     Кто быстрее всех и правильно выполнит задания – тот и рекордсмен.

     Примечание: количество ракет должно быть столько, сколько учащихся в классе.

   Цель игры: повторение таблицы сложения и умножения.

Содержание игры.

     Из каждого класса выходят цепочкой по одному ученику к доске, выполняют решения примеров.

 

1 класс                                        3 класс

+8                                                      *8

12                                                     9

23                                                     7

24                                                     12

38                                                     6

67                                                     14

Побеждает тот класс, кто выполнит все задания быстрее и правильно.

           Цель игры: повторение таблицы сложения и вычитания, умножения и деления.

Содержание игры.

     Из каждого класса выходят цепочкой по одному ученику к доске, выполняют решения примеров.

 

                1 класс                                        3 класс

                9-2=                                                      9*2=

                    +3=9                                                           :8=3

                8-    =3                                                        4*7=

                4+5=                                                     54:   =6

        Побеждает тот класс, кто выполнит все задания быстрее и правильно.

« К р у г о в о й  с ч ё т »

Цель игры: развитие внимания и навыков составления примеров

Содержание игры.

        Учащиеся сами составляют «цепь» из придуманных ими примеров.

        Задание выполняется на листочках.

        Учитель заранее на листочках пишет пример и передаёт листочек ученику, сидящему за первой партой. Тот, выполнив задание и придумав новый пример, передаёт следующему ученику и т.д.

                        1 класс                                        3 класс        

        Учитель        20-15                                Учитель        15:3

        1 ученик         5+2                                        1 ученик         5*4        

        2 ученик        7-4                                        2 ученик        20:10

        3 ученик        3+10                                3 ученик        2*8

        4 ученик        13-10                                4 ученик        16:4

        5 ученик        3+17                                5 ученик        5*3

        Цепочка кончается, передаётся листок учителю с таким ответом, каким был начат 1 пример.

Цель игры: закрепить вычислительные навыки.

Содержание игры.

        Каждый ряд (класс) получает карточку с примерами (сколько учеников, столько и примеров).

        Решив один пример, передай следующему.

                1 класс                                        3 класс

        18 – 8 – 9 =                                72 : 9 * 7 =

          7 + 3 +4 =                                8 *(48 : 8)=

        11 – 1 – 2 =                                (25 + 29):9=

        15 – 5 – 6 =                                20*2 + 7*3=

        Выигрывает тот ряд (класс), кто первым решит все примеры.

Цель игры: развитие внимательности, повторение таблицы сложения и умножения.

Содержание игры.

        На доске даны ряды чисел:

                                        1 класс                                        

+3

2

5

8

6

3

9

4

1

5

8

11

9

6

12

7

4

                                        3 класс

*8

6

9

8

3

7

5

2

4

48

72

64

24

56

40

16

32


        Дети цепочкой, друг за другом, выходят к доске, считают и пишут ответы под числами.

        Сколько ошибок, столько «зевуньев» в классе.

Цель игры: закрепить вычислительные навыки.

Содержание игры.

В игре участвуют по 3 ученика от каждого класса. Дети по очереди «садятся» в самолёт (ракету) и решают примеры.

1 класс

3 класс

10-3+0

60-8*2

9+3-2

12:2+62

5-2-3

9*2+42

Выигрывает тот, кто быстрее «долетит», решит примеры быстро и правильно.

   Цель игры: повторение таблицы сложения и умножения.

Содержание игры.

        Дети цепочкой, друг за другом, выходят к доске, считают и находят ответы

.

1 класс

3 класс

25+4=     20

25*4=     72

22+4=     38

22*4=     100

16+5=     22

16*5=     96

18+4=     26

18*4=     80

30+8=     29

12*8=     88

13+7=     21

13*7=     91

        Победит та команда, которая верно найдёт ответы.

« Проверь свою память »

        Цель игры: работа над составом чисел в 1кл, повторить табличное умножение и деление в 3кл.

Содержание игры.

1 класс

Вспомни и запиши примеры с ответом 10 (9, 7, 8 и т.д.)

3 класс

Напиши все числа, которые без остатка делятся на 4 (на 6, 7, 8 и т.д.)

(групповая работа)

           Цель игры: повторение таблицы сложения и вычитания, умножения и деления.

Содержание игры.

        Учитель предлагает учащимся составить и записать примеры на таблицу сложения и вычитания, умножения и деления с данными ответами:

1 класс

3 класс

24, 16, 38.

8, 6, 4.

20+4=24

30-6=24

19+5=24

28-4=24

18+6=24 и т.д.

16:2=8

8*1=8

24:3=8

2*4=8

32:4=8 и т.д.

           Цель игры: повторение таблицы сложения и вычитания, умножения и деления.

Содержание игры.

        Дети цепочкой решают примеры, записанные на мячиках. Кто ни разу не уронит мяч (т.е. решит примеры правильно), тот самый «ловкий».

1 класс

3 класс

это контрольные листки. Закрываются ответы или трудные задания (хорошо они используются при закреплении таблиц сложения и вычитания, при закреплении табличного деления и умножения)  .

  Дети пишут по памяти, если забыл можно снять эту полоску и посмотреть.

  Это обыкновенная красная полоска стала средством самоконтроля, которая помогает учиться.

  Всё время говорю своим ученикам:

 «Поднять полоску - легко, запомнить и быть внимательным – трудно! Но без труда ничего не получится».


   В море начался шторм, и корабли сбились с курса. Надо помочь провести каждый корабль точно по курсу.

Вызванные к доске учащиеся берут любой кораблик и приставляют к тому примеру, который соответствует ответу, записанному на парусе корабля. Игру можно провести как соревнование. Для этого нужно вызвать трёх учеников (количество вызванных учеников должно соответствовать числу записанных столбиков примеров). Кто быстрее проведёт по курсу все свои корабли (т.е. найдёт точный ответ к каждому примеру своего столбика), тот считается лучшим капитаном. 


Дети (лётчики) по очереди выходят к доске, находят значение выражения (правильный путь самолёта) и проводят стрелку к значению выражения.

    САМОЛЁТ                                  САМОЛЁТ

       758                70 50 80                        985                  17 18 19

      13-6                20+60                          14-5                     24-5

  16 14 13            49 96 69                     12 11 13              35 37 32

       9+4               29+40                          6+7                     17+20

      457                  2 4 6                           4 6 8                  28 32 30

     12-7                 72-70                          13-7                      70-42

  16 11 12              6 5 4                         14 12 11               81 84 80

      7+5                 40-36                            8+4                       80+4

 

Мы с вами пока запускаем маленькие игрушечные самолёты.


                                          

Уч. Когда над Землёю летит космонавт

       Глядят ему вслед                                  

       Миллионы ребят,                                          

       Чтоб в небо взлететь,

       Нужно многое знать,

       И при этом вам поможет

       Очень точная наука

       МА-ТЕ-МА-ТИ-КА!

На магнитные доски заранее прикреплены изображения ракет. Участники по одному подбегают, решают пример и садятся на место.


  Медвежонок решал примеры и ответы записывал на кленовых листиках. Подул ветер, и листики разлетелись. Мишутка очень расстроился; как же теперь ему быть? Надо помочь медвежонку вернуть листики с ответами на свои места.

  Дети по вызову учителя выходят к доске, ищут листики с правильными ответами и заполняют ими пропуски.  

                                                                           


Игра «Бег по кругу».

  Учитель рисует на доске два круга, разделенных на сектора. В каждом секторе записан пример. На одном из секторов указан старт (начало движения). К заданиям подходят 2 ученика (по одному из каждого класса) и по сигналу учителя выполняют вычисления, записывая ответы вне круга рядом с примерами. Ученик, выполнивший задание безошибочно и быстро, объявляется победителем.

Дети, сидящие за партами с помощью светофоров сигнализируют о правильности вычислений игрока, предоставляющего их класс. Можно соревноваться по классам выполняя задание цепочкой.

   

        

Игра «Веселый бег».

Пробежим по дорожке. (Дети составляют все возможные примеры на табличное сложение и вычитание, умножение и деление с заданным  ответом).

                                                                               

  1. 3

Игра

«Математическая перекличка».

Ученики делятся на две команды. Учитель заранее записывает на доске (можно на карточке) числовые выражения, при этом они могут располагаться горизонтально, вертикально, наклонно или в перевернутом виде.

      8*3, 54/9,                               19+5, 12-6,

      42/6, 0*6,                               9-2, 15-15,

      72/8, 1*8,                               19-10, 0+8,

      6*6, 64/8,                                30+6.

Первая команда называет одно выражение, а вторая – откликается выражением с таким же результатом. Первая команда оценивает, правильное ли выражение подобрала вторая.

Желательно, чтобы одно выражение оставалось без пары. Количество выражений может изменяться по усмотрению учителя: оно зависит от времени или уровня подготовки классов.

Игра

«Минутный взлет».

                    Класс делится на две команды.

За 1 мин записать примеры на табличное умножение и деление с ответом 9.

Вторая команда: примеры на сложение и вычитание с ответом 9.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в малокомплектной школе 2-3 классы

                     2 класс Тема «Конкретный смысл действия деления (с помощью решен...

Дидактические игры на уроках математики в начальной школе с детьми с ОВЗ

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный ...

Роль дидактической игры на уроках математики в начальной школе

Дидактический материал является важныйшим компонентов образовательного процесса. Он обеспечивает включение ребенка в освоение материала. Дидактическая игра очень важна именно в начальной школе, так ка...

Дидактические игры на уроках математике в начальной школе.

Дидактические игры на уроках математике в начальной школе....

Дидактические игры на уроках математики в начальной школе.

Особенности использования дидактических игр на уроках математики....

дидактическая игра на уроках математики в начальной школе

ldquo;Игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение”.  ...