Главные вкладки

    Формирование эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста
    статья по теме

    Богданова Татьяна Васильевна

     

    Младший школьный возраст соответствует аффективному (эмоциональному) этапу формирования личности. «В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость и повышенная эмоциональная возбудимость» (Ковалев В.В.). С другой стороны, к семи годам, в связи с возрастанием второй сигнальной системы, у ребенка формируется способность дифференцировать свои эмоции посредством речи, и эти дифференцированные эмоции становятся важным регулятором поведения (Л.С. Выготский). Благодаря распознаванию и анализу своих эмоциональных свойств и способов реагирования развивается самосознание, восприятия социальной поддержки. Мышление приобретает все большее значение и начинает определять работу всех других функций сознания, которые интеллектуализируются и становятся произвольными.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста

    Методы и методики исследования эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста

    Младший школьный возраст соответствует аффективному (эмоциональному) этапу формирования личности. «В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость и повышенная эмоциональная возбудимость» (Ковалев В.В.). С другой стороны, к семи годам, в связи с возрастанием второй сигнальной системы, у ребенка формируется способность дифференцировать свои эмоции посредством речи, и эти дифференцированные эмоции становятся важным регулятором поведения (Л.С. Выготский). Благодаря распознаванию и анализу своих эмоциональных свойств и способов реагирования развивается самосознание, восприятия социальной поддержки. Мышление приобретает все большее значение и начинает определять работу всех других функций сознания, которые интеллектуализируются и становятся произвольными.

    Исследуя состояние эмоционально-волевой сферы детей, учитывая, что младшие школьники еще не в полной мере владеют самодиагностикой, что чаще всего человеку (и конечно же ребенку) трудно определить свои чувства и мотивы поведения не только потому что не занимаются изучением себя, а в силу того, что они трудноосознаваемые, трудноконтролируемые, ребенку была оказана помощь специалиста (психолога или педагога).

    Исследование эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста проводилось на базе школы № 27. 1-ый класс, всего 26 человек, из них 12 девочек и 14 мальчиков. Психодиагностической исследование проводилось в индивидуальной форме, с согласия родителей. Также родители выражали свое согласие для участия в программе по развитию эмоционально-волевой сферы детей. Все дети из благополучных семей, имеют нормальный уровень интеллектуального и психо-физического развития.

    На различных этапах опытно-эмпирического исследования, определяемых задачами его отдельных периодов, использовался комплекс взаимодополняю-щих методов: 1) психодиагностический метод (тестирование); 2) интерпретационные методы (системный анализ, метод сравнения и аналогий, метод обобщения); 3) метод наблюдения, беседы; 4) для развития эмоционально-волевой сферы была использована программа «Страна эмоций» (М.И. Чистякова, Г. Барднер, И. Ромазан, Т. Чередниковой).

    Выбор обозначенных методов был обусловлен особенностями объекта и предмета, а также задачами исследования. Методическое обеспечение исследования включало комплекс надежных и валидных психодиагностических методик, направленных на изучение эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста. Представленные ниже методики взаимодополняют друг друга и направлены на исследование одного и того же психического явления. Основными измерительными инструментами эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста явились следующие психодиагностичекие методики: детский вариант личностного опросника Р. Кеттела (приложение 2), «Картиночная методика определения эмпатийности».

    Опросник Р. Кеттела является специально разработанный для детей данного возраста, и представляет собой модификацию взрослого варианта.

    Тест позволяет выявить отрицательные и положительные черты личности, такие как: доброжелательность и обидчивость, уверенность и тревожность, эмоциональная уравновешенность и неуравновешенность, смелость и робость, спокойствие и низкое состояние душевного равновесия, умение и неумение контролировать свое поведение и др.

    Вопросник по детскому варианту содержит 110 суждений, которые касаются различных сторон жизни ребенка и его взаимодействия с другими людьми. В них имеются прямые и косвенные вопросы относящиеся к самой личности испытуемого, включая его социальные установки, самооценку и другие качества.

    К каждому вопросу теста даются на выбор два возможных альтернативных суждения, с одним из которых опрашиваемый должен выразить свое согласие, отклонив другое.

    Тест включает в себя 11 шкал соответствующих основным чертам личности ребенка. Каждая черта может быть, как положительной, так и отрицательной, причем полная шкала оценки от минимального до максимального пункта составляет 10 баллов со средним значением 5,5 баллов.

    В методике принято выделять три уровня развития разных черт личности: низкий от 1 до 3 баллов, средний 4-7 баллов, высокий 8-10 баллов. При описании различных личностных черт выделяются только два крайних полюса их развития: высокий и низкий. Указываются соответствующие им количественные оценки по принятой шкале и дается краткое их качественное описание.

    Крайние оценки – 1-10 баллов на практике встречаются редко и представляют собой экстремальные  чрезмерно акцентуированные черты личности.

    Психодиагностику можно проводить как в индивидуальной форме, так и в групповой. При определении количества баллов, полученных ребенком за каждую из оцениваемых черт личности используется стандартный ключ. Каждая черта личности, которая совпадает с шаблоном оценивается 1 балл. Затем все баллы полученные по 1 и 2 части опросника суммируются для каждой черты личности. Полученная сумма баллов является предварительной оценкой черты личности. Каждая такая оценка переводится в стандартную десятибалльную, путем соотнесения ее с нормативными данными, представленными в виде таблицы.

    В соответствующей полу и возрасту испытуемого таблице находят каждой черте личности интервал, который включает предварительные оценки и соотносят их со значением нормативов, обозначенных в первой строке таблицы.

    Перед началом обследования испытуемые получают следующую инструкцию: «Дорогие ребята! Мы с помощью данной методики проводим изучение вашего характера и для этого предлагаем вам ответить на ряд вопросов. Они имеются перед вами (при начале группового обследования) или будут вам зачитаны (перед индивидуальным обследованием. На эти вопросы не существует «правильных» или «не правильных ответов. Все что вы ответите бедет считаться правильным. Каждый из вас должен выбрать  для себя более подходящий ответ. Все вопросы состоят из двух частей, разделенных союзом или. Познакомившись с вопросом вы должны будите выбрать ответ, который вам больше всего подходит). Пропускать вопросы или не выбирать один из вариантов не разрешается».

    Следующая методика «Картиночная методика определения эмпатийности» была направлена на определение  уровня эмоциональной эмпатии у младших школьников.

    Материалом служат 6 картинок с изображением различных жизненных ситуаций. Ребенку показываются несколько картинок, на которых изображены различные ситуации из жизни людей и взрослых. Показывают первую картинку и указывают силуэт в правом нижнем узлу. Инструкция: «Смотри, ты находишься здесь. Скажи, пожалуйста, что ты скажешь в этой ситуации?», далее выясняется, что ребенок подумает и сделает в этой же ситуации.

    О высоком уровне эмпатийности свидетельствуют способности ребенка понимать чувства и настроение других людей, его сопереживание, эмоциональная отзывчивость, о среднем уровне – недостаточная выраженность эмоциональной эмпатии, о низком уровне – ее слабое выражение или отсутствие.

    Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей. Они должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

    Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Когда важнейшая потребность ребенка – соответствовать требованиям взрослых (учителей и родителей) не удовлетворяется, то он переживает эмоциональное неблагополучие, выражающееся в боязни школы или нежелании ее посещать. Особенно сложно «перестроиться» тем детям, которые еще эмоционально не готовы к роли школьника, для них период адаптации к школе может быть травмирующим.

    В системе работы с младшими школьниками мы считаем очень важным создание программы по формированию у учащихся первых классов речевых навыков выражения своих эмоциональных состояний, создание условий для достижения единства эмоционального и познавательного развития. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием.

    Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его определять чувства и адекватно выражать их, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности.

    Данная программа «Страна эмоций» разработана для использования при работе с эмоционально-волевой, а также коммуникативной сферой ребенка и выполняет следующие задачи:

    1. Развитие эмоциональной регуляции поведения детей.  

    2. Формирование адекватной самооценки детей.

    3. Оптимизация, стимулирование, обогащение эмоций у детей. Развитие

    позитивных эмоциональных реакций.

    4. Предупреждение возникновения вторичных эмоциональных нарушений.

    При разработке программы учитывалась не только сама проблематика, но и возрастные особенности детей, т. е. необходимость опираться на те психологические навыки, которые у ребенка сформированы, и создание оптимальных условий для развития тех, которые еще нуждаются в формировании. Ребенок младшего школьного возраста чаще всего не способен осознанно участвовать в коррекционной работе, поскольку пока не может четко обозначить суть испытываемых им трудностей в эмоциональной сфере. Поэтому для повышения эффективности работы применяется игровая форма, что вполне соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Кроме того,  используются элементы психогимнастики, рисование, элементы групповой дискуссии, направленное восприятие, элементы танцевальной терапии, а так же упражнения,  задействующие воображение, фантазию школьника. Не менее важен метод ролевой игры, где проблемы и конфликты «гасятся» посредством драматического изображения.

    Подобные методы на занятиях создают эмоциональную поддержку, укрепляют климат психической безопасности. Действительность эмоциональной поддержки тем больше и выше, чем выше теплота и сердечность отношений, складывающихся на занятиях среди обучаемых.

    На занятиях дети самостоятельно обыгрывали различные, предложенные ведущим ситуации,  получали практические знания о том, как важно регулировать свои эмоции,  упражнялись в способности проявлять эмоции в поведении (через мимику, интонации и жесты), обучались навыкам распознавания эмоционального состояния, реагирования на сигналы, которые подает нам тело. (Ведь если ребенок верно «расшифрует» послание своего тела, сам сможет понять: «Мое состояние близко к критическому. Жди бури». А если ребенок к тому же знает несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым, предотвратив конфликт).

    Конечно, в процессе работы возникали ситуации, которые невозможно заранее предвидеть и запланировать, в таких ситуациях мы использовали импровизацию. Это касалось случаев, когда проблема, над которой шла работа на конкретном занятии, имелась у кого-то из учеников.

    Структура данной программы основывается на известном пособии, в котором изложена теория и методика организации психогимнастики с детьми младшего школьного возраста, является «Психогимнастика» М.И. Чистяковой и «Я хочу» Г. Барднер, И. Ромазан, Т. Чередниковой.

    Работа по программе шла в течении 2009-2010 учебных годов, программма включает в себя 21 занятие, которые проходят один раз в неделю и длятся от 45 минут до 1 часа. Нумерация последовательности занятий условная. Занятия рассчитаны на групповую форму проведения, исходя из того, что для создания эмоциональной атмосферы общения ребенка со сверстниками она наиболее приемлема, поскольку психологические проблемы детей ярко обнаруживают себя именно в этих ситуациях. При разработке занятий, учитывалось то, что атмосфера на них распространялась по типу «заражения эмоциями» и являлось основным механизмом регуляции и формирования эмоционального состояния.

     Курс занятий подразделяется на 3 блока:

    1 блок – ориентировочный (3 занятия).

             На данном этапе создается атмосфера психологической безопасности, уточняется психологический диагноз членов группы, а так же накапливается тот групповой опыт общения, от которого впоследствии надо будет отталкиваться, демонстрируя детям его положительные и отрицательные стороны.

    2 блок – реконструктивный (15 занятий).

    К моменту начала 2 этапа психологу уже видны трудности общения каждого ребенка, а также неадекватные компенсаторные способы поведения каждого.

    3 блок - закрепляющий.

    Важное место в работе занимает задача по развитию навыков произвольности. Это решается на третьем этапе.

                Проводится три последних занятия с целью закрепления новых форм переживаний, чувств по отношению к сверстникам, к самому себе, к взрослому; закрепляется уверенность в себе, приемы общения со сверстниками

             Структура групповых занятий со школьниками строятся по определенной схеме и включают в себя следующие элементы:

    1. Организационная часть.

    Выполняется важная функция настройки на продуктивную групповую деятельность. Рефлексия предыдущего занятия.

        2.  Основная часть.

        А)   Мимические и пантомимические этюды.

    В сюжет каждого занятия обязательно включаются 2-3 этюда на эмоции и эмоциональный контакт.

    Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, позой, походкой.

             Для того чтобы дети могли верно, оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и, прежде всего — ощущение своего тела.

    Во время 1 фазы в основном используется бессловесный материал, хотя словесное выражение детьми  своих эмоций поощряется ведущим. Ведь назвать – значит более или менее понять.

    Список эмоций, оттенков, состояний, используемый в упражнениях: интерес-внимательность; радость-удовольствие; удивление-восхищение-изумление; горе-страдание; гнев-злость; обида; презрение-брезгливость-отвращение; страх-исуг; стыд-вина; сочувствие-жалость-нежность; грусть-печаль.

    Этюды на изображение эмоции радости должны обязательно быть на каждом занятии.

    Б)    Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

    Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.

    В таких упражнениях ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а так же понимать чувства, эмоции, действия, отношение других детей, учится сопереживать.

    Фаза носит психопрофилактический характер.

    В)    Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.

    Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

    На данном этапе используется показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов; развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в разных ситуациях.

    При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли разыгрываются в парах со сменой ролей.

    Источники сюжетов: психологические ситуации, детские книги, мультфильмы.

    Г)      Игры на развитие внимания, памяти, сопротивление двигательному автоматизму.

    Цель: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.

    З) Заключительная часть.

    -  Рефлексия текущего занятия.

             -  Заканчивается занятие успокоением детей, обучению их саморегуляции.

    Цель: закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

     При проведении психомышечной тренировки необходимо соблюдать чувство меры, не затягивать отдых и дозировать внушение.

    -  Ритуал прощания.

     Цель: сплачивание детей, создание атмосферы группового доверия и принятия.

    Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого – неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети. Желательно, чтобы в ходе развития группы контроль над исполнением ритуала перешел к членам самой детской группы.

    Результаты исследования и формирования эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста

    Как указывалось ранее для исследовании эмоционально-волевой сферы младших школьников был использован детский вариант личностного опросника Р. Кеттела и «Картиночная методика определения эмпатийности».

    Полученные данные по методике Р. Кеттела позволили констатировать, что состояние эмоционально-волевой сферы у данной выборки испытуемых имеет свои гендерные особенности. Так, в частности, девочки менее эмоционально возбудимы, чем мальчики. Им лучше удается сдерживать свои эмоциональные проявления в повседневной жизни, но при этом мальчики обладают большей смелостью (см. рис.1), в то время, когда девочки более застенчивы и нерешительны в своих поступках. Однако по шкале «невозмутимость» как у мальчиков, так и у девочек имеется средний показатель. Это говорит о том, что для них характерна умеренная сдержанность, эмоциональная уравновешенность, спокойствие, но в тоже время при необходимости могут отличаться и нетерепеливостью и легкой возбудимостью.

    У девочек менее развит самоконтроль (см. рис.2), что вероятно сказывается и на их учебной деятельности. Ведь при обучении необходимо контролировать свое поведение, сидеть и слушать учителя, держать под контролем свои эмоции и чувства. Вполне вероятно это может быть связано с воспитанием, ведь именно девочкам можно плакать, не скрывать своих чувств, переживаний, а мальчикам говорят: «Ведь ты же мужчина….». Поэтому именно мальчикам приходится «воспитывать» в себе умение «держать себя в руках».

            

    СМЕЛОСТЬ


    Рис.1. Результаты исследования эмоционально-волевой сферы по тесту

    Р. Кеттела (шкала «смелость»)

    САМОКОНТРОЛЬ


    Рис.2. Результаты исследования эмоционально-волевой сферы по тесту

    Р. Кеттела (шкала «самоконтроль»)

    По шкале «оптимизм» особенных отличий у мальчиков и девочек нет, у большинства хорошее настроение, им хочется учиться, играть, чем-то заниматься. Мальчики, как правило, хотят заниматься спортом, а девочки склонны к более спокойным видам деятельности (из беседы с учениками).

    Дети в данном классе отличаются честностью, исполнительностью. Об этом свидетельствуют не только результаты теста, но и наблюдение за ними в учебной и игровой деятельностях.

    По шкале «благоразумие» что мальчики, что девочки показали достаточно низкие результаты (см. рис.3). По-видимому это обусловлено возрастными особенностями. Но все же, хоть и не намного, девочки более благоразумны, вероятно сказывается большее число социальных запретов при воспитании.

    БЛАГОРАЗУМИЕ

                   
    Рис.3. Результаты исследования эмоционально-волевой сферы по тесту

    Р. Кеттела (шкала «благоразумие»)

    Шкала «уверенность в себе» (см. рис.4) дает основание констатировать тот факт, что у мальчиков это качество развито больше, нежели чем у девочек. Это факт подтверждается и наблюдением за детьми на уроках, в играх на перемене. Мальчики более охотно поднимают руку, когда задан трудный вопрос, многие из них могут обосновать свое то или иное поведение. Девочки же уверенно ведут себя в однополой компании, но проявляют застенчивость и неуверенность при общении со взрослыми.

    УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ


    Рис.4. Результаты исследования эмоционально-волевой сферы по тесту

    Р. Кеттела (шкала «уверенность в себе»)

    Итак, результаты исследования эмоционально-волевой сферы у данной категории детей дали следующие результаты: девочки более благоразумны и эмоциональны. Для них характерна застенчивость, нерешительность и неуверенность. Мальчики более смелые, уверенные в себе, способны к самоконтролю. Крайние оценки по шкалам у детей отсутствуют, что свидетельствует о том, что в данной выборке у детей отсутствуют акцентуированные личностные черты.

    Следующая методика «Картиночная методика определения эмпатийности» была направлена на определение  уровня эмоциональной эмпатии у младших школьников.

    Слово «эмпатия» произошло от греческого «pathos» – сильное и глубокое чувство, близкое к страданию, передающее духовное и эмоциональное соединение двух личностей, c префиксом «еm», означающим «направление внутрь». С.С. Степанов пишет, что эмпатия (от греч. empatheia – «сопереживание») – это проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта человека, способного к пониманию и сопереживанию. Так же эмпатию характеризуют как осознание эмоционального состояния другого человека и способность разделить его опыт. В последнем случае мы фактически испытываем те же эмоции.

    Эмпатия предполагает наличие ощущения понимания и сопереживания психологического состояния другого человека. Эмпатия проявляется в приобщении к жизни других людей на эмоциональном уровне.

    После проведения диагностики эмоциональной эмпатии у детей мы пришли к следующему заключению (см. рис.5) : 7% детей имеют высоко развитую эмпатию. Это говорит о том, что эти дети чувствительны к нуждам и проблемам других детей, великодушны, склонны многое прощать. Они эмоционально отзывчивы при взаимодействии, общительны, быстро устанавливают контакт и находят общий язык с незнакомыми им людьми. Стараются не допускать конфликтов, а если таковые возникают, то умеют находить компромиссные решения, выгодные для обеих конфликтующих сторон. Хорошо переносят критику в свой адрес, обдумывают свои неверные поступки, занимаются самосовершенствованием. Педагоги, в свою очередь, ценят их за душевность, открытость и готовность принять новое. Такие дети постоянно нуждаются в социальном одобрении не только со стороны родителей, педагогов, но и со стороны сверстников.

    Средний уровень эмпатии присущ большинству людей. Испытуемые данной выборки не являются исключением – 61%. Такие дети не относятся к разряду особо чувствительных. В межличностных отношениях они более склонны судить по поступкам людей, чем доверять своим личным впечатлениям. Свои эмоциональные проявления чаще держат под самоконтролем. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника дают понять, что им это не очень интересно. Предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре художественных фильмов чаще следят за действиями, чем за переживаниями героев. Иногда, в силу частичной эмоциональной включенности, затрудняются прогнозировать отношения между людьми, поэтому их поступки порой оказываются для окружающих неожиданными. Не отличаются раскованностью чувств, и если люди «закрыты» для общения, погружены в мир собственных переживаний, то и дети со средним уровнем эмпатии тоже останутся бесчувственными к таким людям. Настороженность, замкнутость, некоторая эмоциональная черствость и отгороженность иногда мешают полноценному восприятию других людей.

    Низкий уровень эмпатии (32% детей) свидетельствует о том, что эти дети отличаются черствостью во взаимоотношениях с детьми, родителями, педагогами, они не коммуникабельны, что приводит к трудностям в школьной жизни. Дети практически не способны проявлять эмоциональную отзывчивость, затрудняются быстро и правильно определять настроение, психическое состояние других людей и на этой основе прогнозировать их поведение. Все перечисленные факты приводят к затруднениям обучения и воспитания детей данной группы.

    Рис.5. Результаты исследования эмоциональной эмпатии

    Итак, большинство детей имеет средний уровень развития эмоциональной эмпатии, что в свою очередь свидетельствует о том, что данное качество в детях нужно развивать и совершенствовать.

    Проведение программы, направленной на развитие эмоциональной регуляции поведения детей, формированию адекватной самооценки, оптимизации, стимулированию развития и обогащения эмоциональных проявлений, дало следующие результаты.

    По шкале «смелость» у девочек удалось снизить низкий уровень на 9% (4% после проведения программы). Зная нерешительность девочек при проведении индивидуальных упражнений их стимулировали к проявлению большей активности при их выполнении, самостоятельному принятию решений в трудных ситуациях. Также на занятиях, при разборе некоторых ситуаций, предпринимались попытки изменить устоявшиеся стереотипы поведения на более решительные.

    Девочкам стал лучше даваться самоконтроль эмоций. В частности, появилась группа с высоко развитым самоконтролем (13%), в то время, как при первичной диагностике высокий уровень самоконтроля присутствовал только у мальчиков. Сначала девочки могли заплакать при выполнении упражнений, обидеться на кого-то (даже зная, что это игра), но после работы с ними, они научились спокойно переносить критику в свой адрес, необоснованные обвинения.

    Девочки оказались более терпеливые, чем мальчики. В частности, мальчики все время пытались перебивать говорящего (при строгой инструкции молча выслушать, а только потом высказать свое мнение), давали свои ответы, сильно нервничали, когда их что-то не устраивало.

    По шкале «благоразумие» также наблюдаются видимые изменения. В частности, группа мальчиков, имеющих низкий уровень развития данного качества, уменьшилась на 14%. Это значит, что проведение занятий способствовало продуктивному развитию таких личностных качеств, как осторожность, аккуратность, внимательность. Снизилась импульсивность и агрессивность. Решения стали приниматься более обдуманно, учитывались мнения других детей.

    Также нами отмечена динамика в развитии эмоциональной эмпатии (см.рис. 6).

    Примечание: цифрами по горизонтали обозначены уровни эмоциональной эмпатии: 1-высокий уровень, 2-средний, 3-низкий.

    Рис.6. Динамика развития эмоциональной эмпатии

    Как видно из данного рисунка, после проведения программы нам удалось повысить (на 52%) процент детей, находящихся на высоком уровне. Это обусловлено тем, что дети сначала научились распознавать больший диапазон чувств и эмоций у самого себя. А если ребенок когда-то сам испытывал такие же чувства, как и другие дети (пусть даже в игровой форме), то после этого он способен распознать и адекватно отреагировать, на аналогичные чувства у других. Этот факт, вероятно, будет способствовать большей эмоциональной отзывчивости в отношениях, а также оказании реальной помощи.

    Помимо оценки эффективности проведенной программы с помощью повторной диагностики, нами оценивались также поведенческие и эмоциональные реакции детей с помощью наблюдения, анализа продуктов их деятельности. Дети стали более эмоционально отзывчивы друг к другу, стремятся оказать помощь, меньше стало конфликтных ситуаций, а при их возникновении дети стали менее агрессивны и вспыльчивы. Родители также констатировали, что произошли некоторые изменения в поведении детей дома: стали интересоваться здоровьем родителей, бабушек, дедушек (чего раньше не наблюдалось), добровольно помогать по дому (например, гулять с собакой, мыть посуду).

    Таким образом, мы констатировали, что детям, прошедшим курс данной программы, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. д.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование эмпатийного поведения у детей младшего школьного возраста

    Особенно важное значение в ряду социальных эмоций имеет  роль эмпатии как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные о...

    Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста

    Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками....

    Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

    По предмету: основы невропатологии и психопатологии  На тему: Особенности  эмоциональной сферы детей  младшего школьного возраста...

    Особенности формирования когнитивной сферы детей младшего школьного возраста в логопедической работе

    Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень....

    Изучение познавательной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

    Психическое развитие детей с ЗПР отличается неравномерностью развития психических функций. Для детей этой категории характерна низкая познавательная активность, что проявляется в недостаточном функцио...

    Изучение познавательной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

    Целью нашего исследования явилось изучение некоторых особенностей познавательной сферы младших школьников  с задержкой психического развития. В исследовании приняли участие две группы детей по 10...