Исследовательский проект "Развитие геометрической зоркости у детей младшего школьного возраста в процессе изучения геометрического материала"
проект по математике

Пронина Ольга Сергеевна

Геометрическая зоркость –

это умственная деятельность учащихся, которая включает в себя последовательность взаимосвязанных умений:

умение узнавать и видеть геометрические фигуры;
умение строить геометрические фигуры;
умение классифицировать геометрические фигуры;
умение сравнивать геометрические фигуры;
умение видоизменять  геометрические фигуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli_zadachi.pptx2.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель нашей работы: выяснить пути развития геометрической зоркости младших школьников в процессе изучения геометрического материала Объект исследования: развитие геометрической зоркости у младших школьников Предмет исследования: процесс развития геометрической зоркости у обучающихся младшего школьного возраста в процессе изучения геометрического материала на уроках математики

Слайд 2

Мы предположили , что использование на уроках математики дополнительных упражнений и заданий геометрического содержания позволит развить у обучающихся начальной школы геометрическую зоркость Методы исследования: изучение теоретической и методической литературы по теме; анализ учебников по математике; сравнение, наблюдение

Слайд 3

Задачи: дать характеристику понятия «геометрическая зоркость»; проанализировать учебники «Математики», 1-4 классов, авторского коллектива М. И. Моро, С. И. Волкова и др.; подобрать материал, способствующий развитию геометрической зоркости у обучающихся начальной школы, направленный на формирование: умение узнавать и видеть геометрические фигуры, умение строить геометрические фигуры, умение классифицировать геометрические фигуры, умение сравнивать геометрические фигуры, умение видоизменять геометрические фигуры; применить результаты исследования в практике работы

Слайд 4

В программе по математике УМК «Школа России» геометрический материал представлен мелкими крупицами как незначительное вкрапление в арифметику и не представляет, на наш взгляд, целостного, обоснованного курса. Таким образом, сейчас в начальной школе происходит лишь определенное накопление фактического материала по геометрии, а соответствующего его обобщения не происходит, поэтому тема исследования является актуальной

Слайд 5

Геометрическая зоркость – это умственная деятельность учащихся, которая включает в себя последовательность взаимосвязанных умений: умение узнавать и видеть геометрические фигуры; умение строить геометрические фигуры; умение классифицировать геометрические фигуры; умение сравнивать геометрические фигуры; умение видоизменять геометрические фигуры

Слайд 6

Согласно ФГОС обучения в начальных классах общеобразовательной школы одной из целей начального математического образования является формирование у младших школьников достаточно полной системы пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежами и измерительными приборами

Слайд 7

Особенности содержания геометрического материала в учебниках «Математики», 1-4 классов, авторского коллектива М. И. Моро, С. И. Волкова и др. 1 класс: рассматриваются понятия «вверху», «внизу», «выше», «ниже», «слева», «справа», «левее», «правее», «перед», «за», «между», «рядом», а также направления движения «слева направо», «справа налево», «сверху вниз», «снизу вверх»; в процессе изучения нумерации чисел первого десятка обучающиеся знакомятся с точкой, прямой и кривой линиями, отрезком, ломаной, многоугольником, углом, вершиной и сторонами многоугольника; изучают геометрическую величину «длина отрезка», единицы измерения длины – сантиметр, дециметр, и соотношения между ними

Слайд 8

2 класс: продолжают знакомство с единицами длины (сантиметром, дециметром, миллиметром, метром) и соотношениями между ними; учатся находить длину ломаной и периметр многоугольника; знакомятся с прямыми и непрямыми углами, прямоугольником, квадратом (как частным видом прямоугольника), свойством противоположных сторон прямоугольника и приемами вычисления периметра прямоугольника и квадрата; учатся строить прямые углы, прямоугольники и квадраты на клетчатой бумаге. К концу 2 класса обучающиеся должны уметь: чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка; находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника)

Слайд 9

3 класс: формируются представления о площади, единицах измерения площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношениями между ними; рассматриваются формулы для вычисления площади прямоугольника и квадрата; вводится обозначение геометрических фигур буквами латинского алфавита; расширяются знания о круге, формируются представления об окружности, центре окружности, радиусе, диаметре окружности (круга); рассматривают виды треугольников по сторонам: разносторонние (произвольные), равнобедренные и равносторонние, как частный случай равнобедренных. По окончанию 3 класса обучающиеся обязательно должны уметь находить периметр многоугольника и, в том числе, прямоугольника и квадрата

Слайд 10

4 класс: уточняются представления об углах – рассматривают прямой, острый и тупой углы; рассматривают виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. знакомятся с понятием «луч»; рассматривают систему единиц измерения длины (миллиметр – сантиметр – дециметр – метр – километр) и соотношения между ними, а так же единицы площади (квадратный миллиметр – квадратный сантиметр – квадратный дециметр – квадратный метр – ар – гектар – квадратный километр) и соотношения между ними; изучают понятие «диагональ прямоугольника» и свойства диагонали прямоугольника (квадрата)

Слайд 11

Процесс развития геометрической зоркости у детей младшего школьного возраста в процессе изучения геометрического материала

Слайд 12

Умение узнавать и видеть геометрические фигуры Найди и раскрась фигуры цветными карандашами.

Слайд 13

Умение строить геометрические фигуры « Танграм »

Слайд 14

Умение классифицировать геометрические фигуры Расставь предметы в нужные ячейки . Раскрась большую фигуру /маленькую фигуру.

Слайд 15

Умение сравнивать геометрические фигуры На какие фигуры в рамочке похожи эти предметы. Положи на предмет фигуру.

Слайд 16

Умение в идоизменять геометрические фигуры Дострой (дорисуй)фигуру до прямоугольника. Переконструируй фигуру.

Слайд 17

Выводы Выдвинутая нами гипотеза – использование на уроках математики и во внеурочных занятиях дополнительных упражнений и заданий геометрического содержания позволит развить у обучающихся начальной школы геометрическую зоркость – подтверждена. Мы считаем, что работа имеет практическую значимость, т. к. нами разработан комплекс интерактивных заданий по теме «Геометрические фигуры» (1-2 класс) , который может быть использованы в практике учителями начальных классов при обучении младших школьников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация кружка «Всестороннее развитие детей младшего школьного возраста в процессе работы с природным материалом»

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данный творческий проект предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческо...

"Вокальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе работы над вокальными упражнениями в условиях детского вокального коллектива".

Данная методическая работа рассмотривает физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста.Изучает основные вокальные навыки, формирующиеся в пении детей младшего школьно...

Программа "Развитие эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста в процессе групповых занятий с элементами арт-терапии"

Программа позволяет познакомить детей с основными эмоциями (радость, грусть и т.д.), способствует развитию у детей эмоционально-волевой саморегуляции...

"Развитие орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста"

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило и его применение ....

Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста в процессе воспитательно-образовательной деятельности.

Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста в процессе воспитательно-образовательной деятельности....