Программа "Развитие эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста в процессе групповых занятий с элементами арт-терапии"
материал (1 класс) по теме

Сырчина Влада Валерьевна

Программа позволяет познакомить детей с основными эмоциями (радость, грусть и т.д.), способствует развитию у детей эмоционально-волевой саморегуляции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

«Развитие эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста в процессе групповых занятий с элементами

арт-терапии»

Эмоции (лат. emovere — возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Основой возникновения эмоций являются потребности и мотивы человека. Эмоции в форме непосредственных чувственных переживаний «…отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта».

Эмоциональность в значительной степени определяется врожденными наследственными предпосылками, но в то же время эмоциональная сфера динамична: она развивается и претерпевает значительные изменения в течение всей жизни. Значительную роль в формировании эмоциональной индивидуальности человека играет ранний эмоциональный опыт и особенности семейного воспитания. Эмоции являются мощным регулятором нашего поведения и деятельности, поэтому способность владеть ими для человека чрезвычайно важна, и развивать ее нужно начиная с раннего детского возраста.

Младший школьный возраст — период активного формирования произвольности. Это благоприятный период для развития саморегуляции эмоционального состояния ребенка. Произвольная саморегуляция эмоционального состояния — процесс управления собственными эмоциональными переживаниями, который предполагает осознание и принятие своего эмоционального состояния, выражение его в социально приемлемой форме и определенную самопомощь в случае сильных негативных переживаний. Для детей особое значение имеет овладение приемлемыми способами поведения в различных эмоциональных состояниях.

Для успешного развития саморегуляции эмоций большое значение имеет также развитие рефлексивных способностей детей, умения осознавать ими собственный эмоциональный опыт. Этому способствуют предлагаемые в нашей программе беседы с детьми (в которых им предлагается вспомнить свои переживания, аналогичные описанным в какой-либо «истории») и арт-терапевтические процедуры.

В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости.  Каждый ребенок чувствует себя спокойно, расслабляется. Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессии уступает место инициативности, творчеству.

Ведущий занятий должен помнить, что обязательным условием развития рефлексивных способностей и способностей самоконтроля у детей является их уверенность в том, он принимает их любые эмоциональные переживания. Об этом он должен обязательно сказать детям, стараясь, однако, всячески способствовать формированию и закреплению у них адекватных, социально приемлемых способов выражения эмоциональных переживаний, расширению арсенала приемлемых способов поведения, повышению поведенческой гибкости. Осуществлять это ведущий может, демонстрируя различные позитивные способы поведения, поощряя приемлемые формы поведения детей и закрепляя полезные поведенческие проявления в специально подобранных играх, вводя определенные правила, ограничения и санкции.

Совершенствование регуляции своего поведения — это процесс, требующий от детей значительных усилий.

Предлагаемая программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста и направлена на развитие эмоциональной саморегуляции.

Сценарий занятий составлены по единой схеме для усвоения приемов саморегуляциии с помощью элементов арт-терапии.

Цель программы: развитие эмоциональной саморегуляции младших школьников в процессе групповых занятий с использованием элементов арт-терапии.

Задачи программы:

  1. Познакомить детей с основными эмоциями;
  2. способствовать отреагированию актуальных эмоциональных состояний;
  3. обучить навыкам снижения эмоционального напряжения;
  4. сформировать способы эффективного взаимодействия детей (умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства);
  5. закрепить позитивные формы активности (творчество, инициативу в решении задач, сдерживание негативных реакций и др.);
  6. обучить способам внутреннего самоконтроля и сдерживания.

Категория участников:

  • Занятия рассчитаны на учащихся начальных классов.
  • Группы должны комплектоваться на добровольной основе.
  • Предпочтительно проводить занятия с разнополой группой, но допустимы и гомогенные группы.
  • Желательно включать в группу участников с небольшой разницей в возрасте.

Место проведения: аудитория.

Время проведения занятия: 40-45 минут.

Частота встреч: 2 раз в неделю.

Форма проведения: каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:

  • Приветствие
  • Разминку
  • Основное содержание
  • Рефлексию по поводу данного занятия
  • Прощание.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия и основное содержание

Упражнения/ техники

  Время

Необходимые материалы:

Вводное занятие создание в группе доверительной обстановки, которая позволит детям проявлять свои чувства и говорить о них; познакомить детей с правилами занятий, настрой на дальнейшую работу.

1. «Приветствие» знакомство с группой;

2.  Знакомство с правилами занятий;

3. «Лучи солнца» снятие напряжения, настрой на изобразительную работу;

4. Беседа;

5. «Цвета настроений» диагностика настроений у учащихся, снятие напряжения;

6. «Правило-секрет»;

7. Итог занятия. Ритуал прощания.

 5 мин.

2 мин.

10 мин.

8 мин.

8 мин.

6 мин.

7 мин.

плюшевое сердечко, ватман, краски, кисти, карандаши, пиктограммы, силуэты человека, аудиозапись «Танец утят».

Развивать умения распознавать свои чувства, эмоции; обучение  контролировать свои эмоции в определенных ситуациях.

1. Приветствие.

2. Рефлексия предыдущего занятия.

3. Упражнение-игра «Замороженные» тренировка навыков эмоциональной саморегуляции;

4.  «Скульптура состояния (настроения)» формирование навыка самоконтроля.

10 мин.

5 мин.

10 мин.

25 мин.

глина или пластилин, небольшие бумажные листы, карандаши.

Радость.

Развитие умения распознавать свои чувства, понимать  чувства героя по контексту ситуации; обучение способам саморегуляции эмоций через контроль их внешних проявлений,  адекватное выражение чувства радости; поиск радостных переживаний в опыте и их творческое отражение.

1.Игра «Какое у меня сейчас настроение» развитие умения распознавать чувства;

2.  Упражнение «Походки» обучение способам саморегуляции;

3.  Рассказ «Петя идет в цирк»;

4. Упражнение «Не смеяться» тренировка навыков регуляции поведения;

5.Техника коллаж «Мои радости» обучении адекватно выражать чувство радости.

6. Итог занятия;

7. Прощание.

8 мин.

8 мин.

7 мин.

8 мин.

10 мин.

6 мин.

3 мин.

мячик, листы формата А3 или ватман, гуашь, карандаши, кисточки, журналы, открытки, ножницы.

Грусть.

Узнавание невербальных проявлений чувства грусти, адекватное выражение своих грустных переживаний; умение проявить сочувствие, способы самопомощи — регулирования своих грустных переживаний.

1. Игра-разминка;

2. Беседа;

3. Графическое задание;

4. Беседа;

5. «Измени рисунок» обучение изменять свое грустное настроение через изобразительную деятельность;

6. Танцевальное упражнение для снятия напряжения  и улучшения настроения «Джаз тела»;

7. Прощание.

4 мин.

10 мин.

10 мин.

8 мин.

10 мин.

7 мин.

2 мин.

карандаши, фломастеры, листы формата А4, краски, аудиозапись джазовой композиции.

Гнев.

Узнавать по невербальным проявлениям чувство гнева, поиск аналогичных переживаний в своем опыте, приемлемые способы выражения, регулирование выражения гнева в игровой форме.

1.Игра- разминка;

2. Упражнение «Найди сердитое лицо, изобрази злость»

3. Игра «Ты капуста» тренировка самоконтроля;

4. Игра «Воробьиные бои» снятие физической агрессии;

5. Обсуждение темы;

6. Обучение методам снятия эмоционального напряжения;

7. Рисунок «Злое и доброе лицо» отреагирование своего настроения, снятие напряжения;

8. Веселое прощание.

5 мин.

7 мин.

14 мин.

7 мин.

8 мин.

8 мин.

12 мин.

3 мин.

пиктограммы, краски, карандаши, формы лиц.

Гнев.

Способствовать совершенствованию умения регулировать выражения гнева;

способствовать совершенствованию освоения адекватных, приемлемых способов выражения гнева; снятие мышечного напряжения и добиться внутреннего расслабления.

1. Игра-разминка;

2. Игра «Жу-жа» тренировка навыка самоконтроля;

3. Рассказ «Как Ваня и Катя башню строили»  

4. Упражнение «Дождик» на мышечное расслабление.

5. Рисунок «Корабль и буря» обучение способу корректировать свое настроение через изобразительную деятельность;

6. Прощание.

7 мин.

10 мин.

9 мин.

7 мин.

10-12   мин.

3 мин.

краски, мелки, листы формата А 4, карандаши.

Страх.

Десенсибилизация страхов; способы самопомощи; закрепление эмоционального переживания и проявления уверенного ощущения  с помощью амулета; обучение снятию напряжения.

1. Игра «Радостная песенка» настрой детей на работу;

2. Упражнение на мышечное расслабление «Птичка в гнезде»;

3. Работа с пластилином «Вылепи свой страх»;

4. Упражнение на активизацию личностных ресурсов и снятие напряжения «Волшебный амулет»;

5. Веселое прощание.

5 мин.

7 мин.

10 мин.

15 мин.

5 мин.

Пластилин, бусы, нитки, краски, цветная бумага, журналы, клей.

Недовольство, обида.

Узнавание по невербальным проявлениям чувства недовольства, обиды; понимание причин;

способствовать овладению этими чувствами;

символическое избавление от чувства обиды.

1. Задание «Найди недовольное лицо»;

2. Беседа;

3. Упражнение «Нарисуй свою обиду»;

4. Техника на визуализацию «Подарок обидчику;

5. Домашнее задание.

3 мин.

7 мин.

8-10 мин.

7 мин.

картинки с изображением настроения людей, листы формата А 4, кисти, краски.

 Обучение  способам саморегуляции своего поведения;

снятие эмоционального напряжения; обучение расслаблению и спокойствию с помощью дыхания.

1. Игра «Назови друга»;

2. Игра «Какое у меня настроение»

3. «Запретные слова» выработка умения контролировать свою речь;

4. «Спонтанное рисование» снятие эмоционального напряжения;

5. «Думай о дыхание» обучение расслаблению и спокойствию.

5 мин.

5 мин.

12-15 мин.

12 мин.

8-10 мин.

краски, карандаши, фломастеры, листы формата А4, мелки.

Закрепление и проверка полученных детьми в ходе занятий знаний о различных эмоциях  и способах саморегуляции

1.Упражнение «Сядьте так, как…» проверка умения контролировать свое поведение, мимику;

2. Упражнение «Замороженные» проверка навыков эмоциональной саморегуляции»;

3. Техника коллаж – снятие напряжения, проверка изученных способов эмоциональной саморегуляции;

4. Ритуал прощания «Спасибо, что ты рядом!».

15 мин.

10 мин.

20 мин.

6 мин.

журналы, клей, ножницы, краски, карандаши, фломастеры, ватман, карточки с различными ситуациями.

Занятие № 1

Цели:

  • Познакомить детей с целью занятий;
  • познакомить с правилами занятий;
  • создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них;
  • проверить представления детей о различных эмоциях;
  • сформировать принимающее отношение к различным эмоциональным переживаниям.
  • ввести в процесс занятий наглядные образы, символизирующие разные настроения.

Необходимые материалы: плюшевое сердечко, ватман, краски, кисти, карандаши, пиктограммы, силуэты человека, аудиозапись «Танец утят».

Развернутый план занятия:

  1. Приветствие.

Время: 5 минут.

Инструкция: Ребята рассаживаются кружком. Происходит ритуал знакомства. Детям предлагается передавать по кругу сердечко со словами: «(имя ребенка), я очень рада тебя видеть!»

  1. Знакомство с правилами занятий.

Время: 2 минуты.

Правила:

1) внимательно слушать друг друга;

2) не перебивать говорящего;

3) уважать мнение друг друга;

4) не обязательно принимать активное участие на занятии, если

не хочется;

5) все должны чувствовать себя комфортно;

6) все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным.

  1. Графическое задание «Лучи солнца».

Время: 10 минут.

Цель: настрой  детей на дальнейшую изобразительную деятельность, снятие  напряжения от неизвестности.

Ведущий. Во время наших встреч мы будем много рисовать. Но я не стану учить вас, как в школе. Каждый из вас — солнце. Если у вас радостное настроение — от вас отходят радостные лучи, если грустное — грустные лучи. Давайте нарисуем солнце, лучи которого грустят, удивляются, радуются, злятся.

Инструкция: От центра листа к краям ребята наносят размашистые штрихи цветными карандашами или мелками. Психолог комментирует работу детей. Например: «Вот эти лучики чего-то очень сильно испугались — смотрите, какие они бледные; эти лучики, наверное, злятся, поэтому перечеркивают своих соседей; у этих лучей отличное настроение — они длинные, ярко-желтые».

Затем среди множества пиктограмм эмоций (нарисованных на вырезанных кружочках диаметром 5 см) каждый ребенок выбирает те, которые изображают его собственные. Несмотря на простоту и прямолинейность задание вызывает у детей эмоциональный отклик: они активно подбирают карточки, озвучивают выбор, действуют при этом весьма непосредственно. Пиктограммы наклеиваются на «лучи» таким образом, чтобы относящиеся к одному ребенку образовывали группу.

Рефлексия: Поделитесь своими чувствами после выполнения упражнения. Трудно ли вам было изобразить лучики, которые  грустят, удивляются, радуются, злятся?

  1. Беседа.

Время: 7 минут.

Ведущий.  На наших занятиях мы  будем учиться узнавать разные эмоции, рассказывать о них и учиться контролировать, управлять своими эмоциями. Назовите известные вам эмоции.

  1. Бывало ли у вас грустное настроение? Когда?
  2. По какой причине?
  3. Что вы чувствовали при этом?
  4. О чем вы думали?
  5. Как вы выходили из грустного состояния?
  6. Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?
  7. Что нужно делать, чтобы оно прошло?
  1. Диагностическое задание «Цвета настроений».

Время: 8 минут.

Цели: диагностика настроения участников, снятие эмоционального напряжения.

Ведущий. А какое бывает настроение у человека?

Инструкция: Каждый из ребят  попробует разукрасить силуэт человека, теми красками и цветами, которыми можно передать настроение. Во время рисования психолог обращает внимание детей на то, что все рисуют по-разному, так как все люди разные, каждый человек уникален, не похож на других.

Дети рисуют в разном темпе. Тому, кто заканчивает раньше, а потом и остальным, предлагается выбрать место в комнате, куда бы он хотел повесить свой рисунок. Взрослый помогает его закрепить.

Рефлексия: Какие цвета и тона вы использовали при разукрашивании силуэта? Почему? Данный силуэт отражает ваше сегодняшнее настроение?

  1. Учим правило.

Время: 6 минут.

Ведущий открывает детям «правило-секрет»: Наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение:

- Подумай о хорошем, и будет хорошо!

Затем ведущий приводит примеры мыслей, которые создают хорошее или плохое настроение, и записывает их на доске, например:

Я плохой  - Я справлюсь

Я не умею - У меня получится

Я не справился – Я научусь

Меня обидели – Все будет хорошо

Я боюсь – Я не буду бояться.

7. Итог занятия

Время: 3 минуты.

Все собираются, психолог делает акцент на успехах детей (на стенах новые рисунки) и предлагает детям домашнее задание:

- до следующего занятия проследить за своим настроением, отметить, каким оно чаще всего бывает;

- если настроение станет плохим, попытаться «исправить» его при помощи хороших мыслей.

8. Ритуал окончания занятия.

Время: 4 минуты.

 Ведущий: Расскажите о своих ощущениях во время занятия? Что вам особенно понравилось на сегодняшнем занятии? Что вы узнали нового?

Предлагаю закончить занятием танцем (звучит «Танец утят»).

Спасибо всем за это занятие, до свидания!

Занятие № 2

Цели: 

  • развивать умения распознавать свои чувства, эмоции;
  • развивать умение контролировать свои эмоции в определенных ситуациях;

Необходимые материалы: глина или пластилин, небольшие бумажные листы, карандаши.

Развернутый план занятия:

  1. Приветствие.

Время: 10 минут.

Цели:

  • раскрепощение участников;
  • регуляция своего поведения.

Инструкция: Участникам предлагается в течение 2-3 минут свободно передвигаться по помещению и успеть за это время поприветствовать  как можно большее количество человек (считаются и взаимные приветствия). Делать это нужно без употребления слов, а любыми другими способами: кивком головы, рукопожатием, объятием и т.д. При этом каждый способ может быть использован участником только один раз, для каждого следующего приветствия   нужно придумать новый способ.

Рефлексия: Кому сколько человек удалось поприветствовать? Возможно, у кого-то возникал психологический дискомфорт, ведь в реальной жизни приветствовать друг дуга подобным образом не принято. Какими способами удалось преодолеть этот дискомфорт? А почему в реальной жизни люди, когда они встречаются, ведут себя не так, как им придет в голову, а регулируют свои реакции, действуют только определенными, одобряемыми в обществе способами?

2. Рефлексия предыдущего занятия. 

Время: 5 минут.

Ведущий. Что нового узнали на прошлом занятии? Чему научились? С каким правилом-секретом  мы познакомились?  Расскажите о наблюдениях за вашим настроением? Применяли ли вы изученное нами правило-секрет?

3. Упражнение-игра «Замороженные».

Время:10 минут.

Цели:

  • тренировка навыков саморегуляции, эмоциональной устойчивости в ситуациях межличностного взаимодействия;
  • умение контролировать выражение своих эмоций, сохраняя невозмутимость даже в тех ситуациях, когда другие люди намеренно стремятся вывести человека из этого состояния.

Инструкция: Участники неподвижно сидят в кругу и изображают «замороженных» – людей без эмоций, не реагирующих ни на что происходящее вокруг (при этом закрывать или отводить глаза им нельзя, они должны смотреть вперед).

Водящий выходит в центр круга и пытается «разморозить» кого-нибудь из участников – стараясь своими жестами, мимикой, высказываниями вызвать у них какую-нибудь эмоциональную реакцию: ответную мимику или какое-нибудь движение тела. Для этого можно делать все что угодно, кроме физического касания других участников и употребления в их адрес оскорбительных, нецензурных выражений.

Кто «разморозился» т.е. допустил выразительную мимику или движение, выходит в центр  присоединяется к водящему, теперь они пытаются активизировать других участников уже вдвоем. Каждый последующий «разморозившийся» тоже выходит к ним.

Побеждает тот, кто дольше всего сможет сохранить невозмутимость.

Рефлексия: Что помогало не реагировать на происходящее вокруг, внутренне отгораживаться от других участников? Что помогло тем участникам, которые сохранили невозмутимость? Какие действия легче всего выводили окружающих из состояния невозмутимости? В каких жизненных ситуациях может пригодиться умение сохранять спокойствие?

4. «Скульптура состояния (настроения)».

Время: 25 минут

Цель: содействие формированию навыка самоконтроля.

Инструкция: 1. Из глины (пластилина) сделать скульптуру своего состояния (настроения), придумать название и легенду (что, откуда, почему и т.п.).

2. Выставка-презентация скульптур. Пространство класса организуется таким образом, чтобы дети могли выбрать удобное место для своей скульптуры, поместить ее там и поставить табличку с названием. Рядом со скульптурами ведущий приклеивает чистые листочки. Задача участников группы походить по «музею» и подписать названия к каждой скульптуре (свои ассоциации). В результате на каждом чистом листочке должен появиться список названий к каждой скульптуре. Затем вся группа отправляется на экскурсию. Когда группа останавливается около скульптуры, ее автор презентует свое произведение, рассказывая, какое настроение она отражает, как называется, легенду, а также свои мысли по поводу ассоциаций группы, написанных на листочке.

Рефлексия: Поделитесь своими впечатлениями от работы и выставки. Кто-нибудь из вас сделал плохое настроение? Кто-нибудь из вас хотел бы изменить скульптуру, что-то убрать или добавить. Хотели бы избавиться от своей скульптуры? А подарить? Если да, то кому и почему?

Занятие № 3

Цели: 

  • Развивать умения распознавать свои чувства, эмоции;
  • способствовать развитию у детей способности распознавать чувства героя по контексту ситуации;
  • развивать умение контролировать свои эмоции в определенных ситуациях;
  • научить адекватно выражать чувство радости.

Необходимые материалы: мяч, листы формата А3 или ватмана, гуашь, карандаши, кисточки, журналы, открытки, ножницы.

Развернутый план занятия.

 1. Игра «Какое у меня сейчас настроение».

Время: 8 минут.

Цель: развитие умения различать свои мысли и свои чувства, возникающие в определенный момент времени.

Инструкция: участники  бросают друг другу мячик и говорят о том, что  думают и что чувствуют в данный момент времени.

Пример:
Я чувствую радость оттого, что сумел поймать мячик.
• Я думаю, что у меня многое в жизни получается хорошо.
•   Я чувствую огорчение оттого, что уронил мячик…

Ведущий: О чем труднее было говорить – о мыслях или о чувствах? В чем были основные трудности? Сдерживал кто-нибудь свои  чувства? Почему? Что вам мешало? 

  1.  Упражнение «Походки».

Время: 8 минут

Цель:

  • обучить способу саморегуляции эмоциональных состояний через контроль их внешних проявлений;
  • развивать наблюдательность, а также умения внешне выражать эмоциональные состояния и понимать их выражение у окружающих.

Инструкция: Участников просят выбрать эмоцию или психологическое состояние, которое бы они хотели продемонстрировать, и пройти перед группой таким образом, чтобы по походке можно было догадаться, что именно она выражает. Каждому дается 3-4 попытки, в их нужно выражать каждый раз новое состояние. Участники идут поочередно, и те из них, кто в данный момент не изображает походку, находится в роли зрителей, их задача - угадывать, что выражает демонстрируемая походка.

В качестве примера и «разминки» можно попросить всех коллективно продемонстрировать такие варианты походок:

  • уверенная походка;
  • застенчивая походка;
  • агрессивная походка;
  • радостная походка;
  • обиженная походка.

Рефлексия: На что именно в походке нужно обращать внимание, чтобы понять, что она выражает? Как менялось ваше настроение, когда демонстрировали различные варианты походки? Где и как можно использовать такой способ саморегуляции - внешне демонстрировать те состояния, которые мы хотим у себя вызвать?

  1. Рассказ «Петя идет в цирк!».

Время: 7 минут.

Текст:

Мама вошла в комнату Пети и широко улыбнулась: «Какой ты молодец, сынок, — уже прибрался! Возьми деньги и сходи в магазин, купи конфет к чаю. Скоро к нам в гости придут наши друзья, а потом мы вместе пойдем в цирк». «Ура, в цирк!» — закричал Петя и даже подпрыгнул. Лицо его просто сияло. Всю дорогу до магазина он скакал вприпрыжку и напевал на разные лады: «Гости, гости! Цирк, цирк!»

Рефлексия: Какие чувства испытала мама, когда вошла в комнату Пети? Почему? Какие чувства испытал Петя? Как вы это узнали? Случалось ли с вами что-то похожее? Бывает ли когда-нибудь что твоя радость неуместна? Как сдержать свою радость?

  1. Упражнение «Не смеяться».

Время: 8 минут.

Цель: тренировка навыков регуляции своего поведения.

Инструкция: Участники коллективно совершают какие-либо действия, которые быстро вызывают смех. Например, это могут быть такие действия:

  • По хлопку ведущего все участники подносят руки к лицу, делают «длинный нос» и хором говорят: «Я Буратино» Это проводится с интервалами в 2-3 секунды.
  • Участники сидят в кругу, и каждый из них щекочет локоть соседа, находящегося по правую руку от него.
  • Каждый участник по очереди рассказывает анекдот, произносит какую-либо смешную фазу и т.д.

Задача участников - выполнить подобные действия, сохраняя абсолютно серьезное выражение лица, и ни в коем случае не смеяться. Кто улыбнется или засмеется - выбывает из игры до окончания раунда. Побеждают те участники, которые остаются в игре дольше всего.

Рефлексия: Те, кто остался в игре дольше всех, не могли бы вы поделиться, какими именно способами  вам удалось не засмеяться? Что вам помогало отвлечься от попыток рассмеяться?

  1. Коллаж «Мои радости».

Время: 10 минут.

Цель:  научить детей отражать чувство радости при помощи красок, различных фотографий, картинок, открыток.

 Инструкция: Каждый ребенок выбирает подходящие для себя картинки, фотографии  и наклеивает их на свой лист — делает коллаж на тему «Мои радости», а затем  рассказывает о том, что получилось.

Рефлексия: Удалось ли вам сделать коллаж своей радости?  Что вы можете рассказать о своем творении? Что вам помогало при составлении своей работы? Хотели бы узнать мнение других участников группы о вашем коллаже?  

  1. Итог занятия.

Время: 5 минут.

Инструкция: В конце занятия участники обмениваются мнениями, отвечая на следующие вопросы ведущего.

Ведущий:  Что на этом занятии запомнилось, что показалось важным и интересным? Какие чувства испытываете в данный момент? Возможно, у вас  появились пожелания к следующим занятиям?

7. Прощание.

Время: 3 минуты.

Инструкция: Внимание участников обращается на то, что это занятие подходит к концу и надо будет попрощаться друг с другом. Все, стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят: «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я». На последнем слоге участники поднимают руки вверх, не разнимая их, и делают шаг к середине круга. Это повторяется несколько раз.

Занятие №4

Цели:

  • Совершенствовать умение узнавать чувство грусти по невербальным проявлениям других людей;
  • познакомить учащихся со способами регулирования грустных переживаний;
  • формировать у детей способность принимать свои грустные переживания и адекватно их выражать.

Необходимые материалы: пиктограммы, фото с грустным выражением лица, карандаши, фломастеры, листы формата А4, краски.

Развернутый план занятия.

  1. Игра-разминка.

Время: 4 минуты.

Ведущий: При помощи мимики изобразите свое сегодняшнее настроение.

  1. Беседа.

Время: 10 минут.

Ведущий: Можно ли грустить, когда улыбаешься? Предлагаю вам подумать о чем-нибудь грустном и при этом улыбнуться.  

В результате дети должны сделать вывод: когда улыбаешься, настроение меняется само собой, поэтому улыбка может помочь справиться с плохим настроением.

Ведущий. По вашему мнению, что такое «грусть»? Когда бывает грустно?

Изобразите лицо грустного человека. Найдите грустного человечка (рассматривание и выбор пиктограмм, озвучивание схемы мимики). Найдите грустное лицо среди этих фотографий.

 3. Графическое задание.

Время: 10 минут.

Цели: 

  • Научить детей адекватно отражать свои грустные переживания;
  • обучать способам снятия физического и эмоционального  напряжения.

Инструкция: Дети рисуют карандашами или фломастерами на листах А4 что-нибудь грустное, показывают и объясняют свои варианты «грустных рисунков».

Рефлексия: Что вы чувствовали при выполнении своей работы? Какую цветовую гамму использовали? Достаточно вы отразили состояние грусти в своем рисунке? Что вам мешало или наоборот помогало? Что-нибудь хотелось вам исправить, дорисовать в своем рисунке?    

3. Беседа.

Время: 8 минут.

 Цель: знакомство со способами регулирования грустных переживаний.

Инструкция: Ведущий рассказывает детям о способах самопомощи в «грустные моменты жизни». Предлагает такие варианты: поговорить с близким человеком, другом; отдохнуть, поспать и набраться сил; нарисовать свое настроение или что-то другое; вспомнить веселые и приятные моменты своей жизни; поиграть с друзьями или одному; подвигаться, потанцевать или попеть; изменить свой облик, сделать что-нибудь необычное и т. д.

Ведущий: А как  вы  умеете бодрить и веселить себя и других? Как вы думаете, что нужно делать, когда внезапно стало грустно на уроке?

4. Упражнение «Измени рисунок».

Время: 10 минут.

Инструкция: Детям предлагается изменить свой рисунок «Когда мне грустно» так, чтобы он стал более веселым.

Рефлексия: Что вам помогало при изменении грустного рисунка? Стало ли вам радостнее после исправления своего рисунка?

5.  Упражнение «Джаз тела».

Время: 7 минут.

Цели:

  • изменить грустное настроение;
  • стимуляция моторного и эмоционального самовыражения;
  • развитие координации движений;
  • обучение элементам саморегуляции и релаксации.

Инструкция: Под джазовую музыку дети выполняют ритмические движения. Сначала только поворачивать голову в разные стороны (направо и налево) в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе. То попеременно, то вниз. То назад, то вверх, то вниз. Далее - движение рук. Потом бедер и ног. Постепенно прибавляем движения по порядку: голова +1 плечи + руки + бедра + ноги.

Дети танцуют, свободно передвигаясь по всей аудитории. Как только музыка прекратилась, все садятся на свои места и закрывают глаза – слушают тишину. Прислушиваются к своему дыханию, которое становится спокойнее. Слушают свое сердцебиение, как оно становится тише.

6. Прощание.

Время: 2 минуты.

Инструкция: Все друг другу аплодируют.

Занятие №5

Цели:

  • способствовать совершенствованию умения распознавать гнев у других людей по их невербальным проявлениям, умения находить аналогичные переживания в своем опыте;
  •  развивать способность регулирования выражения гнева.

 

Необходимые материалы: пиктограммы, мяч, краски, карандаши, формы лиц.

Развернутый план занятия.

  1. Игра-разминка.

Время: 5 минут.

Ведущий: При помощи мимики изобразите свое сегодняшнее настроение.

2. Упражнение «Найди сердитое лицо, изобрази злость».

Время: 7 минут.

Инструкция: Детям предлагается найти пиктограмму «гнев» среди изображений других чувств, а затем самим показать, как они могут сердиться.

3. Игра «Ты капуста».

Время: 14 минут.

Цель: регуляция чувства гнева.

Дети сидят в кругу и бросают друг другу мяч, каждый раз называя партнера каким-нибудь овощем или любым пищевым продуктом (обязательно съедобным).

Игра снижает значимость ситуаций, когда другие дразнятся, превращает «дразнилки» в веселое и безопасное занятие, помогает тревожным, застенчивым и обидчивым детям адаптироваться, помогает всем детям регулировать свой гнев.

Рефлексия: Что вы чувствовали во время игры? Кто-нибудь из вас испытывал затруднения? Нравилось ли вам когда вас назвали каким-либо овощем или продуктом?

4.Игра «Воробьиные бои».

Время: 7 минут.

Цель: снятие физической агрессии.

Инструкция: Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками), «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Проигрывает тот, кто упадет или уберет руки с колен.

5. Обсуждение темы.

Время: 8 минут.

Инструкция: Предложить учащимся закончить предложение:

  • Я злюсь, когда...
  • Я с трудом сдерживаю злость, если...
  • Мне трудно скрыть раздражение, когда...

Ведущий: В чьих ответах злость не имела основания — скорее, нужно было злиться на самого себя? Как можно справляться с нахлынувшим раздражением?

 6. Обучение способам снятия эмоционального раздражения.

Время: 8 минут.
Ведущий: Ребята предлагаю вас вспомнить наше первое занятие. Какое секрет-правило мы знаем?

«Подумай о хорошем, и будет хорошо»

Как можно вести себя в ситуации, которая вызывает злость? Приведите конкретные примеры из жизни. Какие способы для снятия гневного настроения вы могли бы предложить?

Предлагаю вам несколько способов для снятия эмоционального раздражения.

Способы снятия эмоционального раздражения:

  • заняться физической разрядкой при помощи спортивных упражнений или игр;
  • попробовать скомкать и разорвать ненужную газету;
  • постучать кулаком по стене;
  • научиться медленно, вдыхать и выдыхать, считая до десяти;
  • нарисовать что-нибудь веселое;
  • послушать любимую вашу песню и т.д.

7. Рисунок «Злое и доброе лицо».

Время: 12 минут.

Инструкция: Дети берут по 2 листа бумаги, вырезанные по форме лица, краски, кисти и воду. Они рисуют доброе и злое лицо, а затем раскладывают их на полу. Ведущий просит кого-нибудь из детей сделать две выставки «Добрые лица» и «Злые лица», разложив рисунки в разные стороны. Остальные дети наблюдают.

Если водящий ошибается, «спорный» рисунок обсуждается всеми.

Рефлексия: Что вы чувствовали, когда рисовали злое лицо? А когда доброе лицо? Что вам помогало или мешало при рисовании лиц? Какой рисунок вам больше нравится?

8. «Веселое прощание».

Время: 3 минуты.

Дети встают в круг и по команде ведущего подпрыгивают, одновременно поднимая вверх руки, и громко и весело кричат «Хэй!».

Занятие №6

Цель:

  • способствовать совершенствованию умения регулировать выражения гнева;
  • способствовать совершенствованию освоения адекватных, приемлемых способов выражения гнева.

Необходимые материалы: краски, мелки, листы формата А4, карандаши.

Развернутый план занятия.

1.Игра-размика.

Время: 7 минут.

Ведущий. Изобразите при помощи мимики:

 - свое сегодняшнее настроение;

- то настроение, которое наиболее часто было у них на прошедших занятиях;

- гневное, яростное  настроение;

-как справляться с плохим настроением?

При выполнении этого задания нужно, чтобы дети вспомнили положительные мысли, помогающие улучшить настроение.

2.Игра «Жу-жа».

Время: 10 минут.

Цель: создание ситуации вызывающая раздражение, чувство гнева.

Инструкция: Ведущий расставляет стулья на некотором расстоянии друг от друга. Дети делятся на пары. Каждая пара встает у своего стула. Все игроки должны обязательно держаться одной рукой за спинку своего стула. Одному партнеру — «Жу-же» в каждой паре завязывают глаза (или просят их закрыть) и дают в свободную руку полотенце или шарф. Другой партнер — «дразнилка». Он по команде ведущего начинает дразниться: «Жу-жа! Жу-жа! Жу-жа!»! «Жу-жа» может наказывать «дразнилку», махая полотенцем. При этом оба партнера двигаются вокруг стула, не отпуская его спинки: «дразнилка» убегает, а «Жу-жа» догоняет его. По команде ведущего игроки должны остановиться и поменяться ролями. Можно также предложить детям поменяться партнерами. В заключение игры участники садятся в круг и делятся впечатлениями.

Рефлексия: В какой роли больше понравилось быть? Какие чувства испытывали: было весело, страшно, неприятно, обидно?

  1. История «Как Ваня и Катя башню строили».

Время: 9 минут.

Цель: поиск аналогичных переживаний в своем опыте.

Инструкция: Ведущий рассказывает историю: мальчик Ваня и девочка Катя жили рядом и часто вместе гуляли во дворе. Как-то раз Ваня предложил Кате построить высокую башню. Катя согласилась, и стали они строить башню из песка, веток и камешков. Высокая получилась башня, но Ване очень хотелось, чтобы башня была еще выше. Но вот беда — не было вокруг уже ни песка, ни веточек, ни камешков. Тогда Ваня предложил Кате посторожить башню, а сам отправился к ближайшим кустам за строительными материалами. Пока мальчик собирал их, налетел сильный ветер и поломал башню. Это произошло так быстро, что Катя только и успела руками всплеснуть. Приходит Ваня с охапкой веток и видит — нет башни. Он очень рассердился.

Ветки бросил на землю и как закричит на Катю: «Ты что наделала, зачем башню сломала, я больше с тобой никогда играть не буду». И даже на Катю кулаком замахнулся. Катя заплакала, лицо руками закрыла и убежала. Остался Ваня один с разрушенной башней и кучей веточек. Только ничего ему строить уже не хотелось: одному играть было неинтересно.

Ведущий. Какие чувства испытал Ваня, когда увидел разрушенную башню и в конце, когда Катя ушла? Почему Ваня остался один? Хорошо ли он поступил, когда накричал на Катю и замахнулся на нее?

 Затем выясняет, что дети обычно делают, когда сердятся. Ведущий рассказывает детям о том, как важно выражать свой гнев, и о том, как можно сделать это приемлемым способом. Например: используя слова «это мне не нравится, я сержусь»; рассказать о том, что сердит, своим родителям или друзьям; быстро побегать или попрыгать на спортивной площадке; побить боксерскую грушу или подушку; покричать очень громко или побросать камни там, где никого нет.

  1. Упражнение на мышечное расслабление «Дождик».

Время: 7 минут.
         Цель:
 достижение мышечного расслабления, снятие внутреннего напряжения.

Инструкция: Становимся в тесный круг друг за другом.
Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине стоящего впереди человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные движения). Затем пошел мелкий дождик. А вот начался ливень (движения пальцами ладони вверх-вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами).
Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце.

Рефлексия: Поделитесь своими чувствами после выполнения данного упражнения.

  1. Рисунок «Корабль и буря».

Время: 10-12 минут.

Инструкция: Дети рисуют красками или мелками на альбомных листах на тему «Корабль и буря». Ведущий просит их показать, как корабль справляется с бурей.

Рефлексия. Что вы хотели нарисовать и что у вас получилось? Что происходит на картинке? Что ждет кораблика в ближайшем будущем? Что помогает кораблю справляться с бурей? Кого можно позвать на помощь, если это необходимо?

  1. Прощание.

Время: 3 минуты.

Инструкция: Внимание участников обращается на то, что это занятие подходит к концу и надо будет попрощаться друг с другом. Все, стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят: «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я». На последнем слоге участники поднимают руки вверх, не разнимая их, и делают шаг к середине круга. Это повторяется несколько раз.

Занятие №7

Цели:

  • Способствовать десенсибилизации страхов, укреплению психологических механизмов овладения страхом;
  • снятие мышечного напряжения;
  • создание  личного амулета;

Необходимое оборудование: пластилин, бусы, нитки, краски, цветная бумага, журналы, клей.

Развернутый план занятия.

  1. Игра «Радостная песенка».

Время: 5 минут.

Инструкция: Ведущий и дети передают по кругу плюшевое сердечко своему соседу справа и поют при этом слова «Я очень рад тебя видеть…(имя)».

  1. Упражнение «Птичка в гнезде».

Время: 7 минут.

Цель: Снятие мышечного напряжения.

Инструкция: Ведущий просит детей представить, что они маленькие птички, сидящие в своих уютных гнездышках. Им тепло и удобно. Они дышат ровно и спокойно: глубокий вдох и медленный-медленный выдох.

Вдруг мелькнула зловещая тень. Это пролетела большая хищная птица. Маленькие птички вжали свои головки в плечи, съежились, спрятались в своих гнездышках, все мышцы у них напряглись. Но вот опасность миновала, все спокойно, светит солнышко. Птички расправили свои перышки — глубоко с облегчением вдохнули, потянулись, медленно выдохнули и уселись в своем гнездышке так, как им  удобно.

  1. Работа с пластилином «Вылепи свой страх».

Время: 10 минут.

Цель: осознание своего страха и его уничтожения.
      Инструкция: Закрыв глаза,  попытайтесь вылепить то, чего вы боитесь. Вылепите ваш страх. Это может быть фигурка собаки или змеи (страх животных), голубая речка (страх глубины), маленький толстенький человечек (страх начальника), старушка с косой (страх смерти), ужасный микроб (страх болезни) и т. д.

После завершения работы пару минут внимательно изучайте объект своего страха, припоминая все негативные мысли, которые у вас были с ним связаны. Пусть вам хотя бы немного, но будет страшно.

После того, как вы зафиксировали свой страх, мысленно перенесите его в фигурку. Пусть объект  вашего страха и сам страх соединятся вместе.

Осознайте, что вы боялись маленькой смешной фигурки, и что теперь в вашей воле сделать со своим страхом все, что вы хотите. Громко хлопните в ладоши и скажите фигурке и связанному с ним страху: «Вы попались!», после чего стукните по ним кулаком. Все! Ваш страх раздавлен вместе со своей причиной.

Рефлексия: Какой образ у вас возник? Какие чувства вы испытали до и после вылепливая вашего страха? Что вам помогло при уничтожении своего страха?

  1. «Волшебный амулет».

Время: 15 минут.

Цель: 

  • активизация личностных ресурсов  и формирование уверенного ощущения в себе;
  • снятие напряжения.

Инструкция: Предлагается сделать и разнообразных материалов свой волшебный амулет, который будет давать силы и  оберегать  от страхов.

Рефлексия: Какими возможностями вы наделили свой амулет? Какие ощущения вы испытываете, когда держите свой амулет? В чем он вам будет помогать?

  1. «Веселое прощание».

Время: 5 минут.

Дети встают в круг и по команде ведущего подпрыгивают, одновременно поднимая руки вверх, и громко кричат «Хэй»!

Занятие №8

Цели: 

  • Развивать умение узнавать чувства недовольства, обиды по их невербальным проявлениям;
  • способствовать овладению этими чувствами.

Необходимые материалы: картинки с изображением настроения людей, листы формата А4, кисти, краски.

Развернутый план занятия.

  1. Задание «Найдите недовольное лицо».

Время: 3 минуты.

Инструкция: Среди изображений  с эмоциональными состояниями дети находят недовольное лицо.

Рефлексия: По каким признакам вы определили недовольное лицо? Замечаете ли вы недовольное лицо у своего друга, родителей? Как вы справляетесь со своим недовольным видом?

  1. Беседа.

Время: 7 минут.

Ведущий. Часто мы несем по жизни глубоко припрятанную обиду на самых близких нам людей: отца, мать, учителя, друга. Закройте глаза и представьте человека, который когда-то вольно или невольно обидел вас. Вспомните те слова, действия или молчание, бездействие, которые больно ранили вас, задели самые тонкие струны вашей души…

Что вы чувствовали тогда?

Какие были ощущения в теле? Как ваше тело отзывалось на обиду?

Какие мысли приходили в голову? Что вам хотелось сделать в тот момент? Что вы хотели, но не могли позволить себе сделать? Как вы справились со своей обидой?

  1. Упражнение  «Нарисуй свою обиду».

Время: 8-10 минут.

Инструкция: Каждый участник получает лист бумаги кисти, краски (гуашь или акварель), баночку с водой. Ведущий предлагает вспомнить и изобразить свою обиду с помощью пятен и линий — «как рука нарисует».

Рефлексия: Приятная, красивая получилась обида на рисунках? Нужно ли сохранять свои обиды, копить их? Предлагаю выкинуть свои обиды в мусорное ведро.

4.Техника визуализации «Подарок обидчику».

Время:7 минут.

Цель: создать в сознании зрительно ощутимые образы при полностью расслабленном теле, без какого-либо напряжения.

Инструкция: Постарайтесь устроиться так, чтобы каждая часть тела чувствовала себя комфортно и расслабленно. Руки и ноги отдыхают… Лицо спокойно, челюсть разжата… Сделайте несколько глубоких вдохов через нос — и сильных выдохов через рот… Подышите так, синхронизируя ваше дыхание с музыкой…

А теперь представьте, что вы сидите в затемненном зрительном зале. Перед вами ярко освещенная сцена и на ней человек, обидевший вас. Его лицо сияет, он счастлив и доволен собой. Он совершил что-то, за что ему благодарно огромное количество людей. Люди выходят из зрительного зала, поднимаются по очереди на сцену и поздравляют этого человека, говорят ему слова благодарности, дарят цветы и подарки…

Ведущий: С какими чувствами вы наблюдаете за этой церемонией? Готовы ли и вы подняться на сцену? Подумайте, какой подарок вы могли бы преподнести этому человеку? Пусть этот подарок символизирует вашу любовь и прощение…

Когда будете готовы — поднимитесь на сцену, обнимите и искренне поблагодарите этого человека за то, что он — часть вашей жизни, за тот опыт, который вы приобрели благодаря ему.

Если вам трудно это сделать — вернитесь в зал и через некоторое время повторите все сначала. Помните — прежде всего вы делаете это для себя.

5. Домашнее задание.

Инструкция: нарисуйте доброжелательный подарок своему обидчику.  

Занятие №9

Цель:

  • Обучение  способам саморегуляции своего поведения.

 Необходимое оборудование: краски, карандаши, фломастеры, листы формата А4, мелки.

Развернутый план занятия.

  1. Игра «Назови друга».

Время: 5 минут.

  1. Игра «Какое у меня настроение».

Время: 5 минут.

Дети передают друг другу мяч. Тот, у кого мяч, называет свое настроение.

  1. Упражнение «Запретные слова».

Время: 12-15 минут.

Цель:

  • Выработка умения контролировать свою речь;
  • излагать свою точку зрения е только простейшими словами, но и с помощью более сложных, развернутых фраз.

Инструкция: Водящий, выступая в роли журналиста, поочередно задает каждому из участников вопросы любого содержания, а которые тем требуется быстро отвечать. При этом вводится дополнительное условие: в ответах можно пользоваться любыми словами, кроме «да» и «нет». В качестве «запретных слов» могут быть другие из числа широко распространенных, например «и», «или», «я», «ты», «он» и т.д. Тот, кто при ответе на вопрос употребит «запретное слово», сам становится водящим.

Рефлексия: Насколько сложно было выполнять данное упражнение? В чем именно вызвало у вас затруднение? В каких ситуациях и для чего важно уметь контролировать свои высказывания? В каких ситуациях имеет смысл прибегать к сложным, развернутым высказываниям, а когда, наоборот, лучше говорить максимально коротко и просто?

  1. Спонтанное рисование.

Время: 12 минут

Цели:

  • снятие эмоционального напряжения;
  • осознание переживаемого состояния.

Инструкция: Воспользуйтесь любым средством для изображения и изобразите все, что захочется увидеть на листе в данный момент.

Рефлексия: Как вы себя чувствовали в процессе творчества? Легко было вам выразить свое состояние? Изменилось ли ваше состояние после творческой деятельности? Опишите данное состояние. Что вам мешало выполнить это упражнение, а что наоборот, помогало? 

  1. Упражнение «Думай о дыхании».

Время: 8-10 минут.

Цель: обучение расслаблению и спокойствию с помощью дыхания.

Инструкция: Выберите удобную для вас позу. Обычно мы не замечаем, как мы дышим. Но сейчас мы потренируемся контролировать этот процесс. Сначала просто сконцентрируйте  свое внимание на том, как вы дышите- заметьте, когда вы выдыхаете, а когда вдыхаете… а теперь начинайте дышать медленно и как можно глубже. Представьте себе, как свежий воздух входит в ваши легкие, все иже и ниже, до самого живота и плавно выходит… сделайте семь таких медленных и глубоких вдохов и выдохов»

Рефлексия: Расскажите, как изменились ваши ощущения, когда стали дышать медленно и глубоко? Достигли вы расслабления? Что вам в этом мешало?

Занятие №10

Цель: закрепить и проверить знания детей о различных эмоциях  и способах саморегуляции.

Необходимое оборудование: журналы, клей, ножницы, краски, карандаши, фломастеры, ватман, карточки с различными ситуациями.

Развернутый план занятия.

  1. Упражнение «Сядьте так, как…».

Время:15 минут.

Цель: Умение контролировать свою собственную позу и мимику, передавать информацию с помощью невербальных средств общения

Инструкция: Участникам предлагают сесть таким образом, чтобы изобразить своим видом различные ситуации, например такие:

  • Школьник, получивший двойку за контрольную работу.
  • Бизнесмен, подписавший контракт, который принесет
    ему 10000$ прибыли.
  • Фигурист, упавший в финальном выступлении и из-за этого оставшийся без медали.
  • Футболист-нападающий, забивший в матче решающий
    гол.
  • Котенок, только что нагадивший хозяйке на кровать.
  • Спортсмен, возвращающийся домой с олимпийской медалью.

Каждый участник получает карточку с описанием ситуации, не показывая ее другим. Все по очереди демонстрируют доставшиеся им ситуации, а зрители должны догадаться, о чем речь (разрешается задавать уточняющие вопросы, подразумевающие ответ «Да» или «Нет»).

Рефлексия: На что конкретно нужно обращать внимание, чтобы понять, что выражает поза сидящего человека? А как вы обычно сидите, что выражает ваша поза, какое впечатление она производит со стороны? Хотите регулировать впечатление, которое вы вызываете у других людей - значит, привыкайте задумываться над подобными вопросами, учитесь глядеть на себя глазами окружающих...

  1. Упражнение-игра «Замороженные».

Время:10 минут.

Цели:

  • Проверка  навыков саморегуляции, эмоциональной устойчивости в ситуациях межличностного взаимодействия;
  • проверка умения контролировать выражение своих эмоций, сохраняя невозмутимость даже в тех ситуациях, когда другие люди намеренно стремятся вывести человека из этого состояния.

Инструкция: Участники неподвижно сидят в кругу и изображают «замороженных»- людей без эмоций, не реагирующих ни на что происходящее вокруг (при этом закрывать или отводить глаза им нельзя, они должны смотреть вперед).

Водящий выходит в центр круга и пытается «разморозить» кого-нибудь из участников - стараясь своими жестами, мимикой, высказываниями вызвать у них какую-нибудь эмоциональную реакцию: ответную мимику или какое-нибудь движение тела. Для этого можно делать все что угодно, кроме физического касания других участников и употребления в их адрес оскорбительных, нецензурных выражений.

Кто «разморозился» т.е. допустил выразительную мимику или движение, выходит в центр  присоединяется к водящему, теперь они пытаются активизировать других участников уже вдвоем. Каждый последующий «разморозившийся» тоже выходит к ним.

Побеждает тот, кто дольше всего сможет сохранить невозмутимость.

Рефлексия: Что помогало не реагировать на происходящее вокруг, внутренне отгораживаться от других участников? Какие, изученные в ходе занятий, способы саморегуляции вы применили?  

  1. Техника коллаж.

Время: 20 минут.

Цели:

  • снятие напряжения,
  • отражение своих чувств,
  •  применение изученных способов саморегуляции.

Инструкция: Вырежьте из журналов фотографии людей, которые умеют контролировать и регулировать свое настроение, умеющие правильно выразить  свои чувства в определенных ситуациях.

Придумайте,  какие советы они могут  дать нам, чтобы справиться со своим плохим настроением, как расслабиться, как нормализовать свое внутреннее стояние.

Рефлексия: Расскажите о  вашем коллаже. Что вам помогало при выполнении данной работы? Чем руководились при подборе фотографии для своего коллажа?  Какие это люди? Какие они советы дают? А вы прислушались к этим советам?  Легко ли вам было договориться с другими участниками при выборе фотографии для коллажа и места на ватмане?

  1. Ритуал прощания «Спасибо, что ты рядом!».

Время: 6 минут.

Инструкция: Все участники стоят в кругу. Один из них встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо, что ты рядом!». Дети держатся за руки, а каждый участник подходит и со словами: «Спасибо, что ты рядом!» — берет за руку одного из стоящих в центре. Когда все играющие окажутся в центре круга, ведущий присоединяется к детям со словами: «Спасибо, что все вы рядом!».  

В конце все дружно аплодируют друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст соответствует аффективному (эмоциональному) этапу формирования личности. «В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения преобладают н...

Развитие познавательной деятельности и эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста. Игровая программа по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева".

Эмоциональная сфера у детей как бы находится на более ранней ступени развития. Их эмоции отличаются живостью,наблюдаются преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непо...

Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия.

Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия....

Конспект психологического занятия по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Занятие разработано для детей с особыми потребностями с учетом особенностей восприятия ими информации: для активизации и поддержания у детей познавательного интереса проводится в виде сказочного путеш...

Песочный подход к нивелированию эмоциональных переживаний у детей младшего школьного возраста

Детские переживания часто связаны со страхом. Страх защищает человека от излишнего риска, регулирует деятельность поведения, уводит человека от опасностей. Страх является переживанием, необходимые для...

Картотека встреч по преодолению эмоционального напряжения у детей младшего школьного возраста

Цель встреч: коррекции эмоциональныхнарушений у детей младшего школьного возрастаЗадачи встреч:1. Развитие коммуникативных навыков и позитивного восприятия себя и других.2. Снижение эмоциональног...

Особенности формирования эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст, это возраст интенсивного развития эмоциональной сферы. Эмоциональную жизнь младшего школьника формируют взаимоотношения с учителем, процесс учения, отношения в семье с родите...